В семичленном методе причины и следствия вы визуализируете каждое существо как свою собственную любимую мать или другое лицо, к которому вы испытываете величайшую привязанность, того, кто является для вас воплощением великой доброты. Чтобы практиковать этот аспект метода, вспомните чувства привязанности, которые возникают по отношению к вашей собственной матери или к иному по-матерински доброму и любящему человеку, и затем распространите эти чувства на всех других существ, понимая, что каждое из них равным образом некогда проявляло по отношению к вам любовь и доброту. Осознавая возникшую в череде бесчисленных рождений взаимосвязанность всех существ, мы понимаем, что всякое встреченное нами существо некогда было нашим родителем и проявляло по отношению к нам такую же самоотверженную любовь.
Такие проявления полностью самоотверженной любящей доброты можно наблюдать даже в мире животных. Если, например, мы внимательно понаблюдаем за птицами, то увидим, что до тех пор, пока птенцы не смогут заботиться о себе сами, мать берет их под своё крыло и нянчится с ними. Независимо от наличия у нее того, что мы, люди, называем состраданием, это действие само по себе есть проявление безмерной доброты со стороны этой матери. Детёныши совершенно зависимы от матери; они ведут себя так, будто она является их единственным защитником, прибежищем и кормильцем. Более того, птица-мать так предана благополучию своего птенца, что при необходимости она может даже пожертвовать для его защиты своей собственной жизнью. Именно такой настрой нам необходимо развивать в отношении всех живых существ.
Размышление о бесконечной череде рождений позволяет нам признать, что некогда в предыдущих жизнях все встреченные нами живые существа в каком-то качестве и в какой-то степени вели себя по отношению к нам таким же образом. Будучи признательны им за эту некогда проявленную по отношению к нам безмерную доброту, мы развиваем в себе сильное чувство сопереживания и благодарности в отношении других живых существ, что, в свою очередь, даёт нам возможность почувствовать с ними большую и подлинную близость. Ощущая эту близость, мы можем понять их доброту по отношению к нам, независимо от того, как они проявляют себя в настоящее время. Вот что имеется в виду под подлинной близостью со всеми существами.
|
Но, как и все прочие достижения, такое переживание близости приходит не сразу. Первая стадия – это развитие чувства равностности в отношении всех существ. В обычном, повседневном состоянии ума наши эмоции и отношение к окружающим бывают очень нестабильны. С одними людьми мы чувствуем большую близость, а в отношении других – отчуждение. Даже в отношении одного и того же человека наши чувства могут меняться от одной крайности к другой, в зависимости от самых, казалось бы, незначительных обстоятельств.
Пока наш ум не очистится от омрачений, повседневное чувство близости неизбежно основывается на аффективных переживаниях, таких, как привязанность. Но близость, основанная на привязанности, может затруднить порождение в нас подлинного сострадания. Поэтому начинать следует именно с развития равностности. Затем, выработав равное ко всем отношение, мы развиваем в себе чувство близости, основанное уже не на привязанности, а на здравом суждении.
|
Со временем это чувство возрастает до такой степени, что чужие страдания становятся для нас невыносимы. В конечном итоге наше сострадание, искреннее желание видеть, чтобы другие освободились от невзгод, становится таким мощным, что мы берём на себя обязательство самостоятельно освободить их от страданий. Точно так же мы порождаем любящую доброту, желание, чтобы другие были счастливы, и снова берём на себя обязательство приложить все силы для осуществления этого. Породив такое мощное сострадание и любящую доброту вместе с решимостью взять на себя личную ответственность за осуществление этого устремления, мы тем самым порождаем бодхичитту, «необычайный альтруистический настрой», намерение освободить от страданий всех живых существ. После этого нам следует спросить себя, обладаем ли мы способностью действительно осуществить это своё намерение? Великий индийский логик Дхармакирти сказал в своём Трактате о достоверном познании (Праманаварттика):
Если факторы, относящиеся к средствам, остаются
непонятными, Трудно будет объяснить другим[36].
С буддийской точки зрения, самый действенный способ обеспечить окончательное благополучие всех живых существ – это привести их к обретению состояния будды. Однако прежде мы сами должны обладать таким знанием и реализовать в себе это состояние. Размышляя таким образом, мы вынуждены признать, что для обеспечения окончательного благополучия всех живых существ мы сами должны достичь просветления. Эта мысль, являясь завершением практики семичленного метода, сама по себе уже есть бодхичитта. Она содержит в себе устремление обеспечить благополучие всем живым существам, а также намерение достичь состояния будды для реализации этой цели.