Административное исковое заявление
О защите прав несовершеннолетнего ребенка
и признании незаконным отказа в обеспечении
Руководствуясь ст. 4 ФЗ-124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений
Мой ребенок ФИО, страдает кистозным фиброзом (муковисцидозом), код по МКБ X E84.8, который внесен в перечень установленный Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 г. № 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Диагноз муковисцидоз, тяжелая форма поставлен моему ребенку в марте __ года. Длительность заболевания составляет 5 лет. Течение заболевания тяжелое. Сопутствующие диагнозы: ___________________ (выписка из истории болезни в приложении).
Согласно справке бюро медико-социальной экспертизы №- серия МСЭ-____ № ____ от ____________, ФИО, __________ года рождения, является ребенком-инвалидом (в приложении).
Поскольку у ребенка в анамнезе, наряду с основным заболеванием, имеется хронический двухсторонний гиперпластический гаймороэтмоидит и наличие в посеве, отделяемого из пазух носа, от ____________года - Ps.aeruginosa, а также с целью профилактики последующих обострений, по рекомендации профильного ЛОР-врача ГБУЗ «_______» рекомендованы ежедневные ингаляции муколитиком, в каждый носовой ход, с использованием медицинского изделия с пульсирующей подачей аэрозоля в пазухи носа - PARI SINUS (Пари-Синус).
|
Кроме того, основное лечение ребенка также основано на ежедневных ингаляциях – это базисная жизненно важная терапия, для осуществления которой необходим компрессорный ингалятор.
Учитывая тот факт, что ингалятор PARI SINUS предназначен для использования в двух режимах – постоянный или пульсирующий поток:
1. Пульсирующий аэрозоль для лечения заболеваний придаточных пазух носа с использованием небулайзера PARI LC SPRINT® SINUS.
2. Постоянный поток для небулайзерной терапии заболеваний носоглотки, гортани, трахеи и бронхов. Для ингаляции в режиме постоянного потока используются небулайзеры PARI LC Sprint, PARI LC Sprint Junior или PARI XLent. При этом указанные небулайзеры не входят в комплект поставки и приобретаются дополнительно.
В связи с этим, нет необходимости приобретать 2 ингалятора, достаточно лишь один PARI SINUS со сменными небулайзерами.
Замечу, что ребенок с рождения и пожизненно находится на ингаляционной терапии и без неё жить не может.
В связи с чем, я обратилась в поликлинику по месту жительства с заявлением о проведении комиссии для решения вопроса об обеспечении моего ребенка медицинским изделием по жизненным показаниям.
Согласно решения врачебной комиссии, протокол № ____от ____________ года, выданный мне «КГДП № ___», обеспечение моего ребенка медицинским изделием PARI-SINUS и принадлежностей к нему - невозможно, более того, члены комиссии неправильно приводят обоснования своего отказа, подменяя понятия: медицинское изделие на технические средства реабилитации.
|
В своём заявлении от 2018 г. я указывала, за счёт средств какого бюджета возможна закупка данного медицинского изделия. Однако, врачебной комиссией был рассмотрен лишь единственный источник финансирования – за счёт средств медицинской организации. Решением врачебной комиссии ответчик фактически отказывает моему ребенку в оказании медицинской помощи, у которого весь цикл ежедневной лекарственной терапии базируется на ингаляционных процедурах, чем подвергает его жизнь опасности. (Заключение ВК №___ от ___ августа 2018 года № ____прилагается).
Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (далее - Порядок).
Председатель врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений врачебной комиссии (подкомиссии) (пункт 11 Порядка).
16.10.2018 г. за № _____18 от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Красноярскому краю мною был получен ответ (прилагается), в котором ссылаясь на информацию предоставленную Заместителем министра здравоохранения Красноярского края, как и врачебная комиссия КГДП № 3 путает понятия медицинских изделий и ТСР.
Кроме того, во всех вышеуказанных ответах упоминается рекомендация госпитализировать моего ребенка с целью определения эффективности ингалятора Pari-Sinus. Отмечу, что ребенок с рождения и пожизненно находится на ингаляционной терапии и без неё жить не может.
|
Одним из последних ответов мне пришел ответ от Минздрава России от _____-__________ (прилагается), в котором указывается, что полномочия по организации обеспечения лекарственными средствами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан за счет субвенций федерального бюджета с _____ переданы субъектам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18.10.2007 № 230-ФЗ «О внесении изменений н отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и, следовательно, организация закупок лекарственных средств и медицинских изделий, предназначенных для обеспечения отдельных категорий населения, в том числе детей больных муковисцидозом, как за счет средств субвенций из федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти в сфере охраны здоровья.
В соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России предлагает обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения и в интересах моего ребенка и принять меры по обеспечению моего ребенка необходимыми медицинскими изделиями, в соответствии с рекомендациями специалистов.
Однако, Минздрав _______________ проигнорировал данную рекомендацию и вновь, сославшись на свой первоначальный ответ от ___________ № _______________ (прилагается), отказал в обеспечении моего ребенка по жизненным показаниям назначенным ему медицинским изделием. Считаю действия Минздрава Красноярского края противозаконными и причиняющими вред здоровью моего ребенка.
В соответствии с заключением консилиума Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера ФИЦ КНЦ СО РАН Регионального отделения Российского цента муковисцидоза от ____________ г. (прилагается), определено, что медицинское изделие PARI-SINUS и принадлежности к нему приобретается за счёт средств родителей. Считаю такие рекомендации неправомерными и нарушающими права моего ребенка на бесплатную медицинскую помощь.
ч. 1 ст. 25 "Всеобщей декларации прав человека", принятой 10 декабря 1948 года Генеральной ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход, который необходим для поддержания его здоровья. "Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов", принятыми Генеральной ассамблеей ООН, предусмотрено, что обеспечение инвалидам доступа к любым видам постоянного лечения и получению лекарственных препаратов, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности, - является обязанностью государства.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
В соответствии со ст. 98, ст. 37 того же закона «Об основах охраны здоровья граждан»:
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приказом Министерства Здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1206н утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи при кистозном фиброзе.
В соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1206н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при кистозном фиброзе», назначение и применение медицинских изделий, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (часть 5 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 26.12.2017 № 799-п «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», п.п. 5.3, 4.9
За счет средств краевого бюджета осуществляется финансовое обеспечение:
обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно;
При оказании дополнительной бесплатной лекарственной помощи отдельным категориям граждан, указанным в пунктах 4.7. и 4.8. Территориальной программы, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) могут применяться иные лекарственные препараты и медицинские изделия по решению врачебной комиссии медицинской организации за счет средств краевого бюджета.
Таким образом, если вышеуказанное медицинское изделие отсутствует в стандарте первичной медико-санитарной помощи при кистозном фиброзе, либо отсутствует в Территориальной программе Красноярского края, то назначение и применение его моему ребенку допускается при наличии медицинских показаний по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с положениями ст.ст. 18,19 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Обязанность по организации медицинской помощи, в том числе лекарственного обеспечения населения, в соответствии со ст. 29 ФЗ № 323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», возложена на органы исполнительной власти, в данном случае на Министерство здравоохранения Красноярского края.
В соответствии со ст. 9, 98 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение и реализацию государственных гарантий в сфере охраны здоровья и соблюдение прав и свобод граждан в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, у Министерства здравоохранения Красноярского края имеются правовые основания для организации обеспечения ребёнка-инвалида Зарифулиной А.Р. медицинским изделием Pari-Sinus, назначенным ей консилиумом врачей и профильным ЛОР-врачом.
Бездействие органов исполнительной власти Красноярского края приводит к нарушению прав моей дочери в области здравоохранения, снижению уровня государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и может повлечь причинение вреда её жизни и здоровью.
Постановка реализации права заявителя на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения его лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в зависимость от наличия в бюджете соответствующих средств не допустима, на что в том числе указывал неоднократно Верховный Суд РФ (определение N 24-КГ14-6 от 08.10.2014).
С учетом судебной практики, суды приходят к выводу о том, что отсутствие необходимого лекарственного средства или медицинского изделия в Перечне, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 N 665, не является основанием для отказа в обеспечении гражданина указанными препаратами и мед.изделием. Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.02.2006 N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно или с 50-процентной скидкой" разъяснено, что Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 предусматривает финансирование расходов при оплате лекарственных средств и медицинских изделий определенным группам населения за счет средств субъектов РФ и иных источников, привлекаемых им на эти цели.
Согласно ст. 62 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 220 Кодекса административного судопроизводства РФ,
ПРОШУ СУД:
1. Признать не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы несовершеннолетней _______________, _________________ года рождения действия Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «_______________ городская детская поликлиника № ____», связанные с отказом от _______________ 20___ года № ___________ в льготном обеспечении назначенным и необходимым ей по жизненным показаниям медицинским изделием компрессорным ингалятором Pari-Sinus и необходимым комплектом небулайзеров, трубок-воздуховодов и фильтров к нему.
2. Признать не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы несовершеннолетней _________________________, _________________ года рождения действия консилиума Научно-исследовательского института медицинских проблем _______________ Регионального отделения Российского цента муковисцидоза, связанные с рекомендацией от ___________ о приобретении компрессорного ингалятора Pari-Sinus и необходимым комплектом небулайзеров, трубок-воздуховодов и фильтров к нему за счёт родителей.
3. Признать не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы несовершеннолетней _____________, _______________ года рождения действия Министерства Здравоохранения _________________, связанные с отказом от _______________ № ____________________ в льготном обеспечении назначенным и необходимым ей по жизненным показаниям медицинским изделием компрессорным ингалятором Pari-Sinus и необходимым комплектом небулайзеров, трубок-воздуховодов и фильтров к нему.
4. Признать не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы несовершеннолетней __________________, ________________ года рождения действия Территориального органа Росздравнадзора по _________________________связанные с не проведением качественной проверки организации её льготного обеспечения по жизненным показаниям медицинским изделием и принятием решения от ________________ г. за № __________________.
5. Обязать Министерство здравоохранения _______________________ принять решение обеспечить ____________________, ____________________ года рождения медицинским изделием Pari-Sinus и необходимым комплектом небулайзеров, трубок-воздуховодов и фильтров к нему за счёт средств регионального бюджета.
Приложения:
1. Копия выписной справки от
2. Копия выписной справки
3. Руководство по эксплуатации PARI SINUS – 2 л.
4. Руководство по эксплуатации Небулайзеров Пари ЛЦ Спринт – 4 листа
5. Заключение врачебной комиссии №
6. Ответ МЗ от № – 3 листа
7. Ответ Территориального органа Росздравнадзора
8. Ответ МЗ России от 13.11.2018 г. №25-3/3120483-12557 – 2 листа
9. Ответ МЗ
10. Копия административного иска по числу ответчиков.
11. Копия выписки из истории болезни ребенка
12. Копия справки об инвалидности
13. Копия св-ва о рождении ребенка
14. Копия паспорта законного представителя (матери)
15. Копии чеков об отправке сторонам иска
«___» _______ 2018 года _____________/ ____________________