Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и буддизма




 

Японский сад – сложное и хрупкое для восприятия произведение искусства, которое, как и любой другой аспект культуры, невозможно понять и изучить вне истории культуры этой страны. В свою очередь история культуры уходит своими корнями в сложившееся религиозное мировоззрение, получившее в Японии название синтоизм (поклонение духам огня, гор, ветра, деревьев, покровителям местности, ремесел и т.д.)

По мере проникновения в Японию буддизма (IX век) произошло взаимопроникновение и дополнение этих религий, получившее название двойной путь духов, где синто – это обряды и внешнее проявление религии, а буддизм – внутренний мир человека. Наиболее известным и популярным в японском буддизме является учение Дзен. Считается, что это особый тип мировоззрения и целостного постижения мира, где важнейшее место отводится эстетическому восприятию и глубокому чувственному переживанию. Не имея представления о смысле этих традиций невозможно понять истинную красоту живого воплощения души того или иного мастера в творении, называемым Японским садом.

История развития ландшафтного садоводства в Японии берет свое начало приблизительно с VI века, как заимствование садоводческих приемов Китая и Кореи, впоследствии развившихся в самостоятельное направление с уникальными особенностями, присущими только японской культуре. Традиция японского садоводства передавалась от мастера-сенсея к ученику. Японские сады отличаются от всех других тем, что в них удивительно большое количество символических элементов, и зрительные образы, предстающие перед глазами посетителя – это только половина информации, заключенной в каждой из композиций сада. Знание расшифровки этих символов дает возможность создать в своем сознании именно тот образ, какой был заложен в данную композицию мастером. Так, например, некоторые числа считаются в буддизме священными, опираясь на определенные понятия, связанные с мифологией, в соответствии с которой число «три» может означать «три сокровища буддизма» (Будду, его закон и буддийскую монашескую общину), Будду и двух его учеников. Число «пять» символизирует пять буддийских заповедей, число «восемь» связано с восьми ступенчатым путем, методом достижения истины Будды, восемь спиц имеет колесо сансары (колесо перерождения), на восемь частей был поделен прах Будды и т.д.

Таким же образом в русле исконных религиозных традиций каменные фонари Японских садов берут свое начало от ритуальных курильниц благовоний, помещаемых перед залом Будды. Однако, история их возникновения имеет гораздо более глубокие корни. Весьма вероятно, что прообразом каменных фонарей были сосуды, в которых Китайские императоры приносили жертву небу.

Ритуальная же чаша для омовения рук, называемая цукубай, имеет истинно японское происхождение. В древней Японии камни с естественными углублениями посередине использовались для различных хозяйственных нужд, а затем и для символического очищения перед входом в синтоистское святилище. Позднее эта традиция была перенесена и к буддийским храмам, поскольку сама процедура лить воду на руки означала в буддийских практиках завершения какого-либо дела.

Животные и растения (вернее их свойства) всегда играли значительную роль в создании определенного образа. Журавль и Черепаха – древние символы долголетия на востоке. Черепаха действительно живет очень долго, а Журавль взмывает в небо и «растворяется» в нем, улетает в другой мир к богам. Кроме того, эти животные олицетворяют единство противоположностей, неизменно присутствующее в японских садах: плоская медлительная Черепаха и высокий энергичный Журавль. Их союз – залог равновесия в природе. По восточным представлениям рыбы – это дети мифологического дракона, являющегося покровителем водной и воздушной стихий.

В японском саду кроме разработки основной концепции сада большое внимание уделяется сооружениям и деталям. Здесь нет случайных предметов, все продумано до мелочей. Ритмы, формы, цветовое решение элементов символически связаны с природным ландшафтом, непринужденно и естественно передавая многообразие живой природы.

Камни и вода – бесспорные фавориты, считающиеся основными элементами сада.

К камню в традициях японской культуры сложилось особое отношение. Японцы считают, что высшим творением природы является именно камень, и, следовательно, через камень можно передать всю информацию о мире. Безусловно, это философское заключение гораздо старше первых садов, появившихся в Японии, зато объясняет во многих случаях благоговейное отношение к камню, как к материалу.

Поскольку до Японских островов ледник так и не добрался, в Японии нельзя увидеть гладко окатанных разноцветных валунов ни в садах, ни в природе. Фактически любой Японский сад – это «сад камней», так как камень был и остается основным элементом, используемым при его создании. С развитием и распространением учения Дзен его роль в создании облика сада усилилась еще больше. Призывая понять истину через медитативное созерцание и заставляя работать воображение, дзенские сады приобретают все более упрощенный вид, доведенный до абсолютного символизма, где камень может оставаться единственным средством передачи красоты и величия природы.

Что же касается воды, то, поскольку Япония – это островное государство, окружённое водой со всех сторон, совсем неудивительно, что вода здесь является обязательным элементом любого сада. По учению Дзен, мир таков, каким его создает наше сознание. Вода же, как один из важнейших компонентов сада символически изображается параллельными волнистыми линиями на гравии или же строгими концентрическими кругами. Так камень, упавший в воду, оставляет после себя круги на ее поверхности, и это застывшее движение воды можно увидеть практически в любом саду, где используется техника сухого пейзажа.

Задача человека – не просто увидеть эту застывшую картину, а сосредоточиться, заставить свое сознание создать реальный зрительный образ, и действительно увидеть и медленно погружающийся в воду камень, и плавно расходящиеся концентрические волны.

И, тем не менее, вода, как таковая, присутствует в садах Японии очень часто. Достаточно посмотреть на планы садов, буддийских храмов, синтоистских святилищ, императорских городских садов и парков. Они буквально окружены озерами, заводями, протоками и ручьями.

Растения – это третий элемент японских садов. Изначально, при планировании, продумывается его облик в разное время года. Тщательно подобранные растения вносят в сад жизнь, ощущение ее трепетности и цикличности, благодаря чему возникает ощущение непостоянства, неуловимости момента и беспрерывного течения времени. Так минорное звучание зимы сменяется весенним мажорным подъемом, после чего наступает торжество яркого, насыщенного красками и теплом лета, за которым неизбежно приходит грусть запоздалой осени.

Ландшафты традиционного японского сада не содержат в себе широкой гаммы цветов, более характерной для садов Запада. В отличие от европейских, где цветочное оформление часто является самостоятельным композиционным элементом, а подчас и главным (например, партеры регулярных садов), в традиционных японских садах цветы – это всегда лишь дополнение к чему-то, как некий штрих, усиливающий впечатление и не более того. В основе этого лежат философские принципы, призывающие не «улучшить» или «украсить» природу, а лишь более контрастно выявить ту красоту и гармонию, которая уже заложена в ней самой.

Одно из наиболее известных растений в Японии – сакура. Она стала определённым художественным образом, олицетворяющим стойкость и чистоту, поскольку цветки сакуры никогда не вянут на дереве и облетают абсолютно свежими и живыми. Опадая на землю нежным розовым «снегом» они еще несколько дней лежат во всей своей красоте. Не меньшей популярностью пользуется и бамбук, считающийся символом мужества и благородства, а также сосна – олицетворение долголетия и вечности. Еще одно растение, к которому японцы относятся с особым трепетным чувством – это Лотос. Он символизирует чистоту, не подверженную воздействиям негативных проявлений реального мира. И главное – Лотос тесно связан с образом Будды, которого часто изображают сидящим в этом цветке.

Так же в японском саду часто используются такие деревья, как клены, груши, сливы, вишни. Из декоративных цветущих растений чаще других здесь можно встретить пионы, ирисы, хризантемы и камелии.

Японцы также используют переносные кашпо с растениями для создания ярких цветовых пятен. Часто встречающиеся в японских садах лужайки и тропинки из мха — это символ надежности, защиты, материнской любви и покровительства. Плющ же, обвивающий ограды и статуи — свидетельство дружбы, искренности и верности идеалам.

Для Японского сада не так важен вид используемого растения, сколько заключенная в нем символика и образ, рожденные формой, запахом, цветом, историческими событиями и связанными с ними традициями и обрядами. Поэтому растения, наряду с камнями, гравием и архитектурными элементами (пагоды, фонари, изгороди) – это лишь материал, которым пользуется садовник, как художник красками, сочетающий их в меру своего таланта.

 

Сад камней Рёанзди

В северо-западной части японского города Киото находится исторический памятник — Рёандзи (Храм Мирного Дракона). Известная достопримечательность храма – сад камней Дзэн, состоящий только из камней, мха и аккуратно уложенного гравия.

Сад камней Рёандзи создан в стиле, который называют «сухой ландшафт». Он выполнен в виде небольшой прямоугольной площадки, огороженной глинобитным забором с трех сторон, за которым зеленеют пышные кроны деревьев, которые призваны подчеркнуть строгость сада камней. Вся территория засыпана белым гравием, а на нем расположено 15 камней, организованных в пять групп и окаймленных мхом. Сам гравий "исписан" граблями на тонкие полосы, создающие ощущение мягкой водной ряби.

Оригинальность ситуации заключается в том, что пятнадцать черно-бурых разновеликих камней размещены так, что одновременно можно увидеть лишь четырнадцать из них. С какой стороны бы вы на них ни смотрели. Ходят слухи, что увидеть все пятнадцать камней одновременно можно только в том случае, если достигнуть просветления путём медитаций.

Первое впечатление, которое появляется от созерцания – минимум предметов и монотонная цветовая гамма, кажется — всё обыденно.

Возникает вопрос: что заложено в этих камнях? Почти пять столетий в сад камней Рёандзи приходят паломники из многих стран, со всего мира приезжают сюда туристы. Заложенный в них тайный смысл на протяжении многих веков помогал монахам храма в медитациях.

Каждый раз сад дарит приходящим сюда людям новые ощущения и заставляет их заглянуть вглубь себя. Каждый раз здесь можно увидеть новую красоту — постоянную и в то же время ускользающую.

Пытаться разгадать тайны и любоваться на сад, нужно сидя именно на веранде. Все, кто приходит в Рёандзи, безуспешно пытаются найти точку, с которой откроются взору все пятнадцать камней.

Буддийский монах Соами — создатель сада дзэн дает нам хороший урок постижения себя и мира: истину познать порой невозможно, но стоит пытаться это сделать.

Учёными университета Киото был проведен топографический компьютерный анализ. Он показал, что камни на площади сада располагаются вовсе не хаотично, как это предполагалось, а представляют собой невидимый на первый взгляд рисунок древесной коры.

Почему же число камней равно именно цифре пятнадцать? Японцы говорят, что эта цифра символизирует у них полнолуние, и что после полнолуния наступает время распада. Может быть, это и является причиной того, что один камень все время остается за чертой видимости?

Сад камней Рёандзи характеризует отношение японцев к жизни, их философию, которая была выработана в седьмом веке, и которой они придерживаются до сегодняшних дней: “Один человек считает это хорошим, а другой плохим. Но один из них необязательно – мудрец, а другой – глупец. Они оба обыкновенные люди”.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: