Корпоративная информационная система (КрИС) - это вся инфраструктура предприятия, задействованная в процессе управления всеми информационно-документальными потоками, включающая в себя следующие обязательные элементы:
• информационная модель, представляющая собой совокупность правил и алгоритмов функционирования КИС; информационная модель включает в себя все формы докумен-
тов, структуру справочников и данных и т. д.;
• регламент развития информационной модели и правила внесения в нее изменений;
• кадровые ресурсы (департамент развития, привлекаемые консультанты), отвечающие за формирование и развитие информационной модели;
• программный комплекс (ПК), конфигурация которого соответствует требованиям информационной модели (программный комплекс является основным двигателем и, од-
новременно, механизмом управления КИС); кроме этого, всегда существуют требования к поставщику ПК, регламентирующие процедуру технической и пользовательской под-
держки на протяжении всего жизненного цикла;
• кадровые ресурсы, отвечающие за конфигурирование ПК и его соответствие утвержденной информационной модели;
• регламент внесения изменений в конфигурацию ПК и состав его функциональных модулей;
• аппаратно-техническая база, соответствующая требованиям по эксплуатации ПК (компьютеры на рабочих местах, периферия, каналы телекоммуникаций, системное ПО и СУБД);
• эксплуатационно-технические кадровые ресурсы, включая персонал по обслуживанию аппаратно-технической базы;
• правила использования ПК и пользовательские инструкции, регламент обучения и сертификации пользователей.
По сложившейся традиции, информационной системой принято называть программные комплексы, что не является корректным. Существует много авторских определений понятия «система», но все они подразумевают единство законов движения (развития) составляющих элементов. Если же мы говорим о системе, построенной человеком, то законы движения должны определяться конкретными целями. Программное обеспечение при отсутствии информационной модели (в контексте рассматриваемого вопроса) лишено собственных законов развития и является не более чем необходимым инструментом для построения системы. Построение информационной системы - это действительно проблема, которую приходится решать на большинстве современных предприятий, независимо от того, какого рода бизнесом они занимаются. Термин «информационная система» относится к классу программных продуктов, облегчающих, или «автоматизирующих» ведение бизнеса. Система называется «информационной», если она обеспечивает информационную поддержку бизнеса. Соответствующая программа называется «системой», если она выполняет более одной функции (одним из распространенных примеров являются информационные системы, поддерживающие ведение складского хозяйства: они отслеживают поступление товаров на склад, отпуск товаров покупателю, а также контролируют наличие на складе необходимого количества каждого продукта). Корпоративная информационная система - это набор механизмов, методов и алгоритмов, направленных на поддержку жизненного цикла информации и включающих три основных процесса: обработку данных, управление информацией и управление знаниями. С точки зрения программных технологий информационная система - это не один и даже не несколько программных комплексов. Можно построить структурную схему современной информационной аналитической системы, выделив ее основные компоненты, которые содержат программные модули определенного класса.
|
|
Самым нижним уровнем информационной системы является хранилище, в котором содержится вся интеллектуальная собственность предприятия. Это могут быть документы, справочники, структурные таблицы, деловые правила, описание процессов. Прямого доступа к хранилищу быть не должно, как для пользователей, так и для различных систем предприятия. Прямой доступ имеет лишь система управления знаниями, которая служит своего рода шлюзом для остальных систем и формирует информационное окружение предприятия.
Система управления знаниями объединяет идеи, знания, содержание документов и деловые правила, автоматизируя процессы, базирующиеся на знаниях, как внутри предприятия, так и между разными организациями. Для этого нужен шлюз, позволяющий производить обмен данными с внешними системами. Это необходимое условие, так как современные процессы направлены на объединение предприятий в крупные концерны и очевидно, что передача знаний очень важна. Например, системы планирования ресурсов предприятия (ERP - enterprise resource planning) не могут работать независимо - процессы, связанные с управлением финансами, складами, человеческими ресурсами, используют уже накопленные знания и приносят новые.
|
Также важно выделить класс систем анализа и принятия решений (DSS - decision support system), без которого жизненный цикл информации не будет завершен. В современных организациях интеллектуальный анализ данных становится все более важ ной задачей. Связано это с необходимостью аналитической обработки больших объемов информации, накопившейся в хранилищах. Такие системы помогают найти новые знания, выявить недостатки и слабые места информационной системы, оценить эффективность тех или иных процессов, установить новые информационные взаимосвязи.
Очень часто.говорят, что такой класс систем должен работать непосредственно с хранилищем, поскольку обработке подлежат содержащиеся в нем данные. Теоретически это верно, но на практике такое невозможно - любые изменения в содержимом хранилища, процессах, правилах и взаимосвязях могут и должны производиться системой управления знаниями. Тогда DSS-системам не придется задумываться над тем, в каком формате хранятся данные, и главное, что любое изменение информации будет немедленно влиять на взаимосвязи и процессы, в которых она принимает участие.
|
Структурная схема КрИС
______________________________________________________________________________-
В мире, который характеризуется глобализацией, усилением конкуренции и быстро сокращающимся жизненным циклом продуктов гибкость и приспосабливаемость являются самыми важными качествами для достижения успеха в бизнесе. Темп изменений в деловой среде увеличивается, особенно если речь идет о технологических изменениях. Те организации, которые обучаются наиболее быстро, способны выжить и переиграть своих конкурентов.
Организации должны развивать свои способности, основанные на знаниях, которые являются одновременно и долговременными и хорошо приспосабливаемыми.
Управление знаниями определяется как отбор и анализ доступных, а также получение требуемых знаний, позволяющих планировать мероприятия по решению бизнес-проблем и контролировать выполнение поставленных задач. Управление знаниями имеет следующие функции:
• помогает компаниям капитализировать имеющиеся знания и опыт и приобретать новые знания;
• обеспечивает сохранение всех накопленных знаний и их активное использование для организации обучения, решения текущих проблем и составления стратегических планов;
• предотвращает устаревание объектов интеллектуальной собственности;
• приводит к повышению и постоянной поддержке на должном уровне профессиональной грамотности сотрудников;
• дает компании повышенную гибкость в организации производственного процесса.
Процесс управления знаниями идет по следующим четырем основным направлениям:
• исследование знаний и их систематизация;
• осознание знаний и определение их ценности;
• планирование и осуществление действий в соответствии с
результатами анализа знаний;
постоянная капитализация и переосмысление знаний
КрИС отражает деятельность корпорации, т.е. предприятия, которое состоит из нескольких частей, имеющих определенную самостоятельность, но вместе с тем координирующих свою деятельность. Во-вторых, другой отличительной чертой КрИС должно быть объединение бизнес-стратегии и ИС для реализации управленческой идеологии. Такое объединение в течение последних тридцати лет под воздействием рыночных механизмов наблюдалось в странах с рыночной экономикой и привело к появлению базовых корпоративных систем.
Базовые КрИС нацелены на решение проблем предприятия
Переход к рыночным отношениям,, требует реализации стратегии ориентации на потребителя, на победу в конкурентной борьбе. В конкурентной борьбе побеждает тот, кто быстрее других реагирует на изменения в бизнесе и принимает более верные решения. Именно информационные технологии помогают руководителям промышленных предприятий в решении этих сложных задач.
Страны рыночной экономики имеют большой опыт создания и развития информационных технологий для промышленных предприятий. Примерами таких технологий являются концепции построения современных систем управления предприятием.
MRP (Material Resources Planning) - планирование потребности в материалах.
MRP II (Manufacturingl Resources Planning) – планирование производственных ресурсов.
ERP (Enterprise Resources Planning) - планирование ресурсов предприятия.
ERP II (Enterprise Resources Planning) - управление межкорпоративными ресурсами.
Выходная информация бизнес-офиса в КрИС
После внедрения КИС ее бизнес-офис должен обеспечивать получение следующей информацией для принятия решений;
- обеспечение достоверной информацией о финансовом состоянии компании на текущий момент и прогнозе на будущее;
- предоставление оперативной информации о негативных тенденциях, их причинах и возможных мерах по исправлению ситуации;
- формирование полной картины себестоимости конечного
продукта (услуги) по компонентам затрат;
- налоговое и бюджетное планирование;
- формирование информации о состоянии производственных
мощностей;
- определение фактической себестоимости производственных
заказов;
- анализ рынка сбыта с целью его расширения;
- работа с существующими и потенциальными заказчиками
(клиентами);
- информационное обеспечение политики цен и скидок;
- контроль за выполнением поставок заказчику в нужные сроки при сбережении затрат на транспортировку;
- оптимизации транспортных маршрутов и способов транспортировки;
- оптимальное размещение на складах с учетом условий хранения.
Примеры реализации функций бизнес-офиса в КрИС
Встроенные модули внутреннего анализа хозяйственной деятельности имеются во многих комплексных ИС, разработанных для решения учетных задач. Обычно они ориентированны на формирование того или иного набора отчетов, содержащих развернутую аналитическую информацию по оборачиваемости товаров, рентабельности продаж и т.д. Компьютерный анализ детализированных учетных данных позволяет принимать оперативные тактические решения по конкретным вопросам хозяйственной деятельности предприятия. Например, с помощью программы «1С:Торговля+Склад» можно формировать аналитические отчеты, позволяющие оценить прибыльность различных видов и групп товаров, их привлекательность для различных категорий покупателей, составить графики платежей и т.д.
Средствами конфигурации «Производство+Услуги+Бухгалтерия» системы программ «1С: Предприятие» можно получить отчеты, позволяющие на основе имеющихся заказов, остатков и норм расхода материалов оценить степень обеспеченности производственными запасами с тем, чтобы заранее спланировать необходимые закупки.
Значительное число такого рода отчетов имеется в системе «Галактика». С их помощью можно проследить динамику движения товарно-материальных ценностей в разрезе поставщиков, покупателей и номенклатуры, что позволяет выявить наиболее активных (пассивных) поставщиков и покупателей, оценить оборачиваемость материальных запасов, рентабельность продаж отдельных групп и видов товаров и готовой продукции.
Рассмотрим некоторые конкретные КрИС и реализованные в них или на базе их функции бизнес-офиса. При этом будут рассмотрены лишь разработки стран СНГ, которые доступны предприятиям по уровню компьютеризации и финансовым возможностям.
Система «1С: Предприятие» от фирмы «1С»
Система программ «1С:Предприятие» предназначена для комплексной автоматизации экономической деятельности предприятий различных направлений деятельности и форм собственности. «1С: Предприятие» позволяет организовать в единой системе эффективный бухгалтерский, кадровый, оперативный торговый учет, а также расчет заработной платы.
Комплексная конфигурация «Предприятие 7.7» обеспечивает интегрированное ведение учета, которое включает единую систему ведения нормативно-справочной информации, автоматическое отражение торгово-складских операций и расчета заработной платы в бухгалтерском учете, финансовый учет по нескольким юридическим лицам, консолидированный управленческий учет.
Автоматизация учетной информации, наличие соответствующих возможностей настройки алгоритмов расчетов позволяет создавать специальные конфигурации по реализации функций бизнес-офиса. В эти конфигурации могут быть вставлены дополнительные модули, выполняющие необходимые аналитические функции. Если пользователь по каким-либо причинам не хочет или не может этого выполнить сам, то сконструировать для заказчика конфигурацию, отвечающую предъявляемым им требованиям, могут партнеры компании «1С».
На основе продуктов «1С» к настоящему времени разработано немало систем, ориентированных на принятие решений в конкретных областях бизнеса. Ссылки на эти системы также можно найти на сайте «1С». Одной из таких фирм является фирма «Инталев» в г. Санкт-Петербурге.
С помощью данной программы можно управлять следующими показателями.
1. Объем оборотных средств.
2. Величина чистых активов.
3. Величина собственного капитала.
4. Оборачиваемость активов.
5. Рентабельность чистых активов.
6. Рентабельность собственного капитала.
Минской фирмой 1ВА на базе программы «1С: Предприятие» разработана система управления маркетингом предприятия. Данная система предполагает оценку собственных затрат, сравнение с ценами конкурентов, оценку уровня спроса для формирования Цены. Кроме этого, представляется ценным для данного решения бизнес-офиса формализованный учет стратегии действия на рынке конкретного предприятия.
Система «Галактика» от корпорации «Галактика»
Система «Галактика» предназначена для автоматизации управления в корпорациях со сложной структурой, финансово-промышленных группах, а также на отдельных промышленных и торговых предприятиях. Система осуществляет информационное обеспечение руководителей различных уровней и категорий - от высшего менеджмента до руководителей подразделений, служб и участков. Численность сотрудников предприятий, внедривших систему «Галактика», составляет от нескольких десятков до 25 000 человек. Для крупных компаний, имеющих филиалы и территориально удаленные подразделения, реализована возможность оперативного удаленного доступа и информационного обмена.
Специфика конкретного предприятия (корпорации) учитывается с помощью более 300 параметров настройки. Структура системы позволяет вести параллельный многоплановый учет в нескольких стандартах (Россия, Беларусь, GAAP, IAS и др.) для любого количества филиалов или подразделений предприятия. Кроме того, обладая средствами экономического анализа, система позволяет построить схему налогообложения и определить структуру платежей
с целью избежания переплат и штрафов. В составе системы Галактика несколько подсистем управления.
На рисунке представлен контур управления финансами
Помимо этого, модули бизнес-офиса представлены в контурах управления производством, логистики, системы руководителя.
Система «Парус» от корпорации «Парус»
Данная система представляет собой программный комплекс для автоматизации управления предприятием любого размера и структуры, построенный на базе СУБД ORACLE и MS Office. Программный комплекс обеспечивает автоматизацию четырех основных направлений бизнеса (бизнес-сфер) финансово-хозяйственной деятельности предприятия; управления финансами, логистики, управления производством, управления персоналом.
. Функции бизнес-офиса реализованы в бизнес-направлении «Управления финансами».
Это бизнес-направление обеспечивает выполнение функций автоматизированного управления финансами предприятия. Среди общих принципов ее реализации можно отметить мультива-лютность и многовариантность учета. Функции бизнес-офиса реализованы в модуле Финансовое планирование. Основными функциями являются:
- текущее финансовое планирование
- долгосрочное финансовое планирование
-оперативное планирование и управление платежами для обеспечения текущей платежеспособности предприятия
- контроль за возникновением и погашением обязательств предприятия
- оперативный учет исполнения планов
- анализ выполнения финансовых планов.
Отдельные функции бизнес-офиса реализованы в бизнес-направлениях по управлению маркетингом и логистикой. управлением производством.