[89] Толковины — по мнению некоторых ученых, это переводчики, толмачи. А. С. Сахаров полагает, что «толковины» — союзники. См.: Дипломатия Древней Руси. С. 98—100.
[90] Великая скуфь — см. сноску 43.
[91] ...въставити корабля на колеса. — Иногда это сообщение считают эпическим вымыслом. Однако если Олег действительно перетащил корабли через узкий перешеек в залив Золотой Рог, то воины могли использовать «колеса» — катки, которыми обычно пользовались при переправе судов через волоки. При попутном ветре распущенные паруса могли, разумеется, оказать помощь волочившим лодки людям.
[92] ...святый Дмитрий. — Приписываемое летописцем грекам сравнение Олега с Дмитрием Солунским отражает, думается, популярность этого святого на Руси. В XI в. Дмитрий считался небесным патроном Изяслава Ярославича, существовал Дмитровский монастырь и т. д. В Византии же Дмитрий почитался как покровитель Солуни, и сравнение с ним вождя враждебных русичей весьма странно.
[93] Волос (Велес) — бог скота (домашних животных) и бог богатства.
[94] И повѣсиша щиты своя... — В Р — «и повѣси щит свой», то есть речь идет об одном Олеге, что естественней. О древнем обычае (у болгар, норманнов) вешать щит на воротах города в знак примирения см.: Сахаров А. Н. «Мы от рода русского...». Л., 1986. С. 112—113.
[95] Явися звѣзда...копейнымъ образомъ. — Речь идет о комете Галлея, приближавшейся к Земле в июле 912 г.
[96] Равно другаго свѣщания... — А. Н. Сахаров считает, что смысл этих слов — указание на соответствие текста договора предварительным переговорам о мире (Сахаров. Дипломатия Древней Руси. С. 134—146).
[97] ...от буря, или боронения земнаго боронима... — Смысл этих слов неясен, перевод отражает одно из возможных толкований.
|
[98] ...кому будеть писалъ...да наслѣдит е. — Эта статья свидетельствует, что на Руси существовала практика составления письменных завещаний и, следовательно, были грамотные люди уже в начале X в.
[99] ...състворихом Ивановомъ написанием... — Полагают, что речь идет об Иване (Иоанне) — писце или переводчике договора.
[100] ...в недѣлю 15... — В И ошибка, следует читать как в Л — «индикта 15».
[101] Паволока — шелковая ткань, фофудья — восточная золототканная материя.
[102] ...страсти Господни, вѣнѣць, и гвоздье... — Имеются в виду христианские святыни: гвозди с креста, на котором был распят Христос, и терновый венец. Об их находке Еленой, матерью императора Константина Великого, упоминает паломник Даниил: «...святаа Елена налѣзла честный крестъ, гвоздия, и вѣнець...» (см.: наст. изд., т. 4). В «Хожении» Антония (начало XIII в.) также упоминается, что паломник видел в царских палатах «крест честный, венец, губу, гвозди».
[103] Кудесник — финно-угорский шаман. Комментарий к этому преданию см.: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 358—361.
[104] ...словеть могила Олгова. — О смерти Олега и о месте его погребения составитель Начального свода имел другие сведения: он считал, что Олег похоронен в Ладоге, а версию о смерти от укуса змеи дает с оговоркой: «Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну змиа в ногу, и с того умре» (Новг. перв. лет. С. 109).
[105] ...сбывается чародѣйством. — Фрагмент «Якоже бысть во царство...Не чюдесы прельщати» — извлечение из Хроники Амартола (см. с 304—306).
[106] ...Аполоня Тянинъ — искаженное написание имени Аполлония Тианского — философа и чародея, жившего во время правления римского императора Домициана (81—96 гг.).
|
[107] Антиохия — город в северной части современной Сирии на берегу реки Оронт (см. ниже: «при березѣ си Оронтии»). В античности и раннем средневековье Антиохия была одним из крупнейших городов Средиземноморья.
[108] ...Анастасий Божия города... — «Божьим градом» называли Антиохию; Анастасий — почитаемый в Византии богослов Анастасий Синаит.
[109] ...Валамъ, и Саулъ...сынове Скевави. — Прорицатель Валаам (Чис. Гл. 22—24 и 29). Первый израильский царь Саул (1 Цар. Гл. 9—31), первосвященник Каиафа (Ио. Гл. 11 и 18), сыновья первосвященника Скевы (Деян. 19, 14). Какого Иуду имеет в виду Амартол — неясно.
[110] И Навходъносоръ...посредѣ же града откры... — Вавилонский царь Навуходоносор II (605—562 г. до н. э.), согласно библейской книге Даниила (Дан., гл. 2), видел вещий сон, истолкованный ему пророком Даниилом. В И текст испорчен, у Амартола: «...послѣжде пакы мнозѣхъ сущихъ родъ откры». Соответственно этому тексту и сделан перевод.
[111] Симон — фнлософ-гностик I в. н. э. Он упоминается в апокрифическом «Прении апостола Петра с Симоном волхвом»: Симон, как и Петр, творит чудеса, возносится на воздух, но по молитве Петра, поддерживавшие его духи оказываются бессильны, Симон падает на землю и гибнет.
[112] Менандр — чародей, живший во времена римского императора Траяна (98—117 гг.).
[113] ...Костянтинъ, сынъ Леонтовъ, зять Романовъ — Константин VII Багрянородный — византийский император (913—959 гг.); единоличным правителем он стал лишь после смерти своего тестя и соправителя Романа (920—944 гг.).
|
[114] ...деревлянѣ заратишася... — В Л и Р — «затворишася»; судя по управлению («от Игоря») это чтение первично и верно; соответственно сделан и перевод.
[115] В си же времена приде Семеонъ, плѣняя Фракию. — Речь идет о войне болгарского царя Симеона сВизантией в 913—917 гг.
[116] Семеонъ же прия градъ...Ондрѣянем градом. — Эта статья ПВЛ — пересказ Хроники Амартола (см. С. 545—546). Адрианополь именовался прежде Орестий, по имени Ореста, сына Агамемнона (героя Троянского эпоса). Город был перестроен и укреплен римским императором Адрианом (117—138 гг.).
[117] Прииде Семеонъ на Цесарьград...възвратися въсвояси. — Из Хроники Амартола (С. 557—559).
[118] Пѣрвое придоша угри...миръ со угры. — См.: Хроника Амартола, с. 556.
[119] Иде Игорь на Грѣкы. — Рассказ летописца построен в основном на переводных источниках: византийском Житии Василия Нового и Хронике Амартола (см. С. 567). Текстуальное сопоставление с ними летописного текста см.: Лихачев. Комментарии. С. 284—286. В Начальном своде извлечение из Амартола было полнее: этот текст отразился, например, в Новгородской четвертой летописи (См.: Творогов О. В. Повесть временных лет и Хронограф по великому изложению // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 108—113).
[120] Скедия — греческий термин, обозначавший наскоро построенную лодку. Возможно, в его употреблении отразилось пренебрежительное отношение византийцев к «варварам» —русичам.
[121] ...и почаша воевати...пополониша. — Нападению подверглись византийские провинции на северо-западе полуострова Малая Азия и города Никомидия и Гераклея.
[122] ...другия же сторожи поставьляюще... — Текст испорчен; в переводе Амартола — «аки стража», в греческом тексте — «скопос», слово имеющее значение и «сторож» и «цель».
[123] ...Панфиръ деместникъ...съ фракы... — Упоминаются византийские военачальники: Панфирий — командующий войсками империи, Варда Фока — полководец и командующий флотом Феофан.
[124] ...пущати огнь трубами на лодья рускыя. — Византийские корабли были оснащены сифонами, из которых выбрасывалась струей горящая смесь смолы, серы, селитры и нефти.
[125] Петр — болгарский царь (927—969 гг.).
[126] В се же лѣто родися Святославъ у Игоря. — Это сообщение отсутствует в Л и Р.
[127] ...при цесари Романѣ, и Костянтинѣ, и Стефанѣ... — Соправители Романа, его сыновья Константин и Стефан, свергли отца в декабре 944 г. Следовательно, договор был подписан до этого времени.
[128] ...Воистовъ Иковъ... — В Л — «Воиковъ». Чтение спорно, отождествление с варяжскими именами в данном случае не удается; возможно чтение — «Воистъ Воиковъ».
[129] ...князь вашъ...царству нашему... — При переводе текста договора на русский язык переводчик иногда забывал заменять местоимение «ваш» (по отношению к русской стороне) на «наш» и наоборот. В наст. издании эти ошибки исправляются нами по смыслу.
[130] О Корсуньсций сторонѣ. — Центром греческой (а с IV в. — византийской) колонии на южном берегу Крыма был город Херсонес (Корсунь), находившийся в границах современного Севастополя.
[131] Кувара — грецизм со значением «морское судно».
[132] ...у святаго Елеуфѣрья... — Остров святого Еферия обычно отождествлялся с островом Березань, находящемся близ устья Днепра. Недавно выдвинуто предположение, что имеется в виду западная часть Кинбурнского полуострова, ограничивающего с юга Днепровский лиман, которая в древности была островом (Погорелая В. В. Остров св. Эферия // Древнейшие государства. 1984. М., 1985. С. 188—198).
[133] ...а хрестьяную русь водиша въ церковь святаго Ильи, яже есть надъ Ручьемъ, конѣць Пасыньцѣ бесѣды, и козарѣ: се бо бѣ сборная церкви, мнози бо бѣша варяэи хрестьяни. — А. А. Шахматов предложил осуществить перестановку слов и конец фразы читать иначе: «...мнози бо бѣша варязи и козарѣ христьяни» (Повесть временных лет. СПб., 1916. С. 61).
[134] И приспѣ осень...болшюю дань. — Игорь отправился в полюдье — ежегодный осенний обход князем и его дружиной подвластных племен, где местные князья уже подготавливали для киевского князя собранную дань. О полюдье упоминает в своем сочинении византийский император Константин Багрянородный (См.: «Об управлении империей» // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982. С. 273).
[135] Отроци Свѣнделжи... — Отроки — младшая (по положению и в значительной степени по возрасту) дружина князя, его вооруженная охрана и слуги. В данном случае говорится об отроках княжеского воеводы Свенельда (в И он именуется Свендел).
[136] Искоростень — столица древлян; ее отождествляют с городом Коростень Житомирской области Украины.
[137] ...убиша Игоря... — Византийский историк Лев Диакон сообщает, что Игорь «был взят...в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое» (Лев Диакон. История. М., 1988. С. 57). Следует учесть, что пишущий располагал косвенными данными: он назвал древлян — германцами (!!) — и писал спустя сорок лет после гибели Игоря.
[138] ...дворъ демесниковъ... — Деместик — руководитель церковного хора.
[139] Сустога — значение этого термина неясно.
[140] А Олъга възвратися...на прокъ ихъ. — Как показали исследователи (См., например: Лихачев. Комментарии. С. 297—301; Рыбаков. Язычество Древней Руси. С. 365—376), три мести Ольги как бы воспроизводят три элемента языческого погребального обряда: покойника несли в ладье, затем сжигали, во время тризны совершались ритуальные военные игры.
[141] ...суну копьемъ...велми дѣтескъ. — По обычаю бой начинал сам князь. Ребенок Святослав также мечет копье в сторону неприятеля; брошенное детской рукой оно падает в ноги княжеского коня, но ритуал соблюден, и битва начинается.
[142] И побѣдиша деревьляны. — Как установил еще А. А. Шахматов, в Начальном своде после этих слов следует: «И възложи на ня дань тяжку...» (ср. Новг. перв. лет. С. 113). Таким образом, рассказ о четвертой мести Ольги — взятии Искоростеня — появляется только в ПВЛ. Он явно разрушает отмеченную выше символическую «триаду».
[143] Вышгород — городок в 15—16 км от Киева, выше по течению Днепра.
[144] Погосты — центры, в которых осуществлялся сбор княжеской дани.
[145] Иде Олга въ Грѣкы и приде к Цесарюграду. — В сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора» описан прием Ольги в Константинополе. 9 сентября ее принял император в Магнавре — тронном зале дворца, а затем — императрица Елена. Потом княгиня была приглашена во внутренние покои императрицы, куда явился и Константин с детьми. В честь Ольги был дан обед. Г. Г. Литаврин выдвинул гипотезу, что описанный прием состоялся не в 957 г., как считалось ранее, а в 946 г. Второй раз Ольга, по мнению Литаврина, посетила Константинополь в 954/955 г.; она была принята с большими почестями, так как Византия нуждалась в русской военной помощи. Именно во время этой поездки Ольга крестилась и была наречена «дочерью» императора (Литаврин Г. Г. К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Олыи // Древнейшие государства. 1985. М., 1986. С. 49—57). Иную точку зрения высказывает А. В. Назаренко (Когда же княгиня Ольга ездила в Константинополь // ВВ, 1989. Т. 50. С. 63—83). По мнению Д. Оболенского (К вопросу о путешествии русской княгини Ольги в Константинополь в 957 г. // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 36—47), Ольга крестилась не в Константинополе, а в Киеве после возвращения из Византии.
[146] ...якоже съхрани Еноха...Данила от звѣрий. — Приводятся аналогии из Библии и апокрифов: по апокрифическому преданию праведный Енох был взят живым на небо, Ной спасся от потопа в ковчеге (Быт. Гл. 6—9), ангелы спасли жизнь Лоту (Быт. Гл. 19), герарский царь Авимелех примирился с Авраамом (Быт. Гл. 20), неудачей кончилась попытка царя Саула убить Давида (1 Цар. Гл. 18—19), три отрока, брошенные в горящую печь, остались невредимыми (Дан. Гл. 3), пророка Даниила не тронули голодные львы (Там же. Гл. 6).
[147] ...при Соломони приде цесарица...и зънамения... — О посещении Соломона царицей Савской (Сава — область Эфиопии) рассказывается в Библии (3 Цар. 10, 1—13).
[148] Ищющи бо премудрости обрящют. — Притч. 8, 17.
[149] Премудрость...по пьравду. — Там же. 1, 20—22.
[150] Желанье благовѣрныхъ наслажаеть душю. — Там же. 13, 19.
[151] Приложиши сердце свое в разумъ. — Там же. 2, 2.
[152] Азъ бо любящая...обрящють мя. — Там же. 8, 17.
[153] Приходящаго...не иждену вонъ. — Ио. 6, 37.
[154] Невѣрнымъ...уродьство есть. — 1 Кор. 1, 18.
[155] Не смышлиша...въ тмѣ ходящии. — Пс. 81, 5.
[156] Одобелѣша бо сердца...очима видѣти. — Ис. 6, 10.
[157] Дѣла нечестивых далече от разума. — Притч. 13, 20(?)
[158] Понеже звахъ вы...не внимасте. — Там же. 1, 24—25.
[159] Възненавидѣша бо...моя обличения. — Там же. 1, 29—30.
[160] Аще кто отца...да умреть. — Лев. 20, 9.
[161] Кажа злыя...възненавидять тебе. — Притч. 9, 7—8.
[162] Князю Святославу възрастьшю...на вы ити. — Византийский историк Лев Диакон описывает внешность Святослава: «...умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга, она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой» (Лев Диакон. История. М., 1988. С. 82). Однако комментаторы отмечают, что Лев «возможно, правильно — по рассказам очевидцев — рисует наружность Святослава, но повествование его не вызывает доверия из-за особого пристрастия подражать древним авторам. В данном случае...описание наружности Святослава напоминает описание Приском Аттилы» (Там же. С. 214).
[163] Белая Вежа — хазарская крепость Саркел, стены которой были сложены из кирпича. Во время этого похода, более подробные сведения о котором сохранились в восточных источниках, Святослав (по мнению А. П. Новосельцева и вопреки существовавшим ранее представлениям) захватил Белую Вежу и воевал в западных районах Хазарского каганата. Целью его похода было завоевание Тьмуторокани и освобождение от хазарской дани вятичей. В 968—969 гг. был совершен второй поход (быть может без личного участия Святослава), во время которого были разрушены Атиль (в устье Волги) и Самандар (в Дагестане). Именно этот поход и предопределил скорое крушение каганата (Новосельцев. Хазарское государство. С. 230—231).
[164] Иде Святославъ на Дунай на Болъгары. — Поход на Дунай в 967 г. был, вероятно, осуществлен с согласия византийского императора Никифора Фоки (963—969 гг.). Но когда обосновавшийся в Перяславце (на Дунае) Святослав добился возобновления уплаты Византией дани, отношение империи к русичам изменилось — весной 970 г. между ними начинается война.
[165] ...умьчимъ на сю страну, и люди. — Слов «и люди» в Л и Р нет, вероятно, в И текст испорчен.
[166] Похваляему правѣдному възвеселятся людье. — Притч. 29, 2.
[167] Прославляюща мя прославлю. — 1 Цар. 2, 30.
[168] В память вѣчную...не подвижится. — Пс. 111, 6—8.
[169] Праведници въ вѣкы живуть... покрыеть я. — Прем. 5, 15—16.
[170] ..милостьницѣ Ольжины... — Милостники — наиболее доверенные приближенные, слуги.
[171] ...суть бо грѣци мудри... — В Л — «суть бо грьци льстивы»; это чтение более соответствует смыслу.
[172] И поиде Святославъ, воюя, къ городу... — Святослав, одолев в битве прославленного византийского полководца патрикия Петра (эта битва и описана в ПВЛ), двинулся к Константинополю (он именуется просто «город»), но другой русский отряд был остановлен и разбит под Аркадиополем, в 150 км от столицы, Вардой Склиром. Это поражение и побудило Святослава начать переговоры с византийцами (См.: Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., 1991. С. 146—150).
[173] Равно другаго свѣщания... — А. Н. Сахаров считает, что смысл этих слов — указание на соответствие текста договора предварительным переговорам о мире (Сахаров. Дипломатия Древней Руси. С. 134—146). Дипломатическую оценку этого договора см.: Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. С. 178—198.
[174] Иоанн Цимисхий — византийский император (969—976 гг.). Он был женат на дочери Константина Багрянородного — Феодоре, ее племянники — Василий и Константин, сыновья Романа II, являлись его соправителями.
[175] ...съ всякымъ и великымъ цесаремъ... — Исследователи полагают, что «всякымъ» — описка вместо имени императора, но А. Н. Сахаров считает, что речь идет о намерении заключить с греками как бы «вечный мир» (Дипломатия Святослава. С. 193).
[176] ...да будем золотѣ, якоже золото се... — В Л «будемъ колоти». Возможно, это не описка, а первоначальное чтение, и речь идет о каком-то ритуальном обряде «прокалывания золота»: ведь, принося клятву, русичи «покладоша оружья своя, и щиты и золото», как говорится в статье 945 г. Так полагал и В. М. Истрин (см. его статью «Договоры русских с греками X века» в Т. 29 ИОРЯС. С. 390).
[177] Слышавше же печенѣзи се, заступиша порогы. — Одним из условий договора Святослава с греками было требование, чтобы византийцы гарантировали беспрепятственное возвращение русичей в Киев. Однако печенеги отказались дать византийцам эти гарантии, а византийцы не сообщили об отказе Святославу.
[178] Вручий — Овруч, город на севере современной Житомирской области на Украине.
[179] Не хощю розути Володимера... — В Л ответ Рогнеды более резкий: «не хочю розути робичича» — намек на происхождение княжича от Малуши, ключницы княгини Ольги. Разувание мужа — элемент свадебного обряда.
[180] Дорогожич — урочище между Киевом и Вышгородом.
[181] Ядый хлѣбъ...на мя лѣсть. — Пс. 40, 10.
[182] Языкы своими...Господи. — Там же. 5, 10—11.
[183] Мужи крови...дний своих. — Там же. 54, 24. Следует «крови и льсти».
[184] Рось — правый приток Днепра, впадающий в него южнее Киева. По реке проходила граница русских княжеств со Степью.
[185] ...Перуна деревяна...Мокошь. — В 1975 г. украинские археологи обнаружили на Старо-киевской горе постаменты языческих идолов: Перуна (бога грозы, покровителя князей и дружины), Хорса (божества солнца и светила), Даждьбога (божества света и подателя благ), Мокоши (богини земли и плодородия). Изображение Семаргла — крылатого пса, божества семян, ростков и корней, охранителя посевов, могло представлять собой, как предполагает Б. А. Рыбаков, рельеф при идоле Мокоши. (См.: Рыбаков. Язычество Древней Руси. С. 412—445).
[186] ...женъ 700, а наложьниць 300. — Об этом говорится в Библии: 3 Цар. 11, 3.
[187] Велий бо Господь...нѣсть числа! — Пс. 146, 5.
[188] Не внимати злѣ женѣ...неблагоразумна. — Притч. 5, 3—6.
[189] Дражьши есть...въ вратѣхъ мужа ея. — Там же. 31, 10—29, 31—32.
[190] ...Перемышль, Червенъ... — Перемышль — город на реке Сан, ныне Пшемысль в Польше, Червен — город в междуречье рек Вепш и Западный Буг. Древняя Червенская земля — ныне приграничный район Польши к югу от города Хелм.
[191] Ятвяги — древнепрусское племя, обитавшее между реками Неман и Нарев (к северо-западу от города Гродно).
[192] И нареку не люди моя люди моя... — Ос. 2, 23.
[193] Во всю землю...глаголи ихъ. — Пс. 18, 5.
[194] Пищань (Пещана) — правый приток реки Сож, впадающий в нее близ устья реки Прони (около города Славгород).
[195] Иде Володимиръ на Болъгары...И тако побѣди болгары. — На каких болгар — волжских или дунайских — ходил Владимир? «Память и похвала Владимиру» упоминает в этом случае «серебряных», т. е. волжских болгар. А. П. Новосельцев высказывает осторожное предположение, что речь могла идти о приазовских (черных) болгарах (Хазарское государство. С. 227).
[196] Приидоша болгаре вѣры бохъмичи... — В 922 г. хан города Булгара Альмас начал объединять болгарские племена и для упрочения своей власти принял ислам. Славяне называли Мухаммеда — Бохмит.
[197] Аще кто пьеть...славу Божию... — 1 Кор. 10, 31.
[198] ...жидове козарьстии... — В Хазарии существовали колонии этнических евреев — купцов и ремесленников, а с последней четверти VIII в. правящая верхушка каганата исповедовала иудаизм. Однако среди других религий, приверженцы которых жили в Хазарии (ислам, христианство, языческие культы), иудаизм, по сведениям арабских авторов, занимал более чем скромное место (Новосельцев. Хазарское государство. С. 144—154).
[199] ...предана бысть земля наша хрестьяномъ. — Эти слова указывают на позднее происхождение фрагмента: христианское Иерусалимское королевство возникло на территории Палестины лишь в 1099 г.
[200] ...уподобльшеся Содому и Гомору...погрязоша... — Об уничтожении небесным огнем этих городов, жители которых погрязли в грехах, говорится в Библии (Быт. 19, 24—25).
[201] Се есть тѣло мое...новаго завѣта. — Компиляции с использованием цитат из 1 Кор. 11, 24—25 и Мф. 26. 28.
[202] И нача философъ глаголати сице... — Далее следует так называемая «Речь философа» — краткое изложение Священной истории, с которым будто бы обратился к Владимиру греческий миссионер. «Речь философа» считали составленной в Болгарии (А. А. Шахматов, А. С. Львов), в западнославянских землях (Н. К. Никольский), на Руси (Д. С. Лихачев). Последняя точка зрения подтверждается большим числом текстуальных параллелей в «Речи» и других компилятивных сочинениях, созданных на Руси. В «Речи философа» много апокрифичееких сюжетов, некоторые из них отмечаются далее в комментарии.
[203] ...полъ ихъ възиде...под твердь. — Согласно Библии, землю накрывает куполообразная «твердь» (небосвод), а первозданные воды частью остались на земле в виде морей и озер, а частью были возведены над твердью.
[204] Въ 6 день...человѣка. — В И текст испорчен; в Л, как и в Библии (Быт. 1, 25), говорится: «В 6-й же день створи Богь звѣри, и скоты, и гады земныя; створи же и человѣка».
[205] Еда азъ стражь есмь брату моему? — Цитата из Библии (Быт. 3, 9), однако упоминания о том, как Сатана учил Каина способу убийства, о тридцатилетнем оплакивании Авеля, о том, как птенцы подсказали, как похоронить убитого, а также сведения о детях Адама — апокрифические мотивы.
[206] Неврод. — Это имя отсутствует в библейском рассказе о Вавилонской башне (Быт. 11, 3—8), нет в нем и указания на число языков, нет слов о том, что Евер сохранил язык Адама — все это апокрифические мотивы.
[207] Се же Серухъ...Арана. — Согласно Библии (Быт. 11, 22—26), у Серуха был сын Нахор, внук Фарра и правнуки — Аврам (Авраам), Нахор и Аран. Рассказ о протесте Авраама против деятельности отца, изготовлявшего идолов, и о гибели Арана — апокрифический.
[208] Моисий же...попра ̀и. — Сюжет о поступке младенца Моисея апокрифический.
[209] Изъ щрева преже деньница родихъ тя. — Пс. 109, 3.
[210] При семъ раздѣлися царство...в Самарии. — После смерти Соломона (ок. 928 г. до н. э.) Израильско-Иудейское государство распалось: Израиль (с центром в Самарии) просуществовал до 722 г. до н. э., когда он был завоеван ассирийским царем Саргоном II; Иудея (с центром в Иерусалиме) была завоевана вавилонским царем Навуходоносором II в 586 г. до н. э.
[211] ...Валу...еже есть Арей... — Ваал — божество древних семитов. Однако Ваал не был богом войны, и сближение его с Ареем (богом войны у греков) ошибочно.
[212] Преставлю царство...блудяще въ языцѣхъ. — Ос. 1, 4 и 6; 9, 17.
[213] Аще станеть Самуилъ...не помилую ихъ... Тако глаголеть Господь...въ устѣх июдѣскыхъ. — Иер. 15, 1; 44, 26.
[214] Тако глаголеть Господь...помиловати пакы. — Иез. 5, 8, 10—11.
[215] Уже нѣсть ми хотѣнья...въ вся языкы. — Мал. 1, 10—11; 2, 9.
[216] Тако глаголеть Господь...не приведу тя... Възненавидѣхъ праздникы...не приемлю. — Ис. 1, 24—25; 1, 14.
[217] Слышите слово...не приложи въстати. — Ам. 5, 1—2.
[218] Тако глаголеть Господь... не будет въ вас. — Мал. 2, 2.
[219] Законъ от мене...страны уповают. — Ис. 51, 4—5.
[220] Тако глаголеть Господь...будут мьнѣ въ люди. — Иер. 31, 31—33.
[221] Ветхая мимоидоша...пѣснь нову. Работающим ми...имя всей земли. Домъ мой...по всѣмъ яэыком. — Ис., 42, 9—10; 65, 15—16; 56, 7.
[222] Открыеть Господь...Бога нашего. — Там же. 52. 10.
[223] Хвалите Господа...вьси людье. — Пс. 116, 1.
[224] Рече Господь Господеви...ногама твоима. — Там же. 109, 17
[225] Рече Господь...родих тя. — Там же. 2, 7.
[226] Не солъ, ни вѣстьникъ...спасеть ны. — Ис. 63, 9.
[227] Яко дѣтищь родися...нѣстъ конца. — Там же. 9, 6—7.
[228] Се въ утробѣ дѣвая...имя ему Еммануилъ. — Там же. 7, 14.
[229] Ты, Вифлеоме, доме...на сыны Израилевы. — Мих. 5, 2—3.
[230] Се Богъ наш...съ человѣкы поживе. — Вар. 3, 36—38. Иеремия назван в тексте ошибочно.
[231] Человѣкъ есть...яко человѣкъ же умираеть. — Иер. 17, 9.
[232] Не послушаша...глаголеть Господь. — Зах. 7, 13.
[233] Тако глаголеть Господь: Плоть моя от нихъ. — Ос. 9, 12.
[234] О лютѣ души ихъ...Свяжемъ праведника. — Ис. 3, 9—10.
[235] Азъ не супротивлюся...от студа заплеваниа. — Там же. 50, 5—6.
[236] Приидите, въложим древо...животъ его. — Иер. 11, 19.
[237] Узрите жизнь...очима вашима. — Вт. 28, 66.
[238] Въскую шаташася языци. — Пс. 2, 1.
[239] Яко овьча...веденъ бысть. — Ис. 53, 7.
[240] Въстани, Боже, суди...въ всѣх странах. — Пс. 81, 8.
[241] Да въскреснеть Богъ...врази его. — Там же. 67, 22.
[242] Въскресни, Господи...рука твоя. — Там же. 9, 33.
[243] Сходящии въ страну...свѣтъ восияеть на вы. — Ис. 9, 2.
[244] Ты въ крови завѣта...не имущи воды. — Зах. 9,11.
[245] ...но архиерѣи обладаху...иже облада ими. — После правления в Иудее Маккавеев (с 152 до 37 г. до н. э.) римляне передали власть Ироду, отличавшемуся исключительной жестокостью. Именно этим, возможно, объясняется тот факт, что с Иродом, умершим в 4 г. до н. э., христианское предание связывает «избиение младенцев» в канун рождества Христа.