Учебный предмет: изобразительное искусство
Класс: 4
Учитель: Нижмак О.А.
Базовый учебник: «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс», под редакцией Б.М.Неменского
Тема | «Белорусский народный костюм. Орнамент» | |||
Цель | Освоение особенностей элементов белорусского народного костюма | |||
Задачи | обучающие – формировать представления о белорусской одежде, ее значении для жизни наших предков, знакомство с обычаями и традициями их изготовления и ношения; развивающие – развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации; эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, умение работать в коллективе. воспитывающие – воспитывать интерес к традициям белорусского народа и уважение к культурному наследию братской страны. | |||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | ||
1) Умеют различать элементы белорусской одежды, символы и образы в вышивке костюма 2) Различают древние символы в орнаменте | Личностные: 1. Ценностное отношение к историческому прошлому 2. Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности 3. Эмоционально-эстетическая оценка Регулятивные: 1. Фиксирование результатов наблюдений, умение делать выводы. 3. Прогнозирование результата и усвоения уровня знаний. Познавательные: 1. рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий 2. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно следственных связей. 3. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Коммуникативные: 1. Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, 2. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации | |||
Тип урока | Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала) | |||
Организация пространства | ||||
Метапредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
ИКТ История Литература | Фронтальная Индивидуальная Групповая | Учебник Презентация Видеоклип Таблица орнамента Раздаточный материал | ||
Этапы урока
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цели: Эмоциональный настрой на учебную деятельность | Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Р:Включение в деловой ритм, организация внимания | |||
II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин) Цель: - формулировка темы урока | Постановка проблемного вопроса: Сегодня на нашем уроке мы узнаем про историю и традиции белорусского народного костюма (видеосюжет) Что мы узнали нового? | Определяют тему урока «Белорусский народный костюм и его орнамент». | К: Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении. П: Формирование познавательной цели | ||
III-IV Повторение пройденного материала для изучения нового (15 мин) Цель: - формирование у учащихся представление о народных костюмах, их особенностях изготовления и украшения, - повторение и закрепление знаний о прикладном искусстве в жизни крестьянина V.Физминутка(4 мин) | 1.Актуализирует знания учащихся 2. Демонстрирует презентацию «Разнообразие белорусского орнамента», сопровождая ее рассказом о значении орнамента в белорусском народном костюме | 1.Дают ответы на поставленные вопросы 2.Слушая рассказ учителя, ведут поиск, выделение необходимой информации. | Вопросы: - Давайте определим особенности белорусского костюма? - Какие основные цвета используют при изготовлении национального костюма? - Скажите, а мы с вами ходим в такой одежде? - Что может рассказать нам сегодня вышивка на этих костюмах? 2. Внимательно прослушать информацию и давать ответы на поставленные вопросы в ходе лекции. | Анализируют особенности белорусского народного костюма. Уточняют и закрепляют знания об характерных особенностях орнамента (вышивка) 2. Анализируют элементы орнамента, как геометрические фигуры, умение соблюдать пропорции в изображении, умение сочетать с толщенной линии. 3. Грамотность изображения орнамента на листе. Соблюдение пропорций элементов, толщина линий и умение работать кистью. | П: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации. К: Умение точно выражать свои мысли Р: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка |
VI. Контролирующее задание (13 мин) Цель: - закрепление знаний элементов белорусского народного костюма. | Предлагает работу с раздаточным материалом (таблица орнамента, шаблон костюмов). Оказывает индивидуальную помощь обучающимся. Организует обсуждение проделанной работы | Индивидуально по карточкам выполняют самостоятельный выбор орнамента для переноса его на шаблон. Подводят итог, делают вывод | Работа с таблицей орнамента | Грамотность изображения орнамента на листе. Соблюдение пропорций элементов, толщина линий и умение работать кистью. Знакомство с особенностями орнамента | К: Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя. П: Обсуждают, воспроизводят, делают выводы; Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном. Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям Белоруссии |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цель: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | -У меня получилось…. - Мне было трудно….. - Для меня было открытием…… - Мне понравилось……. | Контролируют и оценивают процесс работы и результаты деятельности | Р: Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний; К: Контроль действий партнеров. | ||
VIII. Домашнее задание (4 мин) | Рассказ о древнем празднике Купалы (символе огня и Солнца) Белорусские народные пословицы об огне, демонстрация особенностей различного изображения огня в белорусском орнаменте, видеоклип с народной песней о Купалинке | Изображение национального праздника Купалы с использованием орнамента огня в составлении национальных костюмов |