СИСТЕМЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕМОНТОВ




ВИДЫИ ПРИЧИНЫИЗНОСОВ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Работа любого электрооборудования приводит его к износу, поэтому необходимо проводить периодические ремонтные работы. Износ электрооборудования по характеру и вызывающим его причинам условно разделяют: на механический,
электрический и моральный.

Механический износ- это износ электрооборудования, которое происходит из-за длительных переменных или постоянных механиче­ских воздействий на его отдельные детали или сборочные единицы, в результате чего изменяются их первоначальные формы или ухудшаются качества, например образование на поверхности коллектора электрической машины глубо­ких борозд — «дорожек». Причиной быстрого механического износа коллектора может стать длительное воздействие на него щетки, прижатой с усилием, превы­шающим допустимое усилие нажатия, или неправильный подбор марки щетки, например, более твердой, чем та, на которую рассчитан коллектор.

В электрических аппаратах механический износ выра­жается в истирании (абразивном износе) и изменении перво­начальной формы контактов, ослаблении пружин механиз­ма и др. В электрических двигателях из-за трения механи­чески изнашиваются главным образом шейки валов, под­шипники и контактные кольца роторов.

Электрический износ — невосстановимая потеря элект­роизоляционными материалами электрооборудования изо­ляционных свойств. Электрически изнашиваются, напри­мер, пазовая изоляция электрических машин, изоляция проводов обмотки трансформатора, изолирующие детали аппаратов и др. Электрический износ изоляции чаще всего является следствием длительной работы электрооборудова­ния, воздействия на изоляцию недопустимо высоких тем­ператур или химически агрессивных веществ, что приводит к интенсивному «старению» изоляции и в результате этого к витковым замыканиям в обмотках и катушках, пробою изоляции и появлению потенциалов опасной величины на частях электрооборудования, нормально не находящихся под напряжением, т. е. к повреждениям, устранение кото­рых требует капитального ремонта электрооборудования.

Моральный износ — результат старения вполне исправ­ного резервного или работающего электрооборудования, дальнейшая эксплуатация которого нецелесообразна из-за создания нового, технически более совершенного или более экономичного оборудования аналогичного назначения. Этот вид износа электрооборудования — закономерный про­цесс, обусловленный развитием науки и непрерывным тех­ническим прогрессом. Однако эксплуатация морально из­носившегося электрооборудования может стать технически и экономически целесообразной, если при капитальном ремонте осуществить модернизацию, при которой его техни­ко-экономические параметры могут быть максимально при­ближены к параметрам аналогичного более совершенного электрооборудования. Модернизация электрооборудования имеет большое народнохозяйственное значение.

СИСТЕМЫИ КЛАССИФИКАЦИЯ РЕМОНТОВ

В настоящее время в России принята система планово-предупреди­тельных ремонтов сокращенно (ППР). ППР- это осу­ществление комплекса профилактических работ и мероприя­тий по уходу за оборудованием и его ремонтом. Систем ППР устанавливает периодичность и объемы ремонтных работ в зависимости от режимов работы, техниче­ского состояния и условий эксплуатации электрооборудо­вания. При этом учитываются также обеспечение беспере­бойной работы предприятия, безопасность обслуживающего персонала, увеличение межремонтных периодов и сокраще­ние продолжительности пребывания электрооборудования в ремонте. Таким образом, система ППР — это плановая си­стема организационных и технических мероприятий, вы­полнение которых направлено на обеспечение продолжи­тельной и безаварийной работы электрооборудования.

Существуют три основные системы организации ППР электрооборудования на предприятии: централизованная, децентрализованная и смешанная.

Централизованная система характерна тем, что ремонт электрооборудования выполняет одна или несколько ре­монтных служб, специализированных по видам оборудова­ния или роду работ. Эти службы подчинены главному энер­гетику предприятия.

Эксплуатационный персонал, обслуживающий электро­оборудование цеха, подстанции, выполняет при этой системе лишь работы по надзору, уходу и мелкому текущему ре­монту.

Децентрализованная система характерна отсутствием специализированных ремонтных служб. Все электроремонт­ные работы выполняет персонал, сосредоточенный в элект­роремонтных мастерских или бригадах, находящихся в ад­министративном подчинении соответствующе­го производственного подразделения, например начальника цеха, или главного энергетика предприя­тия.

Смешанная система организации ремонта электрообору­дования отличается от других систем тем, что в производ­ственных подразделениях имеются не только свои электро­ремонтные мастерские и бригады, выполняющие небольшие по объему и сложности ремонтные работы, но и специализи­рованные ремонтные службы, производящие сложные и большие по объему работы, связанные с ремонтом электро­оборудования.

 

Положением о ППР электрооборудования промышлен­ных предприятий ряда отраслей промышленности преду­смотрено выполнение нескольких видов ремонтов (текуще­го и капитального, среднего и капитального или текущего, среднего и капитального). Наиболее прогрессивная систе­ма — выполнение для большей части электрооборудования двух видов ремонта: текущего и капитального.

При текущем ремонте заменяют небольшие детали, уст­раняют мелкие дефекты, регулируют механизмы электро­оборудования и обеспечивают его нормальную работу до очередного планового ремонта. К текущему ремонту отно­сят также чистку электрооборудования, восстановление не­больших участков поврежденной изоляции обмоток элект­рических машин, перезарядку предохранителей с заменой плавкой вставки, обработку обгорелых контактов аппаратов, промывку подшипников электродвигателей, смену износив­шихся щеток, подтягивание креплений электрооборудова­ния и т. п. Во время текущих ремонтов проверяют состояние изоляции обмоток электрических машин и электромагни­тов отключающих аппаратов, а также производят различ­ные профилактические испытания с целью выявления и своевременного устранения имеющихся неисправностей в электрооборудовании. Текущие ремонты осуществляют обычно без разборки электрооборудования, используя кратковременные остановки производственного оборудова­ния.

Средним считают ремонт, при котором предупреждают опасность чрезмерного износа наиболее ответственных дета­лей и сборочных единиц электрооборудования или же пре­дотвращают аварийный выход его из строя. При этом виде ремонта заменяют отдельные детали механизма аппаратов, восстанавливают надежность электрических соединений, устраняют дефекты изоляции лобовых частей обмоток элект­родвигателей, ремонтируют щеткодержатели, заменяя пружины и гибкие связи, продороживают коллекторы элект­рических машин, шлифуют контактные кольца электродви­гателей с фазными роторами, заменяют оплавленные рабо­чие или дугогасительные контакты отключающих аппара­тов, а также катушки электромагнитов автоматических выключателей и т. п.

При капитальном ремонте восстанавливают или заменя­ют отдельные базисные части и детали электрооборудова­ния. К капитальному ремонту относят, например, перемотку роторной или статорной обмотки электродвигателей, на­мотку и установку новых полюсных катушек машин по­стоянного тока, перезаливку подшипников скольжения электродвигателя, намотку и установку новой обмотки си­лового трансформатора и др. бабит

Выполнение капитальных ремонтов электрооборудова­ния связано, как правило, с необходимостью частичной или полной его разборки. В некоторых случаях при капиталь­ных ремонтах электрооборудование модернизируют, т. е. со­вершенствуют, конструкцию, улучшают эксплуатационные качества, повышают надежность, ремонтопригодность или безопасность ремонтируемых аппаратов, силовых трансфор­маторов и электрических машин.

Основная цель модерни­зации — приближение технических параметров старого и конструктивно несовершенного электрооборудования к тех­ническим параметрам современных, более совершенных электрических машин и аппаратов. Модернизацию при ка­питальном ремонте осуществляют, когда конструкция ре­монтируемого электрооборудования допускает внесение в него требуемых изменений.

 

Планирование ремонтного цикла

 

Продолжительность ремонтного цикла определяется условия­ми эксплуатации, требованиями к показателям надежности, ре­монтопригодностью, правилами технической эксплуатации, инст­рукциями завода-изготовителя. Реальная сменность работы оборудования и сезонность его работы учитываются соответст­вующими коэффициентами.

При определении продолжительности ремонтного цикла исхо­дят из графика распределения отказов электрооборудования. На этом графике можно выделить три области: область 1 — послеремонтная приработка, когда вероят­ность отказов повышается за счет возможного применения при ремонте некачественных деталей и материалов, несоблюдения технологии ремонта и т. д.; область 2 — нормальный этап работы электрических машин с практически неизменной величиной отка­зов во времени; область 3 — старение отдельных узлов электри­ческой машины, характеризующееся ростом числа отказов.

Рис. График интенсивности отказов электрических машин в процессе эксплуа­тации

 

 

 

Длительность ремонтного цикла не должна превышать длительности нормального этапа рабо­ты.

При планировании структуры ремонтного цикла (виды и последовательность чередования плановых ремонтов) исходят из того, что в электрической машине наряду с быстро изнашиваю­щимися деталями (щетки, подшипники качения, контактные коль­ца), восстановление которых произ­водится путем их замены на новые или незначительным ремонтом ста­рых, имеются детали с большим сроком износа (обмотки, механиче­ские детали, коллекторы), ремонт которых достаточно трудоемок и занимает много времени. Поэтому в течение наработки между капи­тальными ремонтами (ТПЛ) элек­трические машины должны пройти несколько более легких текущих ре­монтов с интервалом tпл.

Обычно ремонты планируют на один год с разбивкой по этапам и месяцам. Такое планирование называется текущим

 

Различают два метода ремонта электрооборудования — принудительный и послеосмотровый.

Принудительный метод ремонта применяется главным образом для особо ответственного оборудования. При использовании метода через определенные периоды времени оборудование в обязательном порядке подвергают капитальному ремонту. Также через строго определенные промежутки времени проводят текущий и средний ремонты в соответствии с ремонтным циклом и его структурой. При принудительном методе ремонта ресурс электрооборудования не всегда бывает использован полностью, поэтому принудительный ремонт наиболее дорогой.

Послеосмотровый метод ремонтов. При использовании этого метода капитальные ремонты планируются после осмотра и профилактических испытаний во время очередной ревизии или теку­щего ремонта. Если неисправностей при этом не обнаруживается, то электрооборудование включают в график ремонтов на следующий год. Ресурс электрооборудования при этом методе ремонта используется полностью, поэтому стоимость ремонтов снижается. Однако из-за внезапных отказов и возможности внеочередного ремонта усложня­ется организация проведения самого ремонта.

Для не основного оборудования, имеющего достаточный резерв, можно перейти от принудительного ремонта к послеосмотровому. Целесообразность такого перехода должна подтверждаться технико-экономическим анализом.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: