Состояние потребительского рынка.




Раздаточный материал №1

Предмет, цели, задачи товароведения.

 

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В данном курсе такими понятиями являются продукция, товар и товароведение.

Продукция – это материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенные для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Продукции присущи две особенности:

1. она должна быть произведена

2. она должна удовлетворять чьи – то потребности (должна быть кому – то нужна)

(например: хлеб, консервы, ткани, одежда, а также дикорастущие плоды, овощи, грибы, речная и океаническая раба и т. д.)

Продукция становится товаром, когда она является объектом купли - продажи.

Товар – это материальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Товар сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определёнными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины – ТОВАРОВЕДЕНИЯ.

Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторы обеспечения этих характеристик.

Термин «товароведение» состоит из двух слова: «товар» и «ведение». Последнее произошло от латинского «VEDA» («веды»), что означает «знание», следовательно, товароведение это знания о товаре. Эти знания необходимы технологам, товароведам, экспертам, коммерсантам, а также покупателям.

Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, т.к. обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость товара не отвечает реальным запросам потребителей, то он не будет востребован, следовательно, не будет использован по назначению.

Цель товароведения - изучение основных характеристик товара, составляющих его потребительные стоимости, также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение должно решать следующие задачи:

 

1.Выявление всех полезных свойств товаров (основная задача).

2.Разработка наиболее рациональных способов использования товаров

3.Соблюдение режима хранения товара для сохранения высокого качества товаров

4.Доведение до минимума потерь в процесс продвижения товара от производства к потребителю.

5. Расширение ассортимента товаров

6. Современная оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных

7. Использование современных видов упаковочного материала

8. Использование современных транспортных средств при доставке товаров

Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами

Товароведение далеко не единственная учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки специалистов: экспертов, товароведов, коммерсантов, маркетологов и др. Она связана с другими дисциплинами межпредметными связями. Оно связано с дисциплинами: физикой, химией, биологией, математикой, основами стандартизации, метрологии и сертификации, а также со специальными дисциплинами: организация и технология коммерческой деятельности, экономика, бухгалтерский учет, маркетинг и т.д.

Товароведение потребительских товаров включает: общую часть, частное товароведение.

1. общая часть товароведения – рассматривает теоретические вопросы товароведения.

2. частное товароведение – рассматривает обобщенную и систематизированную товароведную характеристику ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров.

 

Принципы товароведения.

Любая наука и профессиональная деятельность базируется на определенных принципах. Принцип в переводе с латинского «основа», «начало». Принципами товароведения являются:

1. Безопасность - заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром ущерба жизни, здоровью и имуществу людей (безопасен, должен быть не только товар, но и упаковка, транспортировка, хранение, предреализационная подготовка товаров к продаже).

2. Эффективность – заключается в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранение, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров. Например эффективность упаковки или хранения определяется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы (при формировании ассортимента).

3.Совместимость – определяется пригодностью товаров к совместностному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий. Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещению их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьёзные нарушения обмена веществ у человека.

4. Взаимозаменяемость – определяется пригодностью одного товара для использования в место другого товара в целях выполнения одних и тех же требования (например, кефир может заменить простоквашу).

5.Систематизация – принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров. На этом принципе базируется изложения материалов во всех разделах «Товароведения пищевых продуктов», «Товароведение продовольственных товаров» и т. д.

 

Состояние потребительского рынка.

 

 

Состояние потребительского рынка

Оценивая состояние современного потребительского рынка необходимо обратить внимание:

- состояние источников накопления рынка товарами;

- соотношение спроса и предложения;

- степень удовлетворения спроса;

- широту, полноту и структуру ассортимента;

- качество товаров.

Источниками накопления рынка является отечественное производство, а также импорт товаров. Если отечественное производство не удовлетворяет спрос(из-за недостаточного развития или спада), то это приводит к росту доли импортных товаров и дефициту отечественных товаров.

Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными товарами вызвано:

1) низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров

вследствие плохого качества упаковки и маркировки, а иногда и качества самих товаров; недостача рекламы, повышение цен и т.д.

2) привлекательность и качество импортных товаров (в последнее время качество импортных товаров снизилось на 30-80%).

Несмотря на спад отечественного производства, насыщенность рынка товарами растёт за счет падения платёжеспособности населения.

В условиях насыщенного рынка качество отечественных товаров улучшается, т.к. производители поняли, что качество главный критерий конкурентоспособности товаров. Однако такое осознание пришло далеко не ко всем производителям, что оказывает негативное влияние на имидж российских товаров в целом.

Перспективы развития потребительского рынка связаны с мерами государственного регулирования сферы торговли путём поддержки отечественного производителя, а также имеет значение создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной среды, проведение всероссийских и межрегиональных ярмарок; усиление контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли.

 

 

Название модуля: «Теоретические основы товароведения »

Результат 1: Опишите методологические основы товароведения

 

 

Листок с заданием №1

Необходимо устно ответить на поставленные вопросы по результату № 1:

1. Дайте определение основным терминам дисциплины: «Товароведение», «Продукция», «Товар».

2. Назовите предмет, цель и задачи товароведения.

3. Назовите, с какими дисциплинами связано товароведение.

4. Укажите основные принципы товароведения.

5. Укажите в чем заключается каждый принцип.

 

Название модуля: «Теоретические основы товароведения »

Результат 1: Опишите методологические основы товароведения

 

 

План занятия № 2

Содержание занятия Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Учебные пособия
Приветствие, организация группы. Сообщение целей и задач занятия Слушают, готовятся к восприятию нового материала Доска
Актуализация опорных знаний (диагностический контроль по занятию № 1) Задает вопросы устно по изученному материалу занятия №1 Отвечают на вопросы устно  
План: 1. Объекты товароведной деятельности 2. Субъекты товароведной деятельности   Объясняет. Раздает обучающий материал. Слушают, работают с раздаточным материалом, конспектируют. Раздаточный материал №1
Применение новых знаний (диагностический контроль) Задает вопросы по изученному материалу Отвечают на вопросы Листок с заданием № 1
Подведение итогов занятия Оценивает работу обучающихся Заполняют дневник занятия Дневник

 

Название модуля: «Теоретические основы товароведения »

Результат 1: Опишите методологические основы товароведения

 

Раздаточный материал №1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: