· В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
· Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
· Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к...
· Обратимся к произведениям художественной литературы
· За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
· Размышляя о..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
· Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Для тезисов
· Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения)
· Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд,...(основная мысль сочинения).
· Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения)
Для аргументов
Обращение к произведению
· Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
· Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
· Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).
· Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и...(имя писателя) в...(название произведения).
· Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
· Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
· Вспомним героя повести… (автор, название).
· Обратимся к роману… (автор, название).
· Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента:
· Автор повествует о…
· Автор описывает…
· Поэт показывает…
· Писатель размышляет о…
· Писатель обращает наше внимание…
· Писатель заостряет наше внимание на …
· Он акцентирует внимание читателя на…
· Этот поступок героя говорит о...
· Мы видим, что герой поступил так потому...
· Автор показывает, к каким последствиям привело...
· Этому герою/поступку автор противопоставляет...
· Писатель осуждает…
· Он ставит нам в пример…
· Автор подчеркивает…
· Автор утверждает…
Промежуточный вывод:
· Писатель считает, что…
· Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
· Мы можем прийти к выводу...
Для заключения
· Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
· Невольно напрашивается вывод…
· Таким образом, мы приходим к выводу: …
· Итак, можно сделать вывод, что…
· В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о...! Будем помнить о...!
· Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
· В заключение хочется выразить надежду на то, что…
· Хочется верить, что…
· Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
· Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
· Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...
· Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…
· (Цитата)«...,» - писал.... В этих словах выражена мысль о.... Автор текста тоже считает, что.…
· К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…
Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
Примерные темы.
1. Почему возникает дисгармония в отношениях между родителями и детьми?
2. Когда родителям стоит поучиться у своих детей?
3. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений?
4. Быть похожим на родителей - это достоинство или недостаток?
5. Как, по-вашему, возможна ли гармония в отношениях детей и родителей?
6. Быть родителями - это счастье или обязанность?
7. Что такое «конфликт поколений»?
8. Почему возникла проблема взаимоотношения «отцов и детей»?
9. Как соотносятся жизненные цели «отцов и детей»?
10. Почему молодое поколение зачастую не принимает прежние взгляды?
11. На чём должны строиться взаимоотношения в семье?
12. Возможно ли найти компромисс в конфликте родителей и детей?
13. Кто прав в споре двух поколений?
14. Роль семьи в жизни человека.
15. Согласны ли вы с мнением, что понимание – это улица с двусторонним движением?
16. Как вы понимаете слова О. Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми»?
17. Прокомментируйте высказывание В. Г. Белинского: «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое».
18. Согласны ли вы с высказыванием Руссо: «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим»?
19. Как вы понимаете слова Цицерона: «Каждому возрасту присущи свои особенности»?
20. Подтвердите или опровергните слова М. Наваррской: «Старики привыкли думать, что они всегда умнее, чем поколение, которое идет им на смену».
21. Верно ли утверждение Екатерины II: «Во всяком возрасте почитай родителей»?
22. Как вы понимаете слова Андре Моруа: «Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими»?
23. Прав ли Тристан Бернар, утверждая: «Сегодня родители больше всего хотят, чтобы дети их любили. Видимо, это работа над своими ошибками. Которую потом будут исправлять их дети. И эти качели не остановятся никогда»?
24. Что, на ваш взгляд, значит слова Д. Дидро: «Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца»?
25. «Не надобно другого образца. Когда в глазах пример отца» (А. С. Грибоедов)