Россия и международные отношения на рубеже XX-XXI вв.




Лекция 57

План:

1. Россия и страны Запада в 1990-е гг.

2. Проблемы международных отношений.

3. Российская Федерация и международная безопасность.

 

1. С началом реформ в правящих кругах России утвердилось убеждение, что наибольшую значимость имеет развитие партнер­ских отношений со странами Запада, прежде всего с США. С ним связывалась возможность получения кредитов, привлечения инве­стиций, включения России в систему международного разделения труда развитых государств.

Политика сближения с США принесла определенные плоды. Россия стала членом Международного валютного фонда. В декла­рации, подписанной в ходе визита Б.Н. Ельцина в США в 1992 г., было подтверждено окончание «холодной войны». В 1993 г. Россия и США заключили новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ССВ-2). При участии США в 1993-1994 гг. удалось согласовать с Украиной, Белоруссией и Казахста­ном вопрос о ликвидации ядерного оружия на их территории. Это позволило предотвратить появление новых государств, обладаю­щих оружием массового поражения.

Делегацию России стали приглашать к участию в ежегодных совещаниях лидеров «семёрки» — ведущих стран мира (США, Англии, ФРГ, Канады, Италии, Франции, Японии), где обсужда­лись основные проблемы мирового развития. В итоге «семерка» превратилась в «восьмёрку». В 1994 г. Россия и большинство быв­ших советских республик присоединились к программе НАТО Партнерство во имя мира, призванной преодолеть отчуждение между Западом и Востоком Европейского континента. В 1996 г. Российская Федерация стала членом Совета Европы, приняв на себя обязательство соблюдать правовые нормы, действующие в странах ЕС. Тем самым были заложены предпосылки дальнейше­го сближения России со странами Евросоюза, являющимися её важнейшими торговыми партнерами.

В целом внешняя политика Российского государства на между­народной арене в первой половине 1990-х гг. способствовала преодолению наследия «холодной войны» и позволила дипломатиче­скими средствами укрепить международную безопасность страны. В то же время курс российской дипломатии, осуществлявшийся при министре иностранных дел А.В. Козыреве, подвер­гался возрастающей критике в обществе, в средствах массовой ин­формации, в Государственной Думе. Сложилось убеждение, что страны Запада, в первую очередь США, мало считаются с интере­сами России, понимают под «партнерством» её обязательство безо­говорочно поддерживать все их действия.

В частности, США возражали против продаж российского оружия Индии и Ирану, игравших важную роль в экспорте страны. Точка зрения российской дипломатии далеко не все­гда учитывалась при планировании операций НАТО по прекра­щению конфликта территории Хорватии, Боснии и Герцего­вины в бывшей Югославии (1995). Наконец, руководство блока НАТО начало подготовку к его расширению на восток. Это вы­звало в российском обществе тревогу и сомнения в отношении целей политики Запада.

В России и других странах возникли опасения, что многие действия американской дипломатии не способствуют решению накопившихся на международной арене противоречий и даже обостряют их.

 

2. За последние десятилетия сложилась развитая, многоуровневая система взаимодействия народов и государств на международной арене.

Наиболее представительным и авторитетным международ­ным органом являются Организация Объединенных Наций (ООН) и её специализированные учреждения.

Генеральная Ассамблея ООН определяет общие направле­ния деятельности этой организации. Совет Безопасности ООН наделен особой ответственностью за поддержание мира и международной безопасности, имея право применять санк­ции, в том числе военные, в случае их нарушения. Экономиче­ский и социальный Совет ООН (ЭКОСОС) вырабатывает реко­мендации по решению проблем развития, обеспечению прав человека. С ЭКОСОС взаимодействуют такие специализированные структуры, как Управление верховного комиссара по вопросам беженцев, Детский фонд ООН, Программа развития ООН (ПРОН). Вопросам развития, углубления международного сотрудничества уделяют особое внимание такие структуры ООН, как Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация по промышленному развитию (ЮНИДО), Органи­зация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Весьма разветвленный характер носят организации, зани­мающиеся проблемами обеспечения безопасности людей в отдельных сферах: ядерной безопасностью (МАГАТЭ, Между­народное агентство по атомной энергии); безопасностью воздушных и морских коммуникаций; предотвращением рас­пространения эпидемических заболеваний (Всемирная орга­низация Здравоохранения, ВОЗ).

Большую роль в упорядочении мирового развития играет Всемирная торговая организация (ВТО), призванная содейст­вовать углублению международного разделения труда, пре­дотвращению «торговых войн». Международный валютный фонд (МВФ) помогает своим членам поддерживать стабиль­ность курса валюты при условии выполнения его рекоменда­ций в сфере экономической политики. Сложилась структура международных валютно-кредитных учреждений (Всемирный банк), предоставляющих займы для целей развития.

В послевоенные годы сформировалась целая система объ­единений государств, ищущих пути поддержания мира и ста­бильности в отдельных регионах, солидарного решения общих для них проблем. Это, в частности, Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Организация исламская конференция (ОИК), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Североатлантического дого­вора (НАТО) и др.

С завершением «холодной войны», возникновением новой ситу­ации на международной арене выявилась недостаточная эффектив­ность сложившейся системы обеспечения мира и стабильности.

Обширные территории в Азии и Африке, особенно входившие в орбиту влияния СССР и союзных ему режимов, оказались охваче­ны хаосом, противоборством различных политических, религиоз­ных группировок и кланов. Продолжалось соперничество на регио­нальном уровне между такими странами, как Индия и Пакистан, Иран и Ирак. Не находил решения арабо-израильский конфликт, в арену кровавой бойни превратились многие страны Африки. Отдалилось решение проблем развития. Охвативший ряд стран Азии, в том числе Японию и новые индустриальные государства, в 1998 г. затяжной кризис создал серьезную угрозу стабильности мировой экономики.

В последнее десятилетие XX в. на нашей планете одновременно полыхало около 30 локальных войн, как внутренних, так и межго­сударственных конфликтов. Стало очевидно, что международные институты, в первую очередь ООН, не располагают ни материаль­ными, ни военными возможностями для решения всего комплекса возникающих проблем.

В этих условиях правящая элита США сформулировала идею американского мирового лидерства. Эта идея не предполагала ре­формирования ООН и других международных институтов с целью повышения их эффективности. Опираясь на наибольшую в мире военную и экономическую мощь, развитую систему союзов, рассма­тривая себя в качестве победителя в «холодной войне», правящие круги США надеялись играть роль единственной сверхдержавы.

США фактически взяли на себя ответственность за международ­ную стабильность. Возникла новая форма военных операций: меж­дународное миротворчество, допускающее насильственное принуж­дение воюющих сторон к заключению мира. Однако осуществление таких операций в глобальном масштабе превышало возможности Соединенных Штатов. Более наглядно это показала неудачная попытка США погасить межэтнический конфликт в Сомали (опе­рация «Возрождённая надежда» в 1992—1993). После этого США ограничили масштабы своего миротворчества, сконцентри­ровали внимание на отдельных конфликтных ситуациях (Балканы, Ближний Восток). Защита странами НАТО албанского этнического меньшинства в югославской провинции Косово в 1999 г. вылилась в военную операцию против Югославии, предпринятую без санк­ции Совета Безопасности ООН. Многие российские политики рас­ценили ее как агрессию, направленную на укрепление влияния США на Балканах.

Правящая элита США считала, что стабильность на между­народной арене можно обеспечить в случаепринятия всеми страна­ми мира принципов демократической организации политической жизни. Однако стремление Запада к универсализации либераль­но-демократической политической культуры вызвало возмущение многих народов мира.

Многие религиозные и политические лидеры стран Азии и Аф­рики стали воспринимать политику США и их союзников как источник угрозы национально-культурной самобытности своих на­родов. В самих странах Запада начали набирать силу новые антиглобалистские движения. Их участники полагают, что стремления США к повсеместному внедрению демократии скрывают иные мотивы, а именно попытки ориентирующихся на Соединенные Штаты ТНК и ТНБ расширить свои рынки и сферы влияния.

Антиамериканские настроения проявились в росте террористи­ческой деятельности. Она направлена против развитых стран, в первую очередь против США, их дипломатических представи­тельств, военных объектов. Жертвами террористов чаще всего ста­новятся рядовые граждане. Международный терроризм связан с миром организованной преступности, имеющим питательную среду в странах, охваченных хаосом. К адекватному ответу на эту угрозу США не были готовы. Атака террористов на здание Всемир­ного торгового центра в Нью-Йорке и правительственные ведомст­ва в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. оказалась неожиданной.

Методы, с помощью которых правящие круги США защищают свои интересы, борются с международным терроризмом, нередко дестабилизируют международную обстановку. Ставка делается на применение военной силы, расширение военно-блоковых структур. Это вызывает настороженность у многих нейтральных и неприсое­динившихся государств, в частности Китая, Индии, Ирана. Расши­рение НАТО, выход США из договоров 1970-х гг. о предотвра­щении новых витков гонки вооружений и работы по созданию системы Национальной противоракетной обороны (НПРО) вы­звали тревогу многих российских политических деятелей и общест­венности. Возникли опасения, что страны Запада не исключают в будущем оказания силового давления и на Россию.

 

3. Позиция, занятая российской дипломатией после назначения на пост министра иностранных дел Е.М. Примакова в 1996 г., а затем в 1998 г. И. С. Иванова, состояла в том, что лидерство одной державы, даже столь мощной, как США, не может обеспечить стабильного миропорядка и решения тех проблем, с которыми столкнулось человечество. Требуется взаимодействие на компро­миссной основе ведущих стран мира, к которым относится и Российская Федерация.

Дипломатия России продолжала придавать особое значение поддержанию стабильных отношений с США и их союзниками. В то же время уделялось большое внимание развитию отношений с такими странами, как Китай, Индия и Иран, а также традиционными союзниками СССР — Кубой, Северной Кореей, Ираком и Ливией. Приоритетными стали считаться отношения со странами ближнего зарубежья, входящими в СНГ.

Российская дипломатия использовала свое влияние на между­народной арене для смягчения остроты тех кризисов, в которых правящие круги США делали стайку исключительно на военную силу. Например, Россия способствовала смягчению конфликтов между странами Запада и Ирака. Она внесла значительный вклад в прекращение военных действий в бывшей Югославии, приняла участие в миротворческих операциях на Балканах. Ведущую роль Россия сыграла во взаимоотношениях стран СНГ — между Грузией и провозгласившей независимость от неё Абхазией, Молдовой и самопровозглашенной Приднестровской республикой, в Таджикис­тане, где начиналась гражданская война.

Новые возможности открылись перед российской дипломатией в начале XXI в. Она стала более открытой, динамичной, гибкой. Предпринимались новые шаги по улучшению отношений со стра­нами Запада. По согласованию с США намечаются дальнейшие Ме­ры по сокращению ядерных арсеналов.

Была учтена новая ситуация, сложившаяся в мире после 11 сентября 2001 г. Правящие круги США начали долгосрочную кампанию борьбы с международным терроризмом, который является угрозой и для безопасности России. Российская Федераций и другие страны СНГ поддержали военную операцию США против международных террористических группировок, создавших базы в Афганистане.

Расширились возможности партнерства России с НАТО и Ев­росоюзом. Президент России В.В. Путин нанес визиты в ведущие страны мира, такие, как США, Франция, ФРГ, Великобритания.

Повысилась активность российской дипломатии и в других райо­нах мира, в частности Азиатско-Тихоокеанском регионе.

События последнего десятилетия наглядно показали, что активная, самостоятельная роль России в мире, упрочение её междуна­родных позиций выступают фактором стабильности мирового по­рядка, решения тех проблем, которые являются общими для всех народов и государств.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте условия, в которых развиваются совре­менные международные отношения.

2. Почему современное состояние мира многие ученые на­зывают «новым мировым беспорядком»?

3. Какова роль США, России и других государств мира в ста­новлении системы нового миропорядка?

4. Какие новые черты приобрела внешняя политика России в последние годы?

5. Как складываются отношения между Россией и странами СНГ?

 

Основная литература:

1. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира в XX в. – М.: «Русское слово – РС», 2005. – с. 434-441.

Дополнительная литература:

1. История России (Россия в мировой цивилизации)/ Под ред. А.А. Радугина – М.: Центр, 2003. – с. 346-350.

2. Отечественная история / Под ред. А.А. Радугина – М.: Центр, 2003. – с. 388-393.

3. Сороко-Цюпа О.С. Мир в XX в. – М.: Дрофа, 2000. – с. 316-319.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: