Средствами товарной информации служат: маркировка, технические документы, нормативные документы, справочная, учебная и научная литература, реклама и пропаганда.
Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а так же другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.
Функции маркировки:
1. Информационная
2. Идентифицирующая
3. Эмоциональная и мотивационная
Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов и других нормативных документов.
Виды маркировки:
1. Производственная – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товар или упаковку и (или) другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть:
- Этикетки наносятся типографическим или иным способом на товар или упаковку. Могут быть самостоятельным носителем информации, который приклеивается или прикладывается к товару.
- Кольеретки – разновидность этикеток, имеют особую форму. Наклеиваются на горлышко бутылок. Они не несут большой информационной нагрузки, в основном их назначение – эстетическое оформление бутылок. Иногда на кольеретках вообще отсутствует информация.
- Вкладыши – это разновидность этикеток, предназначенные для сообщения кратких сведений о товаре. Наиболее часто применяют вкладыши для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для парфюмерно-косметических и лекарственных средств.
- Ярлыки и бирки – носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков. Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью.
|
- Контрольные ленты – являются носителями краткой дублирующей информации, выполняемой на небольшой ленте. Применяются в дополнение к основной информации. Особенностью является преобладание цифровой или символической информации. Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров.
- Клейма и штампы - предназначены для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку с помощью специальных приспособлений установленной формы. Применяют для маркировки мяса, яиц, консервных банок, соков, молока, ткани и т.д.
2. Торговая – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковку и (или) товар. Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки.
Маркировка может включать три элемента, которые различаются соотношением.
Структура маркировки
1. Текст – форма письменной информации (от 50-100%)
2. Рисунок не всегда присутствует на маркировке (до 50%)
3.Условные обозначения, или информационные знаки характерны для производственной маркировки. Иногда информация ИЗ бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки.
2. Информационные знаки и их характеристика.
Информационные знаки (ИЗ) – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара.
Информационным знакам свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.
|
1. Товарные знаки – обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических лиц от товаров и услуг других юридических лиц. Товарные знаки бывают фирменные и ассортиментные.
А) Фирменные ТЗ – знаки, предназначенные для идентификации изготовителя товаров или услуг (фирменное имя, фирменное имя, торговый знак).
- Обыкновенные ФЗ
- Престижные (присваиваются за особые заслуги).
Б) Ассортиментные ТЗ – знаки, предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности.
- Видовые (по виду товара; редко применяются самостоятельно, чаще совместно с марочным знаком);
- Марочные (по торговой марке)
2. Знаки наименования мест происхождения товара (название страны, населенного пункта, используемое для обозначения товаров, например: Сделано в России, Сделано в США).
3. Знаки соответствия или качества – знак указывающий, что данная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
4. Штриховой код (ШК) – знак, предназначенный для автоматизированных идентификаций и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
Принцип ШК – кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирующего устройств, которое расшифровывает коды и передает информацию на ЭВМ.
5. Компонентные знаки – знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах свойственных товару (например: Е 330, М-11 означает, масленая краска (М), для наружных работ (1), на натуральной олифе (1) и т.д.).
|
6. Размерные знаки – знаки, предназначенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественную характеристику товара (например: V – объем; 450 ge означает 450 гр.; знаки указывающие длину, объем бедер для каждого номера - применяются для колготок).
7. Эксплутационные знаки – знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров (например: символы по уходу за текстильными изделиями).
8. Манипуляционные знаки – знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами (например: знак «открывать здесь»).
9. Предупредительные знаки – знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров (например: «Очень ядовито», «Взрывоопасно» и т.д.).
10. Экологические знаки – знаки, предназначенные для информации об экологической чистоте потребительских товаров.
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 4: Опишите средства товарной информации, на товары, реализуемые в торговых предприятиях
Листок с заданием №1
Необходимо устно ответить на поставленные вопросы по результату № 4:
1. Назовите средства товарной информации?
2. Что такое маркировка?
3. Какие функции выполняет маркировка?
4. Назовите виды маркировки?
5. Что может являться носителями производственной маркировки?
6. Назовите структуру маркировки?
7. Что такое информационные знаки?
8. Перечислите виды информационных знаков?
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 4: Опишите средства товарной информации, на товары, реализуемые в торговых предприятиях
План занятия 20
Содержание занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Учебные пособия |
Приветствие, организация группы. | Сообщение целей и задач занятия | Слушают, готовятся к восприятию нового материала | Доска |
Актуализация опорных знаний (диагностический контроль по занятию № 19) | Задает вопросы устно по изученному материалу занятия№19 | Отвечают на вопросы устно | |
План: 1. Европейская система кодирования 2.Правила определения штрихового кода | Объясняет. Раздает обучающий материал. | Слушают, работают с раздаточным материалом, конспектируют. | Раздаточный материал №1 |
Применение новых знаний (диагностический контроль) | Задает вопросы по изученному материалу | Отвечают на вопросы | Листок с заданием № 1 |
Подведение итогов урока | Оценивает работу обучающихся | Заполняют дневник занятия | Дневник |
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 4: Опишите средства товарной информации, на товары, реализуемые в торговых предприятиях
Раздаточный материал №1