Контрольный список для модуля «Шрила Прабхупада-ашрая»




Неделя 29

 

 

Шри Намамрита – Нектар святого имени Значение имени «Кришна». «Кришна» означает «Всепривлекающий». Бог привлекает всех, это и есть определение Бога. Мы знакомы со многими изображениями Кришны и видим, что Он привлекает коров, телят, птиц, зверей, деревья, растения и даже воду во Вриндаване. Он привлекает пастушков, гопи, Махараджу Нанду, Пандавов и все человеческое общество. Поэтому если Богу и можно дать какое-то определенное имя, то этим именем должно быть имя «Кришна». «Наука самоосознания», часть 1   Значение имени «Рама». [Кришна говорит Йогамайе:] «А сын Рохини, поскольку Он будет перенесен из лона Деваки в лоно Рохини, прославится под именем Санкаршаны. Его будут звать Рамой за Его способность радовать всех обитателей Гокулы и Балабхадрой за Его огромную физическую силу». Комментарий: Здесь перечислены некоторые причины, по которым Балараму называют Санкаршаной, Баларамой, а иногда Рамой. Порой люди не соглашаются с тем, что в маха-мантре – Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – слово «Рама» относится к Балараме. Но, хотя преданные Господа Рамы могут с этим не соглашаться, им следует знать, что между Баларамой и Господом Рамой нет разницы. В данном стихе «Шримад-Бхагаватам» ясно сказано, что Балараму также зовут Рама (рамети). Стало быть, можно с полным основанием называть Господа Балараму Господом Рамой. Джаядева Госвами тоже говорит о трех Рамах: Парашураме, Рагхупати Раме и Балараме. Каждый из Них – Рама. «Шримад-Бхагаватам» 10.2.13 Именем «Рама» обращаются к Господу Балараме и Господу Нитьянанде. В маха-мантре Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе имя «Рама» подразумевает Балараму. Поскольку Нитьянанда является экспансией Баларамы, то «Рама» относится к Господу Нитьянанде. Таким образом, Харе Кришна, Харе Рама – это обращение не только к Кришне и Балараме, но и к Господу Чайтанье и Нитьянанде. «Шри Чайтанья-чаритамрита», введение Значение имени «Харе». Повторяя Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, мы фактически обращаемся к Господу и Его энергии, Харе. Хара – это внутренняя энергия Кришны, которую олицетворяет Шримати Радхарани или Лакшми. Поэтому вайшнавы поклоняются Радхе-Кришне, Лакшми-Нараяне и Сите-Раме. Произнося Харе Кришна маха-мантру, мы сначала обращаемся к внутренней энергии Кришны, Харе: «О Радхарани! О Хара! О энергия Господа!» «Учение Господа Капилы, сына Девахути», глава 14

Текст для обсуждения:

дравйа-йаджнас тапо-йаджна йога-йаджнас татхапаре свадхйайа-джнана-йаджнаш ча йатайах самшита-вратах   Одни обретают просветление, жертвуя свою собственность, другие – совершая аскетические подвиги, занимаясь восьмиступенчатой йогой или изучая Веды ради обретения духовного знания. Все они строго хранят свои обеты.   Комментарий: Жертвоприношения можно разделить на несколько категорий. Одни люди жертвуют свою собственность, занимаясь благотворительностью. В Индии богатые коммерсанты и члены царских семейств открывают разного рода благотворительные заведения, такие, как дхарма-шала, анна-кшетра, атитхи-шала, анатхалая и видья -питха. В других странах также есть много бесплатных больниц, домов престарелых и других благотворительных заведений, которые бесплатно раздают пищу, дают образование неимущим и т.п. Все эти виды благотворительной деятельности называют дравьямайя-ягьей. Есть также люди, которые, стремясь занять более высокое положение, то есть попасть на райские планеты, предаются аскезе, исполняя такие суровые обеты, как чандраяна и чатурмасья. Например, человек, давший обет чатурмасьи, не должен бриться четыре месяца в году (с июля по октябрь), ему запрещено есть определенные виды продуктов, принимать пищу чаще, чем раз в день, и выходить из дома. Так, жертвуя удобствами, человек совершает тапомайя-ягью. Люди другой категории занимаются различными видами мистической йоги: йогой Патанджали, цель которой – погрузиться в бытие Абсолюта, хатха-йогой или аштанга-йогой, позволяющей овладеть некоторыми мистическими способностями. А еще кто-то регулярно совершает паломничество по всем святым местам. Подобные виды деятельности получили названия йога-ягьи, жертвоприношений, совершаемых ради обретения различных совершенств в материальном мире. Кто-то изучает ведические писания, главным образом Упанишады и «Веданта-сутру», или же философию санкхьи. Такие виды деятельности называют свадхьяя-ягьей, жертвоприношением, которое состоит в изучении священных писаний. Все эти йоги с усердием совершают различные виды жертвоприношений, чтобы подняться на более высокий уровень бытия. Однако метод сознания Кришны уникален, ибо он дает человеку возможность непосредственно служить Верховному Господу. Ни одно из перечисленных выше жертвоприношений не поможет человеку обрести сознание Кришны – это возможно лишь по милости Господа и Его чистых преданных. Следовательно, метод сознания Кришны выше всех остальных методов самоосознания. «Бхагавад-гита» 4.28   Выделение: 1) Назовите различные виды жертвоприношений, которые люди совершают, чтобы возвыситься. По возможности, используйте санскритские названия. Осмысление: 1) Опишите различные виды жертвоприношений и их результаты. 2) Что общего между вышеупомянутыми видами жертвоприношений? Чем сознание Кришны отличается от них? 3) Какое благо приносит служение Богу? Применение: 1) Уверены ли вы, что распространение сознания Кришны – лучшая благотворительность? Ответ обоснуйте.

 

Проповедь – это сущность   Вайшнав проявляет сострадание к грешным, страдающим существам. Прахлада Махараджа – идеальный вайшнав, неизменно милосердный к грешникам, страдающим в аду материальной жизни. Поэтому преданного Кришны называют пара-дукха-дукхи крипамбудхих – «тот, кто исполнен сострадания ко всем живым существам и является океаном милосердия». Все чистые преданные Господа, подобно Прахладе Махарадже, исполнены сострадания к грешникам и приходят в материальные мир, чтобы спасти их. Они терпеливо переносят всевозможные трудности и лишения, так как терпение – одно из непременных качеств вайшнава, стремящегося вызволить всех грешников из ада материальной жизни. Поэтому к вайшнавам обращаются с такой молитвой: ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубйа эва ча патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намах «Я в почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами, слугами Господа. Подобные деревьям желаний, они способны исполнить желания каждого и полны сострадания к падшим душам». Главной заботой вайшнава является спасение падших душ. «Шримад-Бхагаватам» 4.21.47

Неделя 30

Шри Намамрита – Нектар святого имени Повторяя святое имя, человек получает освобождение, независимо от касты, вероисповедания, цвета кожи и общественного положения. Многих брахманов распирает от гордости от того, что они аристократы и в больших количествах проводят ведические жертвоприношения. Это их чувство превосходства особенно бросается в глаза в Южной Индии. По крайней мере, так было пятьсот лет назад. Положив начало пению мантры Харе Кришна, Шри Чайтанья Махапрабху начал настоящую революцию против этой брахманической системы. Повторяя святое имя, человек получает освобождение, независимо от касты, вероисповедания, цвета кожи и общественного положения. Преданное служение трансцендентно, и потому кто бы ни повторял Харе Кришна маха-мантру, он тут же очищается. Здесь Шри Чайтанья Махапрабху намекает Валлабхе Бхаттачарье, что возвышенный брахман, который проводит жертвоприношения и следует ведическим принципам, не должен пренебрежительно относиться к тому, кто преданно служит Господу, повторяя Его святое имя. «Шри Чайтанья-чаритамрита» Мадхья-лила 19.69

Текст для обсуждения:

 

вита-рага-бхайа-кродха ман-майа мам упашритах бахаво джнана-тапаса пута мад-бхавам агатах   Освободившись от привязанности, страха и гнева, сосредоточив на Мне ум и найдя во Мне прибежище, многие люди в прошлом постигли Меня. Так они очистились от материальной скверны и обрели трансцендентную любовь ко Мне.   Комментарий: Как уже было сказано, тому, в ком сильны материальные привязанности, очень трудно постичь природу Высшей Абсолютной Истины. Обычно люди, привязанные к телесным представлениям о жизни, настолько закоснели в материализме, что практически неспособны понять, как Всевышний может быть личностью. Такие материалисты не могут даже представить себе, что существует нетленное духовное тело, исполненное знания и вечного блаженства. Материальное тело бренно, исполнено невежества и обречено на нескончаемые страдания. Поэтому, услышав, что Господь является личностью, обладающей телом, мирские люди переносят на Него свои представления о теле. Для таких людей Всевышний – это бескрайний материальный космос, и потому они считают Бога безличным. И поскольку их сознание сосредоточено на материальном, их страшит сама мысль о том, что после освобождения они сохранят индивидуальность. Когда они слышат, что живые существа в духовном мире тоже обладают индивидуальностью, перспектива снова стать личностью пугает их, поэтому они предпочитают раствориться в безличной пустоте. Такие люди часто сравнивают живые существа с пузырьками пены, исчезающими в океанских волнах. По их мнению, пустота – это самый высокий уровень духовного бытия, которого можно достичь, лишившись индивидуальности. Подобные концепции продиктованы страхом и не опираются на истинное знание о духовной реальности. А многие люди вообще не верят в существование духовной реальности. Сбитые с толку обилием противоречивых философских теорий и воззрений, они от досады и гнева приходят к глупому выводу о том, что высшей причины бытия просто не существует и что все, в конечном счете, есть пустота. Такие люди просто больны. Итак, одни слишком обременены материальными привязанностями и потому не испытывают интереса к духовной жизни, другие мечтают о слиянии с высшим духовным бытием, а третьи, озлобленные засильем псевдодуховных учений, ни во что не верят и утрачивают надежду на спасение. Последние находят прибежище в алкоголе или наркотиках и принимают вызванные ими галлюцинации за духовные видения. Необходимо избавиться от всех трех форм привязанности к материальному миру: пренебрежения духовной жизнью, страха стать духовной личностью и приверженности к философии пустоты, в основе которой лежит разочарование в жизни. Чтобы освободиться от этих трех форм материальных представлений о жизни, надо полностью предаться Господу, выполняя указания истинного духовного учителя и следуя правилам преданного служения. Высшей ступенью преданного служения является ступень бхавы, трансцендентной любви к Богу. В «Бхакти-расамрита-синдху», трактате, посвященном науке преданного служения, сказано:   адау шраддха татах садху- санго ’тха бхаджана-крийа тато ’нартха-нивриттих сйат тато ништха ручис татах адхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах   «Вначале у человека должно возникнуть стремление к самоосознанию. Оно побудит его искать общества людей, достигших высокого духовного уровня. Затем начинающий преданный получает посвящение у возвышенного духовного учителя и, следуя его указаниям, начинает заниматься преданным служением. Занимаясь преданным служением под руководством духовного учителя, он освобождается от всех материальных привязанностей, становится постоянен в духовной практике и обретает вкус к слушанию повествований об Абсолютной Личности Бога, Шри Кришне. Этот вкус помогает преданному развить привязанность к сознанию Кришны, которая, усиливаясь, превращается в бхаву, начальную стадию трансцендентной любви к Богу. Истинная любовь к Богу называется премой и является высшей ступенью совершенства». На стадии премы преданный занимается трансцендентным любовным служением Господу непрерывно. Таким образом, когда человек, переходя с одной ступени преданного служения на другую и действуя под руководством истинного духовного учителя, постепенно избавляется от всех материальных привязанностей, от боязни сохранить духовную индивидуальность и от отчаяния, заставляющего его искать прибежище в философии пустоты, он достигнет высшей ступени совершенства. Тогда он в конце концов получит право попасть в обитель Верховного Господа. «Бхагавад-гита» 4.10   Выделение: 1) Каковы качества, необходимые для достижения любви к Богу? Осмысление: 1) Почему некоторые люди боятся личностной формы Бога? Какую форму Бога они предпочитают? 2) Почему некоторых людей раздражает духовная жизнь в любых ее проявлениях? В чем они находят прибежище? 3) Почему некоторые люди безразличны к духовной жизни? 4) Как можно подняться над всеми тремя формами материальных представлений о жизни и достичь любви к Богу? 5) Кратко опишите одну за другой стадии достижения любви к Богу (премы).   Применение: 1) Убеждены ли Вы, что Бог, Кришна, является личностью и что достижение любви к Нему – высшее совершенство жизни? Поделитесь своими соображениями о вашем будущем продвижении в сознании Кришны.  

 

 

 
Проповедь – это сущность   Истинный преданный удручен, видя плачевное состояние мира. Истинный преданный Господа Кришны всегда испытывает боль, видя, в каком состоянии находится мир. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур часто говорил: «В этом мире нет недостатка ни в чем, кроме сознания Кришны». Так видят мир все чистые преданные. Из-за того, что человеческому обществу недостает сознания Кришны, люди, погрузившиеся в океан невежества и чувственных наслаждений, испытывают ужасные муки. И преданный не может не скорбеть, наблюдая такое положение вещей в мире. «Шри Чайтанья-чаритамрита» Ади-лила 13.67, комм.   Преданный не удовлетворен лишь собственным спасением. Из сострадания к другим он начинает проповедовать, и Кришна обеспечивает ему особую защиту. Человек, осознавший Кришну, освобождается от оков майи, и он должен проявлять сострадание ко всем, кто томится у нее в плену. Участники Движения сознания Кришны должны заботиться не только о себе, но и о благе всех и каждого. Высот сознания Кришны достиг тот, кто радеет не о собственном спасении, а о спасении других, и поэтому старается расширять Движение сознания Кришны. Такому возвышенному преданному не грозит падение, ибо Кришна всегда и везде будет защищать его. В этом суть Движения сознания Кришны. «Шримад-Бхагаватам» 6.2.36-37, комм.

 

Неделя 31

 

 

Шри Намамрита – Нектар святого имени В отличие от имен обычных живых существ, имя Кришны неотлично от Него Самого. [Господь Чайтанья сказал брахману:] «Святое имя Господа, Его облик и личность – едины и неотличны. Между ними нет разницы. Поскольку все они абсолютны, они исполнены трансцендентного блаженства. Нет разницы между телом Кришны и Им Самим. Так же нет разницы между Им и Его именем. Что же касается обусловленных душ, у них все отдельно. Их имена отличны от тела, от изначального облика и т.д. Святое имя Кришны, Его трансцендентные качества и игры, как и Он Сам, равноправны. Все это духовно и исполнено блаженства». Имя Кришны и Сам Кришна духовны. Все, связанное с Кришной, трансцендентно, исполнено блаженства и реально. Что же до обусловленного существа – его тело, как и имя, данное ему при рождении, отлично от души. Обусловленное живое существо отождествляет себя с материальными объектами, и это мешает ему достичь своего истинного положения. Хотя оно – вечный слуга Кришны, действует оно совсем иначе. Сварупу, истинное «Я» живого существа, Шри Чайтанья Махапрабху описал так: дживера ‘сварупа’ хайа-кришнера ‘нитйа-даса’ [«Шри Чайтанья-чаритамрита» Мадхья-лила 20.108]. Обусловленная душа забыла о деятельности, свойственной ее изначальному положению. Но в случае с Кришной все обстоит иначе. Имя Кришны и Его личность идентичны. Для Кришны не существует майи, поскольку Он – не создание материи. Нет разницы между телом Кришны и Его душой. Кришна – душа и тело одновременно. Разница между душой и телом существует только для обусловленных душ. Тело обусловленного существа отлично от души, а имя – отлично от тела. Допустим, человека зовут мистер Джон. Если мы позовем его по имени, он может и не появиться. Но когда мы произносим имя Кришны, Он тут же проявляется у нас на языке. В «Падма-пуране» Кришна говорит: мад-бхакта йатра гайанти татра тиштхами нарада – «О Нарада, Я – там, где преданные повторяют Мое имя». Когда преданные повторяют святое имя Кришны – Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – Господь Кришна тут же приходит. «Шри Чайтанья-чаритамрита» Мадхья-лила 17.131-32, 135  

 

Текст для обсуждения:

Проповедь – это сущность Господь доволен проповедником, проявляющим терпимость и милосердие.   Господь очень доволен Своим преданным, который, общаясь с другими людьми, проявляет терпение, милосердие, дружелюбие и беспристрастие.   Комментарий: Возвышенный преданный, достигший второй ступени совершенства в духовной практике, обязан вести себя так, как предписывает этот стих. Иногда преданным приходится страдать от нападок враждебно настроенных людей, поэтому здесь говорится, что продвинутый преданный должен быть терпеливым. Он также должен проявлять милосердие к невинным, но заблуждающимся людям. Милосердие преданного проявляется в том, что он проповедует невинным людям, помогая им встать на путь преданного служения. По природе все мы – вечные слуги Бога, поэтому долг преданного – пробуждать дремлющее в каждом человеке сознание Кришны. В этом проявляется милосердие преданного. В целом же на каждое живое существо он должен смотреть как на частицу Верховного Господа. Различные живые существа имеют тела разных видов и форм, однако, согласно «Бхагавад-гите», человек, обладающий подлинным знанием, одинаково относится ко всем живым существам. Преданный, проявляющий эти качества в общении с другими людьми, очень дорог Господу. «Шримад-Бхагаватам» 6.2.36-37, комм.

 

Неделя 32

 

 

Шри Намамрита – Нектар святого имени Мантра Харе Кришна – величайший дар. Рассказывают, что однажды некий бедный брахман поклонялся Господу Шиве в надежде разбогатеть, и Господь Шива посоветовал ему пойти к Санатане Госвами. Брахман отправился к Санатане Госвами и сказал, что пришел по совету Господа Шивы, который сообщил ему, что Санатана может дать ему самый ценный из даров. У Санатаны был философский камень, который он держал в куче мусора. Выслушав просьбу бедного брахмана, Санатана отдал ему философский камень, чем несказанно обрадовал его. Теперь, прикоснувшись камнем к железу, он мог получить столько золота, сколько хотел. Однако, расставшись с Санатаной, он подумал: «Если философский камень – самый ценный из даров, то почему Санатана Госвами держал его в куче мусора?» Поэтому он вернулся к Санатане Госвами и спросил у него: «Господин, если этот камень – самая ценная вещь на свете, почему ты держал его среди мусора?» Санатана Госвами ответил: «На самом деле, философский камень – далеко не самая ценная вещь. Но готов ли ты к тому, чтобы принять от меня самый ценный дар?» «О да, господин, - сказал брахман. – Именно за этим меня и послал к тебе Господь Шива». Тогда Санатана Госвами велел ему выбросить философский камень в находившийся неподалеку пруд и возвратиться назад. Нищий брахман сделал то, что велел ему Санатана, а когда он вернулся, Санатана Госвами дал ему мантру Харе Кришна. Так, по милости Господа Шивы, брахман встретился с великим преданным Господа Кришны и получил посвящение, узнав от него о маха-мантре: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. «Шримад-Бхагаватам» 4.7.6, комм.

Текст для обсуждения:

са нишчайена йоктавйо його ’нирвинна-четаса санкалпа-прабхаван камамс тйактва сарван ашешатах манасаивендрийа-грамам винийамйа самантатах   Заниматься йогой надо с решимостью и верой, никогда не сходя с избранного пути. Необходимо избавиться от всех без исключения материальных желаний, возникающих в уме, и с помощью ума победить в себе чувства.   Комментарий: Тот, кто занимается йогой, должен обладать решимостью и терпеливо продолжать свои занятия, не сходя с избранного пути. Он должен верить в то, что в конце концов достигнет успеха, и с большим упорством продвигаться вперед, не отчаиваясь, если по той или иной причине не сможет быстро добиться желаемых результатов. Если йог настойчив и решителен, он непременной придет к намеченной цели. Рупа Госвами говорит: утсахан нишчайад дхаирйат тат-тат-карма-правартанат санга-тйагат сато вриттех шадбхир бхактих прасидхьяти «Тот, кто с неослабевающим энтузиазмом, упорством и решимостью выполняет свои обязанности в преданном служении, общается с преданными и занимается исключительно деятельностью в гуне благости, непременно достигнет успеха на пути бхакти-йоги » (Упадешамрита, 3). Что касается решимости, то йог должен следовать примеру воробьихи, потерявшей свои яйца. Воробьиха отложила яйца на берегу океана, но их унес морской прилив. Охваченная горем, она стала просить океан вернуть ей пропажу. Но тот остался безучастным к ее мольбам. Тогда воробьиха решила осушить океан. Своим маленьким клювом она принялась по капле вычерпывать из него воду, и все вокруг смеялись над ее невероятной решимостью. Молва об этом разлетелась по всему свету и дошла до Гаруды, гигантской птицы, носящей на спине Господа Вишну. Сжалившись над своей маленькой сестрой, Гаруда прилетел на берег океана. Восхищенный ее упорством, он пообещал помочь ей. Он тут же велел океану вернуть воробьихе яйца, пригрозив, что иначе сам возьмется вычерпывать воду. Испугавшись этой угрозы, океан тотчас повиновался. Так воробьиха по милости Гаруды снова стала счастливой. Подобно этому, занятия йогой, особенно бхакти-йогой, могут казаться нам очень трудными. Но если человек со всей решимостью следует правилам бхакти-йоги, Господь непременно придет к нему на помощь, ибо Бог помогает тому, кто помогает себе сам. «Бхагавад-гита» 6.24   Выделение: 1) Каковы составляющие успеха в духовной жизни?   Осмысление: 1) На примере с воробьихой объясните, сколь решительными мы должны быть в духовной жизни, несмотря на все препятствия. 2) Почему, если мы настойчивы, нам гарантирован успех на духовном пути?   Применение: 1) Расскажите о препятствиях, с которыми вы столкнулись в практике сознания Кришны. Как вы их преодолели? Если еще не преодолели, расскажите и об этом.

 

 

Проповедь – это сущность   Преданный проповедует сознание Кришны из сострадания к материалистам. Долг последователей Махараджи Прахлады – объяснять всем окружающим, как развить в себе сознание Кришны и обрести подлинное счастье. Материалисты трудятся ради преходящих благ, но те, кто, как Махараджа Прахлада, глубоко постиг духовную науку, не считают мирскую жизнь чем-то привлекательным. Они хотят возвыситься до вечной жизни, исполненной знания и блаженства. И поскольку Кришна всегда сострадателен к падшим душам, Его слуги, преданные Кришны, тоже полны к ним сострадания и потому стремятся привести их на путь сознания Кришны. Преданные с улыбкой взирают на деятельность материалистичных людей, понимая, что она не имеет никакого смысла и что те, кто ею занимаются, пребывают в заблуждении. Но из сострадания к таким людям преданные широко проповедуют учение «Бхагавад-гиты». «Шримад-Бхагаватам» 7.5.55

 

Неделя 33

 

 

Шри Намамрита – Нектар святого имени Харе Кришна мантра – лучшая из молитв. Пока человек находится в пределах ограниченной сферы кармической деятельности или занимается спекулятивными рассуждениями, он, может быть, и способен изучать теоретическое знание «Веданта-сутры» и учить ему других, но постичь высшую вечную трансцендентальную звуковую вибрацию Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе он не сможет. Но тому, кто достиг совершенства в повторении трансцендентальной вибрации Харе Кришна, не нужно отдельно изучать философию «Веданта-сутры». В соответствии с учением Чайтаньи Махапрабху, истинного духовного учителя, все, кто воспринимает трансцендентальную вибрацию как отличную от Верховного Господа и старается стать философом- майявади или знатоком «Веданта-сутры» – просто глупцы. Изучение «Веданта-сутры» своими собственными силами – это очередное проявление глупости. Но тот, кто почувствовал вкус к повторению трансцендентальной вибрации, воистину достиг цели Веданты. В связи с этим особенно поучительны два стиха из «Шримад-Бхагаватам». Смысл первого из них в том, что даже если низкорожденный человек занят повторением трансцендентальной вибрации, то следует понимать, что он уже совершил все виды аскез и жертвоприношений, принял все формы отречений и изучил все «Брахма-сутры». Благодаря этому он стал способен повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Смысл второго состоит в том, что тот, кто повторяет два слога Ха-ри, должен считаться изучившим все Веды: Риг-веду, Атхарва-веду, Яджур-веду и Сама-веду. «Учение Господа Чайтаньи»

Текст для обсуждения:

чанчалам хи манах кришна праматхи балавад дридхам тасйахам ниграхам манйе вайор ива су-душкарам Ум непоседлив, неистов, упрям и необычайно силен, о Кришна, и, мне кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер.   Комментарий: Ум так силен и упрям, что порой берет верх над разумом, хотя по идее должен подчиняться ему. В повседневной жизни человеку приходится преодолевать множество препятствий, и ему, безусловно, очень трудно держать ум в повиновении. Обыкновенный человек может пытаться одинаково относиться к друзьям и врагам, но в конечном счете у него ничего не получится, поскольку обуздать ум труднее, чем сдержать ураганный ветер. В Ведах (Катха-упанишад, 1.3.3-4) сказано:   атманам ратхинам виддхи шарирам ратхам эва ча буддхим ту саратхим виддхи манах праграхам эва ча индрийани хайан ахур вишайамс тешу го-чаран атмендрийа-мано-йуктам бхоктетй ахур манишинах «Индивидуальная душа сидит на колеснице материального тела, которой управляет возница-разум. Ум – это вожжи в руках возницы, а чувства – лошади. Под воздействием ума и чувств живое существо то радуется, то страдает. Так утверждают великие мудрецы». Разум создан для того, чтобы руководить умом, но ум столь силен и упрям, что нередко берет верх даже над разумом, подобно тому как острая инфекция иногда оказывается сильнее самых сильных лекарств. Обуздать ум можно, занимаясь йогой, но для Арджуны, жившего в миру, это было не по силам. Что же тогда говорить о современных людях? Арджуна использует здесь очень удачное сравнение: никто не в силах остановить ветер. Но усмирить беспокойный ум еще труднее. Самый легкий метод, позволяющий совладать с умом, дал людям Господь Чайтанья. Он велел им очень смиренно повторять «Харе Кришна», великую мантру, дарующую освобождение. Са ваи манах кришна-падаравиндайох: надо думать только о Кришне. Лишь тогда ум сможет успокоиться, и ничто уже не выведет его из равновесия. «Бхагавад-гита» 6.34   Выделение: 1) Опишите аналогию, в которой наше тело и мы сами сравниваются с колесницей и возничим.   Осмысление: 1) Что нужно, чтобы контролировать ум? 2) Почему управлять умом так трудно? 3) Опишите, как легче всего контролировать ум, по мнению Господа Чайтаньи Махапрабху?   Применение: 1) Поделитесь своим опытом того, как сознание Кришны помогает вам контролировать ум.  

 

 

Проповедь – это сущность   Сила проповедника – в чистоте. Наше Движение сознания Кришны создано для этой цели. Мы хотим дать миру чистых преданных, чтобы другие люди могли получить благо, общаясь с ними. Таким образом, число чистых преданных возрастает. Профессиональные проповедники не могут дать миру чистых преданных. Только чистый преданный может обращать других к чистому преданному служению. Поэтому для всех проповедников нашего Движения сознания Кришны важно сначала стать чистыми преданными и следовать регулирующим принципам: отказу от незаконного секса, употребления в пищу мяса, азартных игр и одурманивающих средств. Они должны регулярно повторять на четках маха-мантру Харе Кришна, следовать практике преданности, вставать рано утром, посещать мангала-арати и каждый день читать «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту». Таким образом человек очищается и освобождается от материального осквернения. Показное преданное служение никому не поможет. Человек должен стать чистым преданным, следуя практике преданности. Только тогда он сможет обращать к преданному служению других. Если проповедник, занимаясь преданным служением, ведет себя достойно, он сможет обращать других. Иначе его проповедь не даст никакого эффекта. «Шри Чайтанья-чаритамрита» Мадхья-лила 24.98

 

 

Неделя 34

 

 

Шри Намамрита – Нектар святого имени Святое имя всегда чисто. Поскольку Харе Кришна мантра духовна, она никогда не надоедает и не утомляет. В материальном мире все только и делают, что жуют уже пережеванное. В духовном мире все обстоит совершенно иначе. Духовное многообразие называют анандамбудхи-вардханам. Амбудхи значит «океан». Но обычный океан всегда остается в своих берегах, а океан духовного многообразия постоянно расширяется (вардханам), и чем глубже мы погружаемся в этот океан, тем счастливее становимся. Преданные, присоединившиеся к Движению сознания Кришны, постоянно повторяют Харе Кришна маха-мантру. Разве смогли бы они делать это, если бы мантра состояла из материальных звуков? Материальные звуки невозможно повторять очень долго. Рано или поздно это надоедает и начинает вызывать отвращение. Попробуйте повторять: «Мистер Джон, мистер Джон…» - меньше чем через полчаса вам это смертельно надоест. Однако мантру Харе Кришна можно повторять бесконечно, и по мере нашего духовного развития повторение этой мантры приносит нам все большее и большее наслаждение. «Учение Господа Капилы, сына Девахути» стих 29  

 

Текст для обсуждения:

апарейам итас тв анйам пракритим виддхи ме парам джива-бхутам маха-бахо йайедам дхарйате джагат   Помимо этой, низшей, энергии, о могучерукий Арджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые пользуются тем, что создано материальной, низшей энергией. Комментарий: Здесь ясно сказано, что живые существа относятся к высшей природе, или энергии, Верховного Господа. Низшая энергия – это материя, которая проявляет себя через различные элементы: землю, воду, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго. Обе группы материальных элементов: грубые (земля и т.д.) и тонкие (ум и т.д.) являются порождением низшей энергии. Живые существа, использующие различные элементы низшей энергии в своих целях, принадлежат к высшей энергии Верховного Господа, и именно благодаря этой энергии живет и действует весь материальный мир. Материальный космос лишен способности действовать до тех пор, пока его не приведет в движение высшая энергия, живые существа. Энергия всегда подчинена ее источнику, поэтому живые существа всегда подвластны Верховному Господу; они не обладают полной независимостью. Они никогда не станут столь же могущественными, как Господь, вопреки мнению недалеких людей. О разнице между живыми существами и Верховным Господом в «Шримад-Бхагаватам» (10.87.30) сказано следующее:   апаримита дхрувас тану-бхрито йади сарва-гатас тархи на шасйатети нийамо дхрува нетаратха аджани на йан-майам тад авимучйа нийантри бхавет самам ануджанатам йад аматам мата-душтатайа   «О вечный Всевышний, если бы воплощенные в теле существа были неизменными и вездесущими, подобно Тебе, они бы не находились в Твоей власти. Но, если признать, что живые существа являются частицами Твоей энергии, сразу становится ясно, что они подвластны Тебе. Поэтому, чтобы обрести подлинное освобождение, живые существа должны признать над собой Твою власть, - тогда они станут счастливыми. Только тогда, заняв свое естественное положение, они обретут могущество. Поэтому те недалекие люди, которые отстаивают концепцию монизма, гласящую, что индивидуальные живые существа во всех отношениях тождественны Богу, на самом деле придерживаются ошибочных и порочных взглядов». Верховный Господь, Кришна, - единственный властелин, а все остальные существа подвластны Ему. Живые существа принадлежат к высшей энергии Господа, поскольку качественно неотличны от Всевышнего, однако они никогда не могут сравниться с Ним в количественном отношении, то есть в могуществе. Используя грубые и тонкие элементы низшей энергии (материи) для удовлетворения потребностей своих чувств, частицы высшей энергии (индивидуальные существа) утрачивают свой истинный духовный ум и разум. Это происходит из-за влияния материи. Но когда живое существо выходит из-под влияния иллюзорной, материальной энергии, оно обретает мукти, освобождение. Находясь во власти материальной иллюзии, живое существо подчиняется диктату ложного эго, которое заставляет его отождествлять себя с материей и считать разные материальные предметы своей собственностью. Чтобы осознать свою истинную природу, оно должно избавиться от всех материальных представлений, в том числе и от представления о том, что оно может стать абсолютно тождественным Богу. Итак, «Гита» подтверждает, что живое существо – это лишь одно из проявлений бесчисленных энергий Кришны, и когда оно очистится от материальной скверны, то обретет сознание Кришны, или, иначе, совершенное освобождение. «Бхагавад-гита» 7.5   Выделение: 1) Из каких двух энергий состоят воплощенные живые существа? Назовите, какие составляющие живого существа к какой энергии относятся.   Осмысление: 1) Почему живое существо всегда находится под чьим-то контролем и никогда не бывает независимым? 2) Почему живое существо забывает, что находится под контролем Господа? 3) Когда нас можно назвать освобожденными или всецело сознающими Кришну?   Применение: 1) Чувствуете ли вы, что постепенно освобождаетесь от влияния материальной энергии? Расскажите, как это происходит.  

 

 

Проповедь – это сущность   Распространение трансцендентного знания – лучшая благотворительность. Притху Махараджа продолжал: Все мы в неоплатном долгу перед теми, кто с полной убежденностью, опираясь на свидетельства Вед, указывает людям путь к постижению своей духовной природы, помогает им осознать свои отношения с Верховной Личност


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: