Заданике к практическому занятию по теме




«Развернутая метафора»

1. Найти и выписать научное определение понятия «метафора», выяснить, какие разновидности метафоры существуют.

 

Метафора – это перенос названия с одного предмета на другой по сходству. Также метафора является скрытым сравнением.

 

Существуют следующие разновидности:

· По цвету (золотые волосы)

· По звуку (дождь барабанит)

· По форме (крыло самолета)

 

2. Найти определение, что такое развернутая (или распространенная) метафора. Чем она отличается от одиночной.

 

Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. (Пример: книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав)

 

Отличие развернутой метафоры от одиночной метафоры заключено в размере. Развернутая метафора может быть на протяжении не только словосочетания, предложения, как простая метафора, но и во всем произведении, чаще всего лирического характера.

 

3. Подумать над вопросами и ответить:

1) Какова тема этого стихотворения?

 

Тема стихотворения Ю. Левитанского «Я люблю эти дни…» - тема творчества, точнее – о процессе творчества. На протяжении всего стихотворения автор рассуждает. Его рассуждения направлены на воспоминания, на знания того, что видел ранее; происходит словесный анализ. Левитанский рассуждает о сроке жизни произведения: музыкального, прозаического, лирического и других. Невольно читатель начинает задумываться о том, когда наступает «смерть» произведения, когда начинает угасать творение?

 

 

2) Какие картины в этом стихотворении наложены одна на другую. Сколько этих картин.

 

В стихотворение происходит наложение картин одна на другую: «музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу » à «в лесу все просторней теперь» à «партитура листвы обгорает строка за строкой» à «тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины » à «все прозрачней становится лес» à «скрипка последняя смолкнет в руке скрипача» à «последняя флейта замрет в тишине».

 

Происходит наложение образа смерти, конца. Автор мысленно прощается с созданным произведением. Левитанский сообщает, что вот-вот будет поставлена точка, будет дописана последняя строчка.

 

Основных картин – три: образ свечи, образ оркестра, образ леса.

 

3) Сформулировать, как вы понимаете смысл этого стихотворения.

 

Прочитав стихотворение «Я люблю эти дни…» Ю. Левитанского, приходит в голову множество мыслей, осознание того, что произведение – это целая жизнь, протекающая и при помощи автора, и сама по себе. Ведь автор вкладывает часть души, часть мыслей и часть идеи, а читатель додумывает основную часть самостоятельно.

 

4) Что же любит Левитанский?

 

Сам Левитанский пишет, что любит время, когда суть произведения сформировалась и можно поразмыслить о многом: о вопросах философского характера («о смерти», «о жизни»), когда можно помечтать («о славе»). Когда стоит подвести итоги и насладиться тем, что тебя окружает. Интерес Левитанского отражен в строчке «Что становится явной вся тайная суть естества», то есть пред лицом автора лишь основной мотив, чистый, без излишеств (Идёт сравнение с «Прощальной симфонией» Гайдна, где в конце постановки остаются лишь две скрипки – тот же самый основной мотив).

 

5) Что имеется в виду под словами «эти дни»? Что это за дни в прямом и переносном смысле?

 

Если говорить о прямом смысле словосочетания «эти дни», то это дни наслаждения природой, гармонии с самим собой; дела и кропотливая работа над произведением сделаны, можно поразмышлять о лёгком, отвлекающем тебя от суеты.

Что касается переносного значения «это дни», то это время осознания того, что автор хорошо понимает не только произведение, но мир, его части, его составляющую.

 

4. Отдельно проанализируйте сложную одиночную метафору

«партитура листвы обгорает строка за строкой».

 

Выявите, какие три разные картины, процессы, здесь наложены друг на друга, совмещены? Восстановите те сравнения, из которых родилась эта метафора.

 

В стихотворении «Я люблю эти дни…» представлены три разные картины, которые наложены друг на друга: образ свечи, образ оркестра, образ леса. Разберем их.

Образ свечи символизирует жизнь, процесс жизни.

Образ оркестра представлен как жизненный оркестр: сначала играют все музыканты, после, покидает сцену определенное количество, и постепенно участников оркестра становится всё меньше и меньше. В конце остаются лишь те, кто играет на скрипках. Это два музыканта. Также и в жизни: сначала человек полон сил, эмоций, амбиций, но постепенно, в процессе, их становится меньше.

В описании леса есть два ключевых слова – просторней и обнажая. Эти два слова обрисовывают положительные моменты свободы, лёгкости. Картина леса сопоставлена с картиной свечи, то есть образ жизни и свободы переплетены в стихотворении Левитанского.

Следовательно, в стихотворении происходит переплетение образа жизни, свободы и жизненного процесса. Также, не зря упомянут образ ключа, который характеризует судьбу, предназначение.

Все эти картины тесно связаны между собой, поэтому не зря стихотворение заканчивается строчкой

«и о многом другом еще можно подумать,

о многом другом».

 

Левитанский создал философской темы стихотворение, над которым стоит много и много размышлять.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: