Понятие и виды эффективности




Любая деятельность имеет определенный результат, который человек всегда стремится оценить. С развитием производства, а особенно его промышленного масштаба, эта оценка, стремление «получать большее взамен на меньшее или, по крайней мере, столько же» спровоцировала появление концепции эффективности - как отдельной серьезной составляющей изучения экономики организации.

Эффективность торговли - результативность функционирования предприятия или отрасли в целом, выраженная в отношении полезных конечных результатов к затраченным ресурсам.

В современно торговле раскрываются понятия трех разных видов эффективности.

· Эффективность хозяйственной деятельности определяется полученными результатами, которые отражают достижение стратегических и тактических целей развития, и конкурентным успехом на рынке;

· Эффективность использования отдельных видов ресурсов измеряется соотношением полученного результата и эффекта;

· Эффективность производства товаров и услуг предполагает использование минимального количества ресурсов для производства данного объема товаров и оказания услуг, что снижает издержки всех видов.

Классификация форм проявления эффективности производится по:

· Уровню рассмотрения: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, уровень предприятия;

· Степени охвата результата: общая (социально-экономическая) и частная (социальная, экономическая) эффективность.

Однако мало различать эффективность результативную (целесообразную) и экономическую (затратную). Необходим еще и анализ обоснованности самих целей деятельности. Словом, необходим анализ эффективности последней с точки зрения соответствия ее целей нормативным идеалам и ценностным нормам, принимаемым обществом на определенном этапе ее развития.

На этом основании эффективность делится на:

· потребностную (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам);

· результативную (отношение достигнутого результата к преследуемым целям);

· затратную (отношение затрат к достигнутым результатам).

Эти виды эффективности образуют цепочку: потребностная эффективность предопределяет содержание результативной, а та - затратную.

Цепочка же «потребности - цели - задачи - ресурсы» исчерпывает содержание разработки любого плана.

Поэтому выделенные виду эффективности полностью соответствуют содержанию планирования и обеспечивают единство таких функций управления, планирование и анализ эффективности - планов и итогов их выполнения.

Если потребностную (П), результативную (Р) и затратную (З) эффективности выразить отношениями Ц/П, Р/Ц и Р/З, где Ц - цели, то комплексному понятию эффективности соответствует выражение:

Э = Ц/П * Р/Ц * Р/З.

Различают три основных элемента экономической эффективности управления торговлей:

· эффективность комплекса процессов, каким является управление, и прежде всего организация управления;

· экономическая эффективность совершенствования отдельных подсистем, соответствующих определенным функциям управления;

· эффективность применения вычислительной техники и внедрения мероприятий по созданию автоматизированных систем управления.

Также эффективность торговой деятельности можно определить как совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных операций, приводящих к получению максимально возможной прибыли.

Эти операции условно можно разделить на несколько этапов:

· изучение спроса и определение потребностей в товарах;

· выявление поставщиков товаров и установление с ними хозяйственных связей;

· коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров;

· коммерческая деятельность по розничной продаже товаров;

· формирование ассортимента и управление товарными запасами;

· рекламно-информационная деятельность;

· оказание торговых услуг.

Результативность функционирования этих этапов чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности по организации в целом, которые в свою очередь зависят от организации технологических процессов, их ритмичности, эффективности использования отдельных видов имущественного потенциала, т.е. динамики финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, для достижения поставленных организацией целей необходимо изучать составные части торгово-организационных операций (этапов) с целью выявления тенденция хозяйственной деятельности, приводящих к тому или иному результату, то есть анализировать финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ различных факторов торговли служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления организацией и протекающими в ней процессами.

Одной из ветвей экономического анализа, связанного с изучением торговой деятельности отрасли является анализ ее хозяйственной деятельности. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих отрасль, обращение, потребление товаров, услуг, эффективность использования ресурсов.

В ходе анализа выявляются причины и возможные последствия изучаемых факторов, с помощью которых можно принимать решения с учетом постановки стратегических целей деятельности отрасли, адекватных рыночным условиям.

Для оценки эффективности функционирования отрасли наука и практика выработали специальные инструменты, называемые экономическими показателями. Экономические показатели - это микромодели экономических явлений. Отражая динамику и противоречия происходящих процессов, они подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от своего главного предназначения - оценки сущности экономического явления, поэтому для анализа эффективности деятельности отрасли необходимо знать природу каждого экономического показателя.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: