ПРОЕКТ «ГРАМОТЕЙ»
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения им грамоты и чтения. Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников умения ориентироваться в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различной роли звука, основных качественных его характеристик.
К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слогов, слов. Это обеспечивает высокую эффективность речевого развития, успешность последующего изучения родного языка и происходит практическое овладение ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте.
Особое место обучению грамоте отведено в коррекционно-развивающем процессе. Дети, страдающие недоразвитием речи, входят в группу риска по дисграфии и дислексии (нарушение письма и чтения). При обучении грамоте эти дети испытывают определенные трудности, например, в усвоении слияния «согласный и гласный», йотированных гласных, в различении звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
С целью эффективности коррекционной работы был разработан проект «Грамотей». Проект направлен на развитие фонематический стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Проект разработан с учетом «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития детей» Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной; методических пособий Т. А. Ткаченко «Фонематическое восприятие: формирование и развитие», «Звуковой анализ и синтез: формирование навыков».
|
Проект построен на ведущих принципах:
Принцип системного подхода;
Онтогенетический принцип;
Принцип особого подбора речевого материала.
Цель проекта: развитие у детей познавательного интереса к обучению грамоте.
Задачи проекта:
· Закрепление у дошкольников понятий «звук» и «буква»;
· Формирование системы четко различаемых, противопоставленных звуков;
· Формирование фонематического восприятия;
· Формирование навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
· Развитие воображения, мышления.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели и дети старшего дошкольного возраста, родители.
Ресурсное обеспечение проекта:
Оборудование логопедического кабинета;
Дидактический материал для проведения коррекционных занятий;
Схемы и фишки для выполнения звукового анализа слов;
Наглядный материал;
Предполагаемый результат проекта:
Высокий уровень сформированности у дошкольников стойкого интереса к родному языку;
Сформированность навыков звукового анализа и синтеза;
Повышение познавательной активности детей.
Заинтересованность родителей в участии по реализации проекта.
Реализация проекта.
В предложенном проекте предусмотрены специальные задания, упражнения и игры для развития фонематического слуха, формирования фонематического восприятия и элементарных навыков звукового анализа.
Содержание практических заданий предполагает развитие у ребенка с речевыми нарушениями следующих умений:
|
§ Воспринимать изучаемую фонему;
§ Узнавать, сравнивать длинные и короткие по звучанию слова;
§ Определять место изучаемого звука в слове;
§ Интонировать звук в собственной речи;
§ Удерживать ритмический рисунок слова;
§ Исключать слова, которые не содержат изучаемой фонемы;
§ Дифференцировать слова с оппозиционными (по твердости-мягкости, глухости-звонкости) фонемами;
§ Моделировать слова и предложения с помощью условных обозначений.
Примеры заданий и упражнений на развитие фонематического слуха:
1. «Назови по порядку».
Дети должны запомнить и повторить названный звуковой ряд в том же порядке.
2. «Что добавилось?»
Произносится звуковой ряд, затем добавляется один или пара звуков.
3. «Что исчезло?»
Произносится звуковой ряд: А-У-О-И, затем А-У-И. Что исчезло? В какой позиции? В середине…и т. д.
4. «Назови первый (последний, второй) звук»
Произносится звуковой ряд, а ребенок называет заданный звук.
5. «Живые звуки»
Вызванные дети запоминают по одному звуку. Педагог произносит звуковой ряд, после чего каждый из детей занимает место в соответствии с позицией звука в услышанном ряду.
6. «Назови»
Выполняя задание, ребенок произносит слово, начинающееся на заданный звук.
7. «Найди одинаковый звук»
Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук. Например, сова, косы, нос – С.
8. «Выбери правильно»
Среди 4-5 картинок ребенок находит те, в названиях которых есть заданный звук.
9. «Звук в конце (середине, начале)»
Отбираются картинки с определенной позицией звука в слове.
10. «Где звук?»
В ряд поставлены три стульчика (начало, середина, конец). Взрослый называет звук и произносит слова, содержащие этот звук. Ребенок садится на стул, совпадающий с позицией звука в слове.
|
11. «Кто больше?»
Ребенок может:
- подобрать слова с заданным звуком по сюжетной картинке;
- назвать окружающие предметы с тем же звуком;
- вспомнить названия любых предметов или картинок с этим звуком.
12. «Раздели на три»
В зависимости от позиции звука в названии картинки разделяются на три стопки.
13. «Замени звук»
Например, предлагается слово почка. Ребенок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово: бочка.
Работа по развитию звукового анализа слов проходит в такой последовательности – от лёгких заданий к более трудным:
1. Выделение ударного, затем безударного гласного в начале слова (утка, ослик; арбуз, изба).
2. Выделение согласного звука в обратных слогах и в конце слов (ап, ох; суп, кот, мак).
3. Полный звуковой анализ обратного слога (УМ – У, М).
4. Выделение согласного в прямом слоге и в начале слова (му, сок).
5. Выделение гласного звука в середине односложных слов (лук).
6. Прлный анализ прямых слогов и односложных слов (НО – Н, О; МАК – М, А, К).
7. Выделение гласного звука в конце двусложного слова (рука).
8. Деление слов на слоги (ла-па, ка-ша).
9. Полный звуковой анализ двусложных слов (ЗУБЫ– З, У, Б, Ы).
10. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слов (стол, брат; зонт, волк).
11. Слова со стечением двух согласных, относящихся к разным слогам, деление таких слов на слоги (кош-ка, сум-ка, вес-на).
Далее формирование звукослогового анализа проводится за счет усложнения ритмико-слоговой структуры слова:
А) трехсложные слова с открытыми слогами (ма-ши-на, ра-бо-та).
Б) трехсложные слова с одним закрытым слогом в конце слова (мо-ло-ток).
В) трехсложные слова различного слогового состава (ва-лен-ки, вер-туш-ка).
Г) четырехсложные слова (че-ре-па-ха).
Примеры заданий и упражнений на развитие звукослогового анализа:
1. «Назови начало»
Узнавание и выделение гласного (согласного) в начале слова.
2. «Назови конец»
Выделение согласного звука в конце слова.
3. «Перечисли звуки»
Полный звуковой анализ слога, слова.
4. «Соедини вместе»
Синтез обратных слогов. Например, О, П – ОП.
5. «Чем похожи слова?»
Мак, рак, сок – в конце звук К; сани, сом, сук – в начале звук С.
6. «Синий – красный – зеленый»
Взрослый называет звук, а ребенок показывает фишку, обозначающую этот звук (гласный – красный, мягкий согласный – зеленый, твердый согласный – синий цвет).
7. «Найди красный домик»
Дети получают схемы: из двух и трех клеток и красные фишки. Взрослый называет слова типа ам, му, сок, а ребенок закрывает красной фишкой на схеме определенную клетку – гласный звук.
8. «Найди синий (зеленый домик)»
Дети закрывают место заданного звука соответствующей фишкой (лес, дым).
9. «Послушай и посчитай»
Произносятся слова, а дети делят их на слоги.
10. «Назови слоги по порядку»
Педагог показывает картинку, а дети называют слоги, из которых состоит слово.
11. «Отстучи правильно»
Ребенок стучит или хлопает столько раз, сколько слогов в заданном слове.
12. «Слушай внимательно»
Ребенок отбирает картинку, в названии которой столько слогов, сколько раз простучал водящий.
13. «Что можно петь?»
Взрослый называет слова из одного-двух слогов, а дети называют гласные звуки (суп – У, руки – У, И).
14. «Что нельзя петь?»
Ребенок называет согласные (кот – К, Т).
15. «Придумай правильно»
Взрослый показывает фишки слога или слова, дети придумывают слоги и слова.
16. «Кто придумает конец слова»
Дается первый слог, дети заканчивают слово по-разному (Ра – рама, радость).
17. «Добавь начало»
Взрослый произносит последний слог, а дети называют начало слова (сы – часы)
18. «Выбери картинку по схеме»
Ребенок получает карточку со слоговым составом. Какое слово подходит?
19. «Пирамида»
Дети расставляют картинки сверху вниз, строя пирамидку:
- с постепенным увеличением количества слогов в их названиях;
- с увеличением количества звуков.
20. «Придумай сам»
Дети называют любые слова с заданным количеством слогов.
21. «Дрожит – не дрожит»
Знакомство детей со звонкими и глухими согласными. Ребенок прикладывает руки к гортани и произносит отдельные звуки: С, З, К, Т, Д…Делается вывод: когда в горле что-то дрожит, мы слышим голос – звонкий звук; если не дрожит, то шипение – глухой звук.
22. «Что без голоса?»
В названных словах дети выбирают глухие согласные. Например, СУП – С, П.
23. «Колокольчик»
Среди картинок и игрушек ребенок выбирает те, в названии которых есть звонкие согласные.
24. «Зеленый домик»
Знакомство детей с мягким согласным звуком, обозначаемым зеленой фишкой (мягкий как травка). Мягкость объясняется путем противопоставления. Л – ЛЬ, Т – ТЬ; лук – люк, лев, лом…
25. «Мягкий и твердый»
Взрослый произносит слова с мягкими и твердыми согласными; по заданию дети отмечают их в определенной позиции, показывая зеленую фишку – символ мягкости или синюю – символ твердости (твердый как лед).
26. «Возьми, что надо»
На столе – картинки. Ребенок отбирает из них те, в названии которых есть заданный звук: мягкий или твердый, звонкий или глухой, гласный звук в определенной позиции (в начале, середине, конце слова).
27. «Соседи»
Взрослый объясняет, что «соседи» - это рядом стоящие согласные (стол, крот).
Картинки, в названии которых есть «соседи» в начале слова, ребенок ставит в начало ряда; если же в конце слова – в конец ряда. Например, двор, трава; зонт, лист, торт.
28. «Добавим звуки»
- Что получится, если к началу слова рот добавим К? (Крот)
- Чем различаются слова рот - крот по смыслу? (рот – часть тела, крот – животное).
- Чем различаются слова по звуковому составу? (В слове крот есть «соседи» - КР, в нем четыре звука, а в слове рот – три).
Другие слова: мех – смех, раны – краны, кот – скот, рак – брак; шар – шарф, вол – волк, спор – спорт…
29. «Звук потерялся»
Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: зот – зонт, тиг – тигр, бат – брат… Ребенок добавляет пропущенный звук.
30. «Определи слово»
Ребенок получает карточку. На ней три рисунка, названия которых не одинаковы по звуковому составу; внизу – схема одного из этих слов. Нужно определить, к какой картинке относится эта схема. Например, шкаф, волк, хлеб; схема: синяя, синяя, красная, синяя фишки.
31. «Напиши сам»
Ребенок «пишет» (выполняет звуковой анализ) названия картинок, пользуясь фишками.
32. «Слово рассыпалось»
Произносятся три звука, например, К, С, О. Дети составляют слово: СОК.
33. «Что получится?»
Что получится, если в слове СОК С заменить на Б (бок), Т (ток).
34. «Поменяем начало и конец»
Строится живая схема: трое детей запоминают «свои» звуки – К, О, Т; затем К и Т меняются местами, дети «читают»: КОТ – ТОК. Нос – сон, лес – сел, бук – куб, мол – лом, тик – кит, сор – рос, дар – рад, топ – пот, гул – луг, вес – сев.
35. «Где спрятался слог?»
Отобрать картинки со слогом РО: роза, горы, ворона, рыба, журавли, пироги, таракан, корова, дорога…и т. д.
36. «Волшебная цепочка»
Конечный звук первого слова становится началом последующего: кот – туфли – иголка – апельсин…
37. «Переставь слоги»
Насос – сосна, кабан – банка, камыш – мышка, жало – ложа, рано – нора, жилы – лыжи, навес – весна, качай – чайка, наши – шина, рады – дыра…
В результате работы по реализации проекта «Грамотей» у дошкольников быстрее и легче формируются понятия «звук», «слог»; формируются навыки звукового анализа. Данный проект помогает детям обрести навыки исследовательской деятельности, вовлекает в творческий процесс.
Проект помогает педагогам реализовать многие задачи по обучению грамоте дошкольников.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный. Июль – август.
Задачи:
Ø Сформировать информационный банк данных о детях.
Ø Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития.
Ø Создание базы дидактических материалов.
На этом этапе необходимо провести анкетирование родителей, подобрать и отобрать логопедический и дидактический материал, разработать планирование работы в соответствии с психическими и возрастными особенностями старших дошкольников.
2 этап. Основной. Сентябрь – май.
Задачи:
Ø Проведение работы с детьми.
Ø Продолжать пополнять базу дидактических материалов.
Ø Оказание консультативной помощи педагогам, родителям воспитанников.
Данный этап предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками согласно планированию логопедической работы.
3 этап. Контрольно-диагностический. Май.
Задачи:
Ø Определить эффективность проделанной работы.
Ø Разработать рекомендации для педагогов и родителей детей по дальнейшему формированию навыков звукового анализа.
Данный этап предполагает подведение итогов работы, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы.
Содержание работы с родителями
Анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка»
Родительское собрание «Подготовка дошкольников к обучению грамоте»
Наглядная информация в родительском уголке «Научитесь слышать звуки»
Консультации.
Домашние задания – использование игр и упражнений в домашних условиях.
Открытое мероприятие для родителей – итоговое занятие.
Планирование работы по реализации проекта «Грамотей»
Этап. Срок. | Формы и методы работы | Содержание работы | Результат |
1. Подготовитель-ный этап Июль - Август | Анкетирование родителей. Сбор данных детей. Сбор дидактического материала. | Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Подбор дидактического материала по формированию фонематических процессов. | Анкета для родителей. Картотека игр и упражнений. |
2. Основной этап Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Логопедическая диагностика. Родительское собрание «Подготовка дошкольников к обучению грамоте». Реализация проекта. Консультация для воспитателей «Этапы работы в подготовке дошкольников к обучению грамоте». Реализация проекта. Наглядная информация для родителей «Научитесь слышать звуки». Реализация проекта. Реализация проекта. Мастер – класс «Подготовка дошкольников к обучению грамоте» Реализация проекта. Реализация проекта. Консультация для воспитателей средней и младшей групп «Игры и упражнения для развития фонематического слуха». Реализация проекта. Реализация проекта. Итоговая НОД. | Проведение логопедического обследования. Анализ анкетирования, просвещение родителей по обучению грамоте. НОД Рекомендации по реализации проекта с практической частью. НОД Сообщение о применении речевых игр и упражнений. НОД Пополнение базы дидактического и логопедического материала. НОД Проведение НОД для воспитателей дошкольных групп. НОД НОД Обучение упражнениям для развития фонематического слуха. НОД Пополнение базы дидактического и логопедического материала. НОД Демонстрация речевых умений и навыков в рамках проекта. | Справка по результатам диагностики. Отзывы родителей. Протокол проведения консультации, отзывы педагогов. Памятка в родительском уголке «Научитесь слышать звуки». Картотека игр и упражнений. Протокол проведения мастер-класса. Отзывы педагогов. Протокол проведения консультации Отзывы педагогов. Картотека игр и упражнений. Отзывы педагогов и родителей. |
3. Контрольно-диагностический этап. Май | Диагностика. | Выявление уровня речевого развития детей. Анализ результатов работы по реализации проекта. | Логопедическая диагностика. Аналитическая справка. |