Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к категориям




Категории объектов, оказывающих НВОС

- Разделение на категории объектов, оказывающих НВОС

- Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к категориям

 

1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вводит категории для всех хозяйствующих субъектов в зависимости от уровня их НВОС. В зависимости от присвоенной категории, хозяйствующие субъекты могут получить новые обязанности или послабления от государственного природоохранного регулирования.

 

Справка содержит информацию о:

- категориях объектов, оказывающих НВОС;

- критериях отнесения таких объектов к категориям, с характерными им отраслями хозяйственной деятельности;

- новых требованиях и льготах для хозяйствующих субъектов.

 

Благодаря представленной в справке информации вы узнаете о новых требованиях природоохранного законодательства к деятельности вашей организации.

 

Таким образом, вы сможете адаптировать природоохранную деятельность на своем предприятии с учетом изменений требований законодательства, предварительно спланировать дальнейшую деятельность предприятия, предотвратить нарушение новых требований законодательства, а так же пересмотреть свои затраты на природоохранную деятельность.

 

 

Разделение на категории объектов, оказывающих НВОС

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ)).

 

Объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории (п. 1 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ):

- I категория - объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее - НДТ);

- II категория - объекты, оказывающие умеренное НВОС;

- III категория - объекты, оказывающие незначительное НВОС;

- IV категория - объекты, оказывающие минимальное НВОС.

 

Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

 

   
  Дополнительная информация Подробнее см. «Государственный учет объектов, оказывающих НВОС»  

 

Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС (п. 4 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

 

 

Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к категориям

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к соответствующей категории учитываются (п. 2 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ):

- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

- классификация промышленных объектов и производств;

- особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

 

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

 

Во исполнение указанных требований, принято Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. N 1029утверждающее Критерии определения категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Критерии) и вступившее в силу 11 октября 2015 года.

 

Для того, что бы вам было удобнее и проще определить категорию эксплуатируемого объекта и понять какие требования к вашему объекту будут предъявляться в дальнейшем, экспертами проведен анализ изменений нормативно-правового регулирования природоохранной деятельности. В итоге подготовлены материалы, обобщающие критерии и требования в отношении деятельности по эксплуатации объектов НВОС в зависимости от их категорий.

 

 

I категория

К категории значительного НВОС относятся объекты наиболее опасных видов хозяйственной деятельности. Так же данная категория присваивается объектам НВОС в зависимости от объемов производимой ими продукции или проектной мощности (подробнее см. п.1 Критериев).

 

   
  Примеры хозяйственной деятельности     Обязанности и меры стимулирования снижения НВОС    
1) Объекты наибольшего негативного воздействия: - по добыче сырой нефти и природного газа, в т.ч. переработке природного газа; - по производству нефтепродуктов; - по добыче и подготовке руд цветных металлов; - по производству химических веществ, по обработке и утилизации отходов и т.д. 2) Объекты негативного воздействия определяемые в зависимости от объемов производства и проектных мощностей: - производство стекла с проектной производительностью от 20 т/сутки; - захоронение отходов IV и V классов опасности, включая ТКО от 20 т/сутки; - производство кожи и изделий из неё с проектной мощностью от 12 т/сутки и т.д.   С 1 января 2015 г.: 1) Производственный экологический контроль. Разрабатывается и утверждается программа производственного экологического контроля (далее - ПЭК), осуществляется ПЭК, документируется информация и хранятся данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 2) Применение НДТ. Хозяйственная деятельность, отнесенная к категории наибольшего негативного воздействия, подлежит применению НДТ (п. 2 ст. 28_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).   С 1 января 2016 г. Вносится плата за НВОС (за исключением размещения ТКО) (п. 1 ст. 16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).   С 1 января 2018 г.: 1) Автоматические средства измерения и учета. Стационарные источники (из перечня, установленного Правительством РФ), оснащаются автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи такой информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (п.9 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 2) Государственная экологическая экспертиза. Проектная документация объектов капитального строительства будет подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня, за исключением проектной документации входящей в состав материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (п.п. 7_5 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее -Федеральный закон от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ)).   С 1 января 2019 г.: 1) Нормативы допустимых выбросов и сбросов. При планировании строительства объектов, производится расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п. 2 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 2) Разработка технологических нормативов (п.1 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 3) Получение комплексного экологического разрешения (п.1 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 4) Программа повышения экологической эффективности. В обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов, если невозможно соблюдение данных нормативов (п.1 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 5) Разрабатываются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) (п.2 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ). 6) Комплексное экологическое разрешение устанавливает: - НООЛР (п.3 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ); - разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п.9 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ)).   С 1 января 2020 г. Плата за НВОС. Оплата в полной мере (коэффициент 100) - за превышение установленных для данных объектов объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ (п.5 ст.16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).   С 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. включительно. Комплексное экологическое разрешение. Обращение в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения (п.6 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).  

 

II категория

К категории умеренного НВОС относятся объекты менее опасных видов хозяйственной деятельности. Объекты с меньшими объемами производимой продукции или проектной мощности, чем у объектов I категории (подробнее см. п.2 Критериев).

 

Согласно п.3 Критериев в данную категорию входят следующие объекты:

- порты морского и внутреннего сообщения;

- объекты приема и отправки воздушных судов;

- объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.

 

   
  Примеры хозяйственной деятельности     Обязанности и меры стимулирования снижения НВОС    
1) Объекты умеренного негативного воздействия: - эксплуатация ядерных установок; - транспортирование по трубопроводам газа, нефти и продуктов их переработки; - хранение отходов производства и потребления I-III классов опасности и т.д. 2) Объекты, негативного воздействия определяемых в зависимости от объемов производства и проектных мощностей: - производство чугуна или стали менее 2,5 т/час; - сбор и обработка сточных вод (систем канализации) менее 20 тыс. м(3)/сутки; - производство мяса и мясопродуктов с проектной производительностью менее 50 т/сутки и т.д   С 1 января 2015 г.: 1) Производственный экологический контроль. Разрабатывается и утверждается программа ПЭК, осуществляется ПЭК, документируется информация и хранятся данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 2) Применение НДТ. Хозяйственная деятельность, отнесенная к категории наибольшего негативного воздействия, подлежит применению НДТ (п.2 ст.28_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).   С 1 января 2016 г. Вносится плата за НВОС (за исключением размещения ТКО) (п.1 ст.16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).   С 1 января 2019 г.: 1) Нормативы допустимых выбросов и сбросов. При планировании строительства объектов, производится расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п.2 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 2) Комплексное экологическое разрешение. Право получения комплексного экологического разрешения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по НДТ (п.12 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 3) Представляется декларация о воздействии на окружающую среду (п.1 ст.31_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 4) План мероприятий по охране окружающей среды. Разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды, если невозможно соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов, на период их поэтапного достижения (п.1 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 5) Разрабатываются НООЛР (п.2 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ). 6) Учет образовавшихся и размещенных отходов. Информация об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов включается в декларацию о воздействии на окружающую среду (п.4 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ); 7) Выбросы загрязняющих веществ. Осуществляют выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании декларации о воздействии на окружающую среду (за исключением радиоактивных выбросов) (п.10 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ);   С 1 января 2020 г. Плата за НВОС. Оплата в полной мере (коэффициент 100) - за превышение указанных в декларации о воздействии на окружающую среду объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ (п.5 ст.16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).  

 

III категория

К категории незначительного НВОС, относятся объекты эксплуатации исследовательских ядерных установок нулевой мощности или радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники 4 и 5 категорий (п.4 Критериев).

 

Так же, согласно п.5 Критериев, к данной категории принадлежат объекты НВОС, не отнесенные к I, II и IV категориям.

 

   
  Примеры хозяйственной деятельности     Обязанности и меры стимулирования снижения НВОС    
Объекты, на которых оборудование используется для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов.   С 1 января 2015 г. Производственный экологический контроль. Разрабатывается и утверждается программа ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).   С 1 января 2016 г. Вносится плата за НВОС (за исключением размещения ТКО) (п. 1 ст. 16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).   С 1 января 2019 г.: 1) Плата за НВОС. Платой облагаются только радиоактивные веществ, высокотоксичные веществ, вещества, обладающие канцерогенными и мутагенными свойствами (вещества I, II классов опасности). Нормативы объемов или масс выбросов и сбросов прочих веществ устанавливаются в соответствии с данными учета, следовательно, платой они не облагаются (п. 8 ст. 16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 2) Нормативы допустимых выбросов и сбросов. Не рассчитываются нормативы допустимых выбросов и сбросов за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 3) План мероприятий по охране окружающей среды. Разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды, если невозможно соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов, на период их поэтапного достижения (п. 1 ст. 67_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 4) Отчетность по деятельности в области обращения с отходами. Представляется в Росприроднадзор или уполномоченный исполнительный орган субъекта РФ в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ), т.е. разработка ПНООЛР не требуется. 5) Отчетность о выбросах. Представляется в Росприроднадзор или уполномоченный исполнительный орган субъекта РФ в уведомительном порядке отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при отсутствии радиоактивных выбросов получение комплексного экологического разрешения или заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются (п. 11 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ).  

 

IV категория

Объекты НВОС относятся к категории минимального негативного воздействия по одному из 3 критериев:

1) Одновременное действия следующих условий:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды;

б) масса загрязняющих веществ в выбросах не превышает 10 т/год;

в) в составе выбросов отсутствуют вещества I и II классов опасности и радиоактивные вещества;

г) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения (за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся при водопользовании для бытовых нужд);

д) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду

(подробнее см. п.6 Критериев).

 

2) Осуществление деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, при условиях:

а) использование оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива (если тепловая мощность при потреблении газообразного топлива более 2 Гкал/час, объектотносится к III категории);

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ

(подробнее см. п.7 Критериев).

 

3) Одновременное действия следующих условий:

а) использование оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов;

б) соответствие их требованиям вышеизложенного критерия 1.

(подробнее см. п.8 Критериев).

 

   
  Примеры хозяйственной деятельности     Обязанности и меры стимулирования снижения НВОС    
1) Социально значимые сферы деятельности (производства, услуг).   2) Некоторые предприятия: - опытного производства; - научно-исследовательские институты; - опытно-конструкторские бюро.   С 1 января 2015 г. Производственный экологический контроль. Для объектов данной категории не требуется разработка программы ПЭК и осуществление ПЭК. (п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).   С 1 января 2016 г. Плата за НВОС не вносится (п.1 ст.16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).   С 1 января 2019 г.: 1) Нормативы допустимых выбросов и сбросов. Для объектов данной категории не рассчитываются нормативы допустимых выбросов и сбросов (п. 5 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ. 2) Не предоставляется декларация о воздействии на окружающую среду (п. 12 ст. 31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 3) Государственный экологический надзор. Объекты данной категории не подлежат плановым проверкам государственного экологического надзора осуществляемого в рамках государственного строительного надзора (п. 9 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). 4) НООЛР. Не требуется разработка НООЛР или представление в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п.6 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ).  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: