Анализ учебника «Окружающий мир» по курсу «Школа России»




Задание 1. Проанализировать построение и содержание учебников по окружающему миру для начальной школы разных авторов по предлагаемым рекомендациям.

Алгоритм методического анализа учебника:

1. Изучить содержание титульного листа (выходные данные)

Авторы: А.А. Плешаков, Е.Н. Крючкова.

Класс: 4 класс, 1 часть.

Название предмета: Окружающий мир.

Издательство: Москва «Просвещение» 2013, Школа России.

2. Выделить особенности аппарата ориентировки учебника: содержание, назначение, достоинства и недостатки:

· Оглавление, его местоположение в учебнике и структурирование:

Оглавление находится в конце учебника, каждый раздел выделен определенным цветом, имеет свое название и картинки.

Раздел 1 «Земля и человечество» содержит темы:

«Мир глазами астронома»;

«Планеты Солнечной системы»;

«Звездное небо – Великая книга Природы»;

«Мир глазами географа»;

«Мир глазами историка»;

«Когда и где?»;

«Мир глазами эколога»;

«Сокровища Земли под охраной человечества».

Раздел 2 «Природа России» содержит темы:

«Равнины и горы России»; «Пустыни»;
«Моря, озера и реки России»; «У Черного моря».
«Природные зоны России»;  
«Зона арктических пустынь»;  
«Тундра»;  
«Леса России»;  
«Лес и человек»;  
«Зона степей»;  

Раздел 3 «Родной край – часть большой страны» содержит темы:

«Наш край»;

«Поверхность нашего края»;

«Водные богатства нашего края»;

«Наши подземные богатства»;

«Земля-кормилица»;

«Жизнь леса»;

«Жизнь луга»;

«Жизнь в пресных водах»;

«Растениеводство в нашем крае»;

«Животноводство в нашем крае».

Кроме этого, есть разделы: «Наши проекты», «Проверим себя и оценим свои достижения», «Странички для самопроверки».

· Рубрики учебника:

1. Рубрика «Проверь себя» помогает закрепить пройденную тему, понять усвоил ли её ребенок.

2. Рубрика «Задания для домашней работы»

3. Рубрика «На следующем уроке» предполагает предварительное знакомство с новой темой.

4. Рубрика «Странички для любознательных» содержит дополнительный материал и материал повышенной сложности по теме изучаемого раздела, хотя рубрика расположена в конце раздела, обращение к ней возможно в любое время в соответствии с тематикой урока.

5. Рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения» проверяет знания, умения учащихся по изученному разделу.

 

 

· Знаки-символы, указатели:

На страницах учебника встречаются условные знаки, обозначения которых даны в начале учебника. Знаки подсказывают учащимся, что нужно делать, как нужно организовывать работу:

 

В учебнике развит аппарат ориентировки – это различные виды текста, рамки, маркировки текста, разделение на абзацы. Все это помогает работе зрительной памяти и быстрого ориентирования по тексту.

3. Проанализировать содержание статей учебника (основные, дополнительные, пояснительные), отметить их достоинства и недостатки, их объем и доступность:

Изучим статью параграфа «Мир глазами астронома». Мы видим, что данный текст не перегружен материалом и доступен для понимания детьми.

Рассмотрим примеры практических работ:

1. Практическая работа «Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику», текст практической работы доступен для понимания, развивает у учащихся творческие навыки.

2. Практическая работа «Поиграйте с друзьями: постройте живую модель Солнечной системы! Пусть каждый назовет именем одной из планеты, а кто-то будет Солнцем. Изготовьте таблички с названиями и возьмите их в руки. Встаньте во круг Солнца так, чтобы правильно передавать последовательность планет. А теперь – в путь вокруг солнышка! Постарайтесь двигаться так, чтобы не нарушалось расположение планет. Тот, кто «собьется» с орбиты, выходит из игры. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на орбите». Текст практической работы доступен для понимания, задания такого характера влияет на сплоченность класса, развивает быстроту запоминания и выучивания планет Солнечной системы.

В учебнике есть дополнительные статьи: интересные факты, странички для любознательных. Они раскрывают познаваемость мира, формируют чувство патриотизма и гордости, показывают связь теории с практикой. Методическая роль предлагаемых статей: формирование мотивации, интереса к предмету, накопление и формирование функциональной предметной грамотности, умение ориентироваться во внешней среде, наглядности, эмоциональности восприятия материала.

В учебнике имеются пояснительные статьи. Методическая роль пояснительных статей заключается в поверхностном толкование предметов, явлений, свойств.

В основном тексте в рамках, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти, легко ориентироваться в тексте.

Материал соответствует содержанию учебного материала современным требованиям. Он качественный и несет познавательное значение. Способствует развитию интереса у учащихся, соответствует возрастным особенностям школьников, эмоционально воздействует на них. Так же материал способствует развитию способностей учащихся, познавательной активности и самостоятельности. Весь материал последователен и целесообразен. В нем присутствуют межпредметные связи (география, биология, химия, история, обществознание).

4. Охарактеризовать иллюстративный аппарат учебника: содержание и назначение:

Учебник имеет достаточное количество иллюстраций (фотографии, карты, таблицы, схемы). В каждом параграфе есть разнообразное количество картинок к заданиям и к текстам, что помогает привлечь внимание учащихся. Изображения способствуют усвоению теоретического материала, структурируют его, помогают выделить главное и запомнить важное.

Иллюстрации часто используются для организации самостоятельно – познавательной деятельности учащихся. Например, при изучении темы «Разнообразие полезных ископаемых» встречаются иллюстрации разнообразных разновидностей полезных ископаемых, так же встречаются иллюстрации, показывающие добычу тех или иных, полезных ископаемых.

 

5. Изучить аппарат организации усвоения знаний и умений, его содержание, достоинства и недостатки:

Организация усвоения знаний в учебнике осуществляется с помощью вопросов, упражнений и задач, помещенных после параграфа. Задания, помещенные после параграфа, как правило носят репродуктивный характер, так как нацелены на то, чтобы обучающийся смог воспроизвести наиболее важные теоретические знания из материала. Последние вопросы предполагают преломление, переосмысление знаний и перенос их на новый объект.

В конце каждого параграфа встречаются задания для домашней работы и ставятся примерные задачи на последующий урок.

В учебнике реализована система обобщений формируемых знаний: каждая тема завершается перечнем итоговых вопросов, что способствует систематизации и обобщению знаний, являются средствами закрепления умений и навыков.

6. Проанализировать структуру учебника с позиции реализации требований ФГОС:

В учебнике есть задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной деятельности. Новая тема - учащиеся сначала вспоминают все знания, связанные с этой темой, а потом двигаются дальше. В заданиях сочетаются разные уровни обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета.

В соответствии с требованиями ФГОС УМК «Школа России» направлен на достижение следующих метапредметных результатов: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

В учебнике окружающего мира на страницах каждого раздела есть основные цели и задачи учебной деятельности, что помогает учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.

Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности. Такая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД младшего школьника.

 

 

7. Выявить сходства и отличия между учебниками для общеобразовательной и коррекционной школы (отметить особенности построения статей, коррекционно-развивающий характер заданий, доступность для учеников).

Учащиеся специальных коррекционных классов нуждаются в специальной работе, направленной на расширение их кругозора, развитие познавательных интересов, активизацию мыслительной деятельности, формирование всех сторон устной речи.

Уроки предмета «Окружающий мир» должны развивать у детей способности:

-вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;

-задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведённых наблюдениях;

-проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;

-рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определённому плану;

-делать выводы и умозаключения на основе обсуждения под руководством взрослого наблюдаемых событий, явлений, предметов;

- составлять высказывания из четырёх- или пятисловных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчёт, рассказ-описание;

-усвоить навыки правильного общения и поведения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.

8. Предложить собственные рекомендации по составлению учебников для начальной школы по изучению курса «Окружающий мир».

При составлении учебников «Окружающий мир» необходимо:

· доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы;

· ведущая роль теоретических положений, определяющих систему и характер практических навыков и умений;

· удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала;

· интересные упражнения практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли;

· связь учебного материала с трудовой жизнью и бытом людей;

· хорошее оформление;

· соответствие учебника школьной программе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: