Категории объектов, оказывающих НВОС
- Разделение на категории объектов, оказывающих НВОС
- Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к категориям
1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вводит категории для всех хозяйствующих субъектов в зависимости от уровня их НВОС. В зависимости от присвоенной категории, хозяйствующие субъекты могут получить новые обязанности или послабления от государственного природоохранного регулирования.
Справка содержит информацию о:
- категориях объектов, оказывающих НВОС;
- критериях отнесения таких объектов к категориям, с характерными им отраслями хозяйственной деятельности;
- новых требованиях и льготах для хозяйствующих субъектов.
Благодаря представленной в справке информации вы узнаете о новых требованиях природоохранного законодательства к деятельности вашей организации.
Таким образом, вы сможете адаптировать природоохранную деятельность на своем предприятии с учетом изменений требований законодательства, предварительно спланировать дальнейшую деятельность предприятия, предотвратить нарушение новых требований законодательства, а так же пересмотреть свои затраты на природоохранную деятельность.
Разделение на категории объектов, оказывающих НВОС
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ)).
Объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории (п. 1 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ):
- I категория - объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее - НДТ);
- II категория - объекты, оказывающие умеренное НВОС;
- III категория - объекты, оказывающие незначительное НВОС;
- IV категория - объекты, оказывающие минимальное НВОС.
Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.
Дополнительная информация Подробнее см. «Государственный учет объектов, оказывающих НВОС» |
Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС (п. 4 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).
Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к категориям
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к соответствующей категории учитываются (п. 2 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ):
- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
- классификация промышленных объектов и производств;
- особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).
Во исполнение указанных требований, принято Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. N 1029утверждающее Критерии определения категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Критерии) и вступившее в силу 11 октября 2015 года.
Для того, что бы вам было удобнее и проще определить категорию эксплуатируемого объекта и понять какие требования к вашему объекту будут предъявляться в дальнейшем, экспертами проведен анализ изменений нормативно-правового регулирования природоохранной деятельности. В итоге подготовлены материалы, обобщающие критерии и требования в отношении деятельности по эксплуатации объектов НВОС в зависимости от их категорий.
I категория
К категории значительного НВОС относятся объекты наиболее опасных видов хозяйственной деятельности. Так же данная категория присваивается объектам НВОС в зависимости от объемов производимой ими продукции или проектной мощности (подробнее см. п.1 Критериев).
Примеры хозяйственной деятельности | Обязанности и меры стимулирования снижения НВОС |
1) Объекты наибольшего негативного воздействия: - по добыче сырой нефти и природного газа, в т.ч. переработке природного газа; - по производству нефтепродуктов; - по добыче и подготовке руд цветных металлов; - по производству химических веществ, по обработке и утилизации отходов и т.д. 2) Объекты негативного воздействия определяемые в зависимости от объемов производства и проектных мощностей: - производство стекла с проектной производительностью от 20 т/сутки; - захоронение отходов IV и V классов опасности, включая ТКО от 20 т/сутки; - производство кожи и изделий из неё с проектной мощностью от 12 т/сутки и т.д. | С 1 января 2015 г.: 1) Производственный экологический контроль. Разрабатывается и утверждается программа производственного экологического контроля (далее - ПЭК), осуществляется ПЭК, документируется информация и хранятся данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 2) Применение НДТ. Хозяйственная деятельность, отнесенная к категории наибольшего негативного воздействия, подлежит применению НДТ (п. 2 ст. 28_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). С 1 января 2016 г. Вносится плата за НВОС (за исключением размещения ТКО) (п. 1 ст. 16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). С 1 января 2018 г.: 1) Автоматические средства измерения и учета. Стационарные источники (из перечня, установленного Правительством РФ), оснащаются автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи такой информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (п.9 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 2) Государственная экологическая экспертиза. Проектная документация объектов капитального строительства будет подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня, за исключением проектной документации входящей в состав материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (п.п. 7_5 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее -Федеральный закон от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ)). С 1 января 2019 г.: 1) Нормативы допустимых выбросов и сбросов. При планировании строительства объектов, производится расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п. 2 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 2) Разработка технологических нормативов (п.1 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 3) Получение комплексного экологического разрешения (п.1 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 4) Программа повышения экологической эффективности. В обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов, если невозможно соблюдение данных нормативов (п.1 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 5) Разрабатываются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) (п.2 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ). 6) Комплексное экологическое разрешение устанавливает: - НООЛР (п.3 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ); - разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п.9 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ)). С 1 января 2020 г. Плата за НВОС. Оплата в полной мере (коэффициент 100) - за превышение установленных для данных объектов объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ (п.5 ст.16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). С 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. включительно. Комплексное экологическое разрешение. Обращение в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения (п.6 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). |
II категория
К категории умеренного НВОС относятся объекты менее опасных видов хозяйственной деятельности. Объекты с меньшими объемами производимой продукции или проектной мощности, чем у объектов I категории (подробнее см. п.2 Критериев).
Согласно п.3 Критериев в данную категорию входят следующие объекты:
- порты морского и внутреннего сообщения;
- объекты приема и отправки воздушных судов;
- объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Примеры хозяйственной деятельности | Обязанности и меры стимулирования снижения НВОС |
1) Объекты умеренного негативного воздействия: - эксплуатация ядерных установок; - транспортирование по трубопроводам газа, нефти и продуктов их переработки; - хранение отходов производства и потребления I-III классов опасности и т.д. 2) Объекты, негативного воздействия определяемых в зависимости от объемов производства и проектных мощностей: - производство чугуна или стали менее 2,5 т/час; - сбор и обработка сточных вод (систем канализации) менее 20 тыс. м(3)/сутки; - производство мяса и мясопродуктов с проектной производительностью менее 50 т/сутки и т.д | С 1 января 2015 г.: 1) Производственный экологический контроль. Разрабатывается и утверждается программа ПЭК, осуществляется ПЭК, документируется информация и хранятся данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 2) Применение НДТ. Хозяйственная деятельность, отнесенная к категории наибольшего негативного воздействия, подлежит применению НДТ (п.2 ст.28_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). С 1 января 2016 г. Вносится плата за НВОС (за исключением размещения ТКО) (п.1 ст.16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). С 1 января 2019 г.: 1) Нормативы допустимых выбросов и сбросов. При планировании строительства объектов, производится расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п.2 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 2) Комплексное экологическое разрешение. Право получения комплексного экологического разрешения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по НДТ (п.12 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 3) Представляется декларация о воздействии на окружающую среду (п.1 ст.31_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 4) План мероприятий по охране окружающей среды. Разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды, если невозможно соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов, на период их поэтапного достижения (п.1 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 5) Разрабатываются НООЛР (п.2 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ). 6) Учет образовавшихся и размещенных отходов. Информация об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов включается в декларацию о воздействии на окружающую среду (п.4 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ); 7) Выбросы загрязняющих веществ. Осуществляют выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании декларации о воздействии на окружающую среду (за исключением радиоактивных выбросов) (п.10 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ); С 1 января 2020 г. Плата за НВОС. Оплата в полной мере (коэффициент 100) - за превышение указанных в декларации о воздействии на окружающую среду объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ (п.5 ст.16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). |
III категория
К категории незначительного НВОС, относятся объекты эксплуатации исследовательских ядерных установок нулевой мощности или радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники 4 и 5 категорий (п.4 Критериев).
Так же, согласно п.5 Критериев, к данной категории принадлежат объекты НВОС, не отнесенные к I, II и IV категориям.
Примеры хозяйственной деятельности | Обязанности и меры стимулирования снижения НВОС |
Объекты, на которых оборудование используется для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов. | С 1 января 2015 г. Производственный экологический контроль. Разрабатывается и утверждается программа ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). С 1 января 2016 г. Вносится плата за НВОС (за исключением размещения ТКО) (п. 1 ст. 16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). С 1 января 2019 г.: 1) Плата за НВОС. Платой облагаются только радиоактивные веществ, высокотоксичные веществ, вещества, обладающие канцерогенными и мутагенными свойствами (вещества I, II классов опасности). Нормативы объемов или масс выбросов и сбросов прочих веществ устанавливаются в соответствии с данными учета, следовательно, платой они не облагаются (п. 8 ст. 16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 2) Нормативы допустимых выбросов и сбросов. Не рассчитываются нормативы допустимых выбросов и сбросов за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 3) План мероприятий по охране окружающей среды. Разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды, если невозможно соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов, на период их поэтапного достижения (п. 1 ст. 67_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 4) Отчетность по деятельности в области обращения с отходами. Представляется в Росприроднадзор или уполномоченный исполнительный орган субъекта РФ в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ), т.е. разработка ПНООЛР не требуется. 5) Отчетность о выбросах. Представляется в Росприроднадзор или уполномоченный исполнительный орган субъекта РФ в уведомительном порядке отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при отсутствии радиоактивных выбросов получение комплексного экологического разрешения или заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются (п. 11 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ). |
IV категория
Объекты НВОС относятся к категории минимального негативного воздействия по одному из 3 критериев:
1) Одновременное действия следующих условий:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды;
б) масса загрязняющих веществ в выбросах не превышает 10 т/год;
в) в составе выбросов отсутствуют вещества I и II классов опасности и радиоактивные вещества;
г) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения (за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся при водопользовании для бытовых нужд);
д) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду
(подробнее см. п.6 Критериев).
2) Осуществление деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, при условиях:
а) использование оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива (если тепловая мощность при потреблении газообразного топлива более 2 Гкал/час, объектотносится к III категории);
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ
(подробнее см. п.7 Критериев).
3) Одновременное действия следующих условий:
а) использование оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов;
б) соответствие их требованиям вышеизложенного критерия 1.
(подробнее см. п.8 Критериев).
Примеры хозяйственной деятельности | Обязанности и меры стимулирования снижения НВОС |
1) Социально значимые сферы деятельности (производства, услуг). 2) Некоторые предприятия: - опытного производства; - научно-исследовательские институты; - опытно-конструкторские бюро. | С 1 января 2015 г. Производственный экологический контроль. Для объектов данной категории не требуется разработка программы ПЭК и осуществление ПЭК. (п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). С 1 января 2016 г. Плата за НВОС не вносится (п.1 ст.16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). С 1 января 2019 г.: 1) Нормативы допустимых выбросов и сбросов. Для объектов данной категории не рассчитываются нормативы допустимых выбросов и сбросов (п. 5 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ. 2) Не предоставляется декларация о воздействии на окружающую среду (п. 12 ст. 31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 3) Государственный экологический надзор. Объекты данной категории не подлежат плановым проверкам государственного экологического надзора осуществляемого в рамках государственного строительного надзора (п. 9 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 4) НООЛР. Не требуется разработка НООЛР или представление в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п.6 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ). |