Класс
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема урока: Как научиться читать стихи. Ф. И. Тютчев. Стихи.
Цели урока: познакомить детей со стихотворениями Ф. И. Тютчева;
развивать навыки чтения, умение анализировать образные средства языка; учить видеть и чувствовать настроение поэта, лирического героя.
Ход урока
I.Организационный момент. Здравствуйте, ребята!
II. Постановка цели. Актуализация знаний
Ø Беседа по содержанию:
- Сегодня мы перевернем еще одну страницу нашего учебника и окунемся в мир русской классической поэзии. Для нас с вами авторы учебника подготовили вступительное слово. Это ответ мальчику, который написал письмо, где говорил о том, что не может читать стихи перед зрителями: забывает слова, читает недостаточно громко, сбивается. Давайте прочитаем, что же посоветовали ему и всем нам авторы учебника?
Стр. 60-61, прочитай статью.
-Какие же уроки смогли вы вынести из этой статьи? Как надо читать стихи?
IV. Изучение нового материала
Ø 1.Речевая разминка.
-Прочитайте на одном выдохе:
А-О-У-Э-Ы
О-У-Ы-А-Э
А-Ы-О-Э-У
-Прочитайте слоги на одном выдохе, делая ударения навыделенном:
РА -РО-РУ-РЫ-РЭ
РЯ- РЁ -РЮ-РИ-РЕ
АРЬ-ОРЬ- УРЬ- ЫРЬ-ЕРЬ
Прочитай слова дважды - первый раз познакомиться, второй - с логическим ударением на нужном учителю слове,
гром шум
трон гул
бум перл
груз гам
грусть трам
хруст бам
Ø 2.первичное чтение
-Прочитайте стихотворение «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева.
-Встретились ли вам непонятные слова?
Ø 3.Словарно-лексическая работа.
Перлы - жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг;
Проворный - быстрый, торопливый (если о человеке, то расторопный, ловкий);
|
Гам - нестройный гул голосов;
Ветреная Геба —
Геба - богиня вечной юности, дочь Зевса, на пирах подавала вино в кубках;
Ветреная — легкомысленная, непостоянная;
Вторит- повторяет;
Кубок - большой металлический бокал;
Громкокипящий - два слова - громко кипит (поговорить о том, почему такое сравнение с грозой).
Ø 4.Чтение в режиме жужжащего чтения.
-Помните, что стихотворение надо читать медленно, стараясь представить себе картину, которую рисует поэт.
-С чего в природе начинается гроза? (С грома и порывов ветра.)
-Представили ли вы себе грозу?
-Скажите, а что случилось сначала: вы ее увидели или вы ее услышали? (Услышали.)
-Что вам помогло? (Повторение звуков грома: «р», «гр».)
- Такой прием называется «звукопись». Прочитайте слова, которые помогли вам услышать гром, приближающуюся грозу.
-Подготовьтесь к выразительному чтению. Прочитайте так, чтобы мы все услышали грозу.
Ø 4.Выразительное чтение стихотворения.
V. Физкультминутка
-Как живешь? Вот так! (Дети встают, показывают большой палец.)
-Как идешь? Вот так! (Шаги на месте.)
- Как бежишь? Вот так! (Бег на месте.)
- Как летишь? Вот так! (Махи кистями.)
- Как плывешь? Вот так! (Махи руками.)
- Как шалишь? Вот так! (Прыжки с поворотами.)
- Как сидишь? Вот так! (Садятся за парты.)
VI. Закрепление нового материала
Ø 1.Чтение учителем стихотворения «Листья». Беседа:
-От чьего имени написано стихотворение?
-Сколько в нем частей?
-О чем рассказывают листья в первой строфе стихотворения? (О соснах, о елях, об их иголках, которые, хоть и всегда зелены, но уже не свежи.)
- Как вы считаете, как надо читать эту строфу? {Заносчиво, гордясь собой, даже презрительно...)
|
Ø 2. словарная работа
- Есть ли непонятные слова? (Ввек - никогда.)
- Что говорят листья во второй строфе? (Вспоминают о том, что было летом, гордятся, любуются собой.)
-Как они вспоминают о лете, с радостью или с сожалением?
-Какое настроение у второй строфы? (Легкое, веселое, беспечное.) А какое настроение создает 3 строфа? (Нетерпеливое, листья не хотят бездействовать.)
- Попробуйте догадаться, что такое «Зефиры»? За кем или за чем хотят улететь листья? (Зефир — теплый летний ветер, за ним в теплые края хотят улететь и листья.)
Ø 3.разбор языковых средств
- Как бы вы читали четвертую строфу? Какие предложения здесь преобладают? (Побудительные, содержащие призыв, просьбу.)
- Какую картину вы представляете себе, читая последнюю строфу? (Порывы ветра, листопад, кружение листьев.)
- Что же помогает вам увидеть эту картину? Какие языковые средства использовал поэт? (Повторы, слова-действия, много глаголов.)
- Что означает слово докучные? Мы уже встречались с ним, когда говорили о фольклоре. (Однообразные, надоевшие, наводящие скуку, уныние.)
-В стихотворении используется прием олицетворения - неживым предметам приписываются свойства живых, они как бы «оживляются». Найдите в тексте слова — олицетворения. (Сосны, ели спят, закутавшись; тощая зелень (словно похудела...); Мы гостим на сучьях; Мы играли, купались; Зефиры ушли; Мы не хотим ждать; И вообще все стихотворение - это разговор листьев.)
Ø 4.Выразительное чтение стихотворения.
VII. Итог урока
-Какие стихи мы сегодня прочитали?
- О каких литературных приемах говорили?
VIII.Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. И. Тютчева и сделать подпись словами стихотворения в тетради по литературному чтению.
Стр. 60-61- прочитать, стр 62-наизусть, стр. 63 - прочитать