к сдаче ОГЭ, написанию ВПР. »




ДОКЛАД

«Повышение качества знаний преподаваемых предметов

И подготовка обучающихся

к сдаче ОГЭ, написанию ВПР. »

 

 

Подготовила: учитель русского языка Шевырдяева С.В.

В современном школьном образовании помимо таких аббревиатур, как ЕГЭ и ОГЭ, появилась новая - ВПР (Всероссийские проверочные работы). Представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки прокомментировали, что «ВПР — это обычная контрольная работа, которую школьники выполняют каждый год. Но от административных контрольных работ учебного учреждения, их отличает то, что задания разрабатываются на федеральном уровне, что обеспечивает единство подходов к проведению работ и их оцениванию, а результаты заносятся в федеральную информационную систему для дальнейшего анализа, который влияет на будущее содержание ВПР».Специально готовить ребёнка к ВПР не нужно - так пишут на всех официальных сайтах и во всех официальных документа. Действительно, специальная подготовка не требуется, требуется только каждодневная отработка того, что уже изучено. Самое главное — настроиться на положительный лад, не создавать нервозную ситуацию, успокоить ребенка и объяснить, что это всего лишь часть учебного процесса. Пусть пишет то, что знает. В целом ВПР - это не так страшно и не так сложно. Существуют различные пособия для подготовки, а с примерными вариантами работ можно ознакомиться на официальных сайтах.

Работа по подготовке к ВПР планируется на основе анализа ВПР предыдущего года и предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии, пунктуации и синтаксисе, приводящих к наибольшему количеству ошибок. Также предусматривается работа по анализу текста типа повествования, развитию умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, определению темы, основной мысли и проблемы. Также обращается внимание на композицию и отбор языковых средств с учётом типа речи.

На основе анализа ВПР предыдущего учебного года были выявлены типичные ошибки, допущенные учащимися. Такой анализ позволил подобрать задания, которые направлены на отработку западающих тем.

1. Разные виды языкового анализа: морфологический разбор, фонетический разбор, синтаксический.

2.Определение предложений с прямой речью и обращением, постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью и обращением, объяснение выбора.

3. Пунктуация сложного предложения.

4. Работа с текстом: определение основной мысли текста, умение находить в тексте ответ на вопрос, определение типа речи.

Причем, выполняя эти виды разбора, часто дети не допускают грубых ошибок. Есть недочеты, за которые снижаются баллы. (н.п правильно выполнил синтаксический разбор, но не все части речи указал - забыл указать предлоги, не дал обоснования).

Что уже было сделано:

Познакомились с демоверсией ВПР, разобрали два варианта. Один вариант дети разбирали дома в течение недели. Это было сделано для того, чтобы они увидели всю работу (изучили), выделили задания, которые для них оказались самыми сложными, задали вопросы. Практически для всех это анализ текста (Ч2), Второй вариант мы решили полностью в классе, и теперь на этой работе каждый отрабатывает свои недочеты. Дети увидели, на каких заданиях они потеряли баллы, что для них осталось сложным.

Работа на уроке строится так, что ряд упражнений и дополнительных заданий, направлены на отработку заданий ВПР:

Словарные диктанты, орфографические диктанты.

Грамматические задания, включающие языковой анализ.

Работа с предложением, в котором можно найти грамматическую основу, выделить члены предложения, определить части речи, выполнить ряд языковых разборов и фонетический анализ. Такая работа занимает 5- 7 минут, но при этом отрабатывается 4-5 заданий из проверочной работы.

Работая с текстами параграфа, упражнений, с дополнительным материалом, как на уроках русского языка, так и на уроках литературы всегда обращаю внимание детей на правильное прочтение задания к упражнению, к статье. Дети часто не дочитывают вопрос и поэтому допускают недочеты или грубые ошибки.

Целый урок мы посвятили тому, как правильно составить предложение, в котором будет раскрыто значение фразеологизма. За этот урок нам удалось составить всего по одному предложению. Детям сложно подобрать контекст, который прокомментирует значение фразеологизма. Теперь на это у нас уходит меньше времени, а в классах появились ребята, которые поправляют одноклассников, если те не справляются.

В тексте есть сложности, вроде повествовательно-восклицательного предложения — так мы проверим, не путает ли ребенок цель высказывания с интонацией.

Различение предложения и словосочетания. Выбираем понятное слово — например, лучик — с которым ребенку требуется составить два словосочетания и одно предложение. Другой вариант задания: нужно вычленить из небольшого предложения три словосочетания, записывая вначале главное слово, потом вопрос, потом зависимое слово.

Различение предложений по цели высказывания, составление предложений с однородными членами, нахождение главных членов предложения. Проверить знания сразу по трем темам синтаксиса можно с помощью такого задания: ученик должен составить предложение по определенным сложным характеристикам. Например, повествовательное по цели высказывания с однородными подлежащими.

Это, помимо прочего, и творческое задание. Школьнику необходимо выразить мысль, а не только соблюсти формальные характеристики.

Разбор слов по составу. Задание в форме таблицы: в шапке представляем несколько схем состава слова, ученик должен выбрать из текста и вписать по два примера к каждой схеме. Еще один вариант задания — дать 3 схемы и 4 слова, чтобы ученик соединил их по соответствию.

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Предлагаем распределить в две колонки формы одного слова и родственные ему слова. Например, река. Даем для разбора слова: реченька, речка, речкой, речки, речушка, речками, речку.

Знание фонетики и орфоэпии. Можно объединить проверку нескольких тем этого раздела. Даем слово и расписываем характеристики его звуков, но с ошибками. От школьника требуется найти эти ошибки, указать, как правильно. Различие звуков. Берем несколько слов и поручаем ребенку выбрать одно по определенному признаку. Например, предлагаем варианты: ошибка, сцена, очки, вход. Ученик должен выбрать слово, в котором второй звук твердый непарный, глухой непарный согласный.

Знание пунктуации. Представляем небольшой текст без знаков препинания в конце предложений. Ученик ищет предложение, в котором нужен, например, восклицательный знак.

Составление планов к текстам. Даем текст и по нему план — но не полный. Ученику требуется вписать недостающие пункты. Это задание сложнее, чем самостоятельное составление плана (которое, в большинстве случаев, оценивается положительно). Здесь ученик должен определить, к какой части текста относятся пропущенные пункты, выделить микротему. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Ученику необходимо составить определение незнакомого слова на основе короткой истории. Например, предлагаем слово березовка и текст о том, как дети пили березовый сок. Овладение нормами речевого этикета. Отрабатываем эту тему на текстах с пропущенными словами и неправильным употреблением некоторых слов. Ученик должен вписать обиходные слова (вроде: здравствуйте, спасибо) и заменить неправильные.

Перечислю типы заданий по подготовке:

Различение предложений по цели высказывания. Представляем текст (как и в ВПР, он может быть один на несколько заданий). Предлагаем ученику выписать предложения по одному примеру на 3 вида: повествовательное, вопросительное и побудительное. Хорошо, если в тексте есть сложности, вроде повествовательно- восклицательного предложения — так мы проверим, не путает ли ребенок цель высказывания с интонацией.

Различение предложения и словосочетания. Выбираем понятное слово — например, лучик — с которым ребенку требуется составить два словосочетания и одно предложение. Другой вариант задания: нужно вычленить из небольшого предложения три словосочетания, записывая вначале главное слово, потом вопрос, потом зависимое слово.

Различение предложений по цели высказывания, составление предложений с однородными членами, нахождение главных членов предложения. Проверить знания сразу по трем темам синтаксиса можно с помощью такого задания: ученик должен составить предложение по определенным сложным характеристикам. Например, повествовательное по цели высказывания с однородными подлежащими.

Это, помимо прочего, и творческое задание. Школьнику необходимо выразить мысль, а не только соблюсти формальные характеристики.

Разбор слов по составу. Задание в форме таблицы: в шапке представляем несколько схем состава слова, ученик должен выбрать из текста и вписать по два примера к каждой схеме. Еще один вариант задания — дать 3 схемы и 4 слова, чтобы ученик соединил их по соответствию.

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Предлагаем распределить в две колонки формы одного слова и родственные ему слова. Например, река. Даем для разбора слова: реченька, речка, речкой, речки, речушка, речками, речку.

Знание фонетики и орфоэпии. Можно объединить проверку нескольких тем этого раздела. Даем слово и расписываем характеристики его звуков, но с ошибками. От школьника требуется найти эти ошибки, указать, как правильно.

Различие звуков. Берем несколько слов и поручаем ребенку выбрать одно по определенному признаку. Например, предлагаем варианты: ошибка, сцена, очки, вход. Ученик должен выбрать слово, в котором второй звук твердый непарный, глухой непарный согласный.

Составление планов к текстам. Даем текст и по нему план — но не полный. Ученику требуется вписать недостающие пункты. Это задание сложнее, чем самостоятельное составление плана (которое, в большинстве случаев, оценивается положительно). Здесь ученик должен определить, к какой части текста относятся пропущенные пункты, выделить микротему. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Ученику необходимо составить определение незнакомого слова на основе короткой истории. Например, предлагаем слово березовка и текст о том, как дети пили березовый сок. Овладение нормами речевого этикета. Отрабатываем эту тему на текстах с пропущенными словами и неправильным употреблением некоторых слов. Ученик должен вписать обиходные слова (вроде: здравствуйте, спасибо) и заменить неправильные. Особое внимание необходимо обратить на учащихся, получивших неудовлетворительную отметку по результатам ВПР:

Неудовлетворительный результат некоторых ребят связан с тем, что им сложно организовать себя, нацелиться на работу, распределить время и элементарно понять текст задания.

Для всех учащихся, вызывающих тревогу, проводятся консультации и дополнительные занятия (во время уроков ребята получают индивидуальные задания).

Необходимо отметить учащихся, которые могут повысить свой результат в сравнении с прошлым годом.

Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) представляет собой форму оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы основного и среднего общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой либо комплексы заданий стандартизированной формы (единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ), основной государственный экзамен (далее -ОГЭ), либо в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем заданий, билетов (государственный выпускной экзамен), выполнение которых позволяет получить объективную информацию об уровне общеобразовательной подготовки обучающихся.

Результаты ГИА по русскому языку показали, что остается недостаточно усвоенным раздел «Синтаксис и пунктуация». Так, например, самыми сложными заданиями, проверяющими пунктуационные нормы (Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении) и задания ЕГЭ (Знаки препинания в предложении с обособленными членами; знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения).

Следует активизировать работу по формированию следующих видов пунктуационных умений:

- находить в коммуникативных единицах смысловые отрезки, требующие выделения их знаками препинания;

- ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными

правилами;

- обосновывать выбор места для знака и выбор необходимого знака препинания;

Кроме того, анализ статистических данных результатов ОГЭ по русскому языку позволил выявить, что недостаточно усвоенными оказались следующие орфографические темы: «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи»;. Эти же темы оказались недостаточно усвоенными.

Не изменился и по-прежнему низок уровень практической пунктуационной грамотности экзаменуемых. Это подтвердил анализ письменных высказываний (сжатого изложения, сочинения – рассуждения)

Для формирования орфографической и пунктуационной грамотности важно системно использовать специальные и неспециальные упражнения. К специальным упражнениям относятся списывание и диктанты.

По результатам ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку недостаточно усвоенным оказался раздел курса «Речь. Языковые средства выразительности». Следует усилить внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, целенаправленно демонстрировать эстетическую функцию русского языка.

Недостаточно сформированы у выпускников навыки понимания прочитанного текста (определение проблемы текста и авторской позиции, комментарий проблемы). В связи с этим рекомендуем шире использовать текстоцентрический подход в обучении русскому языку.

Необходимо актуализировать проблему формирования практической грамотности обучающихся.

Как показала практика, оптимальной формой работы при подготовке обучающихся к итоговой аттестации является работа с текстом. Использование текста в качестве основной единицы урока, во-первых, углубляет, расширяет и систематизирует знания учащихся о языке как системе, во-вторых, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья, лежащего в основе развития речи, в основе понимания того, что такое языковая система.

Главный результат работы, которую выполняет школьник в процессе анализа текста, - это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации.

Для формирования функциональных знаний и умений, универсальных способов выражения своих мыслей в процессе преподавания русского языка следует использовать возможности уроков по развитию речи. Следует системно формировать коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают речевые умения. Важно развивать способность усваивать нормы и строить в соответствии с ними свою речь, то есть языковое чутье.

Методика работы над речевыми ошибками должна включать следующие элементы:

- исправление речевых ошибок в устных высказываниях обучающихся;

- индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными ошибками;

- система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и грамматики;

- языковые упражнения перед каждым устным высказыванием с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;

- специальное обучение школьников самостоятельному редактированию устного высказывания, в том числе и собственного.

В качестве вывода могу сказать, что средств для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Вот над ней и нужно работать на всех этапах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзаменов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: