Проблема патриотического воспитания на уроках французского языка.




Городская открытая конференция

«Актуальные проблемы образования и воспитания обучающихся государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждений и государственных бюджетных нетиповых образовательных учреждений в сфере культуры Санкт-Петербурга
(опыт и инновации) »

 

 

Стендовый доклад на тему:

«Проблема патриотического воспитания на уроках французского языка»

 

 

Выполнила: Захарова Т.П., преподаватель французского языка;ГБНОУ Санкт-Петербургский Музыкальный лицей

 

 

Санкт-Петербург

4 декабря 2019 г.


Проблема патриотического воспитания на уроках французского языка.

В своем докладе мне хочется затронуть две проблемы. Одна касается отношения к вопросу воспитания в школе за последние годы и показать, как реализуется процесс воспитания на примере собственного предмета.

Взяться за данную тему меня побудили слова министра образования РФ О.Ю.Васильевой:

«…воспитание должно возвращаться в школы в том смысле, как оно было: учитель, прежде всего, занимается воспитанием личности учащегося, и крайне важно обеспечить присутствие воспитания в полном объеме как одного из важнейших компонентов в системе образования”, — подчеркнула министр. «Образование - это не услуга, поэтому учитель — это не человек, который предоставляет услуги, учитель — это служение, он воспитывает и развивает». 3 октября 2016

Очень хорошее и актуальное выказывание. Прочитав его, я решила поговорить о проблеме воспитания учащихся в школе и семье более подробно и напомнить, как оно реализовывалось в последние несколько десятков лет.

Обратимся к новейшей истории нашего государства.

Период 90- х годов прошлого века ознаменовался отсутствием экономической стабильности, дезориентации населения, обострения политической ситуации, социальной напряженности, межнациональных распрей, криминализации жизни; падения нравственности и др. большинство семей оказалось в условиях выживания как материального, так и физического. В таких условиях семья перестала выполнять свои воспитательные функции как основной социальный институт. Во многих семьях недоставало элементарной духовной близости между родителями и детьми. Естественно, что при таких условиях воспитание подрастающего поколения в семье отошло на второй план. Это с одной стороны.

С другой стороны, многие учебные заведения, в том числе средние школы отказывались от функции воспитания, что, было серьезной ошибкой государства в проведении его образовательной политики. Уступив свои позиции в бывшей системе воспитания, государство фактически «открыло дверь» западной поп-культуре, тоталитарным сектам, которые начинали активно влиять на сознание школьников. В начале 2000 годов школа оказалась носителем образовательных услуг.

Достаточно вспомнить некоторые из высказываний Андрей Фурсенко мин. образования (период 2004-2012гг) вроде этого: "необходимо прийти к тому, чтобы система образования была в первую очередь сориентирована на потребителей образовательных услуг" (2008 год). В 2009 году этот же министр поручал разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России.

Но хороший учитель всегда остается не столько носителем информации, сколько воспитателем и наставником, это человек, несущий высокую ответственность за внутренний мир своего ученика. Настоящий учитель всегда старался хорошо справляться со своей работой, несмотря государственную политику.

В последние годы ситуация на уровне правительства начала меняться. Была создана "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".

В стратегии сказано, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:

повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей.

Теперь хочу перейти к проблеме реализации задачи воспитания на уроках французского языка. А именно поговорить о воспитании патриотизма.

В условиях современной социальной ситуации непросто говорить о чувстве патриотизма. Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности общества, его социальных и государственных институтов, в частности семьи, школы. Учитель как истинный патриот, и на уроке остается патриотом, используя воспитательный потенциал своего предмета.

Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения обучающиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.

Практически любая программная тема позволяет включить в обсуждения вопросы патриотизма и культуры межнационального общения. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и языка другого народа.

Знакомясь с реалиями франкоязычных стран, мы изучаем государственные символы, историю, географию, культуру нашей страны средствами иностранного языка.

В УМК по французскому языку для учащихся первого второго обучения первый урок посвящен знакомству русского мальчика Максима с французским мальчиком Пьером. Максим рассказывает о достопримечательностях России, говорит, что живет в столице нашего государства Москве. Далее один из уроков посвящен России и Франции. В нем учащиеся знакомятся с государственными символами России и Франции, в рабочей тетради раскрашивают цвета государственных флагов. Урок «Я знаю наши праздники» знакомит учащихся с праздниками Рождества, 8 марта, 1и 9 мая, Днем независимости России. А в рабочих тетрадях дети сравнивают празднование Рождества в России и Франции, знакомятся с книгами русского писателя А.С.Пушкина и французского Шарля Перро. УМК по французскому языку для третьего года более подробно знакомит учащихся со сказками Шарля Перро, но не забывает и про русские сказки, прививая учащимся любовь к русскому народному творчеству. Так, после знакомства со сказками и их героями, учащиеся отвечают на вопросы:

  • Aimes-tu les contes russe? (Любишь ли ты русские сказки?)
  • Comment est le Cheval Bossu?(Опишите Конька-горбунка)
  • Est-ce qu’il vole?
  • Est-ce que le Loup Gris aide Ivan?
  • Ou habite la Baba Iaga?

Но, готовясь к уроку, сталкиваюсь с такой ситуацией.Частов некоторых УМК для средней школы по французскому языку наблюдается снижение воспитательного компонента,нехватка материала в учебнике по истории и культуре своей страны, тогда как страна изучаемого языка представлена с избытком. Конечно, это прекрасно восполняется с помощью информации из дополнительной литературы. Но меня удивляет такая тенденция, которая прослеживается в разных учебниках и на разных этапах обучения. Приведу примеры.

В УМК 5 класс «Синяя птица» в теме «Город» необходимо дополнительно познакомить учащихся с историей и выдающимися людьми своего родного города, предложить ответить на такие вопросы, как:

  • Comment s’appelle la ville ou tu habite?
  • Quand elle a été fondée?
  • Comment est-elle?
  • Quelles personnes célèbres ont habité dans ta ville?

В УМК 5 класса Кулигиной «Французский - это здорово!» раздел знакомит с достопримечательностями некоторых городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Саратов, Архангельск, Новосибирск. А также с городами и провинциями Франции: Канны, Марсель, Париж, Лион, Нормандия, Авиньен. Но информация по нашим городам дана крайне скупо и приходится просить учащихся подготовить сообщения об этих городах на французском языке, об их знаменитых людях, населении, памятниках архитектуры и исторических событиях.

Изучая тему «Знаменитые люди» необходимо задать учащимся следующие вопросы:

· Каких великих людей нашей страны вы знаете?

· Что сделало их знаменитыми?

Предлагаю тексты о биографии и изобретениях русских ученых и изобретателей. Про известных французов дается достаточно много информации.

Проходя тему «Экология, защита окружающей среды», необходимо говорить о том, что каждый человек должен любить свой дом, Родину, землю, где он родился, делать ее богаче, сильнее, живописнее. Материалы по охране окружающей среды направлены на потребность в участии в общественно-полезной деятельности по защите природы нашего города, нашей области, страны.

УМК «Objectif» для 10-11 классов знакомит учащихся с жемчужиной Сибири – озером Байкал, рассказывая о его красоте и обитателях, которых можно увидеть только здесь. Дан небольшой текст, который приходится дополнять информацией.

При изучении темы «Спорт. Олимпийские игры» у учащихся происходит формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну, наших спортсменов. Я прошу учеников самим подготовить небольшие сообщения по последним Олимпийским Играм и некоторым российским спортсменам, поскольку об этом ничего не сказано в учебнике.

Мне кажется, что большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой. Мне хочется, чтобы больше краеведческого материала было в УМК по французскому языку. На мой взгляд небольшое количество подобной информации в учебниках ставит под сомнение желание авторов заботиться о патриотическом воспитании. Хотя сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М. Е. Салтыков-Щедрин: “Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо, способное жить…” В любом случае на своих уроках я уделяла и продолжаю уделять внимание данному аспекту воспитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: