В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, хотя именно оно должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
Л.С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение. Это высказывание не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности обучения и воспитания, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам Других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Изучением эмоциональной сферы человека занимались многие исследователи. Физиологи, психологи разрабатывали теории эмоций (Ч. Дарвин, У. Джемс, К. Ланге, У. Кеннон, П. Бард, Д.О. Хеббу, Л.Фестингер, С. Шехтер, П.В. Симонов).
Психологом К. Изардом были выделены основные эмоциональные состояния: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.
Многие психологи занимались исследованием развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Запорожец А.В., Неверович Я. З., Кошелева А.Д., Кулагина И.Ю., Минаева В.М. и др.)
|
По мнению А.В. Запорожца, в вопросе развития эмоциональной сферы детей очень важным является включение их в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Эта деятельность позволяет ребенку пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния.
Изучению театрализованной деятельности и ее влияния на обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста посвящены работы Л. Баряевой, И. Вечкановой, А. Зарина, А. Бурениной, Л. Артемовой, Е. Трусовой, Ю. Клименко, Л. Стрелковой и др.
На основе театрализованной деятельности могут быть реализованы практически все задачи воспитания, обучения развития детей. Она может успешно использоваться и для развития эмоциональной сферы, так как для театрализованной деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса).
Использование пиктограмм, с пособствует усвоению детьми графического изображения вышеперечисленных эмоциональных состояний, что является предпосылкой развития у детей умение - видеть эмоциональное состояние окружающих людей. Также у детей развиваются способности демонстрировать собственные эмоции, используя для этого выразительные движения лица (мимику), выразительные движения (пантомимику), а также свои голосовые возможности. В занятия включены задания, направленные на развитие у детей эмпатии. Приведем примеры занятий, посвященные знакомству с такими эмоциями, как; радость, грусть, страх удивление, злость.
|
Занятие " Радость"
Цель: первичное знакомство с чувством радости, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать Эмоциональное состояние другого человека.
Материал: пиктограмма «Радость.
Содержание занятия:
- Упражнение на создание положительного эмоционального фона (каждый ребенок приветствует своего соседа, называет его по имени и говорит, что рады его видеть).
- Рассматривание пиктограммы «Радость».
- Упражнение на снятие напряжения мышц лица «Солнечный зайчик» (дети представляют, что по их лицу бежит солнечный зайчик и гладят его ладонями на лбу, на щеках, на носу, подбородке и губах).
- Упражнение «Изобрази эмоцию» (дети изображают на своем лице радость).
- Этюд «Встреча с другом» (мальчик встречает товарища и радуется этому).
- Беседа о радости (что такое радость, когда люди радуются и т.д.).
- Разыгрывание сценки (девочка рада за подругу, у которой получился красивый рисунок).
- Игра «Мыльные пузыри», направленная на развитие выразительности движений и снятие напряжения (дети свободно передвигаются по комнате, изображая мыльные пузыри, а по команде: «Пузыри лопнули», ложатся на пол).
Занятие «Грусть»
Цель: знакомство с чувством грусти, изучение выражения этого эмоционального состояния в мимике, голосе.
Материал: пиктограмма «Грусть».
|
Содержание занятия:
- Упражнение на создание положительного эмоционального фона (дети здороваются друг с другом, говорят, что рады друг друга видеть).
- Рассматривание пиктограммы «Грусть».
- Упражнение «Солнечный зайчик» (на снятие напряжения с мышц лица).
- Изображение чувства грусти.
- Драматизация ситуации «Пропала собака» (у хозяина пропала собака, и все его успокаивают).
- Чтение литературных отрывков из произведений К.Чуковского «Краденое солнце», «Доктор Айболит», во время которого дети изображают соответствующую эмоцию.
- Игра «Повтори фразу» (дети повторяют фразы «Мне купили игрушку», потерял карандаш» и т.д., выражая эмоции в голосе).
Занятие «Страх»
Цель: знакомство с чувством страха, изучение выражения страха в мимике.
Материал: пиктограммы «Страх», «Радость», «Грусть», свеча в безопасном подсвечнике.
Содержание занятия:
- Игра на снятие эмоционального напряжения (дети здороваются друг другом, передавая по кругу свечку).
- Рассматривание пиктограммы «Страх».
- Игра «Солнечный зайчик» (снятие напряжения мышц лица).
- Выражение эмоционального состояния страха.
- Драматизация ситуации, позволяющей дать детям опыт переживания негативной ситуации (девочка увидела гуся и испугалась, а бабушка ее успокоила)
- Игра «Гуси-лебеди» (дети свободно передвигаются по комнате, а щ команде: «Летят гуси-лебеди», прячутся за стульчики).
Игра «Найди пиктограмму» (дети выбирают пиктограмму «Страх» из заранее подготовленных пиктограмм).
Занятие «Удивление»
Цель: познакомить детей с чувством удивления, закреплять мимически ш навыки выражения данного чувства.
Материал: пиктограмма «Удивление», зеркала.
Содержание занятия:
- Упражнение на создание чувства группового единства (детям предлагается взяться за руки и сказать: «Доброе утро
- Рассматривание пиктограммы «Удивление»
- Упражнение «Солнечный зайчик» на расслабление мышц лица
- Обсуждение мимики, используемой детьми при удивлении
- Изображение удивления
- Драматизация ситуации «Жива шляпа» (мальчик хотел поднять шляпку, а она отпрыгнула в сторону, и мальчик удивился).
- Упражнение «Зеркало» (дети, глядя в зеркала, изображают заданные эмоции
- Игра «Повтори фразу» (дети произносят фразу «У меня была собака» с радостью, грустью, со страхом и удивлением).
Представленная серия занятий по театрализованной деятельности для старшего дошкольного возраста способствует развитию их эмоциональной сферы.
Литература:
1. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы эмпирические исследования. - М., 1997.
2. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - Московский психолого-социальный, 2001
3. Изард К. Эмоции человека - М., 1980.
4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия. Игры: Пособия для работников ДОУ - М., 2001.