Необходимое условие развития и процветания предприятия - согласование целей в пространстве и во времени, причем особую роль при этом играет определение «пучка» стратегических траекторий. Они должны быть направлены на достижение данной системы целей, реализацию миссии.
Цель - это главный системообразующий фактор в любой социально-экономической системе.
Цель организации представляет собой будущий, желаемый и достижимый результат, связанный с удовлетворением потребностей бизнес - сообщества.
Основной целью оптимизации затрат является максимизация прибыли компании и рост ее конкурентоспособности без дополнительного кардинального увеличения объема продаж. Так или иначе достижение каждой поставленной цели должно в конечном итоге привести к увеличению прибыли предприятия.
Шкалы измерения:
1. Шкала наименований (классификаций). Она используется для описания принадлежности объектов к определенным классам. Всем объектам одного класса присваивается одно число, а объектам других классов другие числа (индексы, штрих - коды, коды, номерные знаки машин по регионам).
2. Шкала порядка используется для упорядочивания объектов по одному или нескольким признакам. Числа в шкале определяют лишь порядок следования объектов и не дают возможности сказать насколько один объект предпочтительнее другого (реестр, список по алфавиту).
Шкала наименований и шкала порядка являются качественными шкалами, т.к. у них нет понятия точки отсчета и масштабов измерения.
3. Шкала интервалов применяется для отображения различия между характеристиками объектов. Интервальная шкала имеет масштаб и точку отсчета, которые могут быть произвольными. Основным свойством шкалы является равенство интервалов (шкала температур).
|
4. Шкала отношений показывает во сколько раз свойства одного объекта превосходят это же свойство другого объекта (тарифная сетка, шкала Рихтера).
5. Шкала разностей отражает значение одной и той же характеристики объекта, отсчитываемой из разных точек отсчета (2008 год от рождества Христова, а от Григорианского календаря имеется разница).
6. Абсолютная шкала измеряется с помощью натуральных чисел (1, 2, 3, 4, 5…). Используется для подсчета числа объектов. В ней нулевая точка отсчета и единичный масштаб (пассажирские места, люди).
7.
Цели предприятия | Единицы измерения | Шкала измерения |
1. Увеличение прибыли | Рубли | Шкала интервалов |
2. Увеличение доли рынка сбыта | % | Шкала интервалов |
3. Увеличение объемов реализации продукции | Рубли | Шкала интервалов |
4. Повышение качества продукции | % | Шкала интервалов |
5. Снижение издержек | Рубли | Шкала интервалов |
6. Заработная плата работников по отношению к средней заработной плате у конкурентов | % | Шкала отношений |
7. Изменение числа рабочих мест | Человек | Шкала интервалов |
8. Повышение качества обслуживания | % | Шкала порядка |
9. Повышение качества обслуживания | Штуки | Шкала интервалов |
Коэффициент конкордации
Методы измерения показателей качества
Для определения показателей качества применяются инструментальные, экспертные, статистические методы. Их выбор и применение обусловлен конкретными задачами.
Инструментальные методы основаны на физических эффектах и использовании специальной аппаратуры. Различают
|
автоматизированные, механизированные и ручные методы измерения. Автоматизированные методы наиболее объективны и точны.
Экспертные методы используются там, где физическое явление не открыто или очень сложно для использования.
Оценки, даваемые экспертами тому или иному объекту или его элементу, представляют собой процедуру сравнения по выбранным признакам.
На практике часто используются следующие методы сравнения:
• ранжирование;
• парное сравнение;
• последовательное сравнение;
• непосредственная оценка.
Метод ранжирования редко применяется в чистом виде. Как правило, он используется в сочетании с другими методами и подразделяется на следующие виды:
• простое ранжирование;
• ранжирование по сумме оценок;
• по сравнимой шкале;
• комбинированным способом.
При измерениях по шкале отношений, которая обычно применяется для измерения физических величин, таких как масса, длина, мощность, величины сравниваются по принципу:
Q1: Q = q, где
Q1 – измеренная величина;
Q – эталонная величина.
Метод попарного сравнения это установление предпочтения объектов при сравнении всех возможных пар. При этом методе не следует, как при ранжировании, упорядочивать все объекты.
Рассмотрим пример.
На предприятии шесть экспертов проранжировали шесть спутниковых телефонов методом попарного сравнения:
№ объекта | Итого | ||||||
Телефон 1 | Х | ||||||
Телефон 2 | Х | ||||||
Телефон 3 | Х | ||||||
Телефон 4 | Х | ||||||
Телефон 5 | Х | ||||||
Телефон 6 | Х |
|
Ранжированный ряд по данным таблицы будет иметь вид: Q 5 < Q 1 < Q 4 < Q 3 < Q 2 < Q 6
При ранжировании объектов эксперты обычно расходятся во мнениях по решаемой проблеме. В связи с этим возникает необходимость количественной оценки степени согласия экспертов. Получение количественной меры согласованности мнений экспертов позволяет более обоснованно интерпретировать причины в расхождении мнений. При оценке тех или иных объектов экспертизы эксперты выдают различные значения оценок. Поэтому возникает необходимость в количественной оценке и анализе рассчитать степени согласия экспертов.
Мерой согласованности суждениия группы экспертов может стать величина коэффициента конкордации (W).
W = 12 S / n2 (m3 – m), где
S – сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения,
n число экспертов;
m – число объектов экспертизы.
Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0 < W < 1, где 0 – полная несогласованность между экспертами; 1 – полная согласованность.
Рассмотрим пример. Необходимо определить степень согласованности 8 экспертов.
Параметры | Эксперты | Сумма рангов | Отклонение от среднего | Квадраты отклонение | |||||||
Х1 | |||||||||||
Х2 | |||||||||||
Х3 | -9 | ||||||||||
Х4 | -7 |
Для нашего примера коэффициент конкордации достаточно высокий. Он дает основание предполагать, что эксперты компетентны, независимы и объективны.
Заключение
Принятие решений является важнейшей функцией управления, успешное осуществление которой обеспечивает достижение организацией ее целей. Процесс принятия решений – это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на решение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
Для принятия решения создается альянс между руководящим составом организации.
Существуют различные модели принятия решений в организации, рассмотрим некоторые из них:
5. Модель, основанная на теории управления
6. Модель Карнеги
7. Модель инкрементального поиска
8. Модель мусорного ящика.
Цель - это главный системообразующий фактор в любой социально-экономической системе.
Цель организации представляет собой будущий, желаемый и достижимый результат, связанный с удовлетворением потребностей бизнес - сообщества.
Существует несколько шкал измерения:
1. Шкала наименований
2. Шкала порядка
3. Шкала интервалов
4. Шкала отношений
5. Шкала разностей
6. Абсолютная шкала
Список литературы
1. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
2. Саак А.Э.Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. / Саак А.Э.., Тюшняков В.Н. – Спб.: Питер, 2007. – 272 с.
3. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. / Смирнов Э.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
4. Тронин Ю.Н. Управленческие решения: Учеб. пособие для вузов. / Тронин Ю.Н., Масленченков Ю.С. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 310 с.
5. Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник для студентов вузов/ Ю.Г. Учитель, А.И. Терновой, К.И. Терновой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 383 с.