Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма (V-XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога.
Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия». Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.
Основными принципами средневековой философии были: креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего; провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека; теодицея – как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла; символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета; откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.
Философия
Крескас, Хасдай
Хасдай бен Иегуда Крескас | |
ивр. חסדאי קרשקש, исп. Hasdai Crescas, кат.Hasdai Cresques | |
![]() | |
Дата рождения: | 1340 (?) |
Место рождения: | Барселона |
Дата смерти: | 1410 (1411?) |
Место смерти: | Сарагоса |
Страна: | Испания |
Направление: | Западная философия, еврейская философия |
Период: | Философия средневековья |
Основные интересы: | Догматика, физика,метафизика |
Значительные идеи: | утверждение актуальной бесконечности, существование пустого пространства, бесконечность пространства, инерция |
Оказавшие влияние: | Аристотель, Маймонид,Николай Орезмский, Дунс Скот, Ниссим бен Реувен Геронди (РАН) |
Испытавшие влияние: | Йосеф Альбо, Ицхак бен Шешет (РИВАШ) Перфет (англ.)русск. |
Хасда́й бен Иегуда́ Кре́скас (лат. Crescas, кат. Cresques, ивр. חסדאי קרשקש; 1340,Барселона — 1410 (1411?), Сарагоса) — философ, теолог, государственный деятель и глава испанского еврейства в XIV веке Раввин Сарагосы, он был широко известен также среди христианских европейских философов. Выступал в защиту чистого иудаизма, независимого от Аристотеля и основанного в большей степени на духовной и эмоциональной стороне человека. Биографами оценивается как один из самых самобытных еврейских и вообще средневековых философов. Новаторские взгляды Крескаса о бесконечности и природе, пространстве и времени способствовали антиаристотелевскому перевороту в натурфилософии, благодаря которому появилась возможность создания новой физики — классической механики.
Сочинения
Свет Господа
Главный труд Хасдая Крескаса ивр. «'אור ה» («Or Adonai» [,» Свет Господа»), начатый не позднее 1405 и завершённый в последний год жизни автора зимой 1410 — 1411 годов представляет собой систематизированное изложение еврейской догматики, содержащее, возможно, больше оригинальных и глубоких, чисто философских открытий и аргументов, чем любой другой еврейский трактат Средневековья. Эта работа направлена против основ аристотелевской философии не только с религиозных, но и с философских позиций; как сформулировал сам автор в предисловии:
Причина ошибок и растерянности — в опоре на слова грека [Аристотеля] и его доказательства, и я нашёл правильным указать на ложность этих доказательств… также и там, где на них опирался наш учитель [Маймонид]… и показать всем народам, что путаницу в вопросах веры устраняет только Тора .
Излагая свои идеи в стиле, лишённом риторики и характеризующемся чёткостью и лаконичностью, несмотря на неразработанность философской терминологии в средневековом иврите, он пытается подорвать позиции Аристотеля, пользуясь его же оружием — логическим анализом и доказательствами. Критика Крескасом аристотелизма имела историческое значение; отстаивая свободу в истолковании Торы, он выступал также за освобождение философии и науки от догматически воспринятого учения Аристотеля.
Трактат «Свет Господа» подразделяется на четыре книги, в которых анализируются:
· предпосылки, или корни (ивр. שורשים (shorashim)), Торы;
· основы (ивр. (פינות) pinnot) Торы (атрибуты Бога и его отношение с миром);
· другие обязательные верования, предписываемые Торой;
· некоторые необязательные идеи или спекуляции.
Первая книга представляет с философской точки зрения наибольший интерес. Следуя Маймониду, Крескас включает в список корней Торы существование Бога, единство и бестелесность. В трёх частях этой первой книги Крескас опровергает аристотелевское учение и учение самого Маймонида и намечает пути развития собственной философии.
В книге второй закладываются основы понимания Торы, говорится о сущности Бога, его атрибутах и его связи с нашим материальным миром. Книга третья посвящена толкованию истин, благодаря которым Тора становится прежде всего наставлением, поскольку содержит в себе учения, достойные того, чтобы в них верить. Книга четвёртая включает в себя некоторые утверждения, которые предоставляют читателю пищу для размышлений и которые он может принимать или отвергать.
Крескас задумал также продолжение — «Светильник Господень», но его написанию помешала внезапная смерть . Одно из предисловий к «Свету Господа» было задумано как предисловие к «Светильнику Господню», там Крескас намечает критику Маймонида в плане галахи. Наряду с обычным упрёком, что Маймонид не привёл источники, Крескас упрекает его также в том, что тот задумал описать весь закон, в то время как он ещё будет меняться в будущее ,и не дал оснований и общих законов заповедей .
В средневековой еврейской литературе Крескаса цитировали Йосеф Альбо, Абрабанель и другие . Известный исследовательГарри Вольфсон (англ.)русск. считал Крескаса родоначальником критической философии. Известный философ Уоррен Харви характеризует Маймонида как самого важного еврейского средневекового философа, а Крескаса как его самого важного критика