Корпоративная информационная система




Корпоративная информационная система (КрИС) - это вся инфраструктура предприятия, задействованная в процессе управ­ления всеми информационно-документальными потоками, вклю­чающая в себя следующие обязательные элементы:

• информационная модель, представляющая собой совокуп­ность правил и алгоритмов функционирования КИС; информационная модель включает в себя все формы докумен­-
тов, структуру справочников и данных и т. д.;

• регламент развития информационной модели и правила внесения в нее изменений;

• кадровые ресурсы (департамент развития, привлекаемые консультанты), отвечающие за формирование и развитие информационной модели;

• программный комплекс (ПК), конфигурация которого соответствует требованиям информационной модели (программный комплекс является основным двигателем и, од-­
новременно, механизмом управления КИС); кроме этого, всегда существуют требования к поставщику ПК, регламен­тирующие процедуру технической и пользовательской под­-
держки на протяжении всего жизненного цикла;

• кадровые ресурсы, отвечающие за конфигурирование ПК и его соответствие утвержденной информационной модели;

• регламент внесения изменений в конфигурацию ПК и состав его функциональных модулей;

• аппаратно-техническая база, соответствующая требованиям по эксплуатации ПК (компьютеры на рабочих местах, пери­ферия, каналы телекоммуникаций, системное ПО и СУБД);

• эксплуатационно-технические кадровые ресурсы, включая персонал по обслуживанию аппаратно-технической базы;

• правила использования ПК и пользовательские инструкции, регламент обучения и сертификации пользователей.

По сложившейся традиции, информационной системой при­нято называть программные комплексы, что не является корректным. Существует много авторских определений понятия «систе­ма», но все они подразумевают единство законов движения (раз­вития) составляющих элементов. Если же мы говорим о системе, построенной человеком, то законы движения должны определять­ся конкретными целями. Программное обеспечение при отсут­ствии информационной модели (в контексте рассматриваемого вопроса) лишено собственных законов развития и является не более чем необходимым инструментом для построения системы. Построение информационной системы - это действительно проблема, которую приходится решать на большинстве современ­ных предприятий, независимо от того, какого рода бизнесом они занимаются. Термин «информационная система» относится к клас­су программных продуктов, облегчающих, или «автоматизирую­щих» ведение бизнеса. Система называется «информационной», если она обеспечивает информационную поддержку бизнеса. Со­ответствующая программа называется «системой», если она вы­полняет более одной функции (одним из распространенных при­меров являются информационные системы, поддерживающие ве­дение складского хозяйства: они отслеживают поступление това­ров на склад, отпуск товаров покупателю, а также контролируют наличие на складе необходимого количества каждого продукта). Корпоративная информационная система - это набор механиз­мов, методов и алгоритмов, направленных на поддержку жизнен­ного цикла информации и включающих три основных процесса: об­работку данных, управление информацией и управление знаниями. С точки зрения программных технологий информационная система - это не один и даже не несколько программных комп­лексов. Можно построить структурную схему современной информационной аналитической системы, выделив ее ос­новные компоненты, которые содержат программные модули определенного класса.

Самым нижним уровнем информационной системы является хранилище, в котором содержится вся интеллектуальная собствен­ность предприятия. Это могут быть документы, справочники, структурные таблицы, деловые правила, описание процессов. Прямого доступа к хранилищу быть не должно, как для пользо­вателей, так и для различных систем предприятия. Прямой доступ имеет лишь система управления знаниями, которая служит своего рода шлюзом для остальных систем и формирует инфор­мационное окружение предприятия.

Система управления знаниями объединяет идеи, знания, со­держание документов и деловые правила, автоматизируя процес­сы, базирующиеся на знаниях, как внутри предприятия, так и между разными организациями. Для этого нужен шлюз, позво­ляющий производить обмен данными с внешними системами. Это необходимое условие, так как современные процессы направле­ны на объединение предприятий в крупные концерны и очевид­но, что передача знаний очень важна. Например, системы плани­рования ресурсов предприятия (ERP - enterprise resource planning) не могут работать независимо - процессы, связанные с управле­нием финансами, складами, человеческими ресурсами, использу­ют уже накопленные знания и приносят новые.

Также важно выделить класс систем анализа и принятия ре­шений (DSS - decision support system), без которого жизненный цикл информации не будет завершен. В современных организа­циях интеллектуальный анализ данных становится все более важ ной задачей. Связано это с необходимостью аналитической об­работки больших объемов информации, накопившейся в храни­лищах. Такие системы помогают найти новые знания, выявить недостатки и слабые места информационной системы, оценить эффективность тех или иных процессов, установить новые инфор­мационные взаимосвязи.

Очень часто.говорят, что такой класс систем должен рабо­тать непосредственно с хранилищем, поскольку обработке под­лежат содержащиеся в нем данные. Теоретически это верно, но на практике такое невозможно - любые изменения в содержимом хранилища, процессах, правилах и взаимосвязях могут и долж­ны производиться системой управления знаниями. Тогда DSS-системам не придется задумываться над тем, в каком формате хранятся данные, и главное, что любое изменение информации будет немедленно влиять на взаимосвязи и процессы, в которых она принимает участие.

 

 

       
 
   
 

 

Система поддержки принятия решений DSS
Система управления знаниями

       
 
   
 

 

 

 

Структурная схема КрИС

 

______________________________________________________________________________-

 

В мире, который характеризуется глобализацией, усилением конкуренции и быстро сокращающимся жизненным циклом про­дуктов гибкость и приспосабливаемость являются самыми важ­ными качествами для достижения успеха в бизнесе. Темп измене­ний в деловой среде увеличивается, особенно если речь идет о технологических изменениях. Те организации, которые обучаются наиболее быстро, способны выжить и пере­играть своих конкурентов.

Организации должны развивать свои способности, основанные на знаниях, которые являются одновре­менно и долговременными и хорошо приспосабливаемыми.

Управление знаниями опре­деляется как отбор и анализ доступных, а также получение тре­буемых знаний, позволяющих планировать мероприятия по ре­шению бизнес-проблем и контролировать выполнение поставлен­ных задач. Управление знаниями имеет следующие функции:

• помогает компаниям капитализировать имеющиеся знания и опыт и приобретать новые знания;

• обеспечивает сохранение всех накопленных знаний и их ак­тивное использование для организации обучения, решения текущих проблем и составления стратегических планов;

• предотвращает устаревание объектов интеллектуальной соб­ственности;

• приводит к повышению и постоянной поддержке на должном уровне профессиональной грамотности сотрудников;

• дает компании повышенную гибкость в организации производственного процесса.

 

Процесс управления знаниями идет по следующим четырем основным направлениям:

• исследование знаний и их систематизация;

• осознание знаний и определение их ценности;

• планирование и осуществление действий в соответствии с
результатами анализа знаний;

постоянная капитализация и переосмысление знаний

КрИС отражает деятельность корпорации, т.е. предприятия, которое состоит из нескольких частей, имеющих определенную самостоятельность, но вместе с тем координиру­ющих свою деятельность. Во-вторых, другой отличи­тельной чертой КрИС должно быть объединение бизнес-страте­гии и ИС для реализации управленческой идеологии. Такое объ­единение в течение последних тридцати лет под воздействием ры­ночных механизмов наблюдалось в странах с рыночной экономикой и привело к появлению базовых корпоративных систем.

Базовые КрИС нацелены на решение проблем предприятия

Переход к рыночным отношениям,, требу­ет реализации стратегии ориентации на потребителя, на победу в конкурентной борьбе. В конкурентной борьбе побеждает тот, кто быстрее других реагирует на изменения в бизнесе и принима­ет более верные решения. Именно информационные технологии помогают руководителям промышленных предприятий в реше­нии этих сложных задач.

Страны рыночной экономики имеют большой опыт созда­ния и развития информационных технологий для промышленных предприятий. Примерами таких технологий являются кон­цепции построения современных систем управления предприя­тием.

MRP (Material Resources Planning) - планирование потреб­ности в материалах.

MRP II (Manufacturingl Resources Planning) – планирование производственных ресурсов.

ERP (Enterprise Resources Planning) - планирование ресурсов предприятия.

ERP II (Enterprise Resources Planning) - управление межкорпоративными ресурсами.

 

Выходная информация бизнес-офиса в КрИС

После внедрения КИС ее бизнес-офис должен обеспечивать получение следующей информацией для принятия решений;

- обеспечение достоверной информацией о финансовом состоянии компании на текущий момент и прогнозе на будущее;

- предоставление оперативной информации о негативных тенденциях, их причинах и возможных мерах по исправле­нию ситуации;

- формирование полной картины себестоимости конечного
продукта (услуги) по компонентам затрат;

- налоговое и бюджетное планирование;

- формирование информации о состоянии производственных
мощностей;

- определение фактической себестоимости производственных
заказов;

- анализ рынка сбыта с целью его расширения;

- работа с существующими и потенциальными заказчиками
(клиентами);

- информационное обеспечение политики цен и скидок;

- контроль за выполнением поставок заказчику в нужные сроки при сбережении затрат на транспортировку;

- оптимизации транспортных маршрутов и способов транспортировки;

- оптимальное размещение на складах с учетом условий хранения.

Примеры реализации функций бизнес-офиса в КрИС

Встроенные модули внутреннего анализа хозяйственной де­ятельности имеются во многих комплексных ИС, разработанных для решения учетных задач. Обычно они ориентированны на формирование того или иного набора отчетов, содержащих раз­вернутую аналитическую информацию по оборачиваемости то­варов, рентабельности продаж и т.д. Компьютерный анализ де­тализированных учетных данных позволяет принимать оператив­ные тактические решения по конкретным вопросам хозяйствен­ной деятельности предприятия. Например, с помощью програм­мы «1С:Торговля+Склад» можно формировать аналитические отчеты, позволяющие оценить прибыльность различных видов и групп товаров, их привлекательность для различных категорий покупателей, составить графики платежей и т.д.

Средствами конфигурации «Производство+Услуги+Бухгалтерия» системы программ «1С: Предприятие» можно получить отчеты, позволяющие на основе имеющихся заказов, остатков и норм расхода материалов оценить степень обеспеченности про­изводственными запасами с тем, чтобы заранее спланировать необходимые закупки.

Значительное число такого рода отчетов имеется в системе «Галактика». С их помощью можно проследить динамику дви­жения товарно-материальных ценностей в разрезе поставщиков, покупателей и номенклатуры, что позволяет выявить наиболее активных (пассивных) поставщиков и покупателей, оценить обо­рачиваемость материальных запасов, рентабельность продаж отдельных групп и видов товаров и готовой продукции.

Рассмотрим некоторые конкретные КрИС и реализованные в них или на базе их функции бизнес-офиса. При этом будут рас­смотрены лишь разработки стран СНГ, которые доступны предприятиям по уровню компьютеризации и финансо­вым возможностям.

Система «1С: Предприятие» от фирмы «1С»

Система программ «1С:Предприятие» предназначена для комплексной автоматизации экономической деятельности пред­приятий различных направлений деятельности и форм собствен­ности. «1С: Предприятие» позволяет организовать в единой сис­теме эффективный бухгалтерский, кадровый, оперативный торговый учет, а также расчет заработной платы.

Комплексная конфигурация «Предприятие 7.7» обеспечи­вает интегрированное ведение учета, которое включает единую систему ведения нормативно-справочной информации, автомати­ческое отражение торгово-складских операций и расчета заработ­ной платы в бухгалтерском учете, финансовый учет по нескольким юридическим лицам, консолидированный управленческий учет.

Автоматизация учетной информации, наличие соответству­ющих возможностей настройки алгоритмов расчетов позволяет создавать специальные конфигурации по реализации функций бизнес-офиса. В эти конфигурации могут быть вставлены допол­нительные модули, выполняющие необходимые аналитические функции. Если пользователь по каким-либо причинам не хочет или не может этого выполнить сам, то сконструировать для за­казчика конфигурацию, отвечающую предъявляемым им требо­ваниям, могут партнеры компании «1С».

На основе продуктов «1С» к настоящему времени разрабо­тано немало систем, ориентированных на принятие решений в конкретных областях бизнеса. Ссылки на эти системы также мож­но найти на сайте «1С». Одной из таких фирм является фирма «Инталев» в г. Санкт-Петербурге.

С помощью данной программы можно управлять следующи­ми показателями.

1. Объем оборотных средств.

2. Величина чистых активов.

3. Величина собственного капитала.

4. Оборачиваемость активов.

5. Рентабельность чистых активов.

6. Рентабельность собственного капитала.

Минской фирмой 1ВА на базе программы «1С: Предприятие» разработана система управления маркетингом предприятия. Дан­ная система предполагает оценку собственных затрат, сравнение с ценами конкурентов, оценку уровня спроса для формирования Цены. Кроме этого, представляется ценным для данного решения бизнес-офиса формализованный учет стратегии действия на рынке конкретного предприятия.

Система «Галактика» от корпорации «Галактика»

Система «Галактика» предназначена для автоматизации управления в корпорациях со сложной структурой, финансово-промышленных группах, а также на отдельных промышленных и торговых предприятиях. Система осуществляет информационное обеспечение руководителей различных уровней и категорий - от высшего менеджмента до руководителей подразделений, служб и участков. Численность сотрудников предприятий, внедривших систему «Галактика», составляет от нескольких десятков до 25 000 человек. Для крупных компаний, имеющих филиалы и террито­риально удаленные подразделения, реализована возможность оперативного удаленного доступа и информационного обмена.

Специфика конкретного предприятия (корпорации) учиты­вается с помощью более 300 параметров настройки. Структура системы позволяет вести параллельный многоплановый учет в нескольких стандартах (Россия, Беларусь, GAAP, IAS и др.) для любого количества филиалов или подразделений предприятия. Кроме того, обладая средствами экономического анализа, систе­ма позволяет построить схему налогообложения и определить структуру платежей

с целью избежания переплат и штрафов. В составе системы Галактика несколько подсистем управления.

 

 
 

 

На рисунке представлен контур управления финансами

Помимо этого, модули бизнес-офиса представлены в контурах управления производством, логистики, системы руководителя.

Система «Парус» от корпорации «Парус»

Данная система представляет собой программный комплекс для автоматизации управления предприятием любого размера и структуры, построенный на базе СУБД ORACLE и MS Office. Программный комплекс обеспечивает автоматизацию четырех основных направлений бизнеса (бизнес-сфер) финансово-хозяй­ственной деятельности предприятия; управления финансами, ло­гистики, управления производством, управления персоналом.

. Функции биз­нес-офиса реализованы в бизнес-направлении «Управления фи­нансами».

Это бизнес-направление обеспечивает выполнение функций автоматизированного управления финансами предприятия. Сре­ди общих принципов ее реализации можно отметить мультива-лютность и многовариантность учета. Функции бизнес-офиса реализованы в модуле Финансовое планирование. Основными функциями являются:

- текущее финансовое планирование

- долгосрочное финансовое планирование

-оперативное планирование и управление платежами для обеспечения текущей платежеспособности предприятия

- контроль за возникновением и погашением обязательств предприятия

- оперативный учет исполнения планов

- анализ выполнения финансовых планов.

Отдельные функции бизнес-офиса реализованы в бизнес-направлениях по управлению маркетингом и логистикой. управлением производством.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: