ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7.
ИССЛЕДОВАНИЕ МАШИНЫПОСТОЯННОГО ТОКА НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Цель работы: исследование машины постоянного тока при работе в дви- гательном и генераторном режимах.
Содержание работы
1. Снятие механической и расчет рабочих характеристик машины в двига- тельном режиме работы.
2. Снятие механической и расчет рабочих характеристик машины в генера- торном режиме работы.
3. Снятие механических характеристик при различных напряжениях пита- ния в цепи якоря.
4. Снятие механических характеристик при различных сопротивлениях в цепи якоря.
5. Снятие механических характеристик при различных потоках возбужде- ния.
6. Снятие регулировочных характеристик при изменении напряжения якоря.
Описание лабораторной установки
Виртуальная лабораторная установка представлена на рис. 7.1.
Рисунок 7.1 – Модель для исследования машины постоянного тока с независимым возбуждением
Она содержит:
- блок DC Machine из библиотеки SimPowerSystems/ Machines;
- источники постоянного напряжения для питания якоря и обмотки воз- буждения машины (SimPowerSystems/ Electncal Sources/ DC Voltage Source);
- блок Constant для задания момента нагрузки (Simulink/Sources);
- блок для измерения переменных состояния машины Display и осцилло- граф Scope для визуального наблюдения процессов из библиотеки Si- mulink/Sinks.
Цепь якоря и цепь возбуждения видны из графического начертания блока. На вход TL подается момент нагрузки, выход m предназначен для измерения и наблюдения переменных состояния машины в следующей последовательности: угловая скорость (рад/с), ток якоря в (А), ток возбуждения (А), электромагнит- ный момент (Нм).
В полях настройки машины задаются:
|
- параметры обмотки якоря – Ra (Ом), La (Гн);
- параметры обмотки возбуждения – Rf (Ом), Lf (Гн);
- коэффициент взаимоиндукции Laf,
- суммарный момент инерции машины и нагрузки – J (кг·м2).
- коэффициент вязкого трения – Bm
(Н·м·с);
- коэффициент сухого трения – Tf
- начальная скорость.
(Н·м),
Взаимная индуктивность между обмотками возбуждения и якоря опреде- ляется из выражений:
Паспортные параметры исследуемых машин постоянного тока приведены в таблице 7.1.
Таблица 7.1. Паспортные параметры машин постоянного тока
№ | Тип двигателя | Pн [кВт] | U н [В] | nн [об/мин] | h н [%] | Rя [Ом] | Rв [Ом] | Lя [мГн] |
2ПН90-0.17 | 0,17 | 48,5 | 27,2 | |||||
2ПН90-0.25 | 0,25 | 57,0 | 15,47 | |||||
2ПН90-0.37 | 0,37 | 61,5 | 10,61 | |||||
2ПН90-0.71 | 0,71 | 70,0 | 3,99 | |||||
2ПН90-1.0 | 1,0 | 72,5 | 2,52 | |||||
2ПН100-0.37 | 0,37 | 59,5 | 11,78 | |||||
2ПН100-0.5 | 0,5 | 66,0 | 7,05 | |||||
2ПН100-0.75 | 0,75 | 71,5 | 3,4 | |||||
2ПН100-1.2 | 1,2 | 76,5 | 1,792 | |||||
2ПН100-2.0 | 2,0 | 79,0 | 0,805 | |||||
2ПН112-0.6 | 0,6 | 60,5 | 5,07 | 61,4 | ||||
2ПН112-0.85 | 0,85 | 64,0 | 3,85 | 61,4 |
Далее заполняется окно настройки параметров машины постоянного тока
(рисунок 7.2):
Рисунок 7.2 – Окно настройки параметров машины постоянного тока
Порядок проведения лабораторной работы
Для заданной преподавателем машины рассчитать значение параметров и заполнить поля окна настройки параметров машины и параметры моделирования.
|
При снятии характеристик в двигательном режиме в окне настройки бло-
ка Moment последовательно задаются значения момента от 0 до 1,2 M н
с шагом
0,2 M н. Для каждого значения момента осуществляется моделирование и заполняется таблица 7.2 измеренных и рассчитанных значений.
Таблица 7.2. Измеренные и рассчитанные значения
Задание | Измерения | Расчет | ||||
М [Н·м] | w[рад/с] | I я [А] | Iв [А] | P 1 [Вт] | P 2 [Вт] | ή |
Вычисления осуществляются по выражениям:
P 1 = U × (I я
+ I в
), P 2
= М
×w;h = P 2
P 1
(7.5)
При снятии характеристик в генераторном режиме в окне настройки бло-
ка Moment последовательно задаются значения момента от 0 до -1,2 M н
с ша-
гом 0,2
M н. Для каждого значения момента осуществляется моделирование и
заполняется таблица 7.2. Коэффициент полезного действия в этом случае вычисляется по формуле
h = P 1
P 2
(7.6)
Снятие механических характеристик при различных напряжениях пита- ния в цепи якоря следует провести для двух значений напряжения на якоре 0,6· Uя и 0,8· Uя где Uя - первоначальное напряжение на якоре, при котором сни- мались предыдущие характеристики. При этом момент нагрузки следует изме
нять от -1,2 M н
до 1,2 M н
с шагом 0,2
M н.
Снятие механических характеристик при различных сопротивлениях в цепи якоря следует провести для двух значений сопротивления якоря 2· Rя и 4· Rя, где Rя – первоначальное значение сопротивления. Изменение сопротивления якоря осуществляется в поле окна настройки параметров машины. При этом момент нагрузки следует изменять от
-1,2 M н
до 1,2 M н
|
с шагом 0,2
M н.
Снятие механических характеристик при различных потоках возбуждения следует провести для двух значений потока 0,6 Фн и 0,8 Фн. Для этого в поле Field-armature mutual inductance необходимо установить значение Laf вначале 0,6, а затем 0,8 от первоначальной величины. При этом момент нагрузки следу-
ет изменять от -1,2 M н
до 1,2 M н
с шагом 0,2
M н.
Для каждого значения потока, сопротивления в цепи якоря, напряжения питания в цепи якоря и момента проводится моделирование и заполняется таб- лица 7.3.
Таблица 7.3. Механические характеристики
М [Н·м] | w[рад/с] | ||||||
н.у. | 0,6· Uя | 0,8· Uя | 2· Rя | 4· Rя | 0,6 Фн | 0,8 Фн | |
Снятие регулировочных характеристик при изменении напряжения якоря проводится для постоянного момента нагрузки, равного номинальному, и изменению напряжения в цепи якоря от 0,4 до 1,2 исходного значения с шагом 0,2 исходного значения напряжения.
Содержание отчета
1. Номер лабораторной работы и варианта, тема, цель.
2. Схема модели и описание виртуальных блоков.
3. Расчетные формулы параметров машины.
4. Графики рабочих характеристик машины в двигательном и генераторном режимах.
5. Графики механической характеристики машины при различных напряжениях на якоре, различных сопротивлениях якоря и различных потоках возбуждения.
6. Регулировочная характеристика двигателя.
7. Выводы по работе.
7.5 Контрольные вопросы
1. Устройство и принцип действия машин постоянного тока.
2. Характеристики машин постоянного тока.