Информационный щит (в начале тропы)




Дорогие друзья!

Здесь заложена экологическая тропа.

Мы дарим вам эту тропу, чтобы Вы, пройдя по ней увидели, как чувствует себя окружающая нас природа.

Давайте сохраним эту красоту!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Мы дарим вам эту тропу, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали как живет и чувствует себя природа в начале бурного XXI века. Мы не сможем вам рассказать обо всех проблемах. Ведь это учебная тропа. Но мы очень хотим, чтобы у каждого, кто пройдет здесь, укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от безумного и неразумного обращения с ней.

Остановка «Цветочно-декоративная».

На Земле исчезают цветы,

С каждым днем все заметнее это.

Использование цветов в озеленении – настоящее искусство. Оно существует с древних времен, и у него сложились свои формы и законы. По этим законам создают сады, парки, скверы. А лучшим украшением каждого из них, как правило, становится цветник. Планировка цветников может быть регулярной и ландшафтной. К цветникам регулярной композиции относят клумбы, рабатки, бордюры. Ландшафтные композиции – это миксбордеры, массивы, каменистые участки. В озеленении своего участка мы применяем клумбы и рабатки. В основном клумбы оформляем однолетними цветущими и декоративно-лиственными растениями, реже используем двулетние и многолетние растения.

 

Кто из вас видел прекрасные цветы?

И как печальна Земля без них!

Друзья:

Будьте щедры и великодушны,

Оставляйте Земле её цветы.

Они будут радовать многих людей,

Которые придут сюда после нас!

Любовь к цветам естественна и похвальна, но она не должна выражаться в истреблении растений. Надо уметь запечатлевать красоту в душе. Ведь цветок в вазе – пленник, приговоренный к гибели. Так пусть это чудо радует глаз, омолаживает душу и сердце всех кто придет после нас. Сбор цветов для букетов прежде всего опасен тем, что мы не даем растениям образовать семена. В лесу уже не появляются всходы. При постоянном сборе цветов в одних и тех же местах некоторые виды могут просто исчезнуть. Наносится вред и другим соседним растениям. Могут быть обломаны стебли, хрупкие почки многолетников. Чтобы из семян ландыша выросло цветущее растение, необходимо 7-8 лет. Ландыш не терпит уплотнения почвы, поломка кустарников вызывает гибель растения, т.к. оно растет только в тени. Ещё более уязвимы и чувствительны к вмешательству человека в жизнь леса венерин башмачок, любка двулистная, ятрышник и др. до цветения венерина башмачка проходит 18 лет.

Остановка «Березы и рябины».

Деревья и кустарники парка

Первый объект на экологической тропе – типичные для парков нашего города деревья и кустарники. Необходимо рассказать, какую роль зеленые насаждения играют в жизни человека. Одно дерево за сутки выделяет кислород, необходимый для дыхания 3-х человек. Летом деревья улавливают на свои кроны 50% пыли, содержащейся в воздухе. В парке под деревьями другая температура воздуха, освещенность, влажность, ветер, чем на открытом воздухе.

Словом береза мы называем две древесные породы – березу повислую и березу пушистую. Обе они очень сходны между собой по внешнему облику и многим другим особенностям. Береза имеет весьма широкое распространение, она встречается почти по всей территории нашей страны. Березу называют деревом – пионером. Она первая из древесных пород захватывает свободный клочок земли – заброшенные пашни, обнаженные откосы у дорог и т.д. Она может расти практически на любых почвах. Но береза очень светолюбива и совершенно не выносит затенения.

 

Остановка «Лекарственные растения».

Много трав полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больные и раненые лечились травяными настоями и бальзамами, пили чай из разных трав.

Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях. Для чего они нужны человеку?....

 

Остановка «Зона отдыха»

Эту истину знаю от роду,

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

 

Здесь можно с ребятами поиграть в экологические игры.

Остановка «Птицы»

Пример аншлага на этой станции

Птицы не только наши друзья. Они играют немаловажную роль в жизни парка.

Обратить внимание на приспособленность птиц к определенным местам гнездования и способам питания, т.е. на экологическую специализацию.

Высоко в кронах деревьев гнездятся грач и серая ворона. Серая ворона – оседлая или кочующая птица. Утром и днем птицы кормятся на свалках, у контейнеров с остатками пищи, выполняя роль санитаров, а вечером собираются на ночевку в пригородных и городских парках.

Остановка «Муравейник»

Насекомые - самые многочисленные в природе

А бывают ли насекомые полезные и вредные?

Среди насекомых есть «земледельцы», «пастухи», «плотники», «ткачи», «рабовладельцы».

Задайте детям вопрос – какую пользу приносят насекомые, и вы услышите самые разнообразные ответы.

Парк здоров, если на каждый га приходится по крайней мере 4 муравейника. Установлено, что если бы леса и парки остались без муравейников, то урон, нанесенный вредителями, мог бы по свои масштабам сравниться с пожаром.

Муравьи – самые трудолюбивые санитары леса. Только за один день они приносят в муравейник около 20 тыс. насекомых. Биологическая особенность муравьев такова, что они всегда питаются только преобладающими по численности видами насекомых. В истреблении вредителей леса рыжие муравьи не уступают птицам: одна муравьиная семья за день уничтожает 7200 гусениц дубовой листовертки, 3500 гусениц сосновой совки и тысячи других гусениц, куколок, личинок у самой земли, куда птицы почти не опускаются.

Муравьи разносят семена растений, рыхлят почву, помогая тем самым возобновлению леса.

Муравьи часто спасают лес от пожара. Они гасят быстро непотушенную спичку или окурок, брошенные около муравейника.

Заключение.

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к груду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: