Школа: 95 Учитель: Соколова О.Н.
Класс: 1 «5» Методист: Кондратьева И.И.
Кабинет: 213 Студентка: Червинская М., 42 гр.
Урок: 1
Дата: 27.10.2017 г.
Тема: Звуки [р],[р’], буквы Р,р. Закрепление.
Цели деятельности учителя:
закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения.
Планируемые результаты:
Предметные:
продолжают формировать умение соотносить конкретные предложения с графической моделью текста.
формировать навык чтения.
Личностные:
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация (действие интриги)
Тип урока: закрепление.
Оборудование: азбука (Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков), программа ПНШ, презентация.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент Словесн.: приветствие | 1 мин | Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария Сергеевна и сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Присаживайтесь. В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … внимательным. 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … не перебивая. 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. 4. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. (слайд) | Приветствуют учителя | Л: воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся | |
Мотивационный Практич: артикуляционное упражнение. Практич.: чтение и языковой анализ Практич: чтение слов | 3 мин. | Актуализация опорных знаний. - Для начала давайте проведем артикуляционную зарядку. - Обратите внимание на слайд, читаем все вместе вслух. (слайд) Ра-ра-ра – начинается… (игра). Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары). Ро-ро-ро – у нас новое… (ведро). Ру-ру-ру – продолжаем мы… (игру). Ре-ре-ре – стоит домик на… (горе). Ри-ри-ри – на ветках… (снегири). Ар-ар-ар – кипит наш… (самовар). Ор-ор-ор – созрел красный… (помидор). Ир-ир-ир – мой папа… (командир). Арь-арь-арь – на стене висит… (фонарь). Ра-ра-ра – у мышки есть …(нора). Ре-ре-ре – носим воду мы в… (ведре). - Какие звуки встретились?(Встретились два звука [р] и [р’]) (слайд) – Ребята, найдите потерянную букву. - Кто желает прочитать четверостишье?(слайд) Воробьишка поскакал – Где-то кошки (крошки)отыскал. Он одну сейчас же съел, Остальные не успел. (слайд) – Ребята, а какие звуки обозначает буква «р» (эр)? (Буква «р» (эр) обозначает звук [р] и [р’]) (слайд) -Давайте дадим букве «р» (эр) характеристику. (Характеристика: звук [р] согласный, звонкий, твердый. Звук [р’] согласный, звонкий, мягкий).(слайд)– Сегодня на уроке мы закрепим чтение слов с буквой «р». (Тема урока: Звуки [р],[р’], буквы Р,р. Закрепление. (слайд) - Цель урока: продолжать учиться читать слова и предложения с буквой Р. (слайд) – Обратите внимание на слайд. В каких словах мы слышим звуки [р], [р’]? - Давайте хором прочитаем слова, которые даны на слайде. (Последовательное чтение). (слайд) рама [р] рис [р’] гриб [р’] строка [р] - Ребята, а теперь прочитайте те слова где звук будет [р]. (Слова: рама, строка). Выборочное чтение. (слайд) - Как узнали, что здесь твердый согласный? (Потому что после буквы р (эр) стоят гласные буквы а и о. А эти гласные обозначают твердость согласных звуков). - А теперь прочитайте слова где звук [р’]. (Слова: рис, гриб) (слайд) - Как вы узнали, что здесь мягкий согласный? (Потому что после буквы р (эр) стоит гласная и. А эта гласная обозначает мягкость согласных звуков). – Какие буквы указывают, что согласный произносится мягко? (Гласные буквы показывают, что согласный произносится мягко. Такие буквы как: И, Е) (слайд) | Выполнять артикуляционную зарядку. Определять цель учебного задания. Контроливать свои действия в процессе его выполнения. Выделять новые звуки из слов. Характеризовать новые звуки из слов. Определять место новой буквы. | Р: принимать и сохранять уч. задачу К:участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; | |
Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: чтение слогов и слов по учебнику. Словарная работа. Словесн.: объяснение значение слов Практич.: анализ и чтение слов Практич.: анализ и чтение слов Практич.: анализ и чтение слов Динамическая пауза Практич.: повторяют движения | мин. | - Ребята, открываем азбуку на странице 34. Давайте прочитаем слоги и слова. – 1. Последовательное чтение по цепочке. - Читаем по очереди и по одной строчке. Начинаем с первого ряда. После прочтения первой строчки идет объяснение нового слова. -Какое новое слово встретилось вам, прочитав первую строчку? (Слово: мрамор) (слайд) М р а м о р – кристаллическая горная порода, употребляемая преимущественно для скульптурных и архитектурных работ. (слайд) После прочтения последней строчки идет объяснение нового слова. - Какое новое слово встретилось вам, прочитав последнюю строчку? (Слово: налим) (слайд) Н а л и м – хищная пресноводная рыба. (слайд) 2. Выборочное чтение. – Прочитайте слова, которые всегда нужно писать с заглавной буквы. (Слова: Рина, Арина, Ирина, Роман).(слайд)– Почему эти слова пишутся с заглавной буквы?(Потому что это имена собственные. А имена собственные пишутся всегда с заглавной буквы). - У вас на столах лежат фишки – звуки. – Сейчас вы должны составить схему для слова мрамор. На слайде будут четыре схемы, из которых учащиеся должны выбрать ту, которая подходит к данному слову и проверить эту схему со своей. - Проверяем схему к слову мрамор. Анализ слова: (слайд) 1) Слоги. 2) Ударение. 3) Характеристика звуков. - Теперь нужно дать характеристику звуков в слове мрамор. (слайд) 1) Мрамор – два слога. 2) Ударение падает на первый слог. 3) [м] – согласный, звонкий, твердый, [р] – согласный, звонкий, твердый, [а] – гласный, ударный, [м] – согласный, звонкий, твердый, [о] – гласный, безударный, [р] – согласный, звонкий, твердый. - Сейчас составляем схему для слова Арина. (слайд) - А теперь находим эту схему на слайде и проверяем, подходит ли она или нет. – Сейчас вы должны составить схему для слова Роман. На слайде будут четыре схемы, из которых учащиеся должны выбрать ту, которая подходит к данному слову и проверить эту схему со своей. - Проверяем схему к слову Роман. (слайд) - Теперь нужно дать характеристику звуков в слове Роман. (слайд) 1) Роман – два слога. 2) Ударение падает на второй слог. 3) [р] – согласный, звонкий, твердый, [о] – гласный, безударный, [м] – согласный, звонкий, твердый, [а] – гласный, ударный, [н] – согласный, звонкий, твердый. - Сейчас составляем схему для слова налим. (слайд) - А теперь находим эту схему на слайде и проверяем, подходит ли она или нет. – Прочитайте слова, в которых буква “р” обозначает звук [р]. (Слова в которых буква «р» обозначает звук [р] такие: мрамор, Роман, нарыла). – Прочитайте слова, в которых буква “р” обозначает звук [р’]. (Слова в которых буква «р» обозначает звук [р’] такие: Рина, Арина, Ирина). – Прочитайте слова, которые состоят из одного слога. (Слово: лил) – Прочитайте слова, которые состоят из двух слогов. (Такие слова как: мрамор, Рина, Роман, лила, налим) – Прочитайте слова, которые состоят из трех слогов. (Такие слова как: Арина, Ирина, налила, нарыла).– Прочитайте слова-предметы. (Слово: мрамор) – Прочитайте слова-действия. (Такие слова как: лила, налила, нарыла). Видеофрагмент | Принимать учебную задачу урока. Определять значение слова в контексте. Отвечать на вопросы учителя по содержанию. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Соотносить слова и иллюстрации. Отвечать на вопросы по иллюстрации. Повторяют движения. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Р: целеполагание К:участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. | |
Решение частных задач Практ.: составление предложений Практ.: соотнесение предложений со схемами Практ.: составление предложений Практ.: соотнесение предложений со схемами Практ.: Работа с текстом Динамическая пауза Практич.: повторяют движения Практ.: работа по учебнику Практич.: анализ слов Практич.: анализ слов | 25 мин. | – Ребята, рассмотрите иллюстрации в учебнике. – Давайте составим предложения по каждой иллюстрации, и вы запишете схему-модель по каждому предложению к себе в тетрадку. - Что изображено на первой иллюстрации? (На первой иллюстрации изображено как Маша налила Мише воды в кружку). На слайде изображены схемы-моделей, учащимся нужно выбрать ту, которая подходит под данное предложение. - Так какая же схема-модель подходит к этому предложению? (Маша налила воды Мише в кружку). (слайд) - Почему в данной схеме наверху есть полоска? (Потому что в этой схеме присутствуют имена собственные, которые пишутся с заглавной буквы). - Что изображено на второй иллюстрации? (На второй иллюстрации изображено как Миша моет посуду). - Так какая же схема-модель подходит к этому предложению? (Миша моет посуду). (слайд) - Почему в данной схеме есть полоска? (Потому что присутствует имя собственное, которое пишется с заглавной буквы). - Что изображено на третьей иллюстрации? (На третьей иллюстрации изображено как мама купает Ирину). - Так какая же схема-модель подходит к этому предложению? (Мама купает Ирину). (слайд) - Почему в данной схеме наверху есть полоска? (Потому что в этой схеме присутствуют имена собственные, которые пишутся с заглавной буквы). – Ребята, кто прочитает в учебнике на странице 34 первое предложение. - Кто прочитает второе предложение? - Кто прочитает третье предложение? - Какого слова не хватает в последнем предложении? (Слово: руки). (слайд) – Сравните данные предложения. Чем они похожи? (В каждом предложении три слова.) – Обратите внимание на слайд. На слайде дана схема. - Вы должны внимательно прочитать ещё раз все три предложения и найти то предложение, к которому подходит данная схема. К данной схеме подходит первое предложение: У Арины мыло. (слайд) Видеофрагмент. Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются одним звуком и имеют различное значение. -Читаем по цепочке данные пары слов. Начинаем с третьего ряда. - Какими звуками отличается первая пара слов? (Первая пара слов отличается звуками [л] и [р]). - Какими звуками отличается вторая пара слов? (Вторая пара слов отличается звуками [л] и [р]). - Какими звуками отличается третья пара слов? (Третья пара слов отличается звуками [о] и [а]). - Какими звуками отличается четвертая пара слов? (Четвертая пара слов отличается звуками [р] и [л]). - Какими звуками отличается пятая пара слов? (Пятая пара слов отличается звуками [м] и [м’], [э] и [и]). - Какими звуками отличается шестая пара слов? (Шестая пара слов отличается звуками [м] и [р]). - Какими звуками отличается седьмая пара слов? (Седьмая пара слов отличается звуками [л] и [р]). - Какими звуками отличается восьмая пара слов? (Восьмая пара слов отличается звуками [м] и [н]). - Молодцы, ребята. | Рассуждать о том где можно найти необходимую информацию. Соотносить текст и схемы. Соотносить текст и схемы. Соотносить текст и схемы. Определять основную мысль текста. Отвечать на вопросы по иллюстрации. Соотносить текст и иллюстрацию Выполнять движения. Осуществлять решение учебной задачи под руководство учителя. Отвечать на вопросы по иллюстрации. Соотносить все изученные буквы со звуками. | П: - осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя. -Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. | |
Итог урока. Рефлексия Словесн.: ответы на вопросы, самоанализ. | 5 мин. | Рефлексия деятельности - Какие цели на урок мы с вами ставили? (слайд) - Кто достиг поставленных целей? - Какие звуки обозначает буква «р»? (Буква «р» (эр) обозначает звуки [р] и [р’]). (слайд) - Кто проговорит ещё раз характеристику звуков [р] и [р’]?(Звук [р] согласный, звонкий, твердый. Звук [р’] согласный, звонкий, мягкий.), Эмоциональная рефлексия -Ребята, сейчас я вам раздам смайлики. Если вам все понравилось, и вы хорошо поняли тему урока – закрасьте смайлик зеленым цветом. Если иногда были затруднения, сомнения, не совсем понравилась работа – закрасьте смайлик желтым цветом. Если не разобрались в теме и было не очень интересно, закрасьте смайлик красным цветом. (слайд) | Анализировать выполнение учебной задачи урока. Оценивать результаты своей деятельности. | П.: Структурировать знания; Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы. |
|