Церковь Святого Николая Мирликийского Чудотворца села Нелжа Рамонского района Воронежской области.




Николаевская церковь села Нелжа, а именно так она именуется в сохранившихся архивных источниках, имеет самую славную и подробную историю среди храмов современного Рамонского района. Сразу нужно отметить, что Николаевская церковь - первая каменная церковь на нашей земле и именно при ней была основана первая школа в Рамонском крае.

Первое упоминания о поселении Нелжа можно найти в Дозорной книге Григория Киреевского, составленной в 1615 году. Нелжа упоминается там, как починок, принадлежащий двум помещикам. Это дети боярские Михаил Микитин сын Плаксин и Прокопий Олфимов сын Ярцов.

Из Воронежских челобитных, изданных под редакцией В.Н. Глазьева, можно узнать, что в 20-е годы ХVII века деревня Нелжа находится в спорном владении. Земли вокруг нее принадлежат молодому сыну боярскому Филиппу Опасову, но оспариваются также казачьими атаманами Борисом Гунтропьевичем Каменное Ожерелье и Василием Сергеевичем Шайдурой.

Борис Каменное Ожерелье в 1638 году погибает в тамбовских лесах «с беглыми своими крестьяны», а дер. Нелжа незадолго до этого начинает писаться в исторических актах, как «Борисово село Нелжа». Однако в Писцовой книге Романа Киреевского за 1629 год Нелжа все же упоминается, как «деревня Нелжа на речке на Нелже». Это означает, что в период с 1629 г по 1638 г. в Нелже и был возведен первый храм.

В 1641 г. после опустошительного татарского набега на наши земли, Нелжа, как и все близлежащие села, стерта с лица земли. Ни от домов, ни от храма не осталось и следа. Все молодое и сильное население угнано в полон, старики убиты. Нелжа пишется, как пустошь.

В записях любителя старины Андрея Боголюбова, изданных в 60-е годы ХIХ века в «Тамбовском епархиальном вестнике» содержатся рассказы сторожил и коренных жителей села о том, как был построен первый храм. Государственные крестьяне села указывают на то, что первый храм был изначально часовней. Можно сказать, что вновь населенное село, а населялось оно в основном сословием боярских детей, вновь начинает отсчитывать свою историю с 1646 года. При часовне числится приписной батюшка отец Василий Елизарьев.

С 1652 по 1658 в Нелже вновь строится храм во имя святителя Николая. Отец Михаил - первый нелжинский батюшка, о ком можно найти самые скудные сведения в исторических материалах по Тамбовской епархии. С 1658 г. в этих же исторических источниках указывается иерей Иоанн. С 1661 по 1676 служит батюшка Федор Иоаннович Струков- отец шестого епископа Иоакима Воронежской епархии. В 1705 г. среди 16 храмов Усманского уезда упоминается, что в Николаевской церкви с. Нелжа служат «попы Савостьян да Петр, вдовый поп Иван, а дьячков и понамарей нет». («Книги переписные Воронежския Епархии всех городов и уездов поповым и дьяконовым детем, и церковных причетчиков и их церковническим детем мужескаго пола», 1705 г.)

До конца ХVIII века имена священников неизвестны. Но вот, в Материалах Воронежской Духовной семинарии за 1780 – 1918 гг., есть такие строки: «Нелжинский Федор Матвеевич, сын священника села Нелжа». Из текста следует, что Федор является одним из первых семинаристов Воронежской семинарии, основанной в 1780 году, потому как запись о нем относится к 1781-1782 гг. Значит отец его – Матвей служил в Нелже в эти годы.

С 1796 по 1816 в Нелже св. Ермолай Степанов и в 1816 г. упоминается дьяк Даниил Иванов.

Вплоть до 20-х годов ХХ века село входит в состав Усманского уезда Тамбовской губернии, поэтому культурно- исторически связано с Усманским краем.

Самым известным историческим лицом, рожденным в с. Нелжа, был конечно, епископ Иоаким Струков. С его личностью связывают начало строительства каменных храмов в Рамонском крае.

Маленький Иоанн, так изначально звали будущего епископа, появился в семье местного священника Струкова Федора Ивановича и его супруги Ксении Герасимовны, писавшихся также Нелжинскими. Род Струковых происходил из Московских земель, исправно служил государю и имел дворянское звание. Когда Иоанн подрос его отправили на обучение в Москву к родственнику Семену Григорьевичу Струкову, служившему дьяком Поместного Приказа. В 22 года Иоанн был посвящен во иереи, женился, а в 38 лет овдовел и принял постриг в Чудовом московском монастыре. На протяжении последующих за этими событиями 30 лет, принявший в монашестве имя Иоаким, честно служил Русской Церкви и государству. Он смиренно подвизался во многих, самых отдаленных от родины епархиях (Селижаров монастырь в Твери, Александро-Невская Лавра в Петербурге, Донской монастырь в Москве), пока не возглавил по приказу царицы Анны Иоанновны, Воронежскую и Елецкую кафедры. Стараниями епископа было продолжено дело строительства самого главного храма Воронежской епархии-Благовещенского собора, который строили многие воронежские архипастыри.

В 1734 году архиепископ Иоаким Струков приступил к постройке каменного храма в своем родном селе. В актах упоминается, что земли при церкви было отведено 20 четвертей. Для строительства епископ выбирает пятиглавую архитектуру храма, принятую Священным Синодом, как единственно верную в Российском государстве.

Схема Никольской церкви с. Нелжа.

(Подарена автору архитектором Лыбаковой Н.П.)

Черные жирные линии на схеме показывают первоначальный вид храма: куб с пристроенной алтарной частью. Колокольня пока отсутствует,т.к. строительство ее, отлив колоколов считалось тогда большой роскошью и имело место быть лишь при больших соборах.

Церковь, построенная Иоакимом, первоначально была небольшого размера, без нынешней апсиды (алтарный объёмный выступ), построенной позже, и средокрестия (купольная конструкция в центральной части храма), без колокольни, крыльца, притворов, средней части-трапезной. Не было укрепляющих конструкцию храма, пилонов и аттики. Т.е. она имела квадрат в основе своей и венчалась пятью куполами. Всё остальное достраивалось уже в конце ХVIII и в ХIХ-ХХ веках, когда кирпич стал не так дорог и многие храмы на нашей земле приобрели вид каменных. То, что храм был достроен трапезной частью, приделами и притвором с колокольней в последней третьей четверти ХIХ века, подтверждено и исследованием архитектурной комиссии в 90-е годы ХХ века.

Преосвященный Иоаким Струков- шестой епископ Воронежско - Елецкой епархии.

 

По разным данным строительство храма проходило от 1734 по 1741 годы. В храме Иоакима всегда ждало его архиерейское кресло, а на стене висел потрет епископа в полный рост. В конце ХIХ века, кресло все ещё находилось в храме. Оно было сделано в виде кафедры аршина два в квадрате (1.5 кв.м.) и высотой аршина в полтора (1м). К креслу вели три ступени, поэтому народ всегда мог видеть епископа, а он видеть народ. Кресло имело опору в виде полукруглой спинки, так же в 1.5 аршина, украшенной резьбой по дереву и изображающей древесные листья. Находилась кафедра в левой части храма. Возможно, она была цела до самого разорения храма 30-х годов ХХ века.

Воронежская епархия очень нуждалась в грамотном священстве. Поэтому, в 1739 году епископ основал первую школу и в своем родном селе в доме местного священника, что в ХVIII веке было из ряда выдающимся явлением, т.к. даже в больших городах школы были не везде. Среди учителей поминаются в архивах священник Иоанн и пономарь Иоанн. Учеников из сыновей священников Усманского уезда, набралось 20 человек, что было не мало по тем временам.

Первого сентября 1742 года архиепископ почил в Бозе в любимой вотчине воронежских пастырей - монастырском подворье в селе Карачун. По реке благоверное тело его было доставлено в г.Воронеж в Акатов монастырь, где принял его архимандрит Пахомий. 26 сентября тело епископа было погребено в Благовещенском соборе в приделе Иоанна Милостивого по завещанию самого архиерея.

В рассказе А. Боголюбского о Нелже упоминается иерей Ксенофонт Андреевич Липецкий. При о. Ксенофонте к храму пристраивается трапезная, приделы и колокольня. Левый придел посвящен Корсунской иконе Божией Матери Усманской, особо почитаемой в Усманском уезде. Помощь Её почувствовали жители Нелжи особенно, когда уезд в последней трети ХIХ века постоянно претерпевал разные эпидемии, в том числе холеру.

«Декор церкви эклетичен, несет отпечаток декоративных приемов, сложившихся в конце 19-нач. 20 вв. в промышленной архитектуре. Эффект достигается за счет крупных масс оштукатуренных плоскостей… От ранних периодов строительства сохранились сбитые фигурные сандрики над окнами восьмерика храма и апсиды (к. 18 в), килевидная арка крыльца, розетка на западном фасаде…» - заключает воронежская архитектурная комиссия, описавшая храм в 90-е гг ХХ века. Кроме того, многие сторожилы помнят, что храм в 30-е годы ХХ века был небесно-голубого, Богородичного цвета.

Со второй половины ХIХ века по 30-е годы ХХ в. в храме расписывали своды и стены. Имя последнего живописца- Петр Михайлович Обыдённый. Репрессирован в 30-е гг. ХХ века.

Последние священники храма - отец и сын Богоявленские. Отец- Петр Иванович был замучен в Березовском НКВД в 20-е годы ХХ века. Жители Нелжи забрали его тело и похоронили за храмом. Сын его, Николай Петрович, приняв нелжинский приход, в 1931 был арестован и отбывал ссылку в Каргополе. Вернувшись через 5 лет в село подал прошение о возобновлении службы в храме, в чем ему и прихожанам было отказано. Однако нелжинцы решили служить без разрешения. Вскоре о. Николай был арестован и расстрелян на Татарском валу в г. Усмань.

С 1936 года богослужения в храме прекращаются и его помещение используется для хозяйственных нужд колхоза.

В 90-е годы ХХ века усилиями местных жителей возобновляются богослужения в селе, сначала в домах, потом в здании почты, а затем и в самом храме. Постепенно храм, с помощью меценатов, нелжинцев, духовенства восстанавливается. В 2016 году отреставрированный храм был освящен Сергием викарием Воронежским и Лискинским.

 

Никольский храм с.Нелжа в конце 90-х гг. XX века. Фото С.Кузьменко.

Фото автора.

Пузикова Наталия Леонидовна, краевед, автор книги «Нелжинские былички».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: