ТЕМА 5. Телевизионные камеры.




Телевизионные камеры бывают двух видов – студийные и видеокамеры (камкордеры). Основой любой телекамеры является камерная головка. У студийной камеры камерная головка стыкуется с камерным адаптером, к которому, в свою очередь, подсоединяется камерный кабель. С помощью кабеля камера соединяется с камерным каналом (блоком управления камерой). Студийная телекамера применяется для многокамерной съемки в составе АСБ и ПТС. При этом сигналы по камерному кабелю поступают в аппаратную:

- режиссеру на видеомикшер для включения камер в программу;

- инженеру, который может дистанционно регулировать основные параметры камер, чтобы добиться идентичной картинки с каждой из них.

Видеокамера – это камерная головка, соединенная с видеомагнитофоном (рекордером). Отсюда международное название - камкордер. Видеокамера может работать автономно, то есть осуществлять однокамерную съемку. Видеокамера, в отличие от студийной, предназначена для работы не только с видео, но и со звуком – у нее есть встроенный микрофон и могут подключаться внешние микрофоны.

Основным элементом телевизионной камеры является преобразователь «свет-сигнал». Существуют два типа преобразователей свет-сигнал:

1. Передающие трубки (плюмбиконы, глетиконы). Хотя они еще применяются на ТВ, но уже уходят в прошлое. Особенностью применения передающих трубок является сложность настройки камер к работе и поддержание параметров во времени.

2. Приборы с зарядовой связью – ПЗС. В международной терминологии CCD.
В середине 90-х годов все производители ТВ-камер перешли на ПЗС. Камеры на ПЗС не требуют утомительных настроек параметров, имеют меньшие размеры, гораздо удобнее и стабильнее в работе.

В современных телекамерах преобразователями свет-сигнал служат матрицы CCD.

CCD- это Chardge- Coupled Device, что в переводе означает прибор с зарядовой связью (ПЗС). Первые ПЗС появились в 1970 году, вскоре начали применяться в телевизионных камерах. Непрерывно совершенствуясь, ПЗС отвоевывали у электронно-лучевых трубок один параметр за другим. В 90-м году ПЗС матрицы обошли электронные трубки по всем параметрам и полностью вытеснили их в телекамерах.

В настоящее время в ТВ-камерах используются два типа ПЗС матриц, это матрицы со строчным переносом зарядов (IT) и покадрово-строчным (FIT) переносом зарядов. Матрица IT подвержена влиянию ярких объектов в изображении. Это влияние проявляется в виде вертикальных столбов, возникающих от ярких источников света в кадре (технический термин‘‘смаз‘’).

Такие столбы недопустимы в камерах высокого класса, предназначенных для студийного и внестудийного производства. Однако в видеосюжетах новостийных программ с такими недостатками можно мириться. Матрицы FIT боле совершенны, “смаз” в них сведен к минимуму, но они и значительно дороже матриц со строчным переносом заряда.

Очень важное значение имеет физический размер матриц. От того, какого размера матрица практически однозначно зависит класс камеры. Размер ПЗС матрицы измеряется в дюймах. Типовые размеры матриц- 2/3”,1/2”, 1/3”,1/4”, 1/6”. Матрицы 2/3” применяются в камерах вещательного класса (самые лучшие с точки зрения качества получаемого изображения).

Матрицы 1/2”, применяются в камерах профессионального класса (могут использоваться для новостей).

Матрицы 1/3”, 1/4” применяются в камерах полупрофессионального качества (также с успехом могут использоваться для новостей).

Матрицы 1/6” применяются в бытовых (любительских) камерах.

Во всех камерах, кроме самых дешевых любительских, используются по три матрицы для сигналов R, G, B. Матрицы ПЗС вместе с цветоделительным блоком и объективом составляют оптическую часть телекамеры.

Объективы, встроенные в видеокамеры, представляют собой сложную оптическую систему. Характеристики объектива оказывают большое влияние на полученное в результате съемки изображение, тем самым играют существенную роль в создании телепрограмм или фильмов.

Основные параметры объектива следующие: фокусное расстояние, диафрагма, коэффициент (кратность) увеличения.

Фокусное расстояние является важной характеристикой объектива. От фокусного расстояния зависит масштаб изображения при съемке с одного и того же расстояния. Чем больше фокусное расстояние, тем больше масштаб изображения. Существует такая градация объективов по фокусному расстоянию: широкоугольный, нормальный, портретный, длиннофокусный.

Нормальный объектив имеет угол поля изображения близкий 28°, что приблизительно соответствует углу зрения неподвижного человеческого глаза. Это означает, что такой объектив сформирует изображение в масштабе, привычном для человека.

Величина фокусного расстояния измеряется в миллиметрах, например при съемке на обычную фотопленку с размером кадрика 24х36 мм фокусное расстояние будет такое:

широкоугольный – 28-35 мм; нормальный – 50 мм; портретный – 85-130 мм; длиннофокусный 180-300 мм.

 

Существует две разновидности объективов: с постоянным фокусным расстоянием и с переменным фокусным расстоянием. До появления цветного телевидения телекамеры оснащались четырьмя объективами (с постоянным фокусным расстоянием), установленными на одну турель на передней части камеры. Для получения требуемого увеличения турель вращалась до тех пор, пока подходящий объектив не оказывался напротив передающей трубки. На современные видеокамеры всегда устанавливаются трансфокаторы (объективы с переменным фокусным расстоянием), которые позволяют легко менять масштаб изображения. В фотографии такие объективы называются зумм-объективами.

 

Так как у трансфокатора фокусное расстояние меняется, то важнейшей характеристикой такого объектива является диапазон изменения фокусного расстояния, что определяется как коэффициент трансфокации или кратность объектива. Кратность объектива показывает во сколько раз изменяется фокусное расстояние объектива и тем самым масштаб изображения. Если, например, фокусное расстояние данного объектива изменяется в пределах 20 – 200 мм, то это означает, что кратность этого объектива равна 10. На объективе это обозначается так - х10.

В студии обычно достаточно 14-ти кратного объектива, так как в студии не возникает особых проблем с пространством и крупностью планов. Для камкордеров желательно иметь объектив не менее 18-20 - ти крат и желательно, чтобы начальный угол объектива был пошире. Ведь видеокамерой приходится снимать и в крохотных тесных комнатках и на широком просторе, например на шахтах, в полях и т. д. Для ПТС нужны мощные объективы с кратностью 48-76 и больше, так как съёмки ПТС часто производятся на больших открытых пространствах (например, стадионы или площади), при этом камера, стоящая на большом расстоянии от объекта съемки, должна давать и общие планы и укрупнения.

Для съёмки очень мелких предметов (небольшие фотографии, монеты, марки или деталь лица) у объективов существует специальный режим “Макро”. В телекамерах чаще всего применяются объективы фирм Fujinon, Canon.

Диафрагма (IRIS). Диафрагмой называется специальное приспособление, которое предназначено для регулировки количество света, проходящего через объектив. Степень открытости диафрагмы регулирует количество света, которое попадает через объектив на матрицу видеокамеры.

При повороте кольца диафрагмы изменяется диаметр действующего отверстия объектива, увеличивая или уменьшая количество света, попадающего на матрицы видеокамеры. Чем больше диафрагма закрыта, тем более высокая цифра этому соответствует.

Типичные значения диафрагмы: 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22. Открывание (или закрывание) на одно деление диафрагмы означает увеличение (или уменьшение) количества света на матрицу камеры в два раза. Чем больше мы можем открывать диафрагму, тем больше возможностей при съемке в условиях низкой освещенности. Наименьшее значение диафрагмы, которое может быть у конкретного объектива, называется светосилой объектива. Если два типа объектива имеют одинаковые основные параметры, то лучшим из них будет тот, у которого лучше светосила

 

Для контроля изображения при съёмке служат видоискатели. Видоискатели обычно черно-белые. У них более четкая картинка, что облегчает оператору фокусировку камеры и меньше, чем цветной видоискатель утомляет оператора.

В камкордерах обычно применяется видоискатель с размером изображения 1,5 дюйма. Он может поворачиваться на 90 градусов по вертикали, смещаться как по горизонтали, так и вперед-назад, окуляр видоискателя имеет настройку диоптрий (фокусировку) под особенности зрения оператора. Полупрофессиональные камеры часто дополнительно комплектуются 3-х дюймовым цветным ЖКИ дисплеем.

Студийные камеры оснащаются большим видоискателем размером 4-5 дюймов. Кроме снимаемого изображения на экран видоискателя может выводиться служебная информация, необходимая оператору при работе: индикатор состояния аккумулятора, индикатор уровня звука, “зебра”, индикатор усиления, диафрагмы.

 

Вопросы к семинару:

1. Какие бывают телевизионные камеры?

2. Каких видов и размеров бывают матрицы ПЗС?

3. Что такое фокусное расстояние?

4. Какие объективы применяются в телекамерах?

5. Какие бывают видоискатели?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: