Лекция 57
План:
1. Россия и страны Запада в 1990-е гг.
2. Проблемы международных отношений.
3. Российская Федерация и международная безопасность.
1. С началом реформ в правящих кругах России утвердилось убеждение, что наибольшую значимость имеет развитие партнерских отношений со странами Запада, прежде всего с США. С ним связывалась возможность получения кредитов, привлечения инвестиций, включения России в систему международного разделения труда развитых государств.
Политика сближения с США принесла определенные плоды. Россия стала членом Международного валютного фонда. В декларации, подписанной в ходе визита Б.Н. Ельцина в США в 1992 г., было подтверждено окончание «холодной войны». В 1993 г. Россия и США заключили новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ССВ-2). При участии США в 1993-1994 гг. удалось согласовать с Украиной, Белоруссией и Казахстаном вопрос о ликвидации ядерного оружия на их территории. Это позволило предотвратить появление новых государств, обладающих оружием массового поражения.
Делегацию России стали приглашать к участию в ежегодных совещаниях лидеров «семёрки» — ведущих стран мира (США, Англии, ФРГ, Канады, Италии, Франции, Японии), где обсуждались основные проблемы мирового развития. В итоге «семерка» превратилась в «восьмёрку». В 1994 г. Россия и большинство бывших советских республик присоединились к программе НАТО Партнерство во имя мира, призванной преодолеть отчуждение между Западом и Востоком Европейского континента. В 1996 г. Российская Федерация стала членом Совета Европы, приняв на себя обязательство соблюдать правовые нормы, действующие в странах ЕС. Тем самым были заложены предпосылки дальнейшего сближения России со странами Евросоюза, являющимися её важнейшими торговыми партнерами.
|
В целом внешняя политика Российского государства на международной арене в первой половине 1990-х гг. способствовала преодолению наследия «холодной войны» и позволила дипломатическими средствами укрепить международную безопасность страны. В то же время курс российской дипломатии, осуществлявшийся при министре иностранных дел А.В. Козыреве, подвергался возрастающей критике в обществе, в средствах массовой информации, в Государственной Думе. Сложилось убеждение, что страны Запада, в первую очередь США, мало считаются с интересами России, понимают под «партнерством» её обязательство безоговорочно поддерживать все их действия.
В частности, США возражали против продаж российского оружия Индии и Ирану, игравших важную роль в экспорте страны. Точка зрения российской дипломатии далеко не всегда учитывалась при планировании операций НАТО по прекращению конфликта территории Хорватии, Боснии и Герцеговины в бывшей Югославии (1995). Наконец, руководство блока НАТО начало подготовку к его расширению на восток. Это вызвало в российском обществе тревогу и сомнения в отношении целей политики Запада.
В России и других странах возникли опасения, что многие действия американской дипломатии не способствуют решению накопившихся на международной арене противоречий и даже обостряют их.
2. За последние десятилетия сложилась развитая, многоуровневая система взаимодействия народов и государств на международной арене.
|
Наиболее представительным и авторитетным международным органом являются Организация Объединенных Наций (ООН) и её специализированные учреждения.
Генеральная Ассамблея ООН определяет общие направления деятельности этой организации. Совет Безопасности ООН наделен особой ответственностью за поддержание мира и международной безопасности, имея право применять санкции, в том числе военные, в случае их нарушения. Экономический и социальный Совет ООН (ЭКОСОС) вырабатывает рекомендации по решению проблем развития, обеспечению прав человека. С ЭКОСОС взаимодействуют такие специализированные структуры, как Управление верховного комиссара по вопросам беженцев, Детский фонд ООН, Программа развития ООН (ПРОН). Вопросам развития, углубления международного сотрудничества уделяют особое внимание такие структуры ООН, как Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация по промышленному развитию (ЮНИДО), Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Весьма разветвленный характер носят организации, занимающиеся проблемами обеспечения безопасности людей в отдельных сферах: ядерной безопасностью (МАГАТЭ, Международное агентство по атомной энергии); безопасностью воздушных и морских коммуникаций; предотвращением распространения эпидемических заболеваний (Всемирная организация Здравоохранения, ВОЗ).
Большую роль в упорядочении мирового развития играет Всемирная торговая организация (ВТО), призванная содействовать углублению международного разделения труда, предотвращению «торговых войн». Международный валютный фонд (МВФ) помогает своим членам поддерживать стабильность курса валюты при условии выполнения его рекомендаций в сфере экономической политики. Сложилась структура международных валютно-кредитных учреждений (Всемирный банк), предоставляющих займы для целей развития.
|
В послевоенные годы сформировалась целая система объединений государств, ищущих пути поддержания мира и стабильности в отдельных регионах, солидарного решения общих для них проблем. Это, в частности, Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Организация исламская конференция (ОИК), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО) и др.
С завершением «холодной войны», возникновением новой ситуации на международной арене выявилась недостаточная эффективность сложившейся системы обеспечения мира и стабильности.
Обширные территории в Азии и Африке, особенно входившие в орбиту влияния СССР и союзных ему режимов, оказались охвачены хаосом, противоборством различных политических, религиозных группировок и кланов. Продолжалось соперничество на региональном уровне между такими странами, как Индия и Пакистан, Иран и Ирак. Не находил решения арабо-израильский конфликт, в арену кровавой бойни превратились многие страны Африки. Отдалилось решение проблем развития. Охвативший ряд стран Азии, в том числе Японию и новые индустриальные государства, в 1998 г. затяжной кризис создал серьезную угрозу стабильности мировой экономики.
В последнее десятилетие XX в. на нашей планете одновременно полыхало около 30 локальных войн, как внутренних, так и межгосударственных конфликтов. Стало очевидно, что международные институты, в первую очередь ООН, не располагают ни материальными, ни военными возможностями для решения всего комплекса возникающих проблем.
В этих условиях правящая элита США сформулировала идею американского мирового лидерства. Эта идея не предполагала реформирования ООН и других международных институтов с целью повышения их эффективности. Опираясь на наибольшую в мире военную и экономическую мощь, развитую систему союзов, рассматривая себя в качестве победителя в «холодной войне», правящие круги США надеялись играть роль единственной сверхдержавы.
США фактически взяли на себя ответственность за международную стабильность. Возникла новая форма военных операций: международное миротворчество, допускающее насильственное принуждение воюющих сторон к заключению мира. Однако осуществление таких операций в глобальном масштабе превышало возможности Соединенных Штатов. Более наглядно это показала неудачная попытка США погасить межэтнический конфликт в Сомали (операция «Возрождённая надежда» в 1992—1993). После этого США ограничили масштабы своего миротворчества, сконцентрировали внимание на отдельных конфликтных ситуациях (Балканы, Ближний Восток). Защита странами НАТО албанского этнического меньшинства в югославской провинции Косово в 1999 г. вылилась в военную операцию против Югославии, предпринятую без санкции Совета Безопасности ООН. Многие российские политики расценили ее как агрессию, направленную на укрепление влияния США на Балканах.
Правящая элита США считала, что стабильность на международной арене можно обеспечить в случаепринятия всеми странами мира принципов демократической организации политической жизни. Однако стремление Запада к универсализации либерально-демократической политической культуры вызвало возмущение многих народов мира.
Многие религиозные и политические лидеры стран Азии и Африки стали воспринимать политику США и их союзников как источник угрозы национально-культурной самобытности своих народов. В самих странах Запада начали набирать силу новые антиглобалистские движения. Их участники полагают, что стремления США к повсеместному внедрению демократии скрывают иные мотивы, а именно попытки ориентирующихся на Соединенные Штаты ТНК и ТНБ расширить свои рынки и сферы влияния.
Антиамериканские настроения проявились в росте террористической деятельности. Она направлена против развитых стран, в первую очередь против США, их дипломатических представительств, военных объектов. Жертвами террористов чаще всего становятся рядовые граждане. Международный терроризм связан с миром организованной преступности, имеющим питательную среду в странах, охваченных хаосом. К адекватному ответу на эту угрозу США не были готовы. Атака террористов на здание Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и правительственные ведомства в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. оказалась неожиданной.
Методы, с помощью которых правящие круги США защищают свои интересы, борются с международным терроризмом, нередко дестабилизируют международную обстановку. Ставка делается на применение военной силы, расширение военно-блоковых структур. Это вызывает настороженность у многих нейтральных и неприсоединившихся государств, в частности Китая, Индии, Ирана. Расширение НАТО, выход США из договоров 1970-х гг. о предотвращении новых витков гонки вооружений и работы по созданию системы Национальной противоракетной обороны (НПРО) вызвали тревогу многих российских политических деятелей и общественности. Возникли опасения, что страны Запада не исключают в будущем оказания силового давления и на Россию.
3. Позиция, занятая российской дипломатией после назначения на пост министра иностранных дел Е.М. Примакова в 1996 г., а затем в 1998 г. И. С. Иванова, состояла в том, что лидерство одной державы, даже столь мощной, как США, не может обеспечить стабильного миропорядка и решения тех проблем, с которыми столкнулось человечество. Требуется взаимодействие на компромиссной основе ведущих стран мира, к которым относится и Российская Федерация.
Дипломатия России продолжала придавать особое значение поддержанию стабильных отношений с США и их союзниками. В то же время уделялось большое внимание развитию отношений с такими странами, как Китай, Индия и Иран, а также традиционными союзниками СССР — Кубой, Северной Кореей, Ираком и Ливией. Приоритетными стали считаться отношения со странами ближнего зарубежья, входящими в СНГ.
Российская дипломатия использовала свое влияние на международной арене для смягчения остроты тех кризисов, в которых правящие круги США делали стайку исключительно на военную силу. Например, Россия способствовала смягчению конфликтов между странами Запада и Ирака. Она внесла значительный вклад в прекращение военных действий в бывшей Югославии, приняла участие в миротворческих операциях на Балканах. Ведущую роль Россия сыграла во взаимоотношениях стран СНГ — между Грузией и провозгласившей независимость от неё Абхазией, Молдовой и самопровозглашенной Приднестровской республикой, в Таджикистане, где начиналась гражданская война.
Новые возможности открылись перед российской дипломатией в начале XXI в. Она стала более открытой, динамичной, гибкой. Предпринимались новые шаги по улучшению отношений со странами Запада. По согласованию с США намечаются дальнейшие Меры по сокращению ядерных арсеналов.
Была учтена новая ситуация, сложившаяся в мире после 11 сентября 2001 г. Правящие круги США начали долгосрочную кампанию борьбы с международным терроризмом, который является угрозой и для безопасности России. Российская Федераций и другие страны СНГ поддержали военную операцию США против международных террористических группировок, создавших базы в Афганистане.
Расширились возможности партнерства России с НАТО и Евросоюзом. Президент России В.В. Путин нанес визиты в ведущие страны мира, такие, как США, Франция, ФРГ, Великобритания.
Повысилась активность российской дипломатии и в других районах мира, в частности Азиатско-Тихоокеанском регионе.
События последнего десятилетия наглядно показали, что активная, самостоятельная роль России в мире, упрочение её международных позиций выступают фактором стабильности мирового порядка, решения тех проблем, которые являются общими для всех народов и государств.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте условия, в которых развиваются современные международные отношения.
2. Почему современное состояние мира многие ученые называют «новым мировым беспорядком»?
3. Какова роль США, России и других государств мира в становлении системы нового миропорядка?
4. Какие новые черты приобрела внешняя политика России в последние годы?
5. Как складываются отношения между Россией и странами СНГ?
Основная литература:
1. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира в XX в. – М.: «Русское слово – РС», 2005. – с. 434-441.
Дополнительная литература:
1. История России (Россия в мировой цивилизации)/ Под ред. А.А. Радугина – М.: Центр, 2003. – с. 346-350.
2. Отечественная история / Под ред. А.А. Радугина – М.: Центр, 2003. – с. 388-393.
3. Сороко-Цюпа О.С. Мир в XX в. – М.: Дрофа, 2000. – с. 316-319.