Современный этап социально-экономического развития Китая




 

Ноябрьский 3-й пленум 11-го созыва 1978 г. явился своеобразным водоразделом между плановой моделью развития советского образца и современной экономической реформой.

Первоначально реформа не имела какого-либо четкого теоретического обоснования.

Тем не менее, уже в 1978 г. КНР занимала 1-е место в мире по производству тканей; 2-е — по зерновым, чаю и ряду масличных культур; 3-е — по хлопку, бобовым, мясу, углю, химическим удобрениям; 5-е — по стали, 7-е — по электроэнергии, 8-е — по нефти.

Китайская экономика отличалась крайне низкой производительностью труда.

Региональное развитие страны характеризовалось ярко выраженной неравномерностью.

Сравнительно низким уровнем характеризовалось развитие науки, образования, культуры. В этих важнейших областях Китай отставал от мирового передового уровня самое скромное на 30 лет.

Первый этап реформы (1978-1984 гг.) обычно называют этапом реформирования аграрной экономики. С одной стороны, успехи были несомненными и впечатляющими: так, производство зерна увеличилось с 304,77 млн. т в 1978 г. до 407,31 млн. т в 1984 г.

Главной особенностью начала реформ можно назвать осторожность, постепенность и настойчивость.

Лозунгом 1980 г. было объявлено сочетание плана и рынка. В 1981 г. выдвинут новый лозунг: «Плановая экономика — главное, а рыночнаявторостепенное».

В 1983 г. экономика условно была разделена на 4 сферы. В первую область директивного, прямого регулирования входили крупные промышленные предприятия и оборонная промышленность (примерно 30% валового промышленного производства). Вторая область (частичного директивного планирования) охватывала примерно 10% промышленного производства. Третья область (30%) (охватывающая средние и частично мелкие предприятия) подлежала так называемому направляющему планированию. Наконец, остальные 20% экономики регулировались исключительно рынком.

За первый период реформы объем ВВП вырос с 320,19 млрд. юаней (1977 г.) до 717,10 млрд. (1984 г.), а ВВП на душу населения с 339 до 692 юаней.

В октябре 1984 г. 3-й пленум ЦК КПК 12-го созыва принял постановление о реформе экономической системы в городах, чем объявлялся ее второй этап.

Второй этап реформы (1984-1992 гг.) можно назвать ускорением демонтажа плановой системы советского образца и постепенным переходом к рыночной экономике.

1985 и 1986 гг. были объявлены «периодом урегулирования» диспропорций.

XIII съезд КПК (октябрь—ноябрь 1987 г.) объявил о курсе: «Построение социализма с китайской спецификой». На нем была провозглашена задача доведения к 2050 г. среднедушевого ВВП на душу населения до уровня среднеразвитых стран мира. Лозунг 1981 г. («Плановая экономика — главное, а рыночная — второстепенное») был заменен в 1987 г. на новый: «Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предприятие».

К концу второго этапа экономической реформы экономическая структура страны продолжала оставаться весьма отсталой.

Период 1984-1988 гг. отмечен первым официальным закреплением в документах КПК (в постановлении ЦК КПК о реформе хозяйственной системы, октябрь 1984 г.) курса на «развитие многообразных форм экономики и способов хозяйствования» при главенстве общественной собственности на средства производства. На селе наблюдается бурное развитие волостных и поселковых предприятий, индивидуального уклада, в аграрном секторе появляются «новые хозяйственные объединения». Государственная промышленность и строительство абсорбируют различные формы установления подрядных отношений предприятий с государством. Активно внедряется аренда государственных и коллективных предприятий. С 1987 г. политически разрешено функционирование частных предприятий с 8 наемными работниками и более.

С началом реформы государственный бюджет страны стал перманентно дефицитным. С точки зрения правоверной Неоклассической школы - это полная катастрофа.

Однако кроме неоклассической экономической школы есть еще и кейнсианская, которая специально занимается проблемами вывода развивающихся стран из стагнации к стабильному росту. Так вот эта школа рекомендует развивающимся странам для ускорения экономического роста опираться на помощь государственного бюджета. А после того, как этот рост будет достигнут и бизнес начнет процветать — вот только тогда и нужно начинать беспокоиться о сбалансированности государственного бюджета. Именно по этому пути прошли все развитые страны Запада, Япония и Южная Корея. И Китай — не исключение.

Третий этап экономической реформы (1992-1997 гг.). В октябре 1992 г. состоялся XIV съезд КПК, который отметил глобальные сдвиги на международной арене: крах международного коммунистического движения и распад СССР. Китайское руководство выразило решимость отвергнуть «теорию домино», принять вызов, было решено форсировать темпы роста ВВП с 6% в год до 8-9%. Лозунг: «Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предприятие», выдвинутый в 1987 г. на XIII съезде КПК, был преобразован курс на создание рыночной экономики.

Основными задачами экономической стратегии были объявлены: а) оптимизация управления предприятиями; б) ускорение прогресса рыночных отношений; в) всестороннее углубление реформы; г) ускорение темпов экономического роста.

Начиная с 1992 г. взрывной эффект был достигнут в деле привлечения иностранных инвестиций. На новый уровень вышли акционирование и развитие на этой основе рынка акций в Китае. Массовый характер приобрели преобразование мелких государственных и коллективных предприятий в частные и отказ псевдоколлективных хозяйств от «красных шапок», т. е. от формально коллективного статуса.

Свершившимся фактом стало формирование в Китае многоукладной экономики, связанное с постепенным, но в целом весьма существенным ослаблением прежнего доминирующего положения в городской промышленности и коллективного сектора в сельском хозяйстве, с развитием, как в городе, так и в деревне внушительной многоукладной индивидуальной и частной экономики, с появлением 300 тыс. предприятий с участием иностранных инвестиций, с акционированием некоторой части самих государственных и коллективных предприятий.

Важно отметить отсутствие резких скачков в «деэтатизации» (разгосударствлении) ведущего сектора экономики страны — промышленности. Сдвиг в пользу негосударственных укладов достигнут относительно постепенно, за счет их более быстрого развития.

За данный период ВВП вырос с 2161,78 млрд. юаней (1991 г.) до 7446,26 млрд. (1997 г.), а ВВП надушу населения — с 1879 до 6053 юаней.

Четвертый этап экономической реформы (1998-2002 гг.). На XV съезде КПК (сентябрь 1997 г.) были подведены итоги формирования «строительства социализма с китайской спецификой». Манифестом, провозгласившим открытие нового пути и создание новой теории строительства социализма с китайской спецификой, XV съезд КПК, оглядывая путь, пройденный за 20 лет реформы, называет выступление Дэн Сяопина 1978 г.: «Раскрепощать сознание, придерживаться реалистического подхода к делу, сплачиваться и смотреть вперед».

Стержнем экономической политики Китая с 1998 г. стало стимулирование общественного спроса «по всем азимутам», т. е. потребительскому, инвестиционному и экспортному.

Заметно мягче становится кредитно-денежная политика.

В расширении потребительского спроса акцент делается на дальнейшем развитии пищевой промышленности, телекоммуникаций, информационной техники и технологии, диверсификации потребления в деревне. Еще одним приоритетом потребительского спроса в ближайшие годы в Китае рассчитывают сделать жилье.

На XV съезде КПК в 1997 г. было принято решение по реформированию государственных предприятий.

«Правила изменения хозяйствования промышленных предприятий общественной собственности» (1992 г.), а затем решение о создании «системы совместных предприятий» были призваны стимулировать вхождение предприятий государственного сектора в рыночную экономику.

В 1994 г. начали осуществляться программы реформирования финансово-налоговой, банковско-финансовой, валютной, ценовой систем и создание «системы современных предприятий».

Основным курсом реформирования государственной промышленности стала «система современных предприятий», в которой главное внимание уделено крупным заводам и фабрикам, поставляющим основную массу продукции. Для них разрабатываются меры по ликвидации долгов, увеличению инвестирования, улучшению системы руководства и управления. Создание «системы современных предприятий» предусматривает персонифицированную имущественную ответственность, обладателями которой, видимо, станут акционеры, выступающие в роли инвесторов.

Углубление реформы потребовало необходимого разграничения имущественных прав между собственниками, инвесторами и хозяйствующими субъектами.

Итак, в Китае предстоит наиболее трудная часть реформы — перевод государственного сектора промышленности на рельсы рыночной экономики. В государственном секторе на промышленных предприятиях заняты около трети рабочих и служащих, каждый шестой — скрытый безработный. Попытки закрытия нерентабельных предприятий очень болезненны, поскольку в старых промышленных районах и некоторых городах почти 80% населения занято на государственных предприятиях.

В социальной сфере в 1990-е гг. стали давать о себе знать проблемы имущественного и социального расслоения бедности и богатства, низких доходов, занятости, безработицы и нарастающие трудности физического выживания десятков миллионов людей. Названные проблемы стали обостряться в связи с ускорением проведения нового цикла реформ, начатых в 1993-1994 гг.

Курс на повышение эффективности производства сопровождается освобождением от избыточного персонала предприятий, составляющих 25-33% всех работающих. Правительство было вынуждено принимать меры по установлению минимума заработной платы.

Нынешняя ситуация в экономике Китая дает простор для самых разных интерпретаций, прогнозов и оценок. Однако вполне определенно можно утверждать, что продвижение Китая по пути рыночных преобразований остается сложным и противоречивым процессом.

Пятый этап реформы (с 2002 г.). В ноябре 2002 г. в Пекине состоялся XVI съезд КПК, который по сути явился началом нового этапа развития китайской реформы.

Цзян Цзэминь выдвинул следующие темы для обсуждения: дальнейшее следование идеям тов. Дэн Сяопина; претворение в жизнь идеологии «3 представителей»; формирование среднезажиточного общества в Китае; проведение модернизации социалистического строительства ускоренными темпами; приложение максимальных усилий для создания в Китае нового типа социализма, социализма с китайской спецификой. В настоящее время происходит формирование многополюсного мира, все более быстрыми темпами протекает процесс экономической глобализации, в эпоху быстрого научно-технического прогресса конкуренция между странами мира становится все более напряженной.

Прогнозы развития на 10-ю китайскую пятилетку (2001-2005 гг.)

Десятая пятилетка станет для экономики Китая периодом хотя и несколько замедлившегося, но стабильного экономического роста. В сфере финансов возможно возникновение новых противоречий, снижение темпов роста реальных доходов населения.

В ходе 10-й пятилетки ежегодные темпы экономического роста страны составят около 7-8%. Целью первых 10 лет XXI в. для Китая является очередное удвоение ВВП. Основные задачи сводятся к дальнейшей модернизации экономики, росту производительности труда, ускоренному развитию третичного сектора экономики: сферы финансов, информации и т. п.

Ускорится процесс реформирования государственных предприятий (это одно из приоритетных направлений реформы). Доля государственного сектора в народном хозяйстве страны будет сокращаться.

Существенно возрастет роль негосударственного сектора экономики. Повысится уровень его конкурентоспособности.

Ускорится процесс урбанизации. Правительство продолжит осуществлять политику ограничения миграции из сельской местности, а также из города в город.

Китай будет осуществлять последовательную и осмотрительную интеграцию экономики страны в мировую экономику.

Завершится множество грандиозных проектов, таких как стабилизация русла реки Хуанхэ, проект «Магистраль Юг—Север», строительство цинцзанской железной дороги и ряда сверхскоростных железнодорожных магистралей.

Китай будет продолжать осуществлять постепенную и осмотрительную политическую реформу, не копируя при этом западную модель. В центре внимания в 10-ю пятилетку по-прежнему остается реализация экономической реформы. Позиция партии в социальной жизни страны еще более возрастет. Члены партии должны постоянно помнить о том, что основная цель проведения в стране реформ — создание условий для обогащения народа.

В марте 2001 г. китайский парламент утвердил основные направления экономического и социального развития на 2001-2005 гг. (10-ю пятилетку).

Китайские экономисты считают, что пика темпов экономического развития экономика достигла в период 8-й пятилетки (1991-1995 гг.), когда ежегодные темпы прироста ВВП достигли 12%. В 9-ю пятилетку началось снижение темпов прироста ВВП (8,5% ежегодно). В 10-ю пятилетку планируется, что ежегодные темпы прироста ВВП составят 7,8% ежегодно (что, впрочем, гарантирует удвоение экономики примерно за 9 лет). То есть примерно в 2010-2012 гг. китайская экономика удвоит свой ВВП по сравнению с 2001 г.

Китай обладает самым многочисленным населением в мире. При этом наблюдается снижение темпов прироста населения. Так, в 1970-е гг. годовой прирост населения составлял примерно 20%, в 1980-е гг. — 16, а к концу 1990-х гг. упал до 10,1%.

Китайские демографы ожидают, что население страны будет абсолютно увеличиваться вплоть до 2030-2040 гг., достигнув примерно 1600 млн. человек и только после этого в результате урбанизации и повышения качества жизни численность населения стабилизируется, а затем начнет сокращаться. В результате естественного прироста населения увеличивается и количество рабочей силы.

Целью развития является сбалансированное региональное развитие. На пороге XXI в. китайские эксперты разработали три возможных варианта регионального развития: 1) увеличение разрыва регионального развития; 2) сокращение разрыва регионального развития; 3) стабилизация разрыва регионального развития. Оптимальным был признан третий вариант: восточные регионы должны передать свой динамизм западным без торможения своего развития. В течение некоторого времени разрыв между уровнем развития востока и запада страны будет продолжать возрастать. Однако со временем эта тенденция должна быть приостановлена и обращена вспять.

В своей политике регионального развития Китай стремится выработать особый подход к каждому из регионов. При формировании региональной стратегии следует руководствоваться не только спецификой природных, ресурсных и общеэкономических факторов, но также социальных. Менее развитые регионы отличаются низким уровнем индустриализации, науки и техники, культуры, образования, качества рабочей силы, слабым развитием рыночных отношений. Как правило, это регионы с богатыми природными ресурсами, но плохими погодными условиями.

В 1995 г. было опубликовано «Постановление ЦК и Госсовета о необходимости быстрого развития науки и техники», в котором формулировалась настоятельная необходимость форсированной модернизации экономики. Была подчеркнута особая роль в судьбе страны науки и техники, образования, воспитания квалифицированных кадров, создания модернизированных отраслей экономики, не уступающих лучшим мировым аналогам.

В постановлении были определены цели и задачи в сфере сельского хозяйства и промышленности, различных областях развития новейших технологий. Наука и образование стали занимать ведущее место в политике, проводимой правительством Китая с самого начала возникновения КНР.

В 1997 г. на XV съезде КПК стратегия модернизации страны обобщена и конкретизирована по ключевым направлениям развития экономики.

В июне 1996 г. китайская делегация участвовала в конференции ООН в Нью-Йорке, где был сделан «Доклад о долгосрочном развитии Китая».

В сентябре 1997 г. генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь на XV съезде КПК в своем докладе еще раз подчеркнул важность выработки адекватной стратегии долгосрочного развития страны.

«Программа XXI в.» Китая состоит из 4 частей и 20 глав, в которых рассматривается 78 проектов.

Основные проблемы экономического развития Китая следующие:

- Есть еще сферы экономики, где реформирование осуществляется медленными темпами. Это относится к государственным предприятиям. С другой стороны, современное производство сталкивается с многочисленными трудностями, так как коммерческие предприятия еще недостаточно окрепли и недостаточно многочисленны.

- Высокие темпы роста при низкой экономической эффективности и низком качестве производимой продукции. ВВП на душу населения остается сравнительно невысоким. Структура производства характеризуется отсталостью. Структура распределения — недостаточно рациональна, а научно-технический прогресс оказывает сравнительно небольшое воздействие на экономический рост.

- Внутренний рынок динамично расширяется. Но при этом существует жестокая конкуренция со стороны иностранных производителей. Китайские товары по своему качеству часто уступают иностранным. Некоторым национальным отраслям грозит опасность быть уничтоженными иностранным капиталом. В подобной ситуации вступление в мировую экономику очень непросто. При стремительном развитии экспорта и низкой эффективности отечественного производства китайская продукция остается недостаточно конкурентоспособной.

- Разрыв между восточными и западными регионами страны возрастает.

- Несмотря на увеличение масштабов экономики, безработица увеличивается, сокращается количество рабочих мест на государственных предприятиях, ускоряется миграция сельского населения в города, что порождает множество социальных проблем. Это обостряет проблему нестабильности общества. Увеличивается разрыв в доходах населения. Медленно растут доходы крестьян, что пагубно влияет на развитие сельского хозяйства и стабильности в деревне.

- Сохраняется относительно низкая покупательная способность населения, что тормозит темпы экономического роста. Не решены многие старые экологические проблемы, к которым постоянно добавляются все новые.

- Рынок китайской рабочей силы велик, но его качественные характеристики все еще оставляют желать лучшего. Неразвитыми остаются рынки: валютно-финансовый, недвижимости и квалифицированных кадров. Уровень образования весьма далек от идеала.

Особенности экономической стратегии характеризуются следующими чертами:

1) Всеобъемлющий характер. Необходимо учесть все особенности конкретной ситуации, в которой стратегия будет осуществляться. Всеобъемлющий характер проявляется на различных уровнях экономики и в различных сферах и масштабах: начиная с масштабов страны и заканчивая отдельным регионом, отраслью и отдельным предприятием.

2)Долгосрочность. Любая стратегия долгосрочного развития не должна исходить из сиюминутных интересов. Экономическая стратегия должна осуществляться на основе плана на 10-15,30-50 и даже большее количество лет.

3) Поэтапность. В процессе осуществления любой стратегии экономического развития необходимо намечать этапы, которые бы позволили вычленить наиболее актуальные текущие задачи и методы их достижения.

Китай заимствовал экономическую стратегию развития у СССР. Особенностями этой стратегии было: 1) возникновение централизованной плановой экономики и государственного регулирования; 2) слишком большое внимание уделялось темпам экономического роста при игнорировании повышения эффективности; 3) людские, материальные и финансовые ресурсы использовались для осуществления крупномасштабных и амбициозных проектов при игнорировании потребностей гармоничного экономического, технологического и социального развития. Данная стратегия характеризовалась высокими темпами роста, низкой эффективностью, высокой нормой накоплений, но с низким уровнем потребления. Благодаря этой стратегии Китай сумел поддерживать высокие темпы роста, сформировать независимую национальную индустрию, сохранить политическую и экономическую независимость.

 


Список использованной литературы

 

1. История мировой экономики: учебник. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Китайская экономика в XXI в. Селищев А.С., Селищев Н.А. – СПб.: Питер, 2004.

3. Китай / колл. Авт. – М.: Междунар. отношения, 1992.

4. КНР на путях реформы (теория и практика экономической реформы). – М.: Наука, 1989.

5. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./ Под ред. Марковой А.Н. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995.

6. Китай: традиции и современность. – М.: Наука, 1976.

7. Китай – наш великий сосед. Барахта Б.П. – М.: Знание, 1989.

8. Экономическая и социальная география зарубежных стран: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по геогр. Спец. / Горнунг М.Б., Максаковский В.П., Машбиц Я.Г. и др. – М.: Просвещение, 1980.

9. Мировая экономика: учебник. Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.

10. Реформа хозяйственной системы в КНР. – М.: Экономика, 1989.

11. Экономическая история социалистических стран: уч. Пособие / Под ред. Жамина В.А. – М.: экономика, 1985.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: