Внутренняя среда организации
- Совокупность внутренних переменных
- Организационная структура управления
- Сфера контроля и количество уровней иерархии
Сущность планирования
- Планирование
- Требования предъявляемые к целям организации
- Пример дерева целей организации
- Сущность планирования
- Структура типового плана
Задачи планирования
- Основные задачи
- Что такое прогнозирование?
- Что такое анализ внешней среды?
Виды планирования
- Система планов компании
- Уровни планирования
- Миссия организации
- Стратегические планы
- Тактические планы
- Оперативные планы
- Планы проектов
Эффективность планирования
- Понятие эффективности планирования
- Принципы эффективного планирования
- Единство
- Участие
- Принцип непрерывности
- Принцип гибкости
- Принцип точности
Принципы организационной деятельности
- Организация совместной деятельности
- Способы координации
- Взаимное согласование
- Стандартизация
- Организационная структура
Организационные полномочия
- Типы организационных полномочий
- Распорядительные
- Штабные
- Централизация и децентрализация полномочий
- Делегирование
Бюрократические и адаптивные организации
- Два типа организационных структур
- Различия двух типов структур
- Бюрократические организации
- Адаптивные организации
Линейная организационная структура
- Базовые типы организационных структур
- Линейная структура
- Характеристика линейной ОСУ
- Линейно-штабная ОСУ
Функциональная организационная структура
- Функциональная организационная структура
- Функции
- Преимущества и недостатки
- Характеристика
Дивизиональная организационная структура
|
- Продуктового типа
- Территориального типа
- Клиентоориентированного типа
- Характеристика дивизиональной ОСУ
Матричная организационная структура
- Проектно-матричная ОСУ
- Характеристика матричной ОСУ
Потребность, вознаграждение, мотивация
- Понятие мотивации
- Вознаграждение
- Мотивация через потребности
- Самомотивация
- Сущность мотивации
- Теории мотивации
Теория иерархии потребностей
- Теория А. Маслоу
- Иерархия потребностей
Теория Д. Мак-Клелланда
- Взаимосвязь потребностей
- Потребность во власти
- Потребность в успехе
- Потребность в причастности
- Как формируются потребности?
Двухфакторная теория Ф. Герцберга
- Две группы факторов
- Содержание факторов
- Роли гигиенических факторов и мотиваторов
Сущность управленческого контроля
- Что такое контроль?
- Этапы процессов контроля
- Почему необходим контроль?
- Алгоритм управленческого контроля
- Масштаб допустимых отклонений
Виды контроля
- По периоду действия
- По масштабам
- По источнику
Эффективность контроля
- Принципы эффективности контроля
- Поведенческий аспект контроля
Сущность лидерства
- Что такое лидерство?
- Кого называют лидером?
- Кто может быть лидером?
- Фальшивое лидерство
Поведенческий подход к лидерству
- Что такое поведенческий подход к лидерству?
- Три стиля руководства
- Автократичный лидер
- Демократичный лидер
Персонал организации как объект управления
- Основные характеристики персонала организации (понятие персонала организации, численность и структура персонала).
- Трудовые коллективы и их роль в управлении организацией
|
Управление конфликтами в трудовых коллективах
- Конфликты в трудовых коллективах
- Предупреждение и разрешение конфликтов
Правовое и документационное обеспечение управления персоналом
- Нормативные документы, регламентирующие трудовые отношения
- Документы, применяемые в процессе управления персоналом
Кадровая политика — основа формирования стратегии управления персоналом
- Основы кадровой политики организации
- Виды кадровой политики
Маркетинг персонала
- Основы маркетинга персонала
- Самомаркетинг и его направления
- Порядок составления резюме
Становление и развитие деловой карьеры
- Понятие и виды деловой карьеры
- Управление деловой карьерой
Наем персонала и его виды
- Процедура подбора и отбора персонала
- Собеседование
- Конкурсное избрание персонала
- Прием сотрудника на работу по совместительству
Адаптация новых работников
- Понятие адаптации
- Виды и формы трудовой адаптации
Управление обучением и развитием персонала
- Корпоративное обучение и развитие персонала
- Коучинг как форма обучения
- Особенности дистанционного обучения
- Оценка эффективности обучения
Формирование и продвижение корпоративной культуры в организации
- Основы формирования корпоративной культуры...
- Укрепление корпоративной культуры в организации
Этика деловых отношений
- Профессиональная этика
- Деловой этикет
- Стиль руководства
|
Методы оценки результативности персонала организации
- Роль оценки персонала в системе управления персоналом. Понятие и критерии оценки персонала
- Традиционная система оценки персонала — аттестация (сущность, подготовка и проведение)
Практические вопросы на экзамен
1. Вы ведете отбор кандидатов на вакантную должность в Вашу фирму. При разговоре с некоторыми из них Вы выясняете, что они не имеют своей целью получение работы в Вашей фирме. Каких кандидатов Вы отберете для работы: тех, кто стремится к работе именно в Вашей фирме, или будете руководствоваться какими-либо другими критериями?
2. Новый работник Вашего отдела постоянно говорит о том, что он выполняет задание, порученное ему, намного лучше и быстрее своего коллеги, с которым совместно работает. Но на деле оказывается, что это не так. Вы приглашаете его на беседу и говорите:...
3. Вы находитесь в поиске работы. На очередном конкурсном отборе Вам предлагают заполнить анкету. В графы «Ф.И.О.», «Пол», «Профессия» Вы вписываете свои данные автоматически, а вот над графой «Цель» Ваша авторучка «замерла». Сформулируйте цель так, чтобы Вы прошли отбор и заинтересовали работодателя.
4. Для получения более точной картины о рынке труда Вы обзваниваете ряд фирм Вашего города. Вы звоните на фирму, опубликовавшую объявление о потребности в кадрах или конкурсном отборе кандидатов. Вам необходимо получить нужные сведения о фирме, но секретарь не дает Вам полную информацию о фирме, а больше интересуется Вашими профессиональными и личными характеристиками.
Вы говорите:...
5. Только что открылась новая вакансия. Она кажется Вам очень заманчивой, хотя у Вас нет опыта в такого рода деятельности. Но так как Вы хорошо себя зарекомендовали, друзья убеждают Вас решиться на это. Вам кажется, что способности позволяют Вам занять эту должность, даже с недостаточным опытом. Как Вы поступите?
6. Вам предлагают повышение. Новая должность выше оплачивается и весьма престижна. Но Вы не знаете, будет ли эта работа доставлять Вам удовлетворение, более того, предполагаете, что не будет. Как Вы поступите?
7. Как известно, на выбор карьеры влияет ряд личных особенностей человека. Письменно сформулируйте 10 черт характера, которыми должен обладать преуспевающий менеджер
8. Вы – руководитель крупной компании. Сегодня Ваш день посвящен отбору кандидата на должность начальника отдела рекламы. Вы должны провести собеседование с двумя прошедшими все испытания претендентами. Первый кандидат предварительно прислал свое резюме, а также сопроводительное письмо, характеризующее его как отличного специалиста и человека, который заинтересован в работе именно в Вашей компании. Второй претендент принес свое резюме лично, в тот момент, когда начался отбор кандидатов. К тому же, Вы знаете, что он отлично работает, так как Вам приходилось вместе с ним работать ранее.
Как Вы построите структуру собеседования с каждым кандидатом и кому отдадите предпочтение?
9. Каково будет Ваше отношение как руководителя к кандидату на вакантное место, если его сопроводительное письмо будет отпечатано на бумаге для заметок, да еще без логической структуры написания? Предпочтете ли Вы его на должность, требующуюся Вашей фирме?
Каково будет Ваше первое впечатление о кандидате, и согласитесь ли Вы пригласить его на личную беседу, так как он соответствует нужным профессиональным качествам специалиста?
10. Как Вы отнесетесь к тому, что резюме одного из претендентов на должность начальника отдела маркетинга в разделе «Опыт работы» содержит огромную информацию о различных местах работы данного специалиста (причем не более полугода на одном рабочем месте)?
Как Вы построите собеседование с этим кандидатом?
11. В сложившийся коллектив со своими традициями приходит новый руководитель. Каким образом он должен вести свою работу и разрешать возникающие конфликты:
а) вести работу, не обращая внимания на споры, конфликты, воздействуя, таким образом, положительно на подчиненных;
б) попытаться разубедить, привлечь на свою сторону тех, кто выступает против или не соглашается с нововведениями, хочет работать по-старому;
в) опираясь на актив, общественные и административные организации, поручит им разрешать возникающие споры, разногласия, конфликты?
12. В новом коллективе Вы столкнулись с такой ситуацией: Ваш подчиненный, подчеркивая свою исключительность, игнорирует Ваши указания или делает все по-своему. Каковы Ваши действия?
13. Прошло всего несколько дней после Вашего назначения на новую должность, и вдруг Вам звонят из профкома и просят выделить пять человек для благоустройства на три дня в подшефный лагерь.
Как Вы поступите:
а) постараетесь «отбиться» от поручения, ссылаясь на то, что у Вас ехать некому, да и работа под угрозой срыва, а это скажется на работе всего предприятия;
б) вызовете представителя профкома и переложите отбор кандидатов на его плечи;
в) распорядитесь, чтобы нижестоящие руководители отобрали самых «бесполезных» работников и сообщили Вам их фамилии в качестве кандидатур для поездки;
г) проинформируете всех сотрудников о просьбе профкома и предложите выдвинуть свои кандидатуры тем, кто особенно нуждается в отгулах.
14. Вы проработали в отделе после окончания колледжа всего несколько месяцев, и тут Вас вызывает начальник и говорит, что надо поехать к смежникам и помочь им наладить производство нужной для Вашего предприятия продукции. Но вчера Вас вызвали в отдел кадров и предложили поехать на курсы повышения квалификации в Москву. Что Вы выберете как самый верный путь к последующей карьере?
15. Вы приступили к новой работе только неделю назад, неожиданно возникла проблема, которую, как Вам кажется, самостоятельно решить Вы не можете. Обращаться за советом к более опытным коллегам Вам не хочется, так как боитесь потерять авторитет в их глазах и показаться несамостоятельным. Как Вы поступите?
16. Вы – новый молодой руководитель одного из подразделений предприятия и чувствуете настороженное отношение к себе окружающих Вас сотрудников. Причем Вы попали в коллектив, где нет четкого распределения и выполнения своих обязанностей. А на Вас еще давит и груз долгов, оставшихся после Вашего предшественника. Таким образом, Вам необходимо повысить уровень эффективности труда и организовать слаженную и успешную работу Вашего подразделения. Ваши действия в этот период?
17. Старшего мастера Сорокина Ивана Петровича как хорошего специалиста повысили в должности. Теперь он стал заместителем начальника цеха, однако через некоторое время стало ясно, что он не справляется со своими обязанностями и его повышение оказалось преждевременным. Таким образом, он получил сообщение, что понижен в должности (до старшего мастера). Иван Петрович расценил это как личное оскорбление и уволился с работы. Правильно ли он поступил? Почему? Как бы Вы поступили на его месте?
18. Какие факторы определяют дефицит времени. Назовите способы эффективного управления временем
19. Примите и обоснуйте ваше решение в следующей ситуации:
К руководителю учреждения культуры обратился посетитель с жалобой на начальника отдела художественного творчества, который отказался рассматривать его просьбу об организации авторского вечера поэзии, сославшись на некомпетентность, и отправил его в Союз писателей. Ваши действия:
- Оставить жалобу без внимания;
- На совещании отдела вынести порицание, указав на неправильные действия руководителя отдела;
- Пригласив начальника отдела, выяснить причину отказа и в присутствии посетителя принять решение;
- Извиниться за неправильные действия подчиненного, принять решение. При случае переговорить с подчиненным.
20. Неожиданно для всего коллектива вас назначают руководителем отдела, хотя все ожидали назначения другого человека, являющегося неформальным лидером. В коллективе накалилась обстановка.
Ваши действия («+» и «-» каждого действия описать, а затем уже выбрать наиболее оптимальный):
- Выяснить, кто является самыми яркими противниками вашей кандидатуры. Сухо, официально вызвать их на беседу и тоном, нетерпящим возражений, изложить условия их дальнейшей работы на своем месте. В случае противодействия принимать самые жесткие административные меры.
- Постараться найти общий язык с коллективом, стимулировать его положительные эмоции, например, устроить поездку за город, где в непринужденной обстановке обсудить положение в коллективе и постараться привлечь сотрудников на свою сторону.
- Привлекать коллектив к формулировке целей и выработке решений, касающихся разработки шоу-программ и организации гастролей артистов. При первой возможности продвигать подчиненных по служебной лестнице, чаще проводить совещания в коллективе, делегировать подчиненным дополнительные полномочия.
- Пустить ситуацию на самотек, не принимать близко к сердцу все выпады и уколы противника. Сохранять уверенность и надеяться, что обстановка нормализуется сама собой.