МИФ №1: ОНИ НЕ ЧИТАЮТ БУМАЖНЫХ КНИГ
– Для меня самым удивительным стало открытие, что молодые люди до сих пор готовы читать тексты, – говорит профессор Грязнова. – Например, 90% процентов подростков заявили, что текст является для них удобным носителем информации. В контрольной группе взрослых похожий показатель – 89%. А вот разглядывать инфографику предпочитают только 50% подростков. Интерес молодого поколения к книгам показывают и американские исследования. Это общемировой тренд.
– Если слухи о смерти текста слишком преувеличены, то кто же тогда перестал читать? Нет ли тут противоречия?
– Тиражи падают потому что молодежь не читает современную литературу. Художественные книги, которые их интересуют, написаны максимум до 60-го года прошлого века. Главный хит – это «Три товарища» Ремарка!
– Почему Ремарк? Они воспринимают себя как потерянное поколение?
– Нет. Здесь мы пришли к еще одному неожиданному выводу, он больше российский, чем мировой. У подростков катастрофический экзистенциальный голод! У них нет картины мира. Они попали в образование, которое нацелено на ЕГЭ, то есть на упражнения. У их родителей, может быть, не было таких образовательных возможностей, советская школа давала специфическое представление о реальности. Но у старшего поколения было заполнено то место в голове, которое называется «картина мира». У молодежи этого нет. Поэтому подростки хватаются за Ремарка, он дает им жизненную опору. Кстати, не только Ремарк. В обойме русская классика – Толстой с «Войной и миром», Достоевский с «Преступлением и наказанием». Нынешние дети считают, что это написано про них.
МИФ №2: ЖИТЬ НЕ МОГУТ БЕЗ ИНТЕРНЕТ-НОВОСТЕЙ
– Разве можно испытывать такой голод в информационную эпоху, когда в поисковой системе ты получишь десятки вариантов ответов на любые вопросы?
– Подождите! Информированность не решает ваших внутренних проблем. Никакая поисковая система не даст ответа на вопрос, как жить.
– Вы пишите о том, что поколение старших и подростки живут в совершено разных мирах. Повестка дня взрослых практически полностью заимствована из выпусков новостей СМИ, а молодежь события во внешнем мире почти не интересуют...
– Это общий тренд – молодые люди принялись выстраивать собственные миры, у каждого он уникальный и неповторимый. Поэтому мы не имеем больше общей повестки. События, которые попадают в топ-5 новостей Яндекса, с интересами молодых не соприкасаются. Подростки из жизненного потока для себя выбирают другие события.
– Какие, например?
– Просим молодого человека выделить главное событие года. Причем общественное-политическое, а не личное. Он отвечает про юбилей какого-то нишевого журнала, о котором большинство людей никогда не слышало. А там украинский кризис в разгаре, смертник теракт устроил, экономический коллапс нагрянул, рубль упал... Но для него ничего более грандиозного в мире не произошло. Этот журнал и есть его жизнь. Взрослые так не отвечают. Они перечисляют, как на уроке политинформации: война на Ближнем Востоке, допинг-скандал на Олимпиаде, миграционный кризис в Европе – их волнует все, что показывают в теленовостях. Отчасти, это отражение собственного небогатого внутреннего мира. Взрослые неспособны строить вселенную собственного «Я». Они выросли в другую эпоху, когда общая норма была правилом, и они до сих пор стараются ее придерживаться. А для нового поколения нет общей нормы, они не боятся быть непохожими на других. Поэтому с ними очень сложно разговаривать: вам нужно найти общий язык с дико разрозненной аудиторией, у которой очень разные и непонятные для вас интересы.
МИФ №3: МЫПЕРЕЖИВАЕМ СТРАШНЫЙ КОНФЛИКТ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ
– Это ситуация классического конфликта поколений или сегодня это непонимание приобретает новые характерные черты?
– Конфликта отцов и детей в тургеневском понимании у нас сегодня нет в силу того, что мы имеем не очень конфликтных детей. Война поколений возникает, когда старшие имеют одну норму, а младшие стремятся насадить свою. А поскольку новое поколение не ориентировано на жесткий кодекс, оно терпимо относится к отцам. Для них родители очень важны.
– Почему?
– Потому что молодые боятся будущего, оно у них очень неопределенное. Соответственно базовой ценностью подростков является семья, как единственный оплот и убежище. Практически во всех группах, которые мы анкетировали, семья среди ценностей железно оказалась на первом месте. И только для представителей двух профессий она не важна: это программисты и те, кто относит себя к сфере искусства. У них среди приоритетов семья на 5-6 позиции. Айтишники просто уверены в себе, считают, что наступило их время. А люди искусства исходно прикреплены к вечным ценностям, они разговаривают с вечностью и материальный мир их не волнует. Остальные испытывают страх перед будущим и воспринимают семью как островок спокойствия и безопасности. Но это ни в коем случае не возвращение традиционных семейных ценностей!
– В каком же виде она будет существовать?
– В очень разных формах. У нас с вами будет расти количество суррогатных и однополых семей; семей с одним родителем; домов, где детей воспитывает только папа; брачных союзов, которые исповедуют доктрину «чайлд-фри»...
– Какое же это безопасное убежище, когда все типы семей, которые вы перечислили, сталкиваются либо с неприятием общества либо с финансовым давлением, если мы говорим о родителях-одиночках?
– Какая разница? Семья это ваш родной человек – он и есть убежище! А что думает общество про моего родного человека, молодым людям абсолютно все равно.