Тема 4. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации(2 часа)




Кафедра «История и философия»

Преподаватель Г.П. Пирожков

Курс «История»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для групп

БХП-11;БПР-11; БТУ-11; БТП-11; БУТ-11; БТБ-11;

БТБ-12; БАИ-11; БИС-11; БИС-12; БПИ-11; БПИ-12; БТС-11

Содержание текущего контроля и критерии

Достижения порогового и повышенного уровня

Освоения раздела учебной дисциплины

Реферат

Написать реферат по выбору студента и согласно требованиям, изложенным в учебно-методическом пособии: Рефераты по истории / под. ред. А. А. Слезина. Тамбов: ТГТУ, 2000. 68 с. (его можно найти на сайте кафедры: https://hist.web.tstu.ru/mdown.php?id=45).

Критерии оценки реферата:

- «зачтено» - в работе должен быть правильно составлен план, раскрыты основные вопросы темы, сделаны соответствующие выводы.

- «не зачтено» ставится в случае, когда неправильно составлен или не составлен план по соответствующим разделам, сделаны неправильные выводы, что говорит о практически полном отсутствии знаний по соответствующему разделу дисциплины.

 

Контрольная работа

Выполнить один из вариантов контрольной работы по согласованию с преподавателем.

Темы контрольных работ и соответствующие учебно-методические разработки можно найти на сайте кафедры: https://hist.web.tstu.ru/metod.php?cat=16&fl=true Основной критерий для оценки «зачтено» - выполнение полностью и правильно не менее 80% заданий контрольной работы.

 

Практические занятия.

Краткие характеристики тем

 

Тема 1. Предмет и задачи курса (2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Особенности изучения предметов социально-гуманитарного цикла в техническом университете. Предмет и задачи курса.

2. Методика самостоятельной работы (с источниками, над рефератами и т.п.).

3. Выдающиеся историки России.

ЛИТЕРАТУРА: №№ 1, 2, 3; 4, 5, 6, 7.

Тема 2. Особенности становления государственности в России и в мире(2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Проблема этногенеза восточных славян.

2. Государство и право Древней Руси. Особенности социального строя.

3. Последствия принятия христианства и распространения ислама на территории страны.

ЛИТЕРАТУРА: №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7.

Тема 3. Государственная раздробленность Древней Руси XII – XV вв. (2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Альтернативы развития.

2. Социально-политические изменения в русских землях в XIII – XV вв.

3. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

ЛИТЕРАТУРА: №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7.

Тема 4. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации(2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Кризис общества и государства на рубеже XVI – XVII вв. Альтернативы развития.

2. Россия при первых Романовых.

3. Юридическое оформление крепостного права в России. Соборное Уложение 1649 г.

ЛИТЕРАТУРА: №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7.

Тема 5. Реформы Петра I и начало модернизации российского общества (2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Петровские преобразования и их последствия.

2. Особенности государственного строительства при преемниках Петра I (1725 – 1762 гг.).

ЛИТЕРАТУРА: №№ 1, 2, 3; 4, 5, 6, 7; 9.

Тема 6. Россия и русский народ в борьбе с иностранными захватчиками (2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Русский народ в борьбе с иностранной агрессией в средневековье и новое время (X – XVIII вв.).

2. Героические страницы военной истории России XIX – нач. XX вв.

ЛИТЕРАТУРА: №№ 1, 2, 3; 4, 5, 6, 7; 8; 9.

Тема 7. Эволюция государственно-правового строя во второй половине XIX в. (2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Отмена крепостного права в России.

2. Формирование системы местного самоуправления.

3. Судебная реформа 1864 г.

4. Преобразования 1880 – 1890-х гг.

ЛИТЕРАТУРА: №№ 1, 3; 4, 5, 6, 9.

Тема 8. Российская империя в начале XX в. (2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Политическая и социально-экономическая ситуация в стране на рубеже XIX – XX вв.

2. Первая российская революция: основные этапы и последствия.

3. Эволюция государственного строя. Становление российского парламентаризма.

4. П.А. Столыпин и его реформы.

ЛИТЕРАТУРА: 1, 4, 5, 6, 8; 11, 12.

Тема 9. Становление многопартийности в России начала XX века. (2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Роль партий в политической системе.

2. Революционные партии.

3. Монархические партии.

4. Либеральные партии.

ЛИТЕРАТУРА: №№ 1, 4, 5, 6, 8; 11, 12.

Тема 10. Революция 1917 г. (2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.

2. Свержение самодержавия. Политическая ситуация в России в марте – июне 1917 г.

3. Политическая ситуация в России в июле – октябре 1917 г. Приход к власти большевиков.

4. Историческое значение революционных потрясений 1917 г.

ЛИТЕРАТУРА: №№ 1, 4, 5, 6, 8; 11, 12, 13.

 

Тема 11. Формирование и развитие советской государственно-политической системы (1917-1922 гг.) (2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Создание механизма политической власти. Конституция 1918 г.

2. Формирование однопартийной системы.

3. Гражданская война в России.

4. Основные черты и особенности политики «военного коммунизма».

ЛИТЕРАТУРА: №№ №№ 1, 4, 5, 6, 8; 10, 11, 12, 13, 14.

Тема 12. Социально-экономическое и политическое развитие страны в 1920-е гг. (2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. НЭП: экономика, политика, общество.

2. Образование СССР. Конституция 1924 г.

3. Внешняя политика.

ЛИТЕРАТУРА: №№ 1, 4, 5, 6, 8; 10, 11, 12, 13, 14.

 

Тема 13. Социально-экономические преобразования конца 1920-1930-х гг. (2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Предпосылки свертывания НЭПа.

2. Коллективизация сельского хозяйства.

3. Форсированный рывок в промышленности.

4. Социально-экономические последствия социалистической модернизации.

ЛИТЕРАТУРА: №№ 1, 4, 5, 6, 8; 10, 11, 12, 13, 14.

Тема 14. Великая Отечественная война (2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

2. Великая Отечественная война: основные этапы.

3. Советский тыл в годы войны.

4. Факторы победы в войне. Социально-политические итоги войны.

ЛИТЕРАТУРА: №№ 1, 4, 5, 6, 8; 10, 11, 12, 14.

Тема 15. Экономическое развитие послевоенного СССР (2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Социально-экономические проблемы послевоенного общества.

2. Попытки экономических реформ после смерти И. В. Сталина.

3. Реформа 1965 г. Противоречивость социально-экономического развития страны во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.

4. НТР и её влияние на ход общественного развития.

ЛИТЕРАТУРА: №№ 1, 4, 5, 6, 8; 10, 11, 12, 14, 15.

Тема 16. СССР в период перестройки (1985-1991 гг.) (2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Попытка преодоления кризиса в начале 1980-х гг. Формирование идеологии перестройки.

2. Концепция перестройки.

3. Попытки экономических реформ. Результаты и последствия.

4. Развитие общественно-политической ситуации.

ЛИТЕРАТУРА: №№ 1, 4, 5, 6, 8; 10, 11, 12, 14, 15.

Тема 17. Россия на рубеже тысячелетий (2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Распад СССР. Беловежские соглашения.

2. Становление новой российской государственности.

3. Россия на пути радикальной модернизации.

4. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

ЛИТЕРАТУРА: №№ 1, 4, 5, 6, 8; 10, 11, 12, 14, 15.

 

Тема 18. Культура в России XX века (2 часа)

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. «Серебряный век» русской культуры.

2. Феномен развития культуры в советский период отечественной истории.

3. Культура в современной России.

ЛИТЕРАТУРА: №№ 1, 3, 4, 5, 6, 8; 9, 11, 12, 14, 15.

Практические занятия позволяют оценить уровень информированности слушателя, степень усвоения знаний (знание терминологии, содержание теорий и т. д.). Активность работы может быть составной частью оценки по предмету и может определяться по следующим критериям: 1) умение задавать вопросы (количество заданных вопросов, их формулировки); 2) умение давать ответы на вопросы (правильность и полнота ответа); 3) частота обращения.

Рекомендуемая литература

а) основная литература:

1. История России / Под. ред. А. Н. Сахарова и А. П. Новосильцева. М., 2006.

2. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для вузов. / Павленко Н. И. М.: Высшая школа, 2000.

3. История России с начала XVIII до конца XIX века. / Л. В. Миров, П. Н. Зырянов, А. Н. Боханов; отв. ред. А. Н. Сахаров. М.: Изд-во АСТ, 1996. 544 с.

4. Мунчаев Ш. Н., Устинов В. Н. История России. М., 1997. 591 с.

5. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России: Учебник. М.: «Проспект», 1999. 544 с.

6. История России / Под. ред. А. Н. Сахарова и А. П. Новосильцева. М., 1996. Т. 1-3.

7. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для вузов. / Павленко Н. И. М.: Высшая школы, 2000.

8. История России. XX век. / А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитренко и др. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 608 с.

9. История России с начала XVIII до конца XIX века. / Л. В. Миров, П. Н. Зырянов, А. Н. Боханов; отв. ред. А. Н. Сахаров. М.: Изд-во АСТ, 1996. 544 с.

10. Никулин В. В. История России: советский и постсоветский период. Учебное пособие. Тамбов: ТГТУ, 1998. 156 с.

11. Новейшая история Отечества / Под. ред. А. Ф. Киселёва, Э. М. Щагина. В 2-х т. М., 1999.

12. Отечественная история. XX век. / Под. ред. проф. А. В. Ушакова. / М.: «Агар», 1997. 495 с.

13. Соколов А. К. Курс советской истории: 1917 – 1940. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1999.

14. Соколов А. К., Тяжельников В. С. Курс советской истории: 1941 – 1991. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1999.

15. Хрестоматия по отечественной истории (1946 - 1995): Учебное пособие для студентов вузов. / Под. ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. 600 с.

б) дополнительная литература:

Исаев И.А. История отечественного государства и права. М., 2004.

Никулин В. В., Слезин А. А. История России: события и проблемы. Тамбов: ТГТУ, 1997. 216 с.

Никулин В. В., Слезин А. А. Российское государство: основные этапы развития. Учебное пособие. Тамбов: ТГТУ, 2001. 256 с.

Рефераты по истории / Под. ред. А. А. Слезина. Тамбов: ТГТУ, 2000. 68 с.

Слезин А. А. Российская государственность: пути развития (IX – начало XX вв.). Учебное пособие. Тамбов: ТГТУ, 2001. 148 с.

Слезин А. А., Никулин В. В. История России. Учебное пособие. Тамбов: ТГТУ, 1997. 172 с.

Стариков Н. В. История России с древнейших времен до XX века. М., 2000. 463 с.

Хрестоматия по истории отечественного государства и права/ Под. Ред. К.И. Батыра, М., 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: