РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
Сроки реализации программы начальное общее образование (1-4 классы)
Возраст обучающихся 7-10 лет
Место курса в учебном плане 1 классы – 33 часа, 2-4 классы – 34 часа в год
Программа составлена на основе программы внеурочной деятельности Разговоры о важном. 1-4 класс. Институт стратегии развития образования РАО
Составитель учитель начальных классов Мухина Марина Викторовна
I. Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих вред природе.
Метапредметные результаты
1) базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, - родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Сформировано представление:
- о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
- символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
- народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
- важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
- к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
- семье и семейным традициям;
- учебе, труду и творчеству;
- своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
- общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
- природе, природным явлениям и формам жизни;
- художественному творчеству.
Сформированы умения:
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
II. Содержание программы
Тематика внеурочных занятий:
· День знаний
· Наша страна – Россия
· 165- лет со дня рождения К.Э. Циолковского
· День музыки
· День пожилого человека
· День учителя
· День отца
· Международный день школьных библиотек
· День народного единства
· Мы разные, мы вместе
· День матери
· Символы России
· Волонтеры
· День Героев Отечества
· День Конституции
· Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
· Рождество
· День снятия блокады Ленинграда
· 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
· День Российской науки
· Россия и мир
· День защитника Отечества
· Международный женский день
· 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова
· День воссоединения Крыма с Россией
· Всемирный день театра
· День космонавтики. Мы – первые
· Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
· День Земли
· День Труда
· День Победы. Бессмертный полк
· День детских общественных организаций
· Россия – страна возможностей
1 класс (33 часа) и 2 класс (34 часа)
1.День знаний. Зачем человеку знания?
2.Что мы Родиной зовем?
3. Мечтаю летать
4. Я хочу увидеть музыку
5. О наших бабушках и дедушках
6. Мой первый учитель
7. День отца
8. Я и моя семья
9. День народного единства
10. Память времен
11. День матери
12. Что такое герб?
13. Доброта – дорога к миру
14. Герои Отечества разных исторических эпох
15. День Конституции
16. Умеем ли мы мечтать?
17. Светлый праздник Рождества
18. Ленинград в дни блокады
19. Кто такие скоморохи?
20. Российские Кулибины
21. Россия и мир
22. Есть такая профессия – Родину защищать
23. Поговорим о наших мамах
24. Что такое гимн?
25. Путешествие по Крыму
26. Я иду … в театр
27. О жизни и подвиге Юрия Гагарина
28. Память прошлого
29. Заповедники России
30. День труда. Герои мирной жизни
31. Дети – герои Великой Отечественной войны
32. День детских общественных организаций
33. Мои увлечения
34. Почему мы гордимся Россией
3 класс (34 часа) и 4 класс (34 часа)
1.День знаний. Рекорды России
2.От поколения к поколению: любовь россиян к Родине
3.Мечтаю летать
4.Я хочу услышать музыку
5.О наших бабушках и дедушках
6.Яснополянская школа и ее учитель
7.День отца
8.Петр и Феврония Муромские
9.День народного единства
10.Память времен
11.День матери
12.Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце
13.Один час моей жизни. Что я могу сделать для других?
14.Герои Отечества разных исторических эпох
15.День Конституции
16.О чем мы мечтаем?
17.Светлый праздник Рождества
18.Ленинград в дни блокады
19.Рождение московского художественного театра
20.День российской науки
21.Россия и мир
22.Есть такая профессия – Родину защищать
23.8 Марта – женский праздник
24.Гимн России
25.Путешествие по Крыму
26.Я иду … в театр
27.День космонавтики
28.Память прошлого
29. «Дом для дикой природы»: история создания
30.День труда. Мужественные профессии
31.Дорогами нашей Победы
32.День детских общественных организаций
33.Мои увлечения
34.Кто такой гражданин?
III. Тематическое планирование программы
Классы (33/34 часа)
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Форма проведения | Тип занятия | ЦОР/ЭОР |
1. | День знаний. Зачем человеку знания? | Викторина | аудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm https://zanimatika.narod.ru/Narabotki7_1_7.htm | |
2. | Что мы Родиной зовем? | Работа с интерактивной картой | аудитор. | ||
3. | Мечтаю летать | Работа с интерактивными карточками | аудитор. | ||
4. | Я хочу увидеть музыку | Музыкальный конкурс талантов | внеаудитор. | ||
5. | О наших бабушках и дедушках | Семейные истории | аудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm | |
6. | Мой первый учитель | Групповая работа | аудитор. | ||
7. | День отца | Творческая мастерская | аудитор. | ||
8. | Я и моя семья | Строим семейное древо | аудитор. | ||
9. | День народного единства | Работа с интерактивной картой | аудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm https://pomnisvoih.ru/category/geroi-i-ih-podvigi/geroi-rossii | |
10. | Память времен | Викторина | аудитор. | ||
11. | День матери | Творческая мастерская | аудитор. | ||
12. | Что такое герб? | Работа с интерактивными карточками | аудитор. | ||
13. | Доброта – дорога к миру | Мультконцерт | внеаудитор. | ||
14. | Герои Отечества разных исторических эпох | Работа с галереей героев | аудитор. | ||
15. | День Конституции | Эвристическая беседа | аудитор. | ||
16. | Умеем ли мы мечтать? | Конкурс рисунков | аудитор. | ||
17. | Светлый праздник Рождества | Творческая работа: елочная игрушка | аудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm https://zanimatika.narod.ru/Narabotki7_1_7.htm | |
18. | Ленинград в дни блокады | Работа с книжным текстом | аудитор. | ||
19. | Кто такие скоморохи? | Интерактивные карточки | аудитор. | ||
20. | Российские Кулибины | Викторина | аудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ https://pomnisvoih.ru/category/geroi-i-ih-podvigi/geroi-rossii | |
21. | Россия и мир | Викторина | аудитор. | ||
22. | Есть такая профессия – Родину защищать | Обсуждение фильма о войне | аудитор. | ||
23. | Поговорим о наших мамах | Творческая работа: рисунок | аудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm https://zanimatika.narod.ru/Narabotki7_1_7.htm | |
24. | Что такое гимн? | Работа с книжным текстом | аудитор. | ||
25. | Путешествие по Крыму | Виртуальная экскурсия | аудитор. | ||
26. | Я иду … в театр | Чтение по ролям | аудитор. | ||
27. | О жизни и подвиге Юрия Гагарина | Обсуждение фильма «Гагарин. Первый в космосе» | аудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm https://space4kids.ru/ | |
28. | Память прошлого | Конкурс стихов | внеаудитор. | ||
29. | Заповедники России | Виртуальная экскурсия | аудитор. | ||
30. | День труда. Герои мирной жизни | Беседа с ветеранами труда | внеаудитор. | ||
31. | Дети – герои Великой Отечественной войны | Встреча с ветеранами | внеаудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ https://www.deti-geroi.ru/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm https://prosv.ru/75wow/ https://zanimatika.narod.ru/Narabotki7_1_7.htm | |
32. | День детских общественных организаций | Работа с видеоматериалами | аудитор. | ||
33. | Мои увлечения | Творческий конкурс | аудитор. | ||
2 класс | |||||
34. | Почему мы гордимся Россией | Виртуальная экскурсия | аудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ |
Классы (34 часа)
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Форма проведения | Тип занятия | ЦОР/ЭОР |
1. | День знаний. Рекорды России | Образовательный квиз | аудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm https://kids.kremlin.ru/lessons/lessons/ | |
2. | От поколения к поколению: любовь россиян к Родине | Беседа | аудитор. | ||
3. | Мечтаю летать | Работа с интерактивными карточками | аудитор. | ||
4. | Я хочу услышать музыку | Музыкальный конкурс талантов | внеаудитор. | ||
5. | О наших бабушках и дедушках | Семейные истории | аудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm | |
6. | Яснополянская школа и ее учитель | Работа с текстом | аудитор. | ||
7. | День отца | Творческая мастерская | аудитор. | ||
8. | Петр и Феврония Муромские | Работа с иллюстрациями | аудитор. | ||
9. | День народного единства | Работа с интерактивной картой | аудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm https://pomnisvoih.ru/category/geroi-i-ih-podvigi/geroi-rossii | |
10. | Память времен | Групповое обсуждение | аудитор. | ||
11. | День матери | Творческая мастерская | аудитор. | ||
12. | Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце | Работа с видеорядом | аудитор. | ||
13. | Один час моей жизни. Что я могу сделать для других? | Групповое обсуждение | аудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm https://kids.kremlin.ru/lessons/lessons/ | |
14. | Герои Отечества разных исторических эпох | Работа с Галереей героев | аудитор. | ||
15. | День Конституции | Эвристическая беседа | аудитор. | ||
16. | О чем мы мечтаем? | Конкурс стихов | внеаудитор. | ||
17. | Светлый праздник Рождества | Пишем письмо Дедушке Морозу | аудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm https://vasar321.jimdofree.com/ коллегам/театр/ | |
18. | Ленинград в дни блокады | Работа с книжным текстом | аудитор. | ||
19. | Рождение московского художественного театра | Виртуальная экскурсия | аудитор. | ||
20. | День российской науки | Викторина | аудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm | |
21. | Россия и мир | Викторина | аудитор. | ||
22. | Есть такая профессия – Родину защищать | Литературная гостиная: конкурс стихов | аудитор. | ||
23. | 8 Марта – женский праздник | Творческий флешмоб | внеаудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm https://vasar321.jimdofree.com/ коллегам/театр/ | |
24. | Гимн России | Работа с книжным текстом | аудитор. | ||
25. | Путешествие по Крыму | Виртуальная экскурсия | аудитор. | ||
26. | Я иду … в театр | Чтение по ролям | аудитор. | ||
27. | День космонавтики | Обсуждение фильма «Время Первых» | аудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm https://space4kids.ru/ | |
28. | Память прошлого | Конкурс стихов | внеаудитор. | ||
29. | «Дом для дикой природы»: история создания | Работа с видеоматериалами | аудитор. | ||
30. | День труда. Мужественные профессии | Беседа с ветеранами труда | внеаудитор. | ||
31. | Дорогами нашей Победы | Встреча с ветеранами | внеаудитор. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm https://prosv.ru/75wow/ | |
32. | День детских общественных организаций | Работа с видеоматериалами | аудитор. | ||
33. | Мои увлечения | Творческий конкурс | внеаудитор. | ||
34. | Кто такой гражданин? | Диспут | аудитор. |
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседаний МО «СОГЛАСОВАНО»
учителей начальных классов Заместитель директора по УВР
от 29.08.2022 г. № 1 __________ Д.А.Бедикян
Руководитель МО 29.08.2022 г.
______________ М.В.Мухина