Четвертая директива Совета ЕС




Четвертая директива Совета ЕС содержит предписания относительно построения и содержания годового отчета, оценки финансового положения компании, применяемых методах оценки и публикации отчетов в открытой печати.

В обязательном порядке должны соблюдаться схемы построения баланса и отчета о прибылях и убытках. Установлены минимальный набор приложений к отчетам о прибылях и убытках, а также о финансовом положении компании и ограничения для небольших предприятий.

Годовой отчет компаний (кроме мелких) должны проверять независимые аудиторы.

Схема бухгалтерского баланса, предусмотренная Четвертой директивой, более подробна по сравнению со схемой, предложенной в МСФО.

Первая позиция в активе баланса (раздел А) характеризует задолженность акционеров по объявленной подписке на акции. В разделе В отражают затраты на создание и расширение компании.

В разделе С подробно показана структура нематериальных активов, вещественных, капитальных вложений и долгосрочных финансовых вложений.

Раздел О «Оборотные средства» содержит четыре подраздела: I «Запасы»; II «Краткосрочные активы»; III «Ценные бумаги»; IV«Денежные средства».

Завершается актив баланса разделами Е «Разграничение по периодам» и Р «Убытки отчетного года».

Небольшие предприятия в активе баланса могут представлять только три группы показателей: I. «Нематериальные активы»; II. «Вещественные капитальные вложения»; III. «Долгосрочные финансовые вложения».

Показатели пассива баланса также дифференцируются для крупных компаний и небольших предприятий. Пассив открывается разделом А «Собственный капитал» с выделением статей: «Объявленный капитал»; «Наценки на номинальную стоимость акций» (для возмещения расходов по созданию акционерного общества); «Резервы на переоценку собственного капитала»; «Другие резервы» (по законодательству стран — членов ЕС).

Статьи резервов, предназначенных на выплату пенсий, налогов и иных платежей, группируются в разделе В пассива.

Раздел С включает обязательства компании по полученным кредитам, займам, авансам и задаткам под будущие поставки материалов, обязательства перед поставщиками, векселя выданные и др.

Данные об обязательствах перед ассоциированными компаниями, зависимыми и дочерними предприятиями, задолженности налоговым органам и задолженности по социальному страхованию сгруппированы в разделе D.

Раздел Е предусмотрен для отражения прибыли отчетного года.

В статье 10 Четвертой директивы дана другая схема баланса, которая принципиально не отличается от рассмотренной.

В этой Директиве предусмотрена возможность для пользователей выбирать схему отчета о прибылях и убытках из четырех предложенных. Назовем основные показатели первой из них:

1) чистая выручка от оборота;

2) изменения в запасах готовой продукции и остатках незавершенного производства;

3) производственные расходы;

4) расходы на персонал;

5) прочие производственные расходы;

6) доходы от участия;

7) доходы от ценных бумаг и вложенного имущества;

8) корректировка оценок финансовых инвестиций;

9) проценты и аналогичные расходы;

10) налоги на результат нормальной деятельности;

11) результат нормальной деятельности после вычета налогов;

12) чрезвычайные доходы;

13) чрезвычайные расходы;

14) чрезвычайный результат;

15) налоги на чрезвычайный результат;

16) финансовый результат отчетного года.

Бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках дополняет отчет о финансовом положении компании. В этом отчете приводят важнейшие события и процессы, оказавшие влияние на состояние финансов, дается прогноз развития компании. Названа расчетная денежная единица евро, по отношению к которой должны устанавливаться курсы валют стран — членов ЕС.

Седьмая Директива Совета ЕС

В Седьмой директиве Совета ЕС определены принципы составления сводной отчетности компаний, расположенных в различных странах Сообщества.

Данной Директивой установлен единый порядок учета между материнской компанией и дочерними предприятиями. Предусмотрено, что доли участия или стоимости акций дочерних предприятий, принадлежащих сторонним юридическим лицам, в сводной отчетности должны быть показаны отдельно. В этой отчетности имущественное положение и финансовые результаты следует представлять как на одном унитарном предприятии. Взаимные требования, расходы и доходы дочерних предприятий при своде исключаются.

Сводную отчетность составляют на ту же дату, что и отчетность материнской компании. Если разрыв между отчетными датами одного предприятия и корпорации в целом превышает три месяца, то дочернее предприятие представляет для свода промежуточный отчет.

В приложении к сводной отчетности необходимо приводить сведения об обязательствах сроком свыше пяти лет и об обязательствах, обеспеченных имуществом дочерних предприятий. Выделяют обязательства по пенсионным выплатам и долги в пользу предприятий, не охваченных сводной отчетностью.

Как отмечалось, несмотря на предписания директив ЕС, обязывающие применять типовой план счетов, такие планы используются не во всех европейских странах, не говоря уже о других континентах.

Наиболее полным, охватывающим как финансовую, так и управленческую бухгалтерию, представляется общенациональный план счетов Франции. Он построен на десятичной системе классификации.

Номера основных счетов состоят из двух цифр, первая из которых означает класс, вторая — порядковый номер счета в соответствующем классе. Номера субсчетов первого порядка представлены тремя цифрами, субсчетов второго порядка — четырьмя, аналитических счетов — пятью и большим числом цифр. Последняя цифра показывает номер соответствующего счета, субсчета и аналитического счета. Все счета делятся на 10 групп, каждая группа — на 10 подгрупп и т.д. При этом обычно из 10 групп счетов выделяют 2—3 группы для счетов, предназначенных только для управленческого учета.

Децимальный принцип позволяет самым мелким предприятиям обходиться числом счетов до 10, средним предприятиям — до 100, крупным предприятиям — до 1000. Общая система их построения обеспечивает сопоставимость данных и легкость их агрегирования.

Класс 1 «Счета капитала» (10—18) включает девять счетов, на которых отражаются: капитал и резервы; субсидии; регламентируемые резервы; резервы по риску и затратам; ссуды и приравненная к ним кредиторская задолженность долгосрочного и среднесрочного характера; участие в других предприятиях; внутрифирменные расчеты.

Поскольку капитал является, как правило, групповой собственностью, субсчета предназначены для учета акционерного капитала, учредительной прибыли, фонда дотаций и др. Субсчета второго порядка используются для учета уставного капитала, а также капитала, мобилизованного компанией (стоимость акций и облигаций, по которым проведена подписка), и наконец, для учета оплаченного капитала.

Класс 2 «Счета основных средств, нематериальных и финансовых активов» (20—29) объединяет 10 счетов, предназначенных для учета стоимости создания фирмы, основных средств, неосязаемых активов, незавершенного строительства, износа основных средств, ценных бумаг и т.д. В этом же классе отражают резервы на обесценение основных средств.

Класс 3 «Счета запасов и незавершенного производства» (30—39) включает 10 счетов, на которых учитывают остатки товаров, сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, тары, а также материалы в пути. В соответствии с методом «затраты — выпуск» на счетах этого класса стоимость приобретения материальных ресурсов не отражают, поскольку такой учет ведется по счетам класса 6.

Класс 4 «Счета расчетов» (40—49) объединяет 10 счетов, используемых для учета расчетов с поставщиками, покупателями, персоналом предприятия, профсоюзом и другими организациями по специальному страхованию, государством, дочерними предприятиями, разными дебиторами и кредиторами. В него входят также счета резервов на обесценение средств в расчетах.

Класс 5 «Финансовые счета» (50—59) состоит из счетов по учету денежных средств и финансовых обязательств, а также резервов на обесценение ценных бумаг, которые приобретены фирмой с надеждой получать прибыль в течение года.

Счета классов 1—5 предназначены для составления баланса компании. Соизмерение итогов остатков активных и пассивных счетов позволяет определить финансовый результат (прибыль или убыток).

Класс 6 «Счета затрат по элементам» (60—69) включает 10 счетов, каждый из которых отражает один из элементов затрат: на приобретение и заготовление материалов; услуги со стороны; прочие услуги со стороны; налоги, таксы и приравненные к ним платежи; затраты на содержание персонала; текущее управление; финансовые затраты; чрезвычайные затраты; амортизацию и резервы; участие рабочих в прибылях.

Класс 7 «Счета доходов по видам» (70—79) объединяет 10 счетов, на которых учитывают выручку от реализации, финансовые поступления, субсидии. Первые шесть счетов этого класса предназначены для учета доходов от текущей эксплуатационной деятельности: выручки от реализации товаров; готовой продукции, работ и услуг; отходов; тары; скидок, предоставленных компанией покупателям. Основной особенностью счетов этого раздела является то, что отражаемые доходы относятся к эксплуатационной деятельности и поступают в течение текущего финансового года.

Доходы, полученные по облигациям, акциям, бонам и другим видам финансового участия, проценты по финансовым вложениям и иные финансовые доходы отражают на одноименном счете 76.

Поступления по операциям продолжительностью от двух до пяти лет, а также выручка от реализации основных средств, финансовых активов учитываются на счете 77 «Чрезвычайные доходы».

В соответствии с методом «затраты — выпуск» финансовый результат (прибыль, убыток) определяют как разность между доходами и затратами по данным счетов классов 6 и 7 и отражают по классу 8 «Счета результатов». Полученный результат должен равняться изменению собственного капитала компании за отчетный период по данным счетов классов 1—5. Это равенство нарушается в том случае, если в течение года были поступления новых капиталов, распределение или использование части чистого актива, переоценка статей активов и пассивов компании. Об этом указывают в приложении к годовой отчетности.

Результат определяется по трем видам деятельности: текущей (эксплуатационной), финансовой и чрезвычайной. Для этого по методу «затраты — выпуск» следует учитывать изменение остатков сырья, материалов, товаров, готовой продукции, незавершенного производства и отражать их на счете прибылей и убытков.

Этим методом исчисляют финансовый результат без калькулирования себестоимости.

Полученный результат (прибыль, убыток) соизмеряется с результатом, определенным по данным счетов классов 1 —5, что усиливает контрольные функции бухгалтерского учета.

По классу 9 «Счета аналитической эксплуатации» группируются основные счета, субсчета первого и второго порядка, информация которых предназначена для принятия управленческих решений и разработки перспективных направлений развития компании. В управленческой бухгалтерии используют счета: отражающие (90); предварительной перегруппировки затрат и выручки от реализации (91); центров анализа (ответственности) (92); себестоимости готовой продукции (93); остатков (94); себестоимости реализованной продукции (95); отклонений от стандартных затрат (96); разницы, возникающей в процессе бухгалтерской обработки данных (97); результатов управленческой бухгалтерии (98); счета внутренних связей.

Достоинство данного плана счетов бухгалтерского учета состоит в обеспечении тесной взаимосвязи между финансовой и управленческой бухгалтерией.[3, 204c]

 


2. Принципы планирования и прогнозирования экономики

 

Прогнозирование и планирование экономического и социального развития базируются на познании и использовании объективно действующих законов и закономерностей, формулируемых экономической теорией. Экономическая наука исследует производственные отношения во взаимодействии с производительными силами, объекты прогнозной и плановой деятельности и формулирует соответствующие понятия, категории, законы.

Закон отражает строгую зависимость, причинно-следственную обусловленность между экономическими явлениями. Так, распределение и потребление всегда ограничено имеющимися ресурсами, а обмен требует эквивалентности. Закономерность выступает в виде тенденции, выявленных степени и тесноты взаимосвязей. Например, зависимости между результатами и факторами производства.[1, 23c]

Принципы планирования— основные исходные положения, правила формирования, обоснования и организации разработки плановых документов. Это не застывшие образования. Они совершенствуются, изменяются, наполняются новым содержанием по мере развития экономики.

Основными методологическими принципами планирования являются следующие: принцип научности, принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей, принцип повышения эффективности общественного производства, принцип пропорциональности и сбалансированности, принцип приоритетности, принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач.

Принцип научности. Плановые документы разрабатываются на основе глубокого познания и использования законов общественного развития, и прежде всего экономических законов, макроэкономических теорий, достижений НТП, математики, кибернетики и других наук. В процессе разработки планов производится глубокий анализ тенденций и перспектив экономического и социального развития, разрабатываются прогнозы, технико-экономические обоснования темпов и пропорций экономического роста, разрабатывается система стоимостных, трудовых и материальных балансов с использованием прогрессивных норм и нормативов.

Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей предполагает, что в планировании следует исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей населения должно быть исходной позицией общегосударственных планов, ибо это общественно необходимо. Экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.

Принцип повышения эффективности общественного производства предусматривает, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т.е. максимальной экономией живого и овеществеленного труда при производстве единицы продукции (работ, услуг). Он реализуется через возможные формы и направления ресурсосбережения и проявляется через систему показателей эффективности: рост производительности труда, снижение материало- и энергоемкости производства, повышение фондоотдачи.

Принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок формирует экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования. С помощью рыночных механизмов обеспечивается производство той продукции, которая удовлетворяет запросы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающего интересам всего общества, должно государство через систему планирования.

Реализация этого принципа предполагает:

- эквивалентность обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;

- равновесие совокупного спроса и совокупного предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;

- рациональное соотношение между разумными потребностями и всеми имеющимися ресурсами;

Паритет различных форм собственности в пользовании материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами общества.

Сбалансированное социально-экономическое развитие должно обеспечивать, с одной стороны, соответствие в потенциальных уровнях функционирования отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделений общественного производства и, с другой стороны, оптимальное (при существующих условиях) удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества. Этот принцип направлен на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.

Принцип приоритетности следует понимать либо как первенство в каком-либо открытии, изобретении, либо как преобладающее, первенствующее значение чего-либо. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место при любом общественно-экономическом строе и, во-вторых, неотложностью решения важнейших общегосударственных проблем.

Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально-экономического развития страны с достижением научно обоснованных стратегических целей, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых документов.

Социально-экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах: системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности, целенаправленности.

Принцип системностипрогнозирования предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, также состоящей из определенного количества подсистем.

Под системностью методов и моделей социально-экономического прогнозирования следует понимать их совокупность, позволяющую разработать согласованный и непротиворечивый прогноз по каждому направлению. Однако и условиях переходной экономики построить целостную систему моделей социально-экономического прогнозирования очень сложно, поскольку это сопряжено с рядом трудностей методологического и организационного характера. Решение этой проблемы может быть достигнуто на основе унификации блочных моделей, вычислительных способов решения, создания информационного банка данных.

Принцип научной обоснованностиозначает, что в социально-экономических прогнозах всех уровней всесторонний учет требований объективных экономических законов должен базироваться на применении научного инструментария, глубоком изучении достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов. Прогнозирование должно строиться на широком использовании методик и моделей как условия научного формирования прогнозов отдельных блоков комплексной системы, их обоснованности, действенности и своевременности.

Принцип адекватностипрогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.

Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов. Это означает необходимость оценки как сложившихся отклонений, так и таких, которые могут иметь место, а также господствующих тенденций; определение возможной области их расхождения, т. е. оценку вероятности реализации выявленной тенденции.

Принцип альтернативностипрогнозирования связан с возможностью развития народнохозяйственного комплекса и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. При переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития возникает необходимость построения альтернатив, т. с. определения одного из двух или нескольких возможных, а зачастую и противоположных, взаимоисключающих путей развития хозяйства.

Принцип целенаправленностипредопределяет активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.[6, 58c]

 


Заключение

Итак, в условиях рыночной экономики эффективная деятельность предприятия, фирмы в значительной степени зависит от разработки планов развития. Необходимость экономического обоснования планов и прогнозов предопределяет систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании как функции в управлении, подразделяются на количественные, качественные, объемные и удельные. Для исчисления показателей плана применяются натуральные, трудовые и стоимостные показатели. План развития предприятия, фирмы включает в себя, как правило, десять разделов. Количество разделов и их содержание могут меняться с учетом размера и специфики предприятия, фирмы.

Основные направления совершенствования методологии планирования и прогнозирования: повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования планов; широкое применение системы прогрессивных экономических нормативов и норм, балансовых расчетов; дальнейшее улучшение системы показателей в целях повышения эффективности управления производством, рост производительности труда, обеспечение напряженности и тщательной сбалансированности планов.

 


Список литературы

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: учеб. пособие / М.М. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2008.-248с

2. Анискин Ю.П. Планирование и контроль: учеб. пособие / Ю.П. Анискин. – М.: Омега-Л, 2007.-411с

3. Комышанов П.И. Бухгалтерский учет. Отечественная система и международные стандарты: учеб. пособие / П.И. Комышанов. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.-520с

4. Колобова А.А. Планирование на предприятии: учеб. пособие / А.А. Колобова. – М.: ЮНИТИ, 2007.-374с

5. Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Т.Г. Морозова. – М.: ЮНИТИ, 2008.-318с

6. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Е.А. Черныш. – М.: ПРИОР, 2009.-176с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: