Обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью и «нормой»




В поурочном планировании педагогу необходимо отразить одновременно работу по двум темам (по программе общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) программе VIII вида). Необходимо организовать работу так, что если идет изучение новой темы по программе одной школы, то у детей занимающихся по другой программе, идет самостоятельная работа (на закрепление пройденного материала). (Приложение 4)

 

На каждом уроке должны быть поставлены три четко определенные цели: образовательная, воспитательная и коррекционно-развивающая.

 

Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.

Как определить коррекционно-развивающую цель? (Приложение 5) Педагог, планируя занятие, должен задуматься: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на занятии в связи с изучаемым материалом?». В помощь учителям рекомендуются основные направления коррекционной работы по материалам

 

Концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений, разработанной в ГНУ «ИКП РАО» [3].

 

На основании рекомендаций автора программ коррекционного обучения выделим в вышеназванном обучении несколько линий, направленных «на пробуждение познавательной активности и реализацию резервных возможностей детей» [2]:

- развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению;

- обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;

- приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, т.к. эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;

- формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку;

- усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.;

- обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться;

- адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач;

- отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);

- обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин.

 

Особо следует сказать о создании благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе, группе. К.Д. Ушинский сравнивал педагогику с искусством врачевания и отмечал, что личность учителя имеет большее значение, чем организация режима дня, чередование уроков, учебная нагрузка и другие гигиенические факторы. Самооценка ученика, его притязания, отношение к окружающим составляют внутреннюю позицию школьника. Адекватная внутренняя позиция является предпосылкой хорошей обучаемости и воспитуемости, нормального психического развития личности. Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения «мы», декларирование одобрения и любви – это все слагаемые психогигиенического воздействия на ученика.

Грамотная организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для общеобразовательного учреждения. Приведенные направления организационной работы рекомендуются к реализации администрации и педагогам общеобразовательных школ.

Остановимся еще на нескольких организационных вопросах:

1. Ведение журнала: отдельный журнал ведется для детей обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида. Ученик (ученики) записываются в общий журнал и напротив его (их) фамилии(й) ставится запись «Обучение по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида», а оценки выставляются в отдельный журнал.

2. Оформление личных дел: в личном деле ученика, обучающегося по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида или по коррекционно-развивающей программе VII вида обязательно наличие заключения о переводе на ту или иную программу. Если районная ПМПК дала заключение на обучение по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида, то оно лежит одно. Если ребенок обучается по программе коррекционно-развивающей школы VIII вида, то здесь при наличии положительной или отрицательной динамики развития возможен переход на другую программу.

Также в личном деле обязательно должно быть заявление от родителей на перевод учащегося на ту или иную программу.

3. Характеристика: при направлении ребенка на обследование на районную ПМПК и определения программы обучения необходимо грамотно написать характеристику, чтобы из ее содержания было четко ясно, с какой целью ребенок пришел на ПМПК.

Литература

 

1. «Дефектология» 1993, №1,2,3.

2. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Изд-во «Аркти», 2004 г.

3. Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». https://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc

4. Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ: Приказ МО и профессионального образования РФ от 09.02.98 № 322 // Вестник образования. – 1998. - №4.

5. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования: Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 // Вестник образования. – 2005. - №13-14.

6. Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п

7. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Минобразования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06

8. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2001.

9. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная щкола: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко. – М.:Дрофа, 1998.

10. Семаго Н., Семенович М.. Интеграция стихийная и продуманная. «Школьный психолог» №23, 2005.

 

 

Приложение 1

 

№ урока Содержание учебного материала Особенности изучения темы (VII вид) Количество часов Дата проведения Корректировка
           

 

* Корректировка вносится с учетом особенностей усвоения учебного материала детьми с ЗПР. Количество часов можно увеличить за счет часов ИНР.

 

 

Приложение 2

 

№ урока Содержание учебного материала Количество часов Дата проведения Корректировка
общеобразовательная школа специальная (коррекционная) школа VIII вида
           

 

 

Приложение 3

 

№ п/п Этапы урока Примечания
  Мобилизация внимания учащихся Запись числа, настрой на работу
  Проверка домашнего задания  
  Актуализация знаний 1. Построить незамкнутую самопересекающуюся ломаную ABCD 2. Построить незамкнутую самопересекающуюся ломаную NLKP 3. Построить ломаную TSOK незамкнутую и несамопересекающуюся. контроль детей
  Закрепление изученного материала Решение задач № 107 (на доске) № 108 (самостоятельно)     составление краткой записи

- этим значком отмечается особенность выполнения заданий детьми с ЗПР

 

Приложение 4

 

Этапы урока Примечание
I Мобилизация внимания учащихся Веселый прозвенел звонок, мы начинаем наш урок. Запись числа
II Устный счет  
  коррекционно-развивающая программа специальная (коррекционная) программа
Веселые задачки Шла овчарка по дорожке У нее четыре ножки. Ей навстречу черный дог. Сколько всех собачьих ног? Письмо цифр 5,8
III Сообщение цели урока  
IV Работа по теме 1) Работа с числами 8, 2, 12, 20, 7, 47, 4, 16, 40, 2 На какие две группы можно разделить эти числа (однозначные/двузначные, четные/нечетные) 2) Работа с рисунками Возьмите рисунок, на котором нарисованы варежки. Можно ли сразу сказать четное или нечетное количество варежек нарисовано? А как можно это узнать? (Пересчитать или соединить варежки парами) Сколько пар варежек получилось? (8) сколько варежек на левую руку? Давайте составим задачи.  
коррекционно-развивающая программа специальная (коррекционная) программа
Бабушка связала 16 варежек и раздала их внукам. Сколько внуков у бабушки? Бабушка связала 16 варежек. Из них 6 варежек для внучек, а остальные для внуков. Сколько внуков у бабушки?
         

 

 

Приложение 5

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: