Оказывается, важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.




Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени, мы должны проводить упражнения короткими порциями, но с большей частотой. Что же зачастую наблюдается в семьях? Родители усаживают ребёнка – первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднение, заставляют его прочитать произведение за один присест. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо много времени, чтобы прочитать это произведение. Это час – полтора очень трудной работы. Родители допускают серьёзную ошибку, подавляя у ребёнка желание читать. Родителям своих учеников уже на первых родительских собраниях советую дробить чтение на несколько эпизодов. Читать по5-10минут несколько раз в день. Такая тренировка гораздо эффективнее, чем чтение за один приём.

 

Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах. Пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычных методах учитель опросит за урок не более 10 учеников. При этом каждый ребёнок поупражняется в течение не более 2 минут.

Что же такое жужжащее чтение? Это чтение, когда все дети читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

Ежеурочные пятиминутки чтения. Этот резерв был заимствован в школах Монголии. Группа учителей, работавших там, рассказала, что монгольские дети читают по-русски лучше, чем наши русские дети. Это выглядело очень обидно и вызвало естественный интерес. Оказалось, что никакой особой методики нет: просто у каждого ребёнка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, математика, рисование – начинается с того, что все дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, а дальше идёт обычный урок.

Проанализируем, что же получается. Если учитель работает обычными методами и в неделю проводит3-4 урока чтения, то за неделю опросит каждого ученика не более 2 раз. При этом ребёнок будет иметь время для тренировки 2-3 минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей нормально читать. Хорошо, если ребёнку повезло с семьёй. А если нет? Проследим, что дают пятиминутки. Пять минут за урок, четыре урока в день, пять дней в неделю. Недельная тренировка получается в объёме 100 минут. Сравните с 2-3 минутами при обычных методах. Очевидно, что время тренировок увеличилось почти в 50 раз. И всё это без всяких методических ухищрений. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Известны примеры этой закономерности. Ещё 200лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Очень часто взрослые советуют детям положить книжку под подушку. Этот совет означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним событием дня. Общеизвестно, что в семье Ульяновых, как и во многих дворянских семьях, было традиционным вечернее чтение. Семья собиралась за столом, родители и дети по очереди читали книгу. Это было последним ярким впечатлением дня, это укрепляло интерес к чтению. Впоследствии, В.И.Ленин читал про себя более 600слов в минуту. К сожалению, в наш стремительный век книгу заменили телевизор и Интернет. И дети, придя домой из школы зачастую и не открывают книгу. Чтобы хоть как то заставить детей читать перед сном, на уроках чтения отвожу время, чтобы опросить ребят, что они читали перед сном. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно поэтому он и не любит читать.

Режим щадящего чтения, о котором говорим, - это такой режим, когда ребёнок прочитает несколько строчек и отдыхает. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы, читает комиксы… Этот приём обучения можно порекомендовать родителям, дети которых неохотно читают. Многочисленные эксперименты показывают, что даже в старших классах ученик, который не любит читать, может быть приобщён к чтению с помощью режима щадящего чтения. Развитие техники чтения также тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из нескольких слов. Дочитав до 3-4 слова, он забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может связать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которыхразработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко. Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. Зрительные диктанты проводятся следующим образом.

В каждом из18 наборов, предложенных профессором, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое содержит всего 2 слова «Тает снег» - 8букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за 2 месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения; читать ему становится интереснее, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишутся 6 предложений набора и закрываются листом бумаги. Затем открывается первое предложение. Дети в течение определённого времени (для каждого предложения оно разное) читают молча это предложение и стараются запомнить. Время экспозиции обычно небольшое, колеблется в пределах 4-7 секунд. По истечении этого времени предложение стирается и предлагается ученикам записать его по памяти. Затем следует работа над вторым предложением и т.д. Если слишком много детей не успели запомнить предложения, то на следующий день этот же набор повторяется снова. Возможно, придётся повторить и третий раз. Только после того, как подавляющее большинство детей справятся с работой, можно переходить к следующему набору. В среднем на каждый набор уходит 3 дня. 18 наборов – это 54 дня, около 2 месяцев. При данной работе необходимо соблюдать одно условие: зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если их писать через день, тренировка почти не даёт результатов. Если писать зрительные диктанты через2-3 дня, то можно совсем не писать – это уже ничего не даёт. Обычно уже через месяц тренировок появляются первые результаты. Дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

Если предложения не соответствуют теме урока, их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв. Тексты диктантов пишем на листке. Листочки не проверяются и нее возвращаются. Достаточно просматривать работы. Также целесообразно чередовать письмо зрительных диктантов И.Т.Федоренко с диктантами, основанными на русских народных пословицах и поговорках, так как они помимо основной задачи выполняют и воспитательные функции. (СоставителиЯ.В.,В.С.Беспаловы). Пословицы воспитывают доброту, справедливость, трудолюбие, смелость… Наиболее эффективны из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко оказались 3 упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все 3 упражнения проводятся коллективно. Читают одновременно все ученики.(Каждый в своём темпе). Читают вполголоса, чтобы не мешать товарищам. При проведении многократного чтения следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Практически это проводится таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый ученик замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ребёнок опять замечает, до какого слова он прочитал. Сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать ещё раз. Но более 3 раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить характер упражнения и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат. Вот для этого предназначено следующее предложение системы Федоренко - Пальченко – чтение в темпе скороговорки. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание на выразительность чтения. Нельзя ставить две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончания слов.

Окончания слов не должны «проглатываться» детьми, они должны чётко проговариваться.

Упражнение длится не более 30секунд. Затем останавливаем детей и начинаем третье упражнение. Теперь они должны читать медленнее, зато красиво, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть текста и переходят на незнакомую часть. Учитель не останавливает их. И вот здесь происходит небольшое чудо. Чудо это состоит в том, что ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжают читать её в том же повышенном темпе.

Его возможности хватит на строчку. Полстрочки. Но если ежедневно проводить 3 таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2 – 3 недели чтение ребёнка заметно улучшится.

Учителя начальных классов имеют на своём вооружении много приёмов стимулирования.

Некоторые из них с успехом используются в 3 классах. Например, в конце урока учитель оставляет 1-2 минуты для самозамера техники чтения. Ребята в течение 1 минуты все одновременно вполголоса читают текст. Замечают, до какого места дочитали. Затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в читательские дневники или в свои обычные дневники. Изо дня в день проводится эта работа. Уже через несколько дней можно сравнить результаты. А результат всегда свидетельствует о повышении темпа чтения. Это благотворно сказывается на отношение к чтению. В процессе применения этого приёма создаются только положительные эмоции.

Для расширения поля чтения используются таблицы Шульте.

В этих таблицах написаны числа от1 до 25. Дети, пользуясь указкой, находят числа от1 до 25. Таких таблиц 8. Тренировка проводится 1 раз в день.

Подводя итоги выше сказанному, хочется обратить внимание на то, что школьная реформа может идти сверху и снизу. На верхних этажах пересматриваются цели,задачи, программы, учебники… На нижних этажах коллективы школ должны позаботиться о качестве обучения.

Первый шаг в улучшении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению.

Например, в школе №23 г.Донецка в течение 2 лет учителя усиленно работали, используя рассмотренные выше резервы. Количество хорошо читающих детей превысило 50%. А до этого было – 12%. Донецкий опыт получил широкое признание. Учителя начальных классов многих городов России освоили эффективные резервы обучения чтению.

Учителя, которые добились успеха в своих классах, пришли к выводу, что необходимо использовать

- ежеурочные пятиминутки чтения;

-ежедневные зрительные диктанты;

-для расширения поля чтения использовать таблицы Шульте;

-систематический замер и самозамер техники чтения.

Конечно, учителя не должны забывать и старые, испытанные временем виды работ по чтению. Это и чтение по ролям, инсценирование, чтение по цепочке. Чтение «Эхо» (читает учитель или сильный ученик, дети повторяют с этой же интонацией хором), усное рисование и многое другое.

В заключение можно добавить, что у некоторых учителей не получаются хорошие результаты из-за ошибок в использовании рекомендаций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: