IV. Подведение итогов (рефлексия)




Суд совести

 

Это второй классный час, посвященный проблеме совести. Своеоб­разная практическая работа, когда подростки могут наблюдать работу совести, выносить на строгий суд свои и чужие поступки. А тем для рассмотрения достаточно - их ежедневно дает бурная жизнь класса.

Игровая форма суда предполагает свободные высказывания де­тей. Учитель выступает в роли координатора, при этом не помешают следующие правила:

- не торопить участников, дать им высказаться;

- не подменять мысли участников своими мыслями и формули­ровками;

- соблюдать баланс высказываний участников - поощрять менее активных, деликатно тормозить активных; можно предложить всем высказаться «по кругу» и очень коротко;

- избегать оценочных высказываний: похвалу можно выразить аплодисментами, осуждение - топотом или другими сред­ствами.

В ходе игры учитель следит, чтобы суд не превратился в перепал­ку. Самых «горячих» и несдержанных можно предупредить, «оштра­фовать», удалить из «зала суда» и т. п.

Цели: углубить понятия «совесть», «суд совести»; формиро­вать положительную нравственную оценку таких понятий, как «чис­тая совесть», «спокойная совесть»; побуждать к постоянной работе над собой, к анализу и критической оценке своих дел, поступков и мыслей.

Предварительная работа с детьми

За неделю до классного часа предложить детям обдумать свое поведение, дать оценку своим поступкам и поступкам товарищей.

Оборудование

Можно приготовить судейский молоток, трибуну, плакат с изобра­жением богини правосудия Фемиды, другие атрибуты суда.

На перемене перед классным часом написать на доске:

Правила поведения на суде

1. Бессовестных людей нет - есть люди, совершающие бессове­стные поступки.

2. Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

3. Один говорит - все слушают.

4. Об отсутствующих не говорят.

5. Каждый говорит только за себя.

6. Плохих мнений не существует.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Заседание суда.

1. «Сам себе судья».

2. «Свидетели обвинения».

3. «Голос совести».

4. «Чистая совесть или упорство в неправоте?»

III. Заключительное слово.

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Вступительное слово

Классный руководитель. На прошлом занятии мы го­ворили о совести. Мы выяснили, что совесть - это наш внутренний судья, который помогает нам отличить добро от зла. Мысли, поступки, слова - все человек должен подвергать строгому суду своей совести. Любое дело нужно стараться делать на совесть; решаем ли мы задачу по алгебре, или строим дом, или делаем операцию на сердце. Совесть помогает нам оценить поступки и дела других людей и выразить отношение к этим поступкам. По этому отношению человек и почувствует, одобряют или осуждают окружающие его поступки.

Сегодня у нас в классе состоится суд. Суд совести. На этот суд мы выносим свои классные дела, отношения в коллективе, свои поступ­ки и поступки своих товарищей. Мы постараемся рассмотреть все беспристрастно и вынести честный и справедливый приговор. Про­шу ознакомиться с правилами поведения на суде (читает правила, записанные на доске). Правила обязательны для всех и обсуждению не подлежат. За нарушение - штраф (общественно-полезная работа) или удаление из зала суда.

Итак, встать, суд идет!

Все дети встают.

II. Заседание суда

Классный руководитель. Наш суд необычный. Здесь каждый сам себе прокурор, судьей здесь является наша совесть, а адвоката на суде совести не положено. Потому что адвокат, находя оправдания, только заглушает голос неумолимой совести. Приступая к суду, еще раз хочу напомнить, что бессовестных людей нет в при­роде. Есть люди, совершающие бессовестные поступки, поэтому мы сегодня судим не людей, а поступки. Если человек не может сам дать оценку своему поступку, мы будем обращаться к общественной со­вести класса. Начинаем заседание суда.

 

«Сам себе судья»

Классный руководитель. Кто вспомнил свои мелкие и крупные пакости, шалости, проступки, кого замучили угрызения совести - вам первое слово. Вы должны огласить и состав преступ­ления, и приговор.

Дети поднимают руки (или учитель называет каждого по имени), гово­рят о своих проступках.

Примерные ответы детей:

- Я смеялась над нашей уборщицей, тетей Леной, спрятала ее швабру. Мне очень стыдно, я больше не буду так делать. Я по­няла, что людей нельзя обижать.

- Я дразнил самую слабую девочку нашего класса, показывал ей свое презрение. Это недостойно мужчины. Я больше так делать не буду.

- Я на уроке физики специально дразнил учителя, мне было при­ятно смотреть, как она выходит из себя. Я проявил жестокость, постараюсь больше этого не делать.

Классный руководитель. Ну что ж, мы выслушали обви­нение, а приговор нам уже не понадобится, потому что сами обвиняе­мые уже получили свое наказание - муки совести.

 

«Свидетели обвинения»

Классный руководитель. А теперь следующая группа обвиняемых. Это те, чья совесть пока спит. Тут мне сначала при­дется дать слово свидетелям обвинения - всем ученикам нашего класса, ибо они были молчаливыми свидетелями преступлений против совести, творящихся в нашем классе. Как вы считаете, чьи дела и поступки заслуживают нашего осуждения? Кто поступал не по совести?

Дети поднимают руки (или учитель называет каждого по имени), гово­рят о проступках своих товарищей.

«Голос совести»

Классный руководитель. Мы выслушали свидетелей об­винения. Обвиняемые, что вы скажете в свое оправдание? Сначала приглашаю к трибуне тех, кто согласен с обвинениями, кому стыдно за свое поведение.

Дети выходят к доске, выстраиваются в шеренгу.

Прошу каждого сделать шаг вперед, повторить, в чем его обви­няют, и признать свою вину.

Учитель называет имена, фамилии «обвиняемых», дети дают оценку своим поступкам.

Примерные ответы детей:

- Меня обвиняют в том, что я сбежал с дежурства. Мне просто не хотелось убираться. Я виноват, мне стыдно. Больше этого не повторится.

- Меня обвиняют в том, что сорвал урок (называет предмет). Сам не знаю, зачем это сделал. Признаю свою вину, больше такого не повторится.

Классный руководитель. Мы выслушали голос совести (имя, фамилия). Кто поверил, что (имя, фамилия) искренне осознал свою вину и уже получил свое наказание - угрызения совести? Под­нимите руки.

Дети поднимают руки, учитель подсчитывает количество рук, прини­мает решение: простить или оставить на совести «обвиняемого».

«Чистая совесть или упорство в неправоте?»

Классный руководитель. А теперь я приглашаю к трибуне тех, кто не согласен с обвинениями и считает, что его совесть чиста.

Дети выходят к доске, выстраиваются в шеренгу.

Прошу каждого сделать шаг вперед, повторить, в чем его обви­няют, и высказать отношение к обвинениям.

Учитель называет имена, фамилии «обвиняемых», дети защищают свою позицию.

Примерные ответы детей:

- Меня обвиняют в том, что я никому не подсказывала на кон­трольной, но подсказывают больным, калекам и нищим. В нашем классе я таких не вижу. Считаю обвинение несправедливым!

- Меня обвиняют в том, что я дразнил девочек, но девочки сами обзываются и напрашиваются на кулаки. Я не признаю себя виновным. Если меня судить, то нужно судить и девчонок!

- Меня обвиняют в том, что я забил замок в кабинете физики, что­бы сорвать урок! Да! Я кому-то это сказал, а может, я хвастался? Не пойман, не вор!

- Меня обвиняют в том, что я подлизываюсь к учителям и на всех ябедничаю. Вам просто завидно. А кто мешает и вам все рас­сказывать учителям?

Классный руководитель. Обвиняемый не признает свою вину, более того, выдвигает встречные обвинения. Что скажет нам на это наша общественная совесть?

Дети высказываются, снимают обвинения или настаивают на вине одноклассника.

Даем обвиняемому возможность защитить свою позицию.

«Обвиняемые» оправдываются, продолжают упорствовать или призна­ют, что совершили бесчестный поступок.

Классный руководитель. Думаю, что не стоит сейчас спо­рить. Бывает - и очень часто, что коллектив ошибается. Ну, а если кто-то неправ, все равно его совесть рано или поздно напомнит ему об этом.

А бывает, что просто не хватает мужества признать свою неправоту.

Зато, какое облегчение чувствуешь, когда снимаешь с души тя­жесть, очищаешь свою совесть.

Послушайте историю, которую рассказал один мой бывший ученик.

В 7 классе Сергей был непослушным, хулиганистым мальчишкой. Ребята считали его лидером, потому что он постоянно придумывал всякие приколы и развлечения.

Однажды на уроке ему удалось стащить у одной девочки, Тани Ивановой, сумку со сменкой и выбросить ее в открытое окно.

Малыши, увидев под окнами старые чужие ботинки, забросили их в глу­бокую лужу.

А после уроков у ребят был матч с 7-Б, и Сергей совсем забыл про эти несчастные ботинки. Он сбегал домой, пообедал, переоделся, потом полтора часа честно отстоялна воротах, не пропустив ни одного гола.

Уже на последних минутах матча он увидел, как из дверей школы вышла Иванова, как шлепала в домашних тапочках погрязи, размазывая по щекам слезы. Сергей подозвал ребят, и они ухохатывались, глядя на эту раззяву.

...А вечером у них в подъезде был скандал. Из квартиры Ивановых раз­давались крики. Пьяный отец, кричал, что заставит Таньку ходить босиком или в кирзовых сапогах, так как она не умеет беречь свои вещи. Танька что-то жалобно лепетала, в эти крики вплетался голос Танькиной матери.

Сергей надел наушники, включил музыку и принялся делать уроки. Сме­яться почему-то совсем не хотелось.

А ночью он никак не мог уснуть, что-то противно царапало в сердце, мешало, не давало покоя.

Мысленно прогнал все события дня: заплаканная Иванова, шлепающая по лужам в домашних тапочках, пьяный голос ее отца, жалобный лепет ма­тери. Как ни уговаривал себя Сергей, как ни оправдывал, но получалось, это он был виноват во всем.

Решив, что утро вечера мудренее, Сергей уснул.

А на следующее утро «скорая помощь» увезла Иванову в больницу с вос­палением легких.

Вот тут Сергей и понял, как может «грызть совесть».

У него были деньги, которые он копил на велосипед. В обувном магазине Сергей купил на эти деньги женские ботинки 38 размера, как у своей мамы, и пошел в больницу проведать Иванову.

Он сказал, что пришел по поручению классного руководителя, положил на кровать пакет с ботинками и убежал. Попросить прощения у Ивановой он так и не решился.

Придя, домой, он по привычке включил компьютер, надел наушники, включил музыку. И вдруг, вспомнив жалкое, испуганное и удивленное лицо Ивановой, Сергей почему-то заплакал. Он проплакал несколько минут и, как ни странно, почувствовал такое облегчение, как будто с души свалился ог­ромный тяжелый камень.

Вскоре семья Ивановых переехала на новую квартиру, и после болезни Таня перешла в другую школу.

Эту историю Сергей рассказал, когда он уже стал офицером, ка­питаном первого ранга.

Девятиклассники пригласили его на классный час рассказать о профессии морского офицера.

Тут Сергей и решил почему-то рассказать эту историю.

Как вы считаете, почему Сергей почувствовал облегчение, купив Тане ботинки? И почему все-таки он плакал?

Примерные ответы детей:

- Он постарался загладить свою вину.

- Совесть подсказала ему, что он все сделал правильно.

- Совесть открыла ему глаза, и он смог почувствовать боль дру­гого человека.

- Он должен был что-то сделать, чтобы искупить свою вину.

- Он плакал от жалости и от досады на себя.

- Это были слезы облегчения, очищения.

- Он плакал от радости, что девочка не будет теперь на него оби­жаться.

 

Классный руководитель. А как вообще можно загладить свой бессовестный поступок?

 

Примерные ответы детей:

- Можно попросить прощения у того, кого обидел.

- Верующие могут покаяться на исповеди.

- Пообещать самому себе, что больше этого никогда не будешь делать.

- Можно сделать какие-нибудь три хороших дела.

Ш. Заключительное слово

Классный руководитель. Ребята, сегодняшний суд - всего лишь игра, но я надеюсь, ваш внутренний суд совести будет продол­жаться. В заключение я хотела бы привести слова абхазского писателя Фазиля Искандера: «Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. Поначалу он стыдится не столько бессовестно­го поступка, сколько оглашения его. Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой».

Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Как вы чувствовали себя во время суда? Удалось ли вам избавиться от угрызений совести? Что вас порадовало? Что возмутило?

Примерные ответы детей:

- Чувствовал себя неуверенно, боялся, что меня начнут обвинять в чем-то.

- Я всегда стараюсь поступать по совести, поэтому ничего не боя­лась.

- Пока угрызений совести не чувствую, может быть, потом они появятся, когда вспомню.

- Порадовало, что все были очень доброжелательны, не требо­вали суровых наказаний.

- Возмутило, что некоторые не признали своей вины, стали оп­равдываться.

- Возмутило, что некоторые считают себя непогрешимыми, а на самом деле такие же.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: