ЗАО НИИ ЭСТО, ННГУ им. Н. И. Лобачевского и НИЯУ «МИФИ»




вузы:

- Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ)

- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (МИФИ)

предприятие: ЗАО «Научно-исследовательский институт «Электронное специальное технологическое оборудование» (НИИ ЭСТО)

В подготовке кейса принимали участие:

- генеральный директор ЗАО НИИ ЭСТО Сапрыкин Дмитрий Леонидович,

- директор научно-исследовательского физико-технического института ННГУ им. Н.И. Лобачевского, профессор, доктор физико-математических наук Чувильдеев Владимир Николаевич

- руководитель Лазерного центра НИЯУ «МИФИ», доцент, кандидат физико-математических наук. Петровский Виктор Николаевич

 

ЗАО НИИ ЭСТО создано в 2006 г. как исследовательский центр группы компаний «Лазеры и аппаратура», ведущего российского разработчика и производителя лазерного технологического оборудования. В группу компаний, помимо НИИ ЭСТО, входят еще два предприятия: ООО «НПЦ «Лазеры и аппаратура ТМ» и ООО ПВЦ «Лазеры и технология»[1]. Однако, как отмечает Д. Л. Сапрыкин, это разделение носит в большей степени формальный характер, разработка и производство продукции осуществляются общими усилиями компаний группы, в том числе и физически локализованных на одних и тех же площадках. То же правило должно быть справедливо, по словам Дмитрия Леонидовича, и для взаимодействия группы компаний с университетами: «Старая «линейная» схема инновационного развития, предполагающая «фундаментальные» разработки в исследовательских институтах, «прикладные» в отраслевых институтах, опытные разработки в отдельных КБ и центрах разработки и затем «внедрение на производство» на больших серийных заводах, сегодня во многих случаях не работает. Современная система предполагает единый инновационный цикл, в котором исследования, подготовка кадров и производство реализованы одновременно в рамках относительно небольших малых и средних компаний, имеющих, однако, хорошо отработанные связи как с университетами, так и с «большими» корпорациями. Так было в начале XX века и теперь это снова так. Нельзя, чтобы в одном месте был завод, в другом – НИИ, в третьем – КБ, а в четвертом – университет: они должны быть рядом и в постоянном взаимодействии».

При участии НИИ ЭСТО в качестве соисполнителя, в настоящее время реализуется один из крупнейших проектов в области лазерных и аддитивных технологий, целью которого является разработка технологии послойного лазерного синтеза полиметаллических изделий по 3D-CAD моделям и создание демонстрационного образца установки[2]. Проект осуществляется при взаимодействии Фонда перспективных исследований, Минобрнауки России, ННГУ и Научно-исследовательского физико-технического института ННГУ (НИФТИ ННГУ), для реализации проекта в составе НИФТИ ННГУ в 2014 г. была создана Лаборатория аддитивных технологий и проектирования материалов[3]. На реализацию трехлетнего проекта, ожидаемого к завершению в 2018 г., Фондом перспективных исследований (ФПИ) было выделено 300 млн рублей[4].

По словам В. Н. Чувильдеева, заведующего Лабораторией и директора НИФТИ, установка и технология, разрабатываемые в рамках проекта, позволят создать не имеющий аналогов «конструктор материалов»: многопорошковый 3D-принтер, который позволяет в каждой «точке» (заданном объеме) создаваемого изделия получать нужный состав химических элементов. С исследовательской точки зрения, такой «конструктор» позволит в сжатые сроки изучить физико-механические свойства множества в принципе не существующих материалов.

Решение этой задачи основано, с одной стороны, на сильной теоретической и экспериментальной научно-исследовательской базе, которой располагает Лаборатория аддитивных технологий и проектирования материалов НИФТИ, и, с другой стороны, на уникальных практических компетенциях коллектива НИИ ЭСТО как предприятия-производителя промышленного оборудования, поставляющего его, в том числе, и для обеспечения нужд НИФТИ. Следует отметить, что НИФТИ – исторически один из сильнейших профильных научных институтов в России. В созданном в 1930 г. институте в разные периоды работали нобелевский лауреат В. Л. Гинзбург, академик А. А. Андронов и многие другие известнейшие советские ученые. С 1990 года НИФТИ является структурным подразделением ННГУ.

С учетом специфики НИФТИ как научно-исследовательского института, реализация проекта в большей степени может быть охарактеризована как сотрудничество профильной научной организации и предприятия, хотя в исследовательскую работу активно вовлечены в том числе и аспиранты НИФТИ. Как отмечает Д. Л. Сапрыкин, «Аддитивная машина – это мега-проект… Одна из немногих практически работающих моделей взаимодействия: это проект, который ставит задачу создания продукта, хотя бы на уровне опытного образца, а лучше – запущенного в серию». В рамках проекта, фундаментальные разработки и создание технологического оборудования идут даже не последовательными итерациями, а, скорее, параллельно, при постоянном взаимодействии института и предприятия.

По мнению Дмитрия Леонидовича, наличие этой глобальной задачи, единой для НИФТИ и НИИ ЭСТО, обеспеченной необходимыми инструментами и ресурсами для ее выполнения, качественно отличает проект от общей ситуации в части взаимодействия бизнеса и университетов. В ее отсутствие «ничего бы не было, потому что отсутствует механизм. Простой пример: нам иногда нужно испытать на разрыв выращенные образцы, сделать шлифы и посмотреть микрографию. У нас через дорогу стоит оборудование [в МИЭТе – комм. ред.]. Оно не работает, оно не загружено даже на 5%, но, если мы к ним пойдем, стоимость будет такой, что нам проще будет сделать эти испытания за границей. Это очень сложно, проще договориться с немецкой лабораторией». В рамках программ по развитию инфраструктуры университетами закуплено значительное количество измерительного и технологического оборудования, доступа к которому предприятия фактически получить не могут. Оборудование, в то же время, простаивает.

Д. Л. Сапрыкин подчеркивает, что на сегодняшний день постоянное институализированное взаимодействие НИИ ЭСТО (а равно и компаний группы) с университетами практически отсутствует: «Малые и средние инновационные предприятия, которые у нас в стране есть, например, наша фирма, и вузы – системно не взаимодействуют». Обратная ситуация характерна для конкурирующих с НИИ ЭСТО зарубежных производителей технологического лазерного оборудования, среди которых подавляющее большинство, с точки зрения российского законодательства, являются малыми и средними компаниями: «В них есть свое производство, свое КБ, своя исследовательская лаборатория, реализован единый инновационный цикл. И все они имеют проекты с университетами». В этом плане проект НИИ ЭСТО с ННГУ, поддержанный Фондом посевных исследований, является «первой ласточкой» в реализации новой, современной концепции инновационного цикла.

Наряду с организационными проблемами, в отрасли есть открытые вопросы, связанные с потерей или постепенным вымыванием исследовательских компетенций по ключевым научно-техническим направлениям. «Например, знаменитый практикум по лазерам и оптике, по которому я учился [в МФТИ – комм. ред.], в создании и развитии которого участвовали Басов, Ландсберг и Прохоров и который работал в тесном взаимодействии с «базами» сегодня по сути ликвидирован … Между тем половина вузов Европы и Америки создает нечто аналогичное, воспроизводя эту «физико-техническую» модель, позволяющую уже в структуру учебного цикла закладывать взаимодействие вуза и предприятия. В последние годы в Бордо, в Лондоне появились такие центры по лазерным технологиям. Я знаю несколько подобных в Китае, Южной Корее и Японии. … На крупных отраслевых конференциях за рубежом, кроме нас, из числа российских разработчиков практически никого не осталось, хотя в 90-е годы наше представительство было огромным».

Похожие проблемы характерна и для образовательной сферы. В 1990-х годах связи между университетами и бизнесом в значительной мере были утеряны, когда «государство, формально оставшись ключевым заказчиком <…>, перестало транслировать запросы экономических агентов»[5]. «Практика сегодня в вузе занимает последнее место по значимости. Хотя исторически, в классическом традиционном политехническом институте, технологическом институте практика со времен XIX века занимала треть образовательного процесса минимум», отмечает Д. Л. Сапрыкин.

При этом, в советской системе высшего образования связи вузов с предприятиями реального сектора были жестко закреплены и направлены на удовлетворение потребностей государственной плановой экономики. Как следствие, существующая образовательная система до сих пор направлена на массовый выпуск узких специалистов в соответствии с крайне раздробленной структурой направлений подготовки, разработанной для обеспечения нужд крупнейших промышленных компаний. Такой подход неприемлем для обеспечения нужд небольших инновационно активных предприятий, превалирующих во многих наиболее высокотехнологичных отраслях экономики сегодня: «Нам, например, не нужно десять конструкторов в год или десять лазерных физиков. Нам нужно по одному в течение двух лет, нужны разные специалисты: один механик, один оптик… Малому предприятию нужны люди, которые обучаются не на одной кафедре, а на разных факультетах – поэтому базовая кафедра как организационная форма приемлема только для очень крупного предприятия».

Одно из решений выделенной проблемы – формирование профильных лабораторий или центров, в выпускниках которых, обладающих разносторонней подготовкой, заинтересованы сразу группы небольших предприятий. Пройдя базовые предметы на младших курсах, студент получает возможность попасть в такую проблемно-ориентированную лабораторию и продолжить обучение по индивидуальной траектории. Безусловно, в отличие от крупнейших предприятий (в особенности, предприятий ОПК), малые и средние компании не могут обеспечить гарантий трудоустройства, однако их вовлечение в образовательный процесс и подготовку дипломных работ студентов, как минимум, позволяет обогащать образовательную программу актуальной индустриальной повесткой и обновлять лекционные материалы в соответствии с текущими индустриальными задачами.

Один из немногих примеров позитивной системной работы по подготовке кадров реализуется НИИ ЭСТО совместно с Лазерным центром МИФИ[6]. «Для нашей отрасли, это один из самых сбалансированных вузов. Лазерный центр – это межфакультетский, междисциплинарный центр, в нем есть разные компетенции и фокус на работу с предприятиями» (Д. Л. Сапрыкин).

Как рассказывает руководитель Лазерного центра В. Н. Петровский, Центр был создан в 2008 г. на базе МИФИ при непосредственном сотрудничестве с НТО ИРЭ «Полюс» (IPG Photonics), в том числе как будущая «кузница кадров» для комплекса компании во Фрязино. Обеспечение потребностей образовательного процесса в интересах отраслевых предприятий-работодателей изначально было и по настоящий момент остается одной из центральных задач Центра, наряду с выполнением научно-исследовательских работ и заказных разработок для предприятий, выполняемых на основе хозяйственных договоров.

На базе Центра, оснащенного специализированным (хотя и несколько устаревшим, как отмечает В. Н. Петровский) лазерным оборудованием, на постоянной основе осуществляется учебно-исследовательская работа студентов. Как правило, в ней принимают участие до 4-6 человек в год. Заинтересованные ребята имеют возможность выполнения дипломных работ с использованием ресурсов Центра, в том числе с привлечением сотрудников Центра к руководству работами, и продолжения обучения в аспирантуре по профильной тематике.

Взаимоотношения предприятия со многими университетами строятся на слабо формализованной основе, за счет личных контактов и выстроенных отношений с профильными специалистами, возглавляющими факультеты и кафедры. Однако общая картина, по характеристике, впервые использованной в работах И. Д. Фрумина и М. С. Добряковой, может быть определена как ситуация договора о невовлеченности, в которой «институциональная структура высшего образования стимулирует сохранение status quo»[7], а отдельные положительные всплески активности связаны в большей степени с личной инициативой отдельных акторов. Более того, в существующей системе ключевых показателей эффективности, по которым оценивается деятельность университетов, взаимодействие с предприятиями и соответствующие ему индикаторы имеют сравнительно небольшой вес по отношению, например, к академическим статьям в Scopus, что снижает и без того невысокую заинтересованность вузов в сотрудничестве с предприятиями.

Таким образом, в то время, как общемировые тенденции свидетельствуют о все большем вовлечении вузов в рыночные взаимоотношения с предприятиями-работодателями как основными потребителями инженерных кадров для современных высокотехнологичных отраслей[8], у российских университетов пока нет сложившихся механизмов работы с небольшими компаниями. «А ведь самое интересное происходит сейчас в малых и средних фирмах, которые имеют единство разработки, опытного и серийного производства. Необходимо, университеты системно взаимодействовали с малыми и средними промышленными предприятиями», резюмирует Д. Л. Сапрыкин.


[1] Малое инновационное предпринимательство: Кейсы российских компаний / Д.С. Андреюк и др. Под ред. Д.С. Медовникова. – М.: МАКС Пресс, 2013. – 196 с.

[2] https://fpi.gov.ru/laboratory/3d_material

[3] https://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=88682#.WB_lDPmLSUk

[4] https://www.tcc.unn.ru/news/133-krupneyshiy-vuz-nizhnego-delaet-stavku-na-bio-i-additivnye-tehnologii.html

[5]

[5] Цит. по: Фрумин И., Кузьминов Я., Семенов Д. Незавершенный переход: от госплана - к мастер-плану // Отечественные записки. № 4 (55), 2013. URL: https://www.strana-oz.ru/2013/4/nezavershennyy-perehod-ot-gosplana---k-master-planu#_ftnref9

[6] https://lascenter.mephi.ru/

[7] Цит. по: Фрумин И.Д., Добрякова М. С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-zastavlyaet-menyatsya-rossiyskie-vuzy-dogovor-o-nevovlechennosti. (стр. 184)

[8] Making industry-university partnerships work: lessons from successful collaborations, https://www.sciencebusiness.net/Assets/94fe6d15-5432-4cf9-a656-633248e63541.pdf



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: