Этимология и история языка и преподавание русского языка, истории, МХК, иностранных языков и других дисциплин в системе дополнительного образования и в школе
Турилова Мария Валерьевна,
к.ф.н., методист, педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
В статье обобщен опыт преподавания этимологии и истории слов, основ сравнительно-исторического языкознания, основ материальной и духовной культуры славян по данным языка школьникам и взрослым в рамках дополнительного образования и в качестве элементов школьных уроков. Материалы могут быть использованы для школьных уроков русского языка, МХК, истории, культурологии, иностранных языков и других предметов или в рамках дополнительного образования.
Курсы «Введение в языкознание» и «Введение в славянскую филологию» входят в программу 1 курса филологического факультета университета, спецкурс «Сравнительная грамматика славянских языков» читается на 4 курсе русского отделения. Блоки сведений, входящих в указанные курсы, могут быть органично представлены на школьных уроках или в рамках объединений дополнительного образования.
Школьники могут почерпнуть сведения указанной тематики в этимологических словарях [1, 17, 20, 22], сборниках лингвистических задач [9] и научно-популярных книгах об истории слов [2, 5, 8, 19, 21]. Педагогам, помимо указанных работ, могут быть полезны более специальные работы об истории славянских языков [2, 4, 5, 16]. Теоретические сведения об основах сравнительно-исторического языкознания содержатся в работах [4, 5, 6, 10, 14, 16, 22]. В цикле лекций Ж.Ж. Варбот [5] и учебнике А.Е. Супруна [14] последовательно рассматриваются основы сравнительно-исторического языкознания, история становления славянских государств и основы их письменности и культуры, сравнительная грамматика славянских языков. ЛЭС [10] включает в себя статьи по всем указанным темам. Сравнительной грамматике славянских языков посвящены работы С.Б. Бернштейна [3] и А. Мейе [11].
|
Изучению старославянского языка посвящены учебник Н.М. Елкиной [7], а также недавние работы М.Л. Ремневой [12, 13], Старославянский словарь Р.М. Цейтлин и других [15] и монография Р.М. Цейтлин [18].
Курс «Введение в славянскую филологию» преподавался мною в разных формах и в различном объеме начиная с 2005 г. Я прочла несколько лекций, в 2006–2008 гг. вела цикл семинаров для 1 курса вечернего отделения МГУ «Введение в славянскую филологию». В 2011 году провела 1 блок семинаров «Основы сравнительно-исторического языкознания» цикла «Введение в славянскую филологию» в КГУ им. К.Э. Циолковского. В 2016 году прочла лекцию об истории слов в рамках Фестиваля языков в Калуге.
В 2005–2015 гг. в рамках интенсивных каникулярных школ в Калуге, Москве, Подмосковье для школьников всех возрастов и для взрослых провела циклы занятий «Введение в сравнительно-историческое языкознание», «Лингвистические задачи», «Языки мира», «История слов», «Языки мира» (для начальной школы), «Читаем летописи», «Филологический практикум» (чтение текстов на незнакомых, в т.ч. славянских языках), «Материальная и духовная культура славян по данным языка» и «Старославянский язык». Представлены некоторые комментарии к имеющемуся опыту.
План занятий курса «Материальная и духовная культура славян по данным языка», представляющего собой переработанный блок лекций Ж.Ж. Варбот [5], в рамках интенсивных каникулярных школ (5 занятий в течение недели для средних, старших школьников и взрослых) следующий.
|
На первом занятии участники курса знакомятся с объемом его содержания. Затем им даются сведения об источниках сведений о дописьменной истории, материальной и духовной культуре славян, основах сравнительно-исторического языкознания, показывается древо индоевропейской семьи языков, они узнают о современных славянских народах и группировке славянских народов и языков, решают лингвистические задачи.
Второе занятие посвящено социальной организации древних славян (семье, племени, суду и праву), ремеслам, земледелию и скотоводству. Третье – представлениям древних славян о растительном и животном мире, пространстве и времени, числовой и геометрической системам. На четвертом участники курса знакомятся с искусством древних славян, представлениями об интеллектуальной деятельности, эмоциональной сфере, строении тела и болезнях. На пятом они узнают о классах демонических существ у славян-язычников, верховных богах древних восточных и западных славян-язычников, их связи с индоевропейской традицией, культовых сооружениях и обрядах славян-язычников, похоронном обряде, календарных и аграрных обрядах, принятии христианства славянами.
Сведения представляются как обобщение данных языка, то есть этимологической реконструкции, анализа сведений, которые предоставляет история лексики славянских языков. Подобранные яркие и несложные примеры могут быть восприняты слушателями, не являющимися специалистами в этой сфере.
|
В 2009 году у меня был интересный опыт ведения занятий «Языки мира» для школьников начальных классов: по содержанию это были основы грамматики славянских языков и рассмотрение заимствований из латыни и греческого языка, по форме – межпредметные занятия на стыке языкознания, танца, музыки и рисования. Представленное описание приводится с учетом корректировок, внесенных по итогам занятий.
В группе детей возраста начальной школы выбираются «штурманы» (тот, кто смотрит в карту), «художники», «музыканты», «танцоры», «летописцы» и др. Они помогают преподавателю на том или ином этапе занятия. Каждое занятие посвящено одному из языков и представляет собой «путешествие» в одну из стран: Украина, Болгария, Греция, Рим, Чехия. Для каждого занятия подобраны русские слова, заимствованные из рассматриваемого языка, лингвистические задачи на сопоставление языков, материал для чтения (текст песни и т.д.), музыка. Для иллюстрирования предложен комплект поздравительных открыток с видами разных городов и достопримечательностей, для работы подготовлены канцелярские материалы и принадлежности: ватман, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, ручки, ножницы. На каждом занятии по ходы работы участники курса наклеивают распечатанные материалы (тексты для чтения, открытки и др.) на ватман, на итоговой стендовой конференции рассказывают о курсе, комментируя пять получившихся ватманских листов – стендов.
Итак, занятие начинается с сообщения, в какую страну отправляются участники, и выяснения того, что знают о ней дети. Далее участники получают раздаточный материал для чтения, после обсуждения, чтения и перевода песня пропевается вслух (например, на занятии об украинском языке это «Несе Галя воду…»). Затем мы разучиваем простые танцевальные движения под музыку и танцуем. Далее идет групповая работа над стендом: несколько человек готовят и приклеивают текст, другие – открытки, несколько человек оформляют фон. После этого следует обобщение занятия, если осталось время – просмотр мультфильма «Колыбельные мира». На занятиях, посвященных Греции и Риму, были представлены греческий и латинский алфавиты, дети нарисовали некоторые буквы.
Включение сведений об истории слов, языков, этимологии, реконструкции материальной и духовной культуры славян по данным языка может помочь школьникам научиться задумываться над словами и чувствовать язык, на ко-тором они говорят, а знание основ сравнительно-исторического языкознания, методов лингвистического анализа будет полезно для развития как филологических, так и других компетенций.
Циклы занятий об истории слов могут быть построены тематически. Опыт показывает, что простой рассказ в форме лекции утомителен, поэтому целесообразным представляется построение занятий по дедуктивному принципу, т.е. как расследование. Этот метод использован в книге Н.М. Шанского [17].
Для школьников постарше (8-11 классы, филологический профиль, спецкурс) тематическое планирование курса «Введение в этимологию» (также на основе лекций Ж.Ж. Варбот [5]) может быть построено следующим образом.
В 1 четверти на 4 занятиях по 2 ак.ч. представлены основы сравнительно-исторического языкознания. 1. Структура курса. Этимология. Языковая картина мира. Родство языков, языковые союзы, типология. Языковое древо. 2. Сравнительно-историческое языкознание: история и основные понятия. Материальное сходство родственных языков в отличие от сходства типологического. Анализ некоторых рядов фонетических соответствий в группе родственных языков. Фонетический закон. Внутренняя и внешняя реконструкция. Принцип относительной хронологии. 3. Индоевропейская семья языков. Мертвые языки и их значение для сравнительно-исторического языкознания. Басня Шлейхера. Типы письменности. Дешифровка. 4. Основы фонетики праиндоевропейского языка. Языки групп кентум и сатем.
Во второй четверти (7 занятий) даются основы сравнительной грамматики славянских языков. 5. Славянские языки. Праславянский язык и этимология. Этимологический словарь славянских языков. Принципы составления словаря. Работа с картотекой и изданными томами словаря. 6. Восточная подгруппа славянских языков. 7. Южная подгруппа славянских языков. 8. Западная подгруппа славянских языков. Общие черты языков каждой из этих групп. Задачи на сопоставление языков. 9. Древнерусский язык. Чтение летописей, берестяных грамот. 10. Русский язык. Чтение текста, анализ слов, восстановление праформ, обсуждение этимологий. Работа с этимологическими словарями. 11. Концеренция (сообщения участников занятий и обсуждение).
Третья четверть (11 занятий) посвящена введению в славянскую этимологию. 12. Славянские этимологии. Социальная организация древнейших славян: племя, род, семья, специфика родства у славян. Право, закон, суд. 13. Быт и хозяйство древнейших славян: жилища, ремесла, скотоводство, земледелие, бортничество, торговля. 14. Представление древних славян о человеке (тело и душа, жизнь и смерть), окружающей природе (растения, животные, цветы, рельеф, время), числах. Искусство древних славян (музыкальные инструменты, танцы, ваяние, рисование). Счастье, судьба, рок, удача, доля. Изумление и удивление. Горе, печаль, забота, тоска. 15. Распространение христианства у славян. Создание письменности. Св. Кирилл и Мефодий. Глаголица и кириллица. Глаголица сегодня: глаголическое возрождение в Хорватии. Задача на чтение глаголицы. 16. Этимология слова. Внутренняя форма слова. Исторические процессы и облик слова. Затемнение внутренней структуры слова, переразложение, переосмысление. Анализ русских слов. 17. Русский язык. Этимологии слов. 18. Этимологии междометий. 19. Этимологии фразеологизмов. 20. Этимология имен и фамилий. 21. Народная этимология. 22. Конференция: представление письменных работ участников занятий.
В четвертой четверти (4 занятия) происходит обобщение курса и практические занятия. 23. Работа с «Этимологическим словарем славянских языков», словарями М. Фасмера и В.В. Даля. Диалектные словари. 24. Полевые и кабинетные исследования. Анализ диалектного текста. Расшифровка аудиотекста. Записи аудиотеки и видеотеки диалектологического кабинета филфака МГУ. Диалектологические экспедиции. 25-26. Зачетное занятие.
Ожидаемым результатом освоения программы является начальное знакомство учащихся с историей становления славянских государств и их письменности и культуры (в кратком рассказе о государствах приводятся базовые сведения об истории страны, первых письменных памятниках, грамматиках, печатных книгах) в контексте овладения принципами сравнительно-исторического языкознания и другими методами лингвистического анализа.