Функции химического эксперимента




1.Эвристическая функция химического эксперимент проявляется в установлении новых а) фактов; б) понятий и в) закономерностей.

Эвристическая функция школьного химического эксперимента в развитии учебной деятельности связана, прежде всего, с установлением новых факторов. Уже на первых уроках химии в 8 классе ученики знакомятся с химическими веществами, изучают их свойства, их применение в жизни, узнают много нового, учатся объяснять, например, в 8 классе, добавляя к раствору фенолфталеина несколько капель раствора щелочи, учащийся убеждается в том, что данный индикатор под воздействием щелочи изменяет свою окраску

2.Корректирующая функция химического эксперимента проявляется в преодолении трудностей освоения теоретического материала и исправлении ошибок учащихся

Очень часто учащиеся считают, что при взаимодействии растворов соляной и серной кислоты с медью выделяется водород. Для исправления таких ошибок полезно продемонстрировать следующий опыт. В пробирки с соляной кислотой и раствором серной кислоты прибавляют кусочки меди. Учащиеся наблюдают, что при обычных условиях и при нагревании водород не выделяется.

Корректировке процесса приобретения экспериментальных умений способствуют эксперименты, которые демонстрируют последствия неправильного выполнения некоторых химических операций. Например, как проводить разбавление концентрированной серной кислоты водой. Для этого в высокий химический стакан наливают концентрированную серную кислоту. Стакан закрывают листом фильтровальной бумаги и через отверстие в бумаге приливают пипеткой горячую воду. При соприкосновении воды с кислотой происходит образование паров и разбрызгивание раствора. При приливании серной кислоты в воду и перемешивании раствора растворение протекает спокойно.

3.Обобщающая функция химического эксперимента позволяет выработать предпосылки для построения различных типов эмпирических обобщений. С помощью серии опытов можно сделать обобщенный вывод, например, о принадлежности различных веществ к классам неорганических веществ.

4. Исследовательская функция химического эксперимента наиболее ярко проявляется в проблемном обучении. Исследовательская функция эксперимента обеспечивает самый высокий уровень развивающего обучения школьников.

В силу того, что учебно-познавательная деятельность является ведущей в процессе обучения, то исследователи, рассматривая состав ключевых компетентностей, на первый план выдвигают компетентность учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Проблема самостоятельной работы всегда являлась одной их тех, которая приковывала внимание педагогов и методистов. Лабораторные работы – как один из видов самостоятельных практических работ активизируют учебный процесс, облегчают восприятие геометрических понятий, обеспечивают доступность геометрических фактов, которые в дальнейшем постоянно применяются при решении задач. Лабораторные работы имеют огромное значение в учебно-воспитательном процессе, так как в наибольшей степени позволяют реализовать важные принципы дидактики - деятельностный подход и гуманизацию процесса обучения. Ученик из объекта научения превращается в субъект собственной деятельности. Именно субъективная позиция школьника является характерной чертой развивающего обучения. Вопросами изучения лабораторных работ занимались такие педагоги и психологи как: И.Ф. Харламов, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, В.Л. Полонский, Е.С. Рапацевич, Л.П. Крившенко, Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин и другие. Применение лабораторных работ для развития общеучебных умений на уроках геометрии тема не новая. Её разработкой занимались такие ученые и методисты как Дорофеев Г.В., Орехов Ф.А, Чуканцов С.М, Шарыгин, И.Ф. и многие учителя математики. Лабораторная работа как способ организации учебного процесса получил известное распространение в советской школе в 1930-1932 годах. Данные работы были разновидностью системы индивидуализированного обучения, впервые примененной в американском городе Далтоне учительницей Еленой Паркхерст и получившей название далтон-плана. Эту систему еще называли лабораторной. Вместо традиционных классов в школе создавались предметные мастерские, в которых каждый ученик занимается индивидуально, получая задание от учителя и пользуясь его помощью. Расписания занятий не существовало, коллективная работа проводилась один час в день. В остальное время учащиеся изучали материал в порядке индивидуальной работы, отчитываясь за выполнение каждого задания перед учителем соответствующего предмета. Однако долгое время лабораторным и практическим работам не уделялось достаточного внимания. Они, как правило, выполнялись и выполняются до сих пор не систематически, от случая к случаю лишь некоторыми учителями. Причиной этого является недооценка таких работ.

В начале изучения химии, в 8 классе, учитель проводит вводный инструктаж по технике безопасности, который включает правила поведения в химической лаборатории, пожарную безопасность и правила оказания первой медицинской помощи. На протяжении учебного года, в зависимости от изучаемой темы, учитель инструктирует учащихся о правилах безопасного обращения с химическими веществами. При проведении практической или исследовательской работы учащиеся изучают соответствующую инструкцию, а затем проходят тематический тест (Приложение 1). В соответствии с полученной оценкой ученик допускается или не допускается к работе. В кабинете химии имеется свод инструкций по безопасному обращению с лабораторным оборудованием, химическими реактивами, по пожарной безопасности и правилам оказания первой доврачебной помощи. В данной работе представлены инструкции по охране труда и технике безопасности в химическом кабинете, а также тест по ТБ

ВИДЫИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
(в соответствии с ГОСТом 12.0.0004-90 «Организация обучения безопасности труда»)

№ п/п Вид инструктажа Время или причины проведения Ответственный за проведение Документ для регистрации
  Вводный На первом уроке химии и с каждым вновь прибывшим учащимся Зав. кабинетом, учитель Классный журнал
  Первичный на рабочем месте Перед практической работой – правила техники безопасности при работе в кабинете химии, и с каждым вновь прибывшим учеником Зав. кабинетом, учитель Классный журнал
  Повторный На первом уроке в каждом полугодии (триместре) Зав. кабинетом, учитель Классный журнал
  Текущий Перед проведением лабораторных и практических работ Учитель Фиксируется только для практических работ в классном журнале (учителем) и в тетрадях (учащимися)
  Внеплановый В случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях (работе) более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности Зав. кабинетом, учитель Классный журнал (для лаборанта и практикантов – специальный журнал)
  Целевой В случаях: а) постановки химического эксперимента на вечерах занимательной химии; б) проведения экскурсий на промышленные предприятия и в химические лаборатории Учитель Специальный журнал

 

Успешность сегодняшних образовательных технолог

ий определяется системой

совместных целенаправленных действий обучающего и обучаемого для достижения

запланированных результатов обучения, воспитания и образования. Если говорить о

месте эксперимента в современном школьном естественнонаучном образовании, т

о,

несомненно, стоит отметить его недостаточное использование вследствие некото-

рых причин: сокращение часов предмета химии, ограничении используемых реакти-

вов и материалов. Однако эффективное использование эксперимента и эксперимен-

тальных данных на всех эт

апов урока и внеклассного мероприятия служит инстру-

ментом активизации познавательной активности обучающихся, развитию исследова-

тельских умений, аналитических и рефлексивных возможностей, социализации и

адаптации индивидуума в социуме. Считается, что в данн

ом случае задействована

эмоциональная память обучающегося,

что позволяет

улучшить запоминание и по-

нимание знания, а также соединить воедино теоретический и практический аспект

науки. Обсуждение видов и целесообразности применения эксперимента на разных

эта

пах урока было проведено в работах Е.

В.

Тягловой [1], И.

В.

Ширшиной [2],

В.

Я.

Вивюрского [3], Э.

Г.

Злотникова [4],

Использование эксперимента возможно в виде нескольких форм организации,

как иллюстрационный (демонстрационный) эксперимент, лабораторные

опыты и ра-

боты, практические работы и опыты, внеклассный (исследовательский) и домашний

эксперимент [5]. Для эффективной реализации экспериментальной составляющей

урока необходима детальная проработка всех этапов эксперимента. Преподавателю

необходимо учит

ывать наглядность данного эксперимента, его безопасность для учителя и учеников (необходимо соблюдать все меры предосторожности), целесо-

образность применения для освещения конкретной проблемы. Полученные данные

и результаты исследования должны быть трактов

аны, снабжены логичными и вер-

ными комментариями и выводами

Если рассмотреть структуру урока, то экспериментальной составляющей на

любой фазе урока найдется соответствующая ниша. Так, на этапе инициации, при

сообщении целей урока и планирования его результ

атов использование проблемно-

го эксперимента с нестандартным содержанием или неожиданным результатом спо-

собно побудить учеников включиться в активно

-

познавательную деятельность на

уроке, заинтересовать обучающихся. Как правило, такой демонстрационный экспе-

р

имент может быть проведен учителем

,

либо специально подготовленным обучаю-

щимся, незаменимо так же использование материалов виртуальной лаборатории.

Примерами такого рода экспериментов могут служить демонстрация электропровод-

ности различного типа растворов

и твердых тел в преддверии объяснения темы:

«Электролитическая диссоциация», демонстрация различной скорости протекания

реакции в зависимости от ее условий перед объяснением темы «Кинетика реакций»,

демонстрация различия признаков химических и физических п

ревращений перед

объяснением темы «Физические и химические явления» и т.

д.

[6]. Практика показы-

вает, что привлечение проблемного эксперимента на этой стадии урока делает обу-

чающегося не сторонним наблюдателем, а активным участником поискового процес-

са, уч

еник заинтересован и направлен на решение вопроса: «Почему?», ответ на ко-

торый он в обязательном порядке должен получить в конце урока (идеальным вари-

антом является, если выводы им сделаны будут самостоятельно с контролем и

направлением со стороны учителя

)

.

В процессе актуализации материала на уроке, включающей интеракции всех

участников образовательного процесса, демонстрационно

-

исследовательский экс-

перимент и лабораторные опыты (работы) позволяют визуализировать химические

процессы и реакции, закрепить полу

ченные знания и навыки, получить подтвержде-

ние гипотезе, сформированной учеником при просмотре проблемного эксперимента

в начале урока (или опровергнуть ее). В данном случае преподаватель предлагает

учащимся провести несложные опыты по определенному алгори

тму, наверняка при-

водящим к искомому результату. Немаловажно, когда учитель призывает ребят к

дискуссии, комментируя и резюмируя выводы обучающихся, а у ребенка складыва-

ется четкая позиция правильности и последовательности полученных результатов.

Так химич

еские свойства классов неорганических соединений и органических ве-

ществ целесообразно проводить в виде лабораторных опытов. Каждому обучающе-

муся выдается набор реактивов, включающих в себя индикаторы, растворы кислоты

и щелочи, воду. Проводя эксперимент, у

ченик закрепляет полученные знания. При

этом для устранения возможных неточностей в трактовке результата и ошибок в

проведении эксперимента, учитель обращает внимание на их

наличие. Необходимо

обратить вн

имание на тот факт, что один из кислотных оксидов с

водой взаимодей-

ствовать не будет, о чем скажет отсутствие изменения окраски индикатора, а амфо-

терные оксиды и основания проявляют двойственные кислотно

-

основные свойства.

Лабораторные опыты знакомят обучающегося с небольшим конкретизирован-

ным набором факт

ического материала, позволяя обучающемуся решить определен-

ную исследовательскую задачу, подтвердить или конкретизировать конкретное по-

нятие или процесс, совершенствовать экспериментальные знания и навыки. Как

правило, такие опыты включают 2

3 простых опера

ции с веществами, но должны сопровождаться обоснованными выводами, записью в тетради или лабораторном

журнале ученика. Похожие явления или процессы, с которыми встречается ученик в

повседневной жизни можно взять также за источник информации, описать, по ан

ало-

гии с реакциями в пробирке, явления, происходящие вокруг нас. Мировоззренческая

и образовательная функция проблемного и исследовательского эксперимента поз-

воляет обучающимся формировать и корректировать собственные представления о

различных процессах и

явлениях, связывать лабораторный опыт и бытовое или

промышленное явление, использовать полученные навыки на следующих этапах

изучения и для объяснения похожих явлений и процессов.

На этапе закрепления материала возможно включение эксперимента в виде

практ

ической работы, а возможно использование

задач и заданий, основанных на

полученных ранее экспериментальных данных или составление их для ситуаций,

требующих практического решения (метод кейсов). В данном случае можно говорить

о реализации компетентностного

подхода в обучении, межпредметных связях и при-

менении знаний и умений в конкретных жизненных ситуациях [7]. Практическая ра-

бота, несомненно, охватывает большой раздел материала и требует от обучающе-

гося предварительной теоретической подготовки, знания и у

мения безопасной рабо-

ты и грамотности в обращении с реактивами и оборудовании. Ученик самостоятель-

но или же при помощи учителя ставит перед собой цель эксперимента, проводит со-

ответствующие манипуляции, наблюдает химическое явление или процесс, описы-

вает е

го сущность, вносит свои наблюдения в тетрадь, записывает в большинстве

случаев уравнение химической реакции. Учителем при проведении данного вида

экспериментальных работ должна быть оказана дифференцированная помощь.

В практические и лабораторные работы

целесообразно включать небольшие

творческие задания. Так, определение галогенидов с применением нитрата серебра

можно испробовать не только на лабораторном растворе, но и на обычной водопро-

водной и минеральной воде (например, иодированной), свойства органи

ческих со-

единений, качественные реакции на различные функциональные группы можно про-

вести с использованием различных лекарственных средств. определение аминокис-

лот, молочной кислоты с помощью соли железа можно провести для сравнения в

смыве с кожи, крахмал

, лактозу, глюкозу можно обнаружить в пищевых объектах.

Обучающимся можно предложить составить алгоритм решения подобного задания

для другого набора реактивов, другого набора объектов и условий. На уроке по теме

«Смеси» ученикам была предложена практическа

я задача на выбор, при проведении

практической работы «Приготовление раствора определенной концентрации» гото-

вили раствор сахара в чае (взвешивали столько ложек, сколько обучающийся еже-

дневно кладет в чай), обнаружение карбонат иона проводили на кусочке мр

амора,

раковине, скорлупе от яйца, обнаружение крахмала с помощью раствора иода про-

водили на многих пищевых объектах. Как правило, такие задания заставляют обу-

чающихся применить полученные знания на решении здоровьесберегающих, эколо-

гических и производстве

нно

-

бытовых проблем.

С

ледующий этап урока

рефлексия

полученных знаний и навыков, критический

анализ полученной информации и собственных достижений на этапах урока. На

этом этапе ученик осмысляет ход и результаты всего занятия, информация, полу-

ченная на

уроке из различных источников, формирует устойчивые и отчетливые об-

разы новых умений и навыков. Все использованные факты и данные необходимо

четко связать с полученными результатами, все проблемные и исследовательские

вопросы урока должны быть решены.

 

 

Систематическое использование на уроках химии эксперимента помогает бороться с формализмом в знаниях, развивает умения наблюдать факты и явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов; формирует и совершенствует экспериментальные умения и навыки; прививает навыки планировать свою работу и осуществлять самоконтроль; воспитывает уважение и любовь к труду. Эта работа способствует общему воспитанию, всестороннему развитию личности, готовит к деятельности на современном производстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: