Пример экологической тропы по парку «Удивительное рядом».





Экологических троп»

 

В настоящее время отношения между человеком и окружающей средой складываются не просто и не лучшим образом. Первый опыт исследования природы закладывается в школе при изучении дисциплины «Окружающий мир», затем комплекс научных базовых знаний школьник получает изучая разделы биологии - ботанику, зоологию, общую биологию. Но это теория, а для полного понимания природы, явлений, происходящих в ней, тех незначительных практических и лабораторных работ, экскурсий, определенных Программой недостаточно. Необходима трудовая, пропагандистская, художественная, экологически ориентированная деятельность учащихся. А эти виды деятельности не укладываются в рамки урока. Все это требует создания специально оборудованной территории – «кабинета» в природе. И таким кабинетом может выступать экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих деятельность учащихся в природном окружении.

 

Что такое экологическая тропа?

 

Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по экотропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций.

Цель тропы – воспитание экологически грамотного человека.

Задача, которую должен преследовать учитель при организации тропы, - дать возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном участке

Экологическая тропа выполняет следующие задачи: познавательную, обучающую, развивающую, воспитательную и оздоровительную.

Познавательная и обучающая задача экотропы включает знакомство с местной живой и неживой природой; изучение типичных представителей растительного и животного мира и способов их адаптации к условиям обитания; изучение различных экосистем и выявление экологических связей между растениями, животными и условиями среды; анализ влияния деятельности человека на экосистемы; знакомство с научными методами изучения природных объектов и приобретение навыков самообразования и исследовательской работы.

Развивающая задача экотропы состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления и восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности.

Воспитательная задача состоит в воспитании любви к природе, развитии экологической культуры. Любовь к природе не приходит сама собой - ее нужно пробудить. И здесь особенно важен опыт непосредственного общения детей с природой. Проводя наблюдения на экологической тропе, школьники познают родную природу, видят ее красоту и ранимость, начинают понимать, что каждый вид является важным звеном экологической системы. Понимание единства всей живой и неживой природы лежит в основе осознанного экологически правильного поведения. Участие в общей работе по созданию и благоустройству экотропы приучает детей к труду, развивает у них чувство ответственности и бережное отношение к плодам своих и чужих рук.

Свою оздоровительную задачу экотропа выполняет благодаря сочетанию, умственного труда и физических нагрузок с отдыхом на природе.

История создания таких маршрутов насчитывает уже около 100 лет.

Первые экологические тропы появились в начале прошлого века в США. Лесничий Бентон Маккей предложил проложить пешеходный маршрут в Аппалачских горах. К 1922 году экологическая тропа длиной 3300 км.

Позже длинные и короткие экологические тропы стали возникать в национальных парках США. Эти маршруты сделались любимым местом отдыха и общения с природой многих туристов.

В настоящее время экологические тропы широко распространены во многих странах мира. Широкое распространение учебно-познавательных троп в странах бывшего СССР началось с 60-х годов XX века.

27 июля во всем мире отмечается международный экологический фестиваль.

Функции экотропы не ограничиваются предоставлением природоведческих и краеведческих знаний, ее основное назначение - воспитание культуры поведения людей в природе, формирование экологического мировоззрения.

Основной принцип экологических экскурсий можно сформулировать так: «Мы изучаем природу; природа учит нас».

Целевая аудитория экотропы очень широкая, она включает всех возможных посетителей маршрута, в том числе местных жителей, отдыхающих, случайных прохожих (восприятие информации и воспитательное воздействие при этом является пассивным).

Посетители экологических троп имеют возможность непосредственного общения с природой и наблюдения за животным и растительным миром в естественных условиях. Это дополняется визуальной информацией на стендах и указателях, которые установлены на маршруте, а также рассказом гида или преподавателя. Структура экотропы включает в себя природный ландшафт и художественное оформление маршрута.

Необходимым элементом организации экотропы являются правила поведения людей на маршруте, «экологический кодекс» (использовать уже имеющиеся тропинки, не рвать цветы, причинять как можно меньше беспокойства животным, не оставлять мусора, останавливаться на привал только в специально предназначенных для этого местах и т.п.). Тропа может выполнять свою воспитательную функцию только при условии соблюдения этих правил. Хорошо организованная экологическая тропа способствует охране природы.

Вот пример выдержки из экологического кодекса, составленного учащимися.

 

Обязательным компонентом функционирования экологического маршрута является мониторинг тропы, отслеживание изменений её объектов.

Создание и вся дальнейшая работа учебной экотропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности учащихся. При этом широко используются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования, экологические акции и праздники, проблемный и исследовательский методы обучения.

Экотропа предоставляет широкий простор для творчества школьников и может помочь в работе не только учителей биологии и географии, но и преподавателей других предметов. Например, учитель физкультуры может проводить на экотропе занятия по ориентированию на местности, учитель рисования может организовать этюды на природе или предложить ученикам создать эскизы оформления аншлагов и т.д. Кроме того, на разных остановках экоторопы можно использовать экологические игры с учащимися. В своей папке с раздаточным материалом Вы найдете рекомендации по организации этих игр.

В папке с раздаточным материалом Вам предложены темы для организаций экскурсий и лекции для разных возрастных групп с использованием экологических троп.

Выбор маршрута экологической тропы

 

Основными условиями для выбора маршрута любой экотропы являются: удобство, безопасность и доступность для посещения; привлекательность и разнообразие окружающего ландшафта; информативность.

Маршрут учебной экотропы должен начинаться не слишком далеко от школы (максимум, в получасе ходьбы). Иначе усталость с самого начала экскурсии помешает ее эффективному проведению. Поэтому удобно, чтобы к началу маршрута можно было проехать рейсовым транспортом. Сам маршрут нужно прокладывать по уже существующим дорогам и тропам - это удобно для экскурсантов и не наносит ущерба природе.

По форме маршрута экологические тропы, как и туристические маршруты, бывают линейными, кольцевыми и радиальными. В зависимости от назначения, различают прогулочно-познавательные, туристические и учебные экологические тропы.

По своему содержанию экологические тропы могут быть ботаническими, зоологическими, ландшафтно-геологическими и комплексными. Учебные экотропы, как правило, являются комплексными. Они могут использоваться в ходе изучения различных разделов курса природоведения, биологии, географии, экологии.

 

Учебные экологические тропы специализированы для целей обучения. Маршрут учебной экотропы имеет протяженность не более 2-3 километров. Такой маршрут рассчитан на двух-трехчасовую экскурсию со старшеклассниками. Для младших школьников проводятся 30-40-минутные экскурсии на участке маршрута длиной до 1 км.

На экотропе должны быть представлены типичные для местной природы объекты и экосистемы. Маршрут экотропы выбирают таким образом, чтобы он включал не только участки нетронутой природы, но и ландшафт, измененный хозяйственной деятельностью людей, чтобы посетители могли не только наблюдать природные объекты, но и видеть различные проявления антропогенного фактора. Важная задача экскурсовода экотропы состоит в том, чтобы научить свою аудиторию замечать, анализировать и оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду.

Объекты показа на экотропе могут быть естественными или искусственными. Естественные объекты - это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. К естественным объектам показа относятся и элементы культурного ландшафта - строения, дороги, каналы, сады, поля, исторические памятники. К искусственным объектам относятся элементы оформления, которые были специально изготовлены для создания экотропы, - информационные -щиты, указатели, площадки для отдыха, макеты, беседки, мостики, питомники редких и лекарственных растений, почвенные разрезы, искусственные кострища, гнездовья для птиц и т.п. Эти объекты должны органично вписываться в окружающий ландшафт.

Как организовать учебную экологическую тропу

Работа по созданию экотропы проводится в несколько этапов.

Первый этап организационный. Создается инициативная группа по организации учебной экотропы. Это учитель и небольшая группа учащихся, объединенных общим интересом к познанию и охране родной природы.

На этом этапе определяется объем работы, порядок действий и место каждого в предстоящем деле. Все желающие разбиваются на бригады, с учетом их интересов и способностей.

Второй этап - прокладка маршрута экотропы и составление карто-схем. Бригада картографов-проектировщиков выбирает маршрут, соотвествующий всем необходимым требованиям.

Карто-схема маршрута экотропы составляется самым простым из методов топографической съемки, который называется глазомерной съемкой маршрута. При глазомерной съемке маршрута на карто-схеме изображается лишь линия маршрута и его ближайшее окружение. Такой план не отличается большой точностью, но в данном случае она и не требуется. При маршрутной съемке необходимы компас, линейка, транспортир, простой карандаш, резинка, бумага и планшет (прямоугольный кусок фанеры или плотного картона).

Необходимо тщательно обследовать маршрут тропы, определить объекты экскурсионного расположения обзорных площадок и площадок для отдыха, места информационных досок, указателей, макетов и других элементов оформления. Составляется крупномасштабная карто-схема маршрута с указанием всех объектов (естественных и искусственных) и перечень элементов оформления, которые нужно будет установить на маршруте, с указанием тематики содержания стендов и табличек.

 

Третий этап - оформление и благоустройство экотропы. После того как определен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, разрабатывается макет оформления маршрута.

Одновременно информационная бригада занимается информационным содержанием работы - подготовкой призывов, лозунгов, научных и художественных текстов для стендов, разработкой правил поведения на экотропе. Предлагается несколько разных вариантов, лучший из них определяется голосованием. Чтобы вовлечь в оформление экотропы как можно больше учащихся, информационная бригада может организовать в школе конкурсы на лучший проект каждого из объектов, лучший текст для каждого из стендов, конкурс рефератов о местной природе, конкурс народных пословиц о природе, экологическую викторину. Все собранные материалы составляют «информационный банк», который потом можно использовать при проведении экскурсий.

Далее делаются и оформляются стенды, таблички и другие необходимые для экотроп предметы - рисунки, схемы, орнаменты.

Затем совместными усилиями проводят благоустройство экотропы: убирают мусор, расчищают места отдыха и обзорные площадки, согласно проекту устанавливают на все изготовленные объекты, стараясь при этом наилучшим образом вписать их в природный ландшафт. Для дополнительного оформления экотропы можно также использовать покинутые, но хорошо сохранившиеся птичьи гнезда. Их аккуратно переносят укрепляют в естественной обстановке вдоль маршрута.

Самый простой вариант оборудования экотропы следующий. В начале и в конце экотропы устанавливают информационные щиты с названием, картой-схемой экотропы и краткой информацией о маршруте и правилами для посетителей. На всех основных пунктах маршрута размещают небольшие таблички или столбики-указатели с номерами и названиями точек.

Экскурсоводами становятся наиболее заинтересованные и активные из старшеклассников. Они анализируют литературу и собранный информационной бригадой материал, готовят рефераты по темам будущих экскурсий, учатся проводить экскурсии на экотропе.

Экскурсии, которые проводят сами школьники, производят на посетителей экотропы более сильное впечатление, чем беседа взрослого экскурсовода.

 

Четвертый этап - начало работы экотропы. К этому моменту экотропа готова для проведения экскурсий: маршрут оборудован, подготовлено описание экскурсионных объектов, составлен и утвержден паспорт экотропы и план ее работы. В форме экологического праздника проводится мероприятие, посвященное открытию экотропы. Приглашаются гости - родители учеников, журналисты. Сценарий праздника нужно подготовить заранее, отрепетировать выступления.

После торжественного открытия на экотропе начинают проводиться экскурсии и экологические практикумы. Продолжается работа по устройству и информационному наполнению экотропы - на маршруте создаются ботанические питомники, микрозаказники для насекомых, искусственные гнездовья, кормушки для птиц, почвенные разрезы, искусственные кострища и другие объекты, необходимые для проведения экскурсий. Периодически проводится инвентаризация и ремонт объектов оформления, обновляются тексты на информационных щитах.

Территориальные органы управления, на территории которого прокладывается экологическая тропа, на основе подготовленных по маршруту материалов, принимают соответствующее решение и издают приказ. В этих документах, дающих юридические права на создание тропы, указываются организации, ответственные за оборудование и последующее поддержание тропы в хорошем состоянии, а также режим пользования. В итоге подготавливается документ – паспорт на экологическую тропу.

Паспорт экотропы

Важным требованием к созданию учебной экотропы является принятие официального документа - паспорта экологической тропы. Паспорт утверждается директором школы (колледжа) и местной алминистрацией.

Паспорт экотропы составляется по следующей схеме:

1. Название экотропы.

2. Цели и задачи экотропы.

3. Местонахождение, расстояние от школы (колледжа).

4. Краткое описание маршрута, его протяженность, расстояние между точками, время прохождения маршрута (с учетом рассказа экскурсовода).

5. Режим использования (в течение всего года, в теплое время года, в бесснежный период)

6. Допустимая нагрузка на экотропу (максимальное количество посетителей в неделю).

7. Описание экскурсионных объектов.

8. Список оборудования экотропы.

9. Правила поведения посетителей, правила техники безопасности и противопожарные требования.

10. Необходимые мероприятия по уходу за экотропой.

11. Ответственное лицо.

12. Приложение. Карта-схема маршрута.

 

Пример экологической тропы по парку «Удивительное рядом».

На протяжении маршрута экологической тропы «Удивительное рядом» мы запланировали 6 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

Всего маршрут тропы включает 6 станций:

1. Остановка «Цветочно-декоративная»

2. Остановка «Березы и рябины»

3. Остановка лекарственные растения

4. Остановка «Зона отдыха»

5. Остановка «Птицы»

6. Остановка «Муравейник»





Читайте также:
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.028 с.