Любая деятельность имеет определенный результат, который человек всегда стремится оценить. С развитием производства, а особенно его промышленного масштаба, эта оценка, стремление «получать большее взамен на меньшее или, по крайней мере, столько же» спровоцировала появление концепции эффективности - как отдельной серьезной составляющей изучения экономики организации.
Эффективность торговли - результативность функционирования предприятия или отрасли в целом, выраженная в отношении полезных конечных результатов к затраченным ресурсам.
В современно торговле раскрываются понятия трех разных видов эффективности.
· Эффективность хозяйственной деятельности определяется полученными результатами, которые отражают достижение стратегических и тактических целей развития, и конкурентным успехом на рынке;
· Эффективность использования отдельных видов ресурсов измеряется соотношением полученного результата и эффекта;
· Эффективность производства товаров и услуг предполагает использование минимального количества ресурсов для производства данного объема товаров и оказания услуг, что снижает издержки всех видов.
Классификация форм проявления эффективности производится по:
· Уровню рассмотрения: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, уровень предприятия;
· Степени охвата результата: общая (социально-экономическая) и частная (социальная, экономическая) эффективность.
Однако мало различать эффективность результативную (целесообразную) и экономическую (затратную). Необходим еще и анализ обоснованности самих целей деятельности. Словом, необходим анализ эффективности последней с точки зрения соответствия ее целей нормативным идеалам и ценностным нормам, принимаемым обществом на определенном этапе ее развития.
На этом основании эффективность делится на:
· потребностную (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам);
· результативную (отношение достигнутого результата к преследуемым целям);
· затратную (отношение затрат к достигнутым результатам).
Эти виды эффективности образуют цепочку: потребностная эффективность предопределяет содержание результативной, а та - затратную.
Цепочка же «потребности - цели - задачи - ресурсы» исчерпывает содержание разработки любого плана.
Поэтому выделенные виду эффективности полностью соответствуют содержанию планирования и обеспечивают единство таких функций управления, планирование и анализ эффективности - планов и итогов их выполнения.
Если потребностную (П), результативную (Р) и затратную (З) эффективности выразить отношениями Ц/П, Р/Ц и Р/З, где Ц - цели, то комплексному понятию эффективности соответствует выражение:
Э = Ц/П * Р/Ц * Р/З.
Различают три основных элемента экономической эффективности управления торговлей:
· эффективность комплекса процессов, каким является управление, и прежде всего организация управления;
· экономическая эффективность совершенствования отдельных подсистем, соответствующих определенным функциям управления;
· эффективность применения вычислительной техники и внедрения мероприятий по созданию автоматизированных систем управления.
Также эффективность торговой деятельности можно определить как совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных операций, приводящих к получению максимально возможной прибыли.
Эти операции условно можно разделить на несколько этапов:
· изучение спроса и определение потребностей в товарах;
· выявление поставщиков товаров и установление с ними хозяйственных связей;
· коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров;
· коммерческая деятельность по розничной продаже товаров;
· формирование ассортимента и управление товарными запасами;
· рекламно-информационная деятельность;
· оказание торговых услуг.
Результативность функционирования этих этапов чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности по организации в целом, которые в свою очередь зависят от организации технологических процессов, их ритмичности, эффективности использования отдельных видов имущественного потенциала, т.е. динамики финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, для достижения поставленных организацией целей необходимо изучать составные части торгово-организационных операций (этапов) с целью выявления тенденция хозяйственной деятельности, приводящих к тому или иному результату, то есть анализировать финансово-хозяйственной деятельности.
Анализ различных факторов торговли служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления организацией и протекающими в ней процессами.
Одной из ветвей экономического анализа, связанного с изучением торговой деятельности отрасли является анализ ее хозяйственной деятельности. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих отрасль, обращение, потребление товаров, услуг, эффективность использования ресурсов.
В ходе анализа выявляются причины и возможные последствия изучаемых факторов, с помощью которых можно принимать решения с учетом постановки стратегических целей деятельности отрасли, адекватных рыночным условиям.
Для оценки эффективности функционирования отрасли наука и практика выработали специальные инструменты, называемые экономическими показателями. Экономические показатели - это микромодели экономических явлений. Отражая динамику и противоречия происходящих процессов, они подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от своего главного предназначения - оценки сущности экономического явления, поэтому для анализа эффективности деятельности отрасли необходимо знать природу каждого экономического показателя.