Основные черты и этапы русской философии





Русская философия – сравнительно позднее образование нашей национальной культуры. Хотя её предпосылки уходят вглубь веков, философское творчество учёных России начинается лишь после и на основе петровских преобразований, т.е. с середины 18 века. Ломоносов: стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира. «У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя». метод познания Ломоносова таков: от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории.

Век философской классики для России – 19 в.

1. Бердяев:православие означает иное восприятие и понимание христианства, нежели католичество и протестантизм, а потому на основе его, в свете его, может быть найден новый подход к основным вопросам культуры и жизни, построено новое мировоззрение

2. Достоевский: Начиная с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С этой точки зрения вся история человечества представала как история борьбы за торжество христианства. Самобытный путь России в этом движении заключался в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте его «нравственного захвата». Делал упор на «русское решение» социальных проблем, связанное с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании России, способной объединить народы , на основе христианского братства.

3. Толстой:уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «истинная религия». В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни.

Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, постольку считал, что упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему определенный душевный и социальный порядок, то. очевидно, что полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не могло. В этом проявилась противоречивость исходных принципов и сделанных из них выводов в утопической философии Толстого.
Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни — основного вопроса всякой религии. Именно она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия; зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему бесконечному миру.

4. Соловьёв Владимир: философия всеединства. Ядро метафизической

схемы всеединства составляет учение о сущем. Значения сущего: а) сущее как абсолютное начало безусловного единства — Бог; б) сущее как бытие, как начало множественности форм. Бытие необходимо сущему, в противном случае сущее обратилось бы в ничто. Бытие Соловьев называет также сущностью, обозначая сущее как единство в бытии. Концепция сущего как начала икак бытия получила название «положительного всеединства».

Мир, согласно Соловьеву, не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного создателя. Необходимо принять его внутреннюю противоречивость. В этом плане Соловьев демонстрировал диалектический подход в действительности: непрерывная динамика бытия предполагала активное начало мира. Таким началом выступает мировая Душа. Ее основной признак — особая энергия, одухотворяющая все сущее. Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьева через концепцию Богочеловечества: человечество придет к торжеству мира и справедливости не ранее того, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса. Ещё одна его концепция – «частичное сознание», которому он противопоставлял идеал «цельного сознания», под которым философ понимал органический синтез науки, религии и философии. Такую цельность может придать вектор – космическая Любовь. Смысл Любить – быть антиподом эгоизму и тому обществу, которое сущ-т на основе выгоды и расчёта.

 

25. Основные направления современной философии Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. В наши дни можно выделить четыре главных направления философии интернационального содержания - это феноменология, герменевтика, аналитическая философия и постмодернизм. (подробнее остановимся на последнем). Постмодернисты готовы к самым резким выводам. Они стремятся расшатать все то, что сжимает человека в «объятиях тоталитаризма»: жесткие логические схематики, окончательные выводы, всяческий поиск устойчивого, стремление к непременному согласию между людьми и пр. Жан Лиотар (1924-1998) после опубликования им книги "Состояние постмодерна" (1979, русское издание 1998 г.) стал многими характеризоваться как основатель постмодернизма. Лиотар считает, что во второй половине XX века в силу ряда причин, в первую очередь благодаря широкому распространению информационных технологий, возник новый тип культуры — постмодерн. Латинское modo переводится как недавно. Постмодерн, следовательно, можно перевести на русский язык как то, что наступило вслед за недавним. Согласно Лиотару, для постмодерна характерно окончательное разрушение принципа универсального языка, "никто не владеет целым". Изменился характер знания, старое знание, функционирующее в форме больших рассказов (толстых книг) и занятое по преимуществу проблемой истины, вызывает недоверие. Теперь ценность научной информации определяется по степени ее операциональности, это означает, что на первый план вышли критерии эффективности и прибыльности. Люди в качестве "атомов" общества расположены на пересечении прагматических, т.е. жизненно важных для них связей. Паралогика Лиотара это — позитивная оценка дисконсенсуса, без которого невозможно творчество и научное воображение, стимуляция производства новых идей, установка на свободу и воображение, принятие ответственности на себя, отказ от единства, идентичности и безопасности, стремление к возвышенному. Доминанты постмодерна: дисконсенсус (а не консенсус), дискретность (а не непрерывность и прогресс), нестабильность (а не стабильность), случайность (а не необходимость), игра (а не цель), анархия (а не иерархия), рассеивание (а не центрирование), неопределенность (а не определенность), эстетика парадоксально-возвышенного (а не прекрасного), виртуальное (а не устойчивое вещно представимое).      
27. Природа в понимании философии Человеческое общество — это часть природы. В организме любого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Природа является объектом внимания философов и философского осмысления на протяжении всей истории философии. Философские вопросы по отношению к природе: — взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества; — отношение природы и человеческой культуры; — как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека; — каков характер взаимодействия общества и природы в современную эпоху. Органическая связь с природой является фундаментальной закономерностью развития общества. Ее можно увидеть не только в области удовлетворения потребностей людей, но и в функционировании общественного производства, в конечном счете — в развитии всей материальной и духовной культуры. Наличие у человека не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности мыслить и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно отличает его от других природных существ и заставляет воспринимать его и общество в целом как специфическую часть природы. Природа является естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. За последнее столетие сильно повысилась степень воздействия общества на природу в связи с бурным развитием науки и техники. Среда обитания людей в самом широком понимании становится средой активного воздействия разума — ноосферой.   28. Сознание в философии. Сознание и бессознательное
Сознание — одна из форм проявления нашей души. Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно.
В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности.
Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным - бессознательное. Оно проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Бессознательное – это совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Во время нормального сна, при отсутствии контроля сознания, в голове человека проносятся картины действительности. Поэтому следует различать два вида неосознанных действий: никогда не осознававшиеся и ранее осознававшиеся. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически.

Сознание, как идеальная реальность проявляется через материальные формы. Такой материальной формой сознания является язык. Язык является посредником между мыслью и предметом, о котором мы говорим. Язык, прежде всего разговорный – материальный носитель, воплощающий нормы сознания, предающий ему некую социальную реальность.

29. Познание и его структура. Субъект и объект познания. Гносеология – наука о познании. (Что я могу знать? Существуют ли бесспорные, абсолютно достоверные основания или источники знания? Существуют ли границы познания? Можем ли мы знать о состояниях сознания другого человека? Что такое истина и достижима ли она в человеческом познании?)Познание – это обусловленный практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта. Рез-ом которого явл знание. Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Эмпирическое познание : ощущение (отражение в сознании человека ч.-л), восприятие (целостный образ предмета), представление (обобщенный чувственно-наглядный образ предмета). Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении (процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности). Уровни мышления: рассудок (это способность последовательно и ясно рассуждать) и разум (высший уровень теоретического познания, для которого характерно сознательное исследование их собственной природы). Рациональное познание : понятие (абстрактно-логическое явление в котором выражается некий обобщенный смысл объектов), суждение (высказывание об объекте), умозаключение (вывод, построенный по форме суждения). Иррациональное: к интуиция (способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без логического обоснования.), озарение и др. Интуиция всегда внезапна, неосознанна. Агностицизм – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Скептици́зм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. Гносеологический оптимизм – направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее.   30. Человек как объект философского осмысления Философская антропология – это раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека; это конкретная современная философская школа, главными представителями которой были немецкие философы М. Шеллер, А. Гелен, Представители "философской антропологии" выдвинули программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Принципиальной задачей философской антропологии является разработка проблемы сущности человека. По мнению основателей, философская антропология - это "базисная наука о сущности и сущностном строении человека". М. Шеллер: Сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни. Человек в принципе не отличается от животного, однако между человеком и остальными животным миром, по мнению М.Шеллера, имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. Дух человека преодолевает ограничения среды и выход в открытый мир, осознавая его именно как мир. Таким образом, сущностная особенность связывается Шеллером с его онтологической свободой. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии. А. Гелен: специфику и сущность человека он выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Этуспецифику А. Гелен связывает с особой исключительностью биологической организации человека:"человек - это существо, открытое миру". Эта "открытость" определяется его биологическим недоразвитием и недостаточностью. "Открытость миру" и действительность человека обуславливают главный принцип его существования - "принцип освобождения от бремени". Суть этого принципа: свои совокупные недостатки человек самостоятельно превращает в условия своего существования. Результатом этого является становление человека как культурного существа. Личность— человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности.
Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемый атрибут личности.
Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для ее достижения. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения, делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор.

   
31.Философские проблемы науки и техники Философское осмысление техники как таковой началось с середины XIX века. Роль производственной техники рассматривалось К. Марксом. Цель — объяснить что смысл орудий труда заключается в том, что люди в них проектировали сами себя.
Постепенно в работах о технике определились два направления:
  • инженерная философия техники;
  • гуманитарная философия техники.
Первая рассматривает развитие техники изнутри — анализирует природу технического творчества, сущность техники, тенденции ее развития. Техника представляет как способ бытия человека в этом мире. Ф. Десауэр рассматривал техническое творчество как сопричастное божественному творению и продолжающее его.
Вторая анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние ее на состояние общества, человека, культуры. В рамках него техника подвергается критике. Утверждается что технически разум и его ориентации ограничены, техника часто изображается, как демоническая сила порабощающая человека и как средство способное и уничтожить человечество.
Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является проблема и концепция человека, создающего и использующего технику. Особенность этой проблемы в настоящее время связана с выросшей до беспредельности технологической мощью, имеющейся в распоряжении человека. Затронутые этими воздействиями люди уже более не находятся в непосредственной связи с теми, кто производит данные воздействия. Далее, природные системы сами становятся предметом человеческой деятельности. Человек своим вмешательством может их постоянно нарушать и даже разрушать. Несомненно, это абсолютно новая ситуация: никогда прежде человек не обладал такой мощью, чтобы быть в состоянии уничтожить жизнь в частичной экологической системе и даже в глобальном масштабе или решающим образом довести ее до вырождения. Научным может считаться только хорошо проверенное и обоснованное знание. Знание становится научным когда оно достигает некоторого, достаточно высокого развития. Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравым смыслом и критическим, рациональным мышлением состоит в том. что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями. Так, обыденное представление о движении Солнца вокруг Земли, вошедшее в систему мира Пголемея, и многие другие предположения были подвергнуты критике и заменены научными положениями. В свою очередь, здравый смысл также не остается неизменным, ибо со временем включает в свой состав утвердившиеся в науке истины.
Социальные функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие социальных функций представляет собой важную сторону самой науки. Современная наука кардинально отличается от той науки, которая существовала полстолетия назад. Изменился ее характер взаимодействия с обществом.
В современной науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни общества выделяют следующие выполняемые ею социальные функции:
  • культурно-мировоззренческие
  • как непосредственно производительной силы
  • как социальной силы

 

 

32. Обществ как предмет философского познания Общество — система деятельности и жизни людей, объединённых территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития. Вопросы общественного развития находились в поле зрения философов с древнейших времен. По мере накопления знаний выделилась специальная философская дисциплина – социальная философия. Становление знаний об обществе представлено различными школами и направлениями. Главными из них являются: * социологический идеализм; * географизм; * исторический материализм; * биологизм; * психологизм; * техницизм. Идеализм в социологии исходит из признания первичности духовной стороны общественного развития (логос, Бог, идея, сознание). Материалистические тенденции в обществоведении проявляются в поиске материальных оснований исторического процесса (географические условия, орудия труда, экономические отношения и др.). Наиболее полно и последовательно эти тенденции воплотились в историческом материализме, теоретическая основа которого – материалистическое понимание истории. Важными проблемами социальной философии являются: * деятельность человека; * соотношение объективных закономерностей общественного развития и субъективной деятельности людей. Различные формационный ( по Марксу)и цивилизационный подходы к проблеме общества и человека. Цивилизации по Тойнби: ○ вавилонская; ○ минойская; ○ эллинская (греческая); ○ китайская; ○ индусская; ○ исламская; ○ христианская; ○ некоторые другие цивилизации.
33. Идеальное и реальное Идеальное — важнейшее свойство сознания. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные «прочтения» идеального и материального в различных философских школах.
Идеальное как внепространственность, недоступность чувственному восприятию, невещественность, невидимость, неслышимость и т.п. чувственных образов и знаково-символического мышления существует лишь в восприятии, воображении чувствующего и мыслящего общественного субъекта. В этом принципиальное отличие реальности сознания от реальности материального; психического, субъективного — от физического, объективного.
«Идеальное» обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь, является «идеальной формой бытия предмета в голове человека». Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей.
Идеальное, будучи миром образов и понятий, обладает собственной логикой, относительной самостоятельностью собственного функционирования, определенным уровнем свободы, выражающейся в способности идеального порождать новое или вообще нечто, непосредственно в действительности не встречающееся и являющееся результатом духовной деятельности.
Идеальное всегда остается личностным явлением, субъективным проявлением мозговых процессов человека. Последние актуализируют для индивида информацию в виде субъективных переживаний, знаний и т.п. Неактуализированная для личности (потенциальная) информация, хранящаяся в различных структурах головного мозга, зафиксированная в памятниках культуры, произведениях искусства, книгах, инженерных сооружениях и разработках, никак не может быть соотнесена с понятием идеального, пока не станет актуальной для сознания индивида.
Идеальное всегда остается тождественным индивидуальному сознанию, определяющему и формирующему в свою очередь сознание общественное. Только в процессе актуализации, распредмечивания форм общественного сознания сознанием конкретных индивидов общественное сознание становится идеальным, субъективной реальностью сознания этих индивидов.

идеальное включает в свое содержание эмоционально-волевые компоненты, интуицию, ценностные структуры, определяющие оценку язлений действительности и соответственно выбор желаемого будущего. Идеальное становится мысленным «проигрыванием» будущих вариантов действия, постоянно опережает в своих идеальных структурах структуры будущей практики.

34. Глобальные проблемы и причины их возникновения
К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся:
· предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов; · преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости; · обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии); · преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу: · прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых); · своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.
Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социальную опасность и обусловленность.
В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем:
1. все проблемы могут стать глобальными; 2. число глобальных проблем необходимо ограничить числом насущных и наиболее опасных (предотвращение войн, экология, народонаселение); 3. точное определение причин возникновения глобальных проблем, их признаки, содержание и методы быстрейшего разрешения.
Глобальные проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их разрешения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи между собой.
Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, — социальный. В этой связи их можно рассматривать как влияние или итог человеческой деятельности, оказавший отрицательное влияние на природу. Второй вариант возникновения глобальных проблем — кризис в отношениях между людьми, который затрагивает весь комплекс взаимоотношений между членами мирового сообщества.
     

Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.






Читайте также:
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.018 с.