Новое время, эпоха научной революции




Философия XVII века получила в истории название философии Нового времени. Творчество Коперника, Бруно и других ученых перевернуло представления человека той эпохи, задало новые направления исследований не только в астрономии, но и в других областях знания.

Философия Нового времени подготавливается рядом факторов. Это возрождение классической древности в искусстве и науке, церковная реформация, желание ученых добиться независимости от исторически устоявшихся авторитетов. Значительные социально-экономические и технические перемены, произошедшие в жизни народов Европы, дали толчок для формирования нового мировоззрения.

Давайте рассмотрим специфику философии этого периода.

Во-первых, в это время активно развивается наука: новые открытия оказывают сильное влияние на развитие философской мысли.

Во-вторых, Укрепляется вера в способность разума осваивать мир и воздействовать на него. Ряд открытий этого времени создает убежденность, что весь мир подчинен строжайшим закономерностям, которые могут быть поняты и описаны. Существует принципиальная установка на познаваемость мира, какими бы путями не шло познание.

В-третьих, происходит разрушение антропоцентризма: вселенная больше не мыслится как мир, вращающийся вокруг человека, поставленного в центр него. Человек осознает, что мир не предназначен исключительно для него.

В-четвертых, мир понимается как упорядоченный и гармоничный. В качестве модели для построения картины мира используются идеи механика – наиболее развитой области знания, философы начинают исходить из предположения, что все сферы бытия функционируют в соответствии с законами механики.

В-пятых, отдается предпочтение метафизическому методу философии: мир рассматривается как совокупность тел, которые существуют не изменяясь. Исходя из того, что мир неизменен, а сознание отражает действительность, то и все понятия начинают рассматриваться как статичные и неизменные, что позволяет изучать их по отдельности.

И, наконец, особый интерес у философов XVII века появляется к проблеме познания: в Новое время философия максимально сближается с наукой, продолжая удаляться от теологии и религии, и начиная отдаляться и от искусства, с которым она сблизилась в эпоху Возрождения. Философия стремится удовлетворить интерес человека к естественно-научному познанию и его методам.

Проблема источника познания в философии XVII века решалась в двух направлениях: рационализм и эмпиризм.

Рационализм (от лат. Ratio – разум) – философское направление, согласно которому основой бытия и познания является разум (т.е. бытие разумно, следовательно, наилучший инструмент познания – разум). Наибольший вклад в разработку рационализма внесли Рене Декарт, Бенедикт (Барух) Спиноза и Готфрид Лейбниц (т.е. мыслители континентальной Европы).

Эмпиризм – философское направление, сторонники которого полагали, что в основе познания лежит опыт. «В разуме нет ничего, чего бы до этого не было в чувствах (опыте)». Основателем эмпиризмы был английский философ Фрэнсис Бэкон. Видными представителями этого направления: Томас Гоббс, Джон Локк (все они представители философии Англии).

Противоположность подходов рационалистов и эмпириков в познании впоследствии была преодолена в Немецкой классической философии XIX века. Современные исследования в области социально-гуманитарных, естественно-научных и философских проблем, как правило, используют оба подхода.

Давайте подробнее рассмотрим философию эмпиризма и рационализма.

Рене Декартом (1596-1650) – выдающийся французский философ и ученый-математик, создал картезианскую физику, стал основателем новейшего рационализма в философии. Декарт обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах, создал теорию научного метода познания и выдвинул теорию о врожденных идеях, стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направления философии. Основные работы Декарта: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии».

Он внес значительный вклад в ряд наук: в алгебре он ввел буквенные символы для переменных величин (x, y, z), ввел нынешнее обозначение степеней, заложил основы теории управления. В геометрии ввел систему прямолинейных координат, заложил основы аналитической геометрии; в оптике открыл закон преломления светового луча на границе двух различных сред.

Декарт разделял распространенное среди математиков XVI-XVIII вв. убеждение, что в основе всех явлений природы лежат математические законы. Они полагали, что эти законы были заложены богом, а их открытие есть подтверждение божественной мудрости.

По отношению к науке необходим строгий и рациональный метод, позволяющий выстраивать ее по единому плану, что приведет человека к достижению господства над природой. По Декарту в познании участвуют идеи трех видов: врожденные, привходящие из чувственного опыта и «изобретенные», т.е. произведенные мыслительной деятельностью человека. Декарт считает, что познание мира должно быть основано на научном методе, который применяется в математике, физике. Таким методом Декарт называет дедукцию, т.е. метод, при котором мысль движется от общего к частному.

Несмотря на то, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Подобные аксиомы Декарт называет «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и человека, и передаются из поколения в поколение. Врожденные идеи бывают 2 видов: понятия и суждения. Примером таких идей может служить идея Бога, чисел, суждение: «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

Критерием истины у него выступает познающий разум и в связи с этим возникает методологическая установка «никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью».

По Декарту, в мире существует множество вещей и явлений, которые непонятны человеку, зато абсолютно в любой вещи или любом явлении можно усомниться. Следовательно, сомнение реально существует.

Сомнение – это свойство мысли, т.е. если человек сомневается, значит он мыслит. А если мыслить может только реально существующий человек, то, следовательно, мышление есть основа не только бытия, но и познания. А так как мышление является работой разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

Это позволяет сделать Декарту свой знаменитый вывод:cogito ergo sum (мыслю, следовательно, существую). Из этого вытекает положение о верховенстве разумного, умопостигаемого способа познания мира над чувственным способом и трактовка истины как особого субъективного и самопознаваемого процесса мышления.

На чем основывается достоверность наших знаний о внешнем мире? Наши знания о мире мы черпаем из чувственного опыта, но не являются ли наши ощущения иллюзиями? Декарт ссылается на Бога как гаранта истинности человеческого познания.

Говоря об отношении Бога и природы, Декарт стоит на позиции деизма. Бог дал природе изначальные законы движения, а реализация этих законов происходит уже естественным образом. Декарт говорит о неизменности Бога, что гарантирует устойчивость законов природы.

Проблема бытия у Декарта. Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое характеризовало бы сущность бытия. В качестве такого понятия у него выступает субстанция – это все, что существует, не нуждаясь ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи началом всего, Бог создал мир, состоящий из субстанций (единичных вещей и идей), которые производны, вторичны по отношению к богу, и зависят от него. Все сотворенные субстанции делятся на два рода: материальные (вещи) и духовные (идеи).

В отношении человека Декарт стоит на дуалистической позиции. С одной стороны, у человека (как и животного) есть непроизвольно-рефлекторные действия, человек в этом смысле представляет собой некий механизм, автомат. Но, с другой, у него есть способность к произвольным действиям, которой нет у животных. У него есть свободная воля, связанная с разумом. В человеке соединяются две субстанции – материальная (телесно-протяженная) и духовная (мыслящая). Человек – единственное существо, в котором соединяются две субстанции, это позволяет ему возвыситься над природой.

Эти две субстанции не зависят друг от друга: тело не влияет на душу и наоборот. Результат двоякой природы человека – страсти (удивление, любовь, ненависть, желание и печаль). Они возникают от взаимодействия желаний и волений духовной субстанции и движений телесной субстанции. Т.е. дуализм Декарта непоследователен: он говорит о двух независимых субстанциях, а потом – о их взаимосвязи.

Основной вопрос философии решается Декартом с точки зрения дуализма (двойственности): спор о том, что первично (материя или сознание) с точки зрения философа - бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а так как человек дуалистичен, то ни сознание, ни мышление не могут быть первичны.

Учение Декарта оказало огромное влияние на развитие всей последующей западноевропейской философии.

С традицией английского Возрождения и эпохой научной революции тесно связана философия выдающегося английского мыслителя и политического деятеля Фрэнсиса Бекона (1561-1626), родоначальника английского материализма и эмпиризма. Основные труды философа: «Нравственные и политические очерки», «О мудрости древних», «Новый органон», «Новая Атлантида».

Философия Бэкона, идейно подготовленная предшествовавшей натурфилософией, традицией английского номинализма и достижениями нового естествознания, соединила в себе натуралистическое миросозерцание с началами аналитического метода, эмпиризм – с широкой программой реформы всего интеллектуального мира. Будущее человечества, его могущество и благосостояние Бэкон связывал с успехами наук в познании природы и ее законов и осуществлением на этой основе полезных изобретений.

В своих работах Бэкон выступил против средневековой схоластики, обосновал опыт и эксперимент как главные средства познания, он требовал коренного преобразования наук и видел в этом основную задачу философии.

Он утверждает, что существует три основных предмета философии: Бог, природа и человек. Бэкон придерживается концепции двойственности истины. Теология – богопознание – опирается на откровение, авторитет священного писания и церкви; философия (изучая законы природы и разрабатывая методы познания природы) опирается на истину как на совпадение мысли с действительностью. И природа и Писание – дело рук Божьих, а, значит, они не противоречат друг другу. Истинно и то и другое.

Основная идея эмпиризма Бэкона состоит в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше теоретического и практического опыта накапливает человечество в целом (и отдельный человек в частности), тем ближе они становятся к истине.

Однако истинное знание не является самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку в его практической деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой. Самый знаменитый афоризм Бэкона: «Знание - сила».

Основной мотив философии Бэкона – познание природы и подчинение ее человеку. Наиболее известный его труд – «Новый Органон» посвящен защите индуктивного метода исследований, который с точки зрения Бэкона является главным методом познания.

Индукция – это обобщение множества частных выводов, т.е. движение мысли от частного к общему. Например, если отдельные металлы плавятся, значит, все металлы обладают свойством плавления. Индуктивный метод познания противопоставляется дедуктивному, где мысли движется от общего к частному. Такой метод познания использовался Декартом.

Индуктивный метод позволяет расширить и интенсифицировать процесс познания, хотя вероятностный характер можно считать недостатком такого метода. (Так, например, если несколько явления определенного характера обладают общими признаками, это не всегда может означать, что такими признаками будут обладать ВСЕ явления данного класса). Преодоление этого недостатка может быть достигнуто путем накопления человеком как можно большего опыта в разных областях познания.

Бэконом были выдвинуты три пути познавательной деятельности: путь паука, путь муравья и путь пчелы.

«Путь паука» - способ получения знания из чистого разума, т.е. рационалистический путь познания. По мнению Бэкона, такой путь игнорирует или значительно принижает роль конкретных фактов, практический опыт. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по мнению философа, «ткут паутину мыслей из своего ума».

«Путь муравья» - способ получения знаний, когда во внимание принимается только опыт, т.е. догматический эмпиризм. Этот метод тоже несовершенен по мнению Бэкона. Догматичные эмпирики занимаются только собиранием разрозненных фактов, что не дает им возможности проникнуть в сущность проблем (они видят только внешнюю сторону явлений).

«Путь пчелы» - наиболее совершенный способ познания по Бэкону. Исследователь, применяя его, использует все достоинства двух предыдущих путей познания, в то же время освобождаясь от их недостатков. Такой метод предполагает сбор всех фактов, их обобщение, т.е. взгляд на проблему «снаружи», и понимание проблемы «изнутри» с помощью разума.

Т.е. наиболее правильным путем познания по Бэкону является эмпиризм, основанный на индукции с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений с помощью разума.

Фрэнсис Бэкон выделяет 4 признака («идола» или «призрака»), которые препятствуют человеческому познанию. Призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения. Призраки рода возникают за счет преломления познания через культуру человека в целом. Призраки пещеры – индивидуальные предрассудки и заблуждения человека.

Призраки рынка и призраки театра – приобретенные заблуждения. При этом, призраки рынка возникают из-за неправильного или неточного употребления понятийного аппарата: слов, выражений, определений. А призраки театра появляются из-за влияния существующих философских воззрений на процесс познания.

Фр. Бэкон положил начало исследованиям в области «естественной» морали. Бэкон утверждал первенство общего блага перед индивидуальным, деятельной жизни перед созерцательной. Общественное благо складывается из совокупного стремления каждого к благополучию. «Человек сам кузнец своего счастья». Цели человека – здоровье и сила, богатство, общественное положение и престиж.

В области политики Бэкон был сторонником усиления центральной власти для создания военного, морского и политического могущества государства. Процветание страны он связывает с поощрением мануфактур и торговых компаний, основанием колоний и вложением капитала в сельское хозяйство, с искоренением праздности и обузданием роскоши и расточительства.

Основные представители эмпиризма, продолжающие линию Бэкона в философии – это Т.Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704).

Механистическая картина мира Исаака Ньютона (1643-1727)

Ньютон – выдающийся английский физик, математик, астроном и философ, который подвел итоги научной революции. Он оказал решающее влияние на формирование новой картины мира (ньютоно-картезианской). Ньютон параллельно с Лейбницем явился создателем интегрального и дифференциального исчисления, а созданная им теория – классическая механика – стала образцом для научных открытий Нового времени.

В ньютоновской картине мира природа описывается как огромный механизм (подобный часам), в котором все тела состоят из мельчайших неделимых частиц (корпускул или атомов) и движутся или покоятся в пустоте.

В основе мира лежит закон всемирного тяготения: сила притяжения прямо пропорциональна массе тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Природу силы тяготения Ньютону установить не удалось.

Целесообразное устройство природы и мировая гармония в ней свидетельствуют о наличии премудрого и всемогущего Бога, создателя мира, о котором ничего нельзя сказать, кроме того, что он существует.

В целом роль разума (разума познающего субъекта) в классической философии столь высока, что реальность (как нечто независимое от человека) и ее конструирование умом (имеется в виду модель реальности) совпадают.

А случаи непонимания действительного положения дел являются результатом обмана или невежества. Поэтому философское размышление есть особая рефлексия, разновидность систематического мышления, область познания которого ничем не ограничена.

Такой взгляд на философию привел к тому, что перед нами предстают всеобъемлющие философские системы, которые включают в себя все, что только может быть подвергнуто рациональному философскому исследованию.

Существенной особенностью философии этого периода является ее просветительский пафос, который основан не на стремлении философа поучать, а на том, что, выдвигая ту или иную систему рациональных, этических или эстетических норм, мыслитель выступает от имени разума, с помощью которого он достиг высшей степени истинности.

Оборотной стороной этой тенденции можно назвать то, что наставления философов часто приобретали менторский или схоластический тон и были иногда далеки от реальности, что придавала этой философии автономный, замкнутый характер. Ключевыми словами философских рассуждений этого периода можно назвать Разум и Просвещение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: