ВИДЫИ ПРИЧИНЫИЗНОСОВ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Работа любого электрооборудования приводит его к износу, поэтому необходимо проводить периодические ремонтные работы. Износ электрооборудования по характеру и вызывающим его причинам условно разделяют: на механический,
электрический и моральный.
Механический износ- это износ электрооборудования, которое происходит из-за длительных переменных или постоянных механических воздействий на его отдельные детали или сборочные единицы, в результате чего изменяются их первоначальные формы или ухудшаются качества, например образование на поверхности коллектора электрической машины глубоких борозд — «дорожек». Причиной быстрого механического износа коллектора может стать длительное воздействие на него щетки, прижатой с усилием, превышающим допустимое усилие нажатия, или неправильный подбор марки щетки, например, более твердой, чем та, на которую рассчитан коллектор.
В электрических аппаратах механический износ выражается в истирании (абразивном износе) и изменении первоначальной формы контактов, ослаблении пружин механизма и др. В электрических двигателях из-за трения механически изнашиваются главным образом шейки валов, подшипники и контактные кольца роторов.
Электрический износ — невосстановимая потеря электроизоляционными материалами электрооборудования изоляционных свойств. Электрически изнашиваются, например, пазовая изоляция электрических машин, изоляция проводов обмотки трансформатора, изолирующие детали аппаратов и др. Электрический износ изоляции чаще всего является следствием длительной работы электрооборудования, воздействия на изоляцию недопустимо высоких температур или химически агрессивных веществ, что приводит к интенсивному «старению» изоляции и в результате этого к витковым замыканиям в обмотках и катушках, пробою изоляции и появлению потенциалов опасной величины на частях электрооборудования, нормально не находящихся под напряжением, т. е. к повреждениям, устранение которых требует капитального ремонта электрооборудования.
Моральный износ — результат старения вполне исправного резервного или работающего электрооборудования, дальнейшая эксплуатация которого нецелесообразна из-за создания нового, технически более совершенного или более экономичного оборудования аналогичного назначения. Этот вид износа электрооборудования — закономерный процесс, обусловленный развитием науки и непрерывным техническим прогрессом. Однако эксплуатация морально износившегося электрооборудования может стать технически и экономически целесообразной, если при капитальном ремонте осуществить модернизацию, при которой его технико-экономические параметры могут быть максимально приближены к параметрам аналогичного более совершенного электрооборудования. Модернизация электрооборудования имеет большое народнохозяйственное значение.
СИСТЕМЫИ КЛАССИФИКАЦИЯ РЕМОНТОВ
В настоящее время в России принята система планово-предупредительных ремонтов сокращенно (ППР). ППР- это осуществление комплекса профилактических работ и мероприятий по уходу за оборудованием и его ремонтом. Систем ППР устанавливает периодичность и объемы ремонтных работ в зависимости от режимов работы, технического состояния и условий эксплуатации электрооборудования. При этом учитываются также обеспечение бесперебойной работы предприятия, безопасность обслуживающего персонала, увеличение межремонтных периодов и сокращение продолжительности пребывания электрооборудования в ремонте. Таким образом, система ППР — это плановая система организационных и технических мероприятий, выполнение которых направлено на обеспечение продолжительной и безаварийной работы электрооборудования.
Существуют три основные системы организации ППР электрооборудования на предприятии: централизованная, децентрализованная и смешанная.
Централизованная система характерна тем, что ремонт электрооборудования выполняет одна или несколько ремонтных служб, специализированных по видам оборудования или роду работ. Эти службы подчинены главному энергетику предприятия.
Эксплуатационный персонал, обслуживающий электрооборудование цеха, подстанции, выполняет при этой системе лишь работы по надзору, уходу и мелкому текущему ремонту.
Децентрализованная система характерна отсутствием специализированных ремонтных служб. Все электроремонтные работы выполняет персонал, сосредоточенный в электроремонтных мастерских или бригадах, находящихся в административном подчинении соответствующего производственного подразделения, например начальника цеха, или главного энергетика предприятия.
Смешанная система организации ремонта электрооборудования отличается от других систем тем, что в производственных подразделениях имеются не только свои электроремонтные мастерские и бригады, выполняющие небольшие по объему и сложности ремонтные работы, но и специализированные ремонтные службы, производящие сложные и большие по объему работы, связанные с ремонтом электрооборудования.
Положением о ППР электрооборудования промышленных предприятий ряда отраслей промышленности предусмотрено выполнение нескольких видов ремонтов (текущего и капитального, среднего и капитального или текущего, среднего и капитального). Наиболее прогрессивная система — выполнение для большей части электрооборудования двух видов ремонта: текущего и капитального.
При текущем ремонте заменяют небольшие детали, устраняют мелкие дефекты, регулируют механизмы электрооборудования и обеспечивают его нормальную работу до очередного планового ремонта. К текущему ремонту относят также чистку электрооборудования, восстановление небольших участков поврежденной изоляции обмоток электрических машин, перезарядку предохранителей с заменой плавкой вставки, обработку обгорелых контактов аппаратов, промывку подшипников электродвигателей, смену износившихся щеток, подтягивание креплений электрооборудования и т. п. Во время текущих ремонтов проверяют состояние изоляции обмоток электрических машин и электромагнитов отключающих аппаратов, а также производят различные профилактические испытания с целью выявления и своевременного устранения имеющихся неисправностей в электрооборудовании. Текущие ремонты осуществляют обычно без разборки электрооборудования, используя кратковременные остановки производственного оборудования.
Средним считают ремонт, при котором предупреждают опасность чрезмерного износа наиболее ответственных деталей и сборочных единиц электрооборудования или же предотвращают аварийный выход его из строя. При этом виде ремонта заменяют отдельные детали механизма аппаратов, восстанавливают надежность электрических соединений, устраняют дефекты изоляции лобовых частей обмоток электродвигателей, ремонтируют щеткодержатели, заменяя пружины и гибкие связи, продороживают коллекторы электрических машин, шлифуют контактные кольца электродвигателей с фазными роторами, заменяют оплавленные рабочие или дугогасительные контакты отключающих аппаратов, а также катушки электромагнитов автоматических выключателей и т. п.
При капитальном ремонте восстанавливают или заменяют отдельные базисные части и детали электрооборудования. К капитальному ремонту относят, например, перемотку роторной или статорной обмотки электродвигателей, намотку и установку новых полюсных катушек машин постоянного тока, перезаливку подшипников скольжения электродвигателя, намотку и установку новой обмотки силового трансформатора и др. бабит
Выполнение капитальных ремонтов электрооборудования связано, как правило, с необходимостью частичной или полной его разборки. В некоторых случаях при капитальных ремонтах электрооборудование модернизируют, т. е. совершенствуют, конструкцию, улучшают эксплуатационные качества, повышают надежность, ремонтопригодность или безопасность ремонтируемых аппаратов, силовых трансформаторов и электрических машин.
Основная цель модернизации — приближение технических параметров старого и конструктивно несовершенного электрооборудования к техническим параметрам современных, более совершенных электрических машин и аппаратов. Модернизацию при капитальном ремонте осуществляют, когда конструкция ремонтируемого электрооборудования допускает внесение в него требуемых изменений.
Планирование ремонтного цикла
Продолжительность ремонтного цикла определяется условиями эксплуатации, требованиями к показателям надежности, ремонтопригодностью, правилами технической эксплуатации, инструкциями завода-изготовителя. Реальная сменность работы оборудования и сезонность его работы учитываются соответствующими коэффициентами.
При определении продолжительности ремонтного цикла исходят из графика распределения отказов электрооборудования. На этом графике можно выделить три области: область 1 — послеремонтная приработка, когда вероятность отказов повышается за счет возможного применения при ремонте некачественных деталей и материалов, несоблюдения технологии ремонта и т. д.; область 2 — нормальный этап работы электрических машин с практически неизменной величиной отказов во времени; область 3 — старение отдельных узлов электрической машины, характеризующееся ростом числа отказов.
Рис. График интенсивности отказов электрических машин в процессе эксплуатации |
![]() ![]() |
![]() |
Длительность ремонтного цикла не должна превышать длительности нормального этапа работы.
При планировании структуры ремонтного цикла (виды и последовательность чередования плановых ремонтов) исходят из того, что в электрической машине наряду с быстро изнашивающимися деталями (щетки, подшипники качения, контактные кольца), восстановление которых производится путем их замены на новые или незначительным ремонтом старых, имеются детали с большим сроком износа (обмотки, механические детали, коллекторы), ремонт которых достаточно трудоемок и занимает много времени. Поэтому в течение наработки между капитальными ремонтами (ТПЛ) электрические машины должны пройти несколько более легких текущих ремонтов с интервалом tпл.
Обычно ремонты планируют на один год с разбивкой по этапам и месяцам. Такое планирование называется текущим
Различают два метода ремонта электрооборудования — принудительный и послеосмотровый.
Принудительный метод ремонта применяется главным образом для особо ответственного оборудования. При использовании метода через определенные периоды времени оборудование в обязательном порядке подвергают капитальному ремонту. Также через строго определенные промежутки времени проводят текущий и средний ремонты в соответствии с ремонтным циклом и его структурой. При принудительном методе ремонта ресурс электрооборудования не всегда бывает использован полностью, поэтому принудительный ремонт наиболее дорогой.
Послеосмотровый метод ремонтов. При использовании этого метода капитальные ремонты планируются после осмотра и профилактических испытаний во время очередной ревизии или текущего ремонта. Если неисправностей при этом не обнаруживается, то электрооборудование включают в график ремонтов на следующий год. Ресурс электрооборудования при этом методе ремонта используется полностью, поэтому стоимость ремонтов снижается. Однако из-за внезапных отказов и возможности внеочередного ремонта усложняется организация проведения самого ремонта.
Для не основного оборудования, имеющего достаточный резерв, можно перейти от принудительного ремонта к послеосмотровому. Целесообразность такого перехода должна подтверждаться технико-экономическим анализом.