Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Формирование ассортимента – деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворять реальные и прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.
Формирование ассортимента определяет ассортиментная политика организации – это цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.
Цель организации в области ассортимента формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному ассортименту, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Для этого должны быть решены задачи:
1 – установлены реальные и предполагаемые потребности в товарах;
2 - определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;
3 – выявлены источники товарных ресурсов;
4 – оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и/или реализации товаров;
5 – определены основные направления формирования ассортимента.
Основные направления в области формирования ассортимента:
1. Сокращение ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты, (причины: падение спроса, недостаток предложения и т.д.).
2. Расширение ассортимента – количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны, (причины: увеличение спроса и предложений, высокая рентабельность производства, внедрение новых товаров и т.п.).
|
3. Стабилизация ассортимента – состояния набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления (редкое состояние, характерно в основном для пищевых продуктов повседневного спроса).
4. Обновление ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров, характеризующихся увеличением показателей новизны (удовлетворение новых потребностей).
5. Совершенствование ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности (делать лучше).
6. Гармонизация ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам (отечественные элитные магазины подражают зарубежным фирмам например Русское бистро, ГУМ и др.).
Выбор того или иного направления требует знание факторов, влияющих на формирование ассортимента
1 Общие факторы:
- Спрос – зависит от сегмента потребителей: их дохода, национальных, демографических и др. особенностей.
- Рентабельность - производства и реализации определяется себестоимостью, издержками обращения и производства.
2 Специфические факторы:
а) формирования промышленного ассортимента являются:
сырьевая база (наличие природных ресурсов)
- материально-техническая база (торговая S,оборудование)
- достижение НТП (разработка новых товаров, технологий)
б) формирования торгового ассортимента:
- специализация торговых организаций
|
- каналы распределения
- методы стимулирования сбыта и формирования спроса (реклама)
- МТБ торговых организаций (отсутствие складов, маленькие S)
Важную роль в управлении ассортиментом товаров играют нормативные и технологические документы, регламентирующие базовую широту и полноту ассортимента (ГОСТ, ОСТ, СТП) и т. д. Ассортимент товаров приводится в каталогах, прейскурантах, прайс-листах, которые составляют фирмы изготовители или торговые организации.
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 2: Опишите товароведные характеристики в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Листок с заданием №1
Необходимо устно ответить на поставленные вопросы по результату № 2:
1. Дайте понятие ассортименту товаров?
2. Дайте понятие товарной номенклатуре?
3. Назовите виды ассортимента?
4. Назовите свойства ассортимента?
5. Назовите основные направления в области формирования ассортимента?
6. Какие факторы влияют на формирование ассортимента товаров?
7. Какие нормативные документы регламентируют ассортимент товаров?
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 2: Опишите товароведные характеристики в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
План занятия 7
Содержание занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Учебные пособия |
Приветствие, организация группы. | Сообщение целей и задач занятия | Слушают, готовятся к выполнению заданий | Доска |
Актуализация опорных знаний (диагностический контроль по занятию № 6) | Задает вопросы устно по изученному материалу занятия№6 | Отвечают на вопросы устно | |
Практическая работа обучающихся по изучению ассортимента товаров | Выдает карты-задания обучающимся, объясняет ход выполнения задания. Оказывает помощь, отвечает на вопросы обучающихся. | Выполняют задания индивидуально, проявляют творческую самостоятельность | Листок с заданием №1 |
Отчет по практической работе | Задает вопросы по практической работе | Отвечают на вопросы, показывают выполненные задания | |
Подведение итогов занятия | Оценивает работу обучающихся по критериям оценки деятельности | Оценивают ценность полученных умений и навыков. Заполняют дневник занятия | Дневник занятия |
|
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 2: Опишите товароведные характеристики в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Листок с заданием №1
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
Тема: Изучение ассортимента товаров
Цели:
- приобрести умения и навыки по распознаванию ассортимента магазинов и составлению ассортиментного перечня магазина;
- закрепить теоретические знания в области ассортимента;
- приобрести умения по расчету ассортиментных показателей, их сравнительного анализа.
Оснащение: литература из списка рекомендуемой литературы: [6], [7], [8], обучающие карты, образцы ассортиментного перечня.
Порядок выполнения:
1. Внимательно прочтите цели работы.
2. Запишите дату, тему и цели работы.
3. Прочтите задание.
4. Запишите условие к каждому заданию и, согласно указаниям, проведите необходимую работу.
5. Проверьте знания, письменно ответив на контрольные вопросы в конце работы.
Задание 1. Используя обучающие карты (см. Приложение 2), изучите виды ассортимента. Выпишите основные виды в тетрадь по форме:
№ п/п | Вид ассортимента | Характеристика вида вида | Примечание |
1. |
Задание 2 (выполняется в малых группах)
Используя образцы ассортиментного перечня (см. Приложения 3,4) составьте примерный перечень ассортимента магазина. Сделайте выводы о рациональности составленного вами ассортиментного перечня.
Задание 3 (выполняется как внеаудиторная работа).
Используя учебник М.А. Николаевой «Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы» и конспект лекций рассчитайте показатели ассортимента: широту, полноту, устойчивость, новизну и оформите результаты в таблицу. Расчет показателей производится по формулам:
Условные обозначения:
Кш – коэффициент широты, %;
Шф – фактическая широта наименований товаров разнородных и однородных групп (для учебных целей собирается информация только по одной группе);
Шб – базовая широта.
В качестве базовой широты могут быть приняты:
1. Максимальное количество наименований товаров исследуемой группы, обнаруженное во всех обследованных магазинах.
2. Количество наименований товаров исследуемой группы, регламентированное действующими стандартами (только для отечественных товаров).
3. Количество наименований товаров исследуемой группы, предлагаемое на рынке (информацию можно получить из рекламных изданий).
Кп – коэффициент полноты, %;
Пф – фактическое количество товаров однородной подгруппы;
Пб – базовая полнота, определяется аналогично базовой широте, но для конкретных подгрупп.
Ку – коэффициент устойчивости, %;
Уф – количество товаров однородной группы товаров, пользующихся устойчивым спросом (условно за критерий устойчивости следует считать наличие товара в продаже при начальном и конечном обследовании).
Кн – коэффициент новизны, %;
Нф – количество новых товаров, появившихся в обследованных фирмах, а также являющихся по мнению исследователя новыми.
Результаты расчета показателей ассортимента
_____________________________________
(наименование группы товаров, магазина)
Показатели ассортимента | Наименования торговых фирм | |||||
Даты проведения обследований | ||||||
Коэффициенты: широты полноты устойчивости новизны | ||||||
Проанализируйте полученные результаты по показателям ассортимента.
Заключение:
Ответьте на контрольные вопросы:
1. Что такое ассортимент товаров?
2. Без чего не вступит в силу ассортиментный перечень магазина?
3. Чем отличается производственный ассортимент от торгового?
4. Что ожидает руководителя магазина за несоблюдение ассортиментного перечня?
5. Какой вид ассортимента в супермаркетах?
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 2: Опишите товароведные характеристики в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
План занятия 8
Содержание занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Учебные пособия |
Приветствие, организация группы. | Сообщение целей и задач занятия | Слушают, готовятся к восприятию нового материала | Доска |
План: 1. Понятия, свойства и показатели качества. 2. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества | Объясняет. Раздает обучающий материал. | Слушают, работают с раздаточным материалом, конспектируют. | Раздаточный материал №1,2,3 |
Применение новых знаний (диагностический контроль) | Задает вопросы по изученному материалу | Отвечают на вопросы | Листок с заданием № 1 |
Подведение итогов занятия | Оценивает работу обучающихся | Заполняют дневник занятия | Дневник |
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 2: Опишите товароведные характеристики в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Раздаточный материал №1