Вклад в разработку истории педагогики




Введение

Пётр Фёдорович Каптерев - видный русский педагог второй половины XIX - начала XX веков. Его научно-педагогическое наследие велико и многогранно. Труды посвящены разработке важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания и педагогического образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики и дошкольных учреждений. Разработкой проблем семейного воспитания Каптерев внёс немалый вклад в сокровищницу русской педагогической литературы для родителей и воспитателей.

В наше время, во время развития современной России, особенно важно подытожить духовное и научное наследие лучших умов России классического, дореволюционного периода, чтобы взять за основу то положительное начало, которое было заложено в отечественную педагогику, а потом во многом отринуто и незаслуженно забыто. Вместе с тем, нам важно проанализировать и отрицательные моменты, существовавшие в педагогической теории столетие назад, дабы учесть недоработки наших предшественников и эффективнее развивать педагогическую теорию сейчас. В связи с этим научно-практический интерес к трудам лучших педагогов и психологов России времён царизма с годами заметно усиливается. В этом состоит актуальность работы по изучению и обобщению сведений по педагогической теории Каптерева, как одного из передовых педагогов интереснейшего в историко-социальном плане времени - развития капитализма, революций и установления Советской власти.

Биография

Пётр Фёдорович Каптерев родился 7 июля 1849 г. в селе Клёново Подольского уезда (Московская губерния). Отец будущего педагога был священником. Когда он умер, мать Петра Федоровича, Каптерева Надежда Яковлевна, осталась одна с восемью малолетними детьми на руках. С раннего детства они помогали ей в работе по дому и огороду. Трудолюбие всех членов семьи позволяло им стойко переносить нужду. Учился в Вифанской духовной семинарии, а после шести лет обучения принят на историческое отделение Московской духовной академии, которую закончил в 1872 году. Сразу после окончания академии молодой преподаватель был принят в число профессорско-преподавательской корпорации и назначен преподавателем психологии, дидактики, педагогики и логики в Петербургской духовной семинарии и академии. Благодаря уважению студентов и корпорации ему доверили заведование воскресной школой и избрали членом распорядительного совета правления семинарии. Читал лекции на Фрёбелевских курсах, служил в Мариинском ведомстве, занимавшемся женским образованием. Преподавал в частных женских гимназиях. Принимал активное участие в деятельности Родительского кружка — просветительского учреждения в области воспитания и обучения и в деятельности педагогического музея военно-учебных заведений. Один из организаторов в начале XX века Всероссийских съездов по педагогической психологии, экспериментальной педагогике и семейному воспитанию. Жизнь Каптерева после октября 1917 г. полна драматизма. Взгляды буржуазного профессора, продолжавшего и при большевиках ратовать за автономность школы от власти и невмешательство государства в её дела, в 1921 г. были оценены Н. К. Крупской как «чуждые». С 1921 г. профессор Воронежского университета и первый декан его педагогического факультета. Организовал педтехникум в Воронеже. Умер 7 сентября 1922 г. от воспаления легких в Воронеже.

Педагогические идеи

…Жизнь человеческого организма распадается на возрасты. Каждый возраст имеет свои характерные черты — физические и психические. Свойства возрастов различны: есть такие, которые присущи только известным возрастам и с переживанием этих возрастов отпадают, заменяясь другими, как молочные зубы заменяются настоящими; а есть и такие свойства, которые переходят в дальнейшие возрасты и с жизнью человека только изменяются — или увеличиваются, или ослабевают.

…Что же делается с теми свойствами, которые не переходят в следующие возрасты, а отпадают с переживанием детства и юности, как к ним относятся родители, воспитатели и вообще взрослые люди? Взрослые смотрят на специфические свойства возрастов свысока, как на нечто несовершенное, незрелое, малоценное. Дети и юноши — умственные и нравственные недоросли, несовершенные существа: все, специально им присущее, характерное, нужно поскорее вытеснить и заменить нашим, взрослым. Каждый возраст имеет свои особенные взгляды, вкусы, свою манеру думать и говорить, свои понятия о прекрасном и нравственном.

В каждом возрасте человек есть настоящий, цельный человек, своеобразный, а не только ступень развития на пути к настоящему, полному человеку. Но мы, взрослые, мало ценим особенности мысли и чувства детей и юношей, мало уважаем их своеобразную личность; мы упорно стараемся привить им наши взгляды и вкусы, нашу манеру думать и поступать. Мы уверены в своем превосходстве и требуем подчинения себе; мы часто смеемся над детским простодушием и доверчивостью, удивляемся юношескому жару и увлечению, — все это странно, все это не хорошо, потому что мы, взрослые, думаем и действуем иначе. Мы даем себе мало труда понять особенности детства и юности, войти в характер мысли и чувства пережитых возрастов, выяснить себе, что естественно, что необходимо в эти возрасты. К чему?.. Ведь все специфически детское и юношеское пройдет, отпадет с возрастом, останутся только свойства, переходящие в другие возрасты. И взрослые не церемонятся с детьми и юношами, насколько именно они — дети и юноши; они позволяют им оставаться вполне самими собой, жить полною жизнью возрастов только в часы отдыха, а во все прочее время только приготовляют их к чему-то в будущем.

Специальные свойства воспитательных возрастов нередко прямо объявляются недостатками, с ними ведется борьба, их пытаются истребить.

Давно ли детскую подвижность, резвость, неподдельность перестали считать детскими недостатками, давно ли перестали преследовать детей за эти свойства, да и везде ли перестали? И многие психические детские свойства, например, малая способность сосредоточивать внимание, торопливость в суждении, бесцеремонное заявление своих вкусов, желаний и пр. не считаются ли и доселе недостатками, подлежащими искоренению и замене качествами более почтенными и солидными? Борьба ведется нередко систематически со всякими свойствами возрастов, существенными и несущественными.

Вообще прелесть детства, отрочества, юности ценится зрелыми людьми мало: взрослые желают, чтобы их дети поскорее пережили эти возрасты и перешли в следующий. Глядя на грудного ребенка, родители желают, чтобы он поскорее подрос и начал ходить; 4 — 5-летних начинают усердно готовить к школе и обуздывать пустое будто бы ребячество детей, не хотящих и думать о школе; в школах детям и юношам упорно прививают мудрость и мораль взрослых. Под этими давлениями мальчики и девочки так хорошо развиваются, что, наконец, сами желают поскорее перейти в следующий возраст, чувствуют некоторый стыд за свою юность. Взрослые как бы говорят детям: из вас будет то-то и вам будут нужны в будущем, в жизни, такие-то свойства. Имеющиеся у вас задатки этих свойств мы и будем развивать. Что же касается всех прочих свойств, которые составляют специальную принадлежность детства и юности и которые в следующие возрасты не перейдут, то они не нужны, да это и не свойства, это недостатки, препятствия на пути развития. Их нужно уничтожить и заменить по возможности свойствами взрослого человека.

Семейное воспитание должно быть чуждо всякой искусственности, оно должно быть вполне органическою деятельностью, развитием всех ценных свойств воспитательных возрастов; оно должно быть осторожным и мягким, даже и по отношению к тем свойствам, которые неудобны самим детям (например, детская пугливость), ввиду того, что это есть свойство, а не недостаток. Нужно давать детям переживать все свойства возрастов. Цели и задачи семейного воспитания должны почерпаться не из чего-либо стороннего детям, имеющего значение в жизни взрослых, а из самих детей, из их развивающегося организма. Семейное воспитание должно помогать правильному и всестороннему развитию детей, затрагивать все, а не некоторые лишь свойства, и тем более не преследовать какие-либо узкие и внешние цели. Этих последних целей достигать сравнительно легко: стоит только запастись достаточной настойчивостью и строгостью; но помогать правильному и всестороннему росту психофизического детского организма трудно. Дли достижения такой цели нужны серьезные научные знания об отличительных свойствах детского организма, об истории его развития, нужна серьезная подготовка. Строгостью здесь ничего не сделаешь.

(«Задачи и основы семейного воспитания», 1898 г.)

…Дети суть существа в высшей степени деятельные; нет ни одного возраста, который по склонности к деятельности мог бы быть поставлен наравне с детством. Быстрый рост детей и их необычайная подвижность несомненно убеждают каждого, что у детей жизненные процессы совершаются энергично, быстро, что жизнь в них бьет ключом. Это нужно разуметь столько же о телесной, сколько и о духовной стороне детей. Страстная детская любознательность, необычайная восприимчивость, глубокое, поглощающее все силы внимание при встрече с новыми фактами, тонкая и жадная наблюдательность— все эти выдающиеся свойства детей несомненно указывают на весьма быстрый рост их ума, не отстающего от роста их тела. Словом, и телесная и духовная жизнь детей идет весьма быстрым ходом, что выражается вовсе не подлежащими никакому сомнению признаками, бросающимися в глаза даже и невнимательному наблюдателю.

На этой основной черте детства — неудержимой страсти к всесторонней деятельности — и должно основываться все воспитание детей. Трудно даже и представить себе, сколько прекрасных свойств было бы укреплено в детях и от скольких недостатков они были бы предохранены, если б их воспитание основывалось на указанном начале. Как часто дети изнывают от скуки, не зная, чем заняться, а взрослые не в состоянии указать интересные для них предметы занятий! Как много самых нелепых шалостей затевается детьми, потому что их силы требуют деятельности, а между тем они ничем не заняты!.. Как много пороков и дурных привычек детей ведет свое начало от состояния безделья и скуки!

Взрослые плохо понимают эту жажду детской деятельности и мало удовлетворяют ее. Они равнодушно проходят мимо богатейшего педагогического сокровища, заложенного в детскую натуру природой, и ищут заменить это прекраснейшее и богатейшее естественное средство искусственными и вредными, вроде устрашения в его различных видах.

Недостаточно понять правильное значение в общем ходе развития дитяти потребности деятельности; нужно еще уметь удовлетворять эту потребность. В этом последнем отношении взрослые оказываются также мало состоятельными. Что они предлагают детям для занятий? По большей части такие предметы, которые мало отвечают их потребностям и вкусам. Первоначальное умственное воспитание детей обыкновенно принимает характер обучения — чтению, письму, иностранным языкам, счету, элементам географии и разных других наук. Все перечисленные предметы весьма отвлечены и имеют мало интереса для детей. А между тем за ними дети корпят целые годы, наживая не преодолимое затем никакими средствами отвращение к умственным занятиям. Дети просят хлеба, а взрослые дают камень. При таком непонимании естественных запросов детей и неумении удовлетворить их и приходится всячески стращать детей, лишь бы волей-неволей засадить их за долбню ненавистных им учебников.

Зато можно смело утверждать, что тот, кто в достаточной мере широко и глубоко понял указываемое нами основное свойство детства — неутомимую, непрерывную, постоянно возобновляющуюся у детей жажду разнообразной деятельности — и кто сумел найти средства для ее удовлетворения, постепенно усложняющиеся, становящиеся все более и более серьезными, по мере возрастания сил, тот исполнил самую важную и самую большую часть задачи и первоначального и всего дальнейшего воспитания детей и сделал совершенно излишним и ненужным устрашение. Он обеспечил постепенное укрепление и развитие всех положительных свойств дитяти; он навсегда изгнал скуку, пугливость и трепет из жизни дитяти, а вместе с ними тоскливые и капризные состояния чувства, создав прочную основу для постоянно ровного и веселого настроения; он поддержал здоровье и мужество дитяти, охранив его от множества дурных привычек, физических и нравственных, разъедающих обыкновенно весь организм праздных детей. Укрепившись на этом единственно твердом основании, воспитатель смело может смотреть вперед и не бояться будущего. Дитя, просыпающееся с живою потребностью деятельности, весь день занято непрерывно то тем, то другим, но непременно живым, интересным и посильным трудом, дитя, засыпающее среди ослабленной, угасающей деятельности, пресыщенное ею, — такое дитя на вполне хорошей дороге, поставлено правильно.

 

Трудовое воспитание

П.Ф. Каптереву принадлежит большая роль в разработке проблем трудового воспитания и обучения в средней школе. Он категорически выступал против какой бы то ни было профессионализации общеобразовательной школы, указывая, что если "отвлеченная и мертвая книжность вредна", то "грубый утилитаризм и мастеровщина в школе еще вреднее". Трудовое начало в школе, по его мнению, должно способствовать развитию прежде всего мыслительных способностей учащихся. Физический же труд, взятый сам по себе, теряет значительную часть своей ценности, фактически является простой физической нагрузкой, которая может иметь воспитательное значение у маленьких детей, но совершенно бесполезна в юношеском возрасте. Вместе с тем П.Ф. Каптерев полагал, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим в школе потому, что он развивает физические силы человека, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различные материалы, учит преодолению трудностей. Однако полную воспитательную силу ручной труд сможет приобрести только тогда, когда он будет находиться "в тесной связи с содержанием теоретических работ", будет способствовать умственной деятельности учащихся. Только такая школа будет не просто вооружать учащихся навыками труда, но, развивая мышление, она будет вырабатывать у них и осознанное отношение к труду.

Вклад в разработку истории педагогики

Одним из первых дал систематическое изложение развития российской педагогики за весь период существования. Разработал свою периодизацию её развития: от принятия христианства до Петра I - церковная педагогика; от Петра I до 60-х годов ХIХ века -государственная педагогика; с 60 годов ХIХ века - общественная педагогика. Анализируя школьный опыт и педагогические идеи прошлого, прежде всего, вычленял то, что помогает решать проблемы воспитания и обучения своего времени, удовлетворяет потребности народного образования. Связывал историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами. Писал: "Ни государство, ни церковь, а только само общество может влиять, направлять и управлять школьным делом" - вывод из истории педагогики.

Труды

В 1874 году результаты своих исследований Каптерев публикует в нескольких научных журналах Петербурга. В журнале "Народная школа" № 6, 7 в статье "Обучение детей дошкольного возраста" в этом труде впервые в отечественной педагогике автор рассмотрел вопросы интенсификации развития и воспитания умственных способностей детей раннего возраста. Несколько позже в журнале "Семья и школа" № 8, 9 появилась другая его статья "Законы ассоциации психических явлений и их приложение в деле обучения и воспитания", а в следующем номере "Как образовать стойкий характер". Осенью того же года журнал "Знамение" № 10 публикует большую статью Каптерева "Этюды по психологии народов", а в конце года "Народная школа" № 11, 12 - статью "Эвристическая форма обучения в народной школе".

Его основные труды:

· "Педагогический процесс"

· Каптерев П.Ф. История русской педагогики. - Пг.: "Земля", 1915. - 746 с.

· "Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц"

· "Обучение детей дошкольного возраста"

· "Этюды по психологии народов"

Заключение

Каптерев - выдающийся педагог психологической школы. Невозможно отнести хотя бы одну его работу только в раздел педагогики или психологии. Он, продолжал дело К.Д. Ушинского, действительно посвятил всю свою жизнь научному обоснованию педагогического процесса и тем самым далеко продвинул вперёд отечественную педагогику, укрепил и развил в ней прогрессивные идеи общественно-педагогического движения в России второй половины XIX - начало XX в., разработал оригинальную педагогическую систему, обогатившую науку о воспитании. Однако некоторые выводы П.Ф. Каптерева методологические ограничены, что объясняется уровнем развития науки в его время, которая, в частности, преувеличивала антропологический фактор в решение общественно-педагогических проблем.

Список литературы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: