Влияние стресса на здоровье человека




 

Мы уже отмечали, что объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления и психологические. В одних и тех же условиях у разных людей стрессы могут протекать по-разному; основной «удар» может падать на разные системы: сердечно-сосудистую, пищеварительную или иммунную, что зависит, очевидно, от ряда конституциональных особенностей организма, определяемых, в частности, наследственностью. Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении.

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.). В результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.

При демобилизующем стрессе (дистрессе) деформируются вся мотивационная сфера личности и ее адаптивно-поведенческие навыки, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс мобилизует адаптивные возможности личности (такая разновидность стресса называется австрессом).

Организм человека готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но люди по-разному реагируют на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены. Но, так или иначе, постоянное напряжение не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья. Тот, кто постоянно находится в состоянии напряжения, скорее заболевает, он более восприимчив к инфекционным и простудным заболеваниям.

Если множество различных позитивных и негативных стрессов сменяют друг друга, то тело и дух постоянно напряжены, даже по ночам. Если же это напряжение долго не ослабевает, страдает наше здоровье. Все симптомы возникшей болезни могут получить объяснение исходя из основного нарушения, а именно резкого ослабления иммунной системы в результате стрессов.

Самые распространенные заболевания - ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь пищеварительных органов, бронхиальная астма, опухоли – принято считать болезнями стресса, число которых может достигать 90% патологии современного человека.

 

5. Роль физической культуры и спорта в профилактике стресса.

 

Бездействующие мышцы, мозг и другие органы теряют работоспособность. Для «поддержания формы» нужно упражнять ум и тело. Кроме того, бездеятельность закрывает все пути для реализации врожденного стремления творить, созидать. Это приводит к нервному напряжению и чувству неуверенности из-за бесцельного существования.

Ритм современной жизни не сбалансированный. Он предъявляет высокие требования к психике, щадя при этом в значительной степени тело. И эта дисгармония нарушает природное психосамотическое равновесие, поскольку органы и системы человека созданы природой для движения. Их бездеятельность может привести к ослаблению, а затем и к атрофии мышц.

Большинство болезней цивилизации в прямой зависимости от недостатка движения. На смену реакции «борьбы и бегства» должен прийти другой вид двигательной активности – например, занятия физкультурой и спортом. Физическая активность нужна не только для того, чтобы быть сильным и уметь постоять за себя, но в большей степени для того, чтобы укрепить здоровье и уметь противостоять стрессу.

Занятия физкультурой и спортом воздействуют на важнейшие мышцы: диафрагму, сердечную мышцу, мышцы, расположенные вдоль позвоночника, мышцы шеи и конечностей. Под воздействием физических нагрузок активизируется кровоснабжение, что способствует более полному кровоснабжению отдельных органов и тканей, т.о. повышается выносливость сердца – оно легче переносит физические нагрузки и различные нервные потрясения.

Занятия физкультурой и спортом оказывают так же благотворное воздействие на психику. Активизация кровообращения и более глубокое дыхание содействуют лучшему снабжению мозга кровью и кислородом, что повышает возможность сосредоточиться. Движения постепенно снимают нервное напряжение, и возникает ощущение собственного здоровья, вследствие этого человек испытывает радость. Чувство радости, в свою очередь, создает хорошее настроение. Древние римляне называли это чувство радости эйфорией (физическая и душевная удовлетворенность). Это ощущение не субъективно – оно доказано биохимическим путем. Гормон, ответственный за хорошее настроение и самочувствие, – бета-эндорфин. Было установлено, что после бега уровень этого гормона в крови значительно повышается: через 10 минут – на 42%, а через 20 минут – уже на 110% (Шонка).

Бета-эндорфин обладает сильным эйфорическим действием –способствует выходу из депрессии и обретению душевного равновесия.

Во время занятий спортом человек вынужден многократно реагировать на резкие смены ситуации, что тренирует адаптационные механизмы. В случае снижения приспособляемости к новым жизненным ситуациям такая тренировка становится надежной защитой от стресса.

Двигательная активность – источник жизненной силы. Более двухсот лет назад Жан-Жак Руссо сказал: «Чем слабее тело, тем больше оно приказывает, чем оно сильнее, тем послушнее».

 

 

Заключение

Основной вывод, который можно сделать из данной работы, можно сформулировать таким образом. Стресс – это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Со стрессом можно бороться – и довольно успешно! Для этого следует включить защитные противострессовые механизмы, используя информацию, основанную на данных врачей, психологов, социологов.

В данной работе рассмотрено понятие стресса, изучены причины его возникновения, обобщены признаки стресса, рассмотрена динамика развития стрессового состояния, изучено влияние стресса на здоровье человека, а также проанализирована роль физической культуры и спорта в профилактике стресса.

Литература

1. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М., 1999.

2. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. – СПб, 2003.

3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М.: Просвещение, 2004.

4. Леонова А. Костикова Д. На грани стресса / В мире науки 2004. № 4

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2003.

6. Медина Е.Н Правила здоровой жизни / Архитектура тела и развитие силы 2000. № 4

7. Немов Р.С. Психология. Кн.1., – М.: Просвещение, 1994.

8. Уэйберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998.

9. Психология физического воспитания и спорта / под ред. А.В. Родионова – М., 2004

10. Психология: Учебник для студентов институтов физической культуры / под ред. П.А. Рудика. – М.: ФиС, 2004

11. Стресс жизни: Сборник / Составители: Попова Л.М., Соколов И.В.

(О.Грегор. Как противостоять стрессу.

Г.Селье. Стресс без болезней.

Г.Гельб, П. Зигель. Обезболивание без лекарств.) – СПб, ТОО «Лейла», 1994.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: