МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема: Значение в питании белков, жиров, углеводов
Специальность: Общественное здравоохранение
Курс: 4
Составитель: Даленов Е.Д.
Астана, 2013
1. Тема: Значение в питании витаминов и минеральных веществ
2. Цель занятия: Освоение студентами теоретических знаний о значении витаминов и минеральных веществ для организма человека.
3. Задачи обучения:
- дать представление о значении витаминов для организма;
- дать представление о значении минеральных веществ для организма;
- дать представление о значении нарушения витаминного и минерального обменов для
организма человека.
4. Основные вопросы темы:
1. Роль отдельных ученых в развитии витаминологии.
2. Значение водорастворимых витаминов в питании. Проведение государственных мероприятий по обеспечению населения достаточным уровнем водорастворимых витаминов. Значение жирорастворимых витаминов в питании. Биологическая роль ретинола, кальциферолов, токоферолов и филлохинонов.
3. Суточная потребность и пищевые продукты - основные источники поступления жирорастворимых в организм человека. Проведение государственных мероприятий по обеспечению населения достаточным уровнем жирорастворимых витаминов. Основные этапы развития учения о витаминах.
4. Роль ученых Казахстана в развитии витаминологии. Значение витаминов в жизнедеятельности организма. Коферментная роль витаминов. Связь витаминов с другими видами обмена веществ и иммунобиологической реактивностью организма.
5. Витаминная недостаточность и ее профилактика. Скрытая витаминная недостаточность. Витаминная обеспеченность и работоспособность. Классификация витаминов.
|
6. Принципы нормирования витаминов в различных условиях жизни и деятельности человека. Государственные мероприятия по обеспечению населения достаточным уровнем витаминов. Витаминизация пищевых продуктов и готовой пищи. Профилактическая витаминизация в больницах, детских учреждениях, санаториях, производствах и др. Витаминоподобные вещества (инозит, холин и др.).
7. Роль отдельных ученых в развитии учения о минеральных веществах. Значение минеральных веществ в питании.
8. Понятие сбалансированности макроэлементов как одного из условий рационального питания среды Значение микроэлементов в питании. Понятие «биогеохимические провинции». Программа проведения государственных мероприятий по обеспечению населения достаточным уровнем йода и фтора. История вопроса.
9. Роль минеральных элементов в жизнедеятельности организма. Классификация минеральных элементов. Элементы щелочного действия (калий, кальций, магний, натрий). Минеральные элементы кислотного действия (железо, медь, кобальт, цинк, стронций и др.).
10. Биомикроэлементы, участвующие в кроветворении. Проблема железодефицитной анемии в Казахстане. Биомикроэлементы, связанные с костеобразованием. Болезни, связанные с пониженным или повышенным поступлением в организм минеральных элементов. Эндемические заболевания и их профилактика (эндемический зоб, флюороз, зубной кариес, анемия и др.). Нормирование минеральных элементов в питании.
5. Методы обучения и преподавания: теоретический опрос, работа в парах.
|
6. Литература:
1. Королев А.А. Гигиена питания (учебник), Москва, 2007г.
2. Учебно-методическое пособие для студентов МПФ медицинских ВУЗов, Алматы,
2006г.
3. Ванханен В.Д., Лебедева Е.А. Руководство к практическим занятиям по гигиене
питания. М.Медицина, 1987г.
4. Горшков А.М., Липатов О.В., Гигиена питания М.Медицина, 1987г.
5. Кодекс РК о здоровье народа и системе здравоохранения
6. Петровский К.С., Ванханен В.Д. Гигиена питания (учебник) М: Медицина, 1982г.
7. Хромченко О.М., Куценко Г.И. “Санитарно-эпидемиологическая служба”. М.,
Медицина, 1990г.
8. Сборник нормативно-правовых актов и нормативно-методических указаний
Государственной санитарно-эпидемиологической службы РК, Алматы, 2000-т.1
9. Лекционный материал.
7. Контроль: вопросы.
1. Роль отдельных ученых в развитии витаминологии.
2. Значение водорастворимых витаминов в питании. Проведение государственных мероприятий по обеспечению населения достаточным уровнем водорастворимых витаминов. Значение жирорастворимых витаминов в питании. Биологическая роль ретинола, кальциферолов, токоферолов и филлохинонов.
3. Суточная потребность и пищевые продукты - основные источники поступления жирорастворимых в организм человека. Проведение государственных мероприятий по обеспечению населения достаточным уровнем жирорастворимых витаминов. Основные этапы развития учения о витаминах.
4. Роль ученых Казахстана в развитии витаминологии. Значение витаминов в жизнедеятельности организма. Коферментная роль витаминов. Связь витаминов с другими видами обмена веществ и иммунобиологической реактивностью организма.
|
5. Витаминная недостаточность и ее профилактика. Скрытая витаминная недостаточность. Витаминная обеспеченность и работоспособность. Классификация витаминов.
6. Принципы нормирования витаминов в различных условиях жизни и деятельности человека. Государственные мероприятия по обеспечению населения достаточным уровнем витаминов. Витаминизация пищевых продуктов и готовой пищи. Профилактическая витаминизация в больницах, детских учреждениях, санаториях, производствах и др. Витаминоподобные вещества (инозит, холин и др.).
7. Роль отдельных ученых в развитии учения о минеральных веществах. Значение минеральных веществ в питании.
8. Понятие сбалансированности макроэлементов как одного из условий рационального питания среды. Значение микроэлементов в питании. Понятие «биогеохимические провинции». Программа проведения государственных мероприятий по обеспечению населения достаточным уровнем йода и фтора. История вопроса.
9. Роль минеральных элементов в жизнедеятельности организма. Классификация минеральных элементов. Элементы щелочного действия (калий, кальций, магний, натрий). Минеральные элементы кислотного действия (железо, медь, кобальт, цинк, стронций и др.).
10. Биомикроэлементы, участвующие в кроветворении. Проблема железодефицитной анемии в Казахстане. Биомикроэлементы, связанные с костеобразованием. Болезни, связанные с пониженным или повышенным поступлением в организм минеральных элементов. Эндемические заболевания и их профилактика (эндемический зоб, флюороз, зубной кариес, анемия и др.). Нормирование минеральных элементов в питании.