Музыкально-ритмическая минутка.




Класс

17.11.21

Тема урока: «Жанры инструментальной и вокальной музыки»

Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.

§ образовательные:

§ познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке;

§ показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке;

§ раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта;

§ разучить «Баркаролу» Ф.Шуберта;

§ научить различать жанры по характеру звучания.

§ развивающие:

§ развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа;

§ расширять музыкальный кругозор учащихся;

§ формировать исполнительские навыки.

§ воспитательные:

§ воспитывать музыкальный вкус;

§ формировать позитивное отношение к классической музыке.

§ коррекционные:

§ развивать интеллектуальные и эмоциональные возможности детей

§ развивать в детях чувство прекрасного;

§ корригировать нежелательные психологические проявления и чувства (тревожность, агрессивность, страх);

§ корригировать особенности поведения с помощью слушания и исполнения музыкальных произведений.

Ожидаемый результат:

1. Владеть понятиями: «вокализ», «песни без слов», «баркарола и «романс» в инструментальной музыке.

2. Знать ФИО композиторов, музыка которых звучала на уроке.

3. Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

4. Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.

5. 5.Уметь различать жанры по характеру звучания.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 5 класс

УМК:

· Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М.:Просвещение, 2012.

· Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.

· Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М.:Просвещение, 2014.

Музыкальный материал:

«Вокализ» С.В.Рахманинова,

«Романс» Г.Свиридова,

«Песня венецианского гондольера» g-moll Ф.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта.

Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Структура урока:

I. Организация учащихся на урок.

II. Актуализация знаний.

III. Основной этап урока.

1. Беседа.

2. Слушание и анализ музыкальных произведений:

a. раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса,

b. общность жанров песен без слов и баркаролы.

3. Музыкально-ритмическая минутка:

IV. Вокально-хоровая работа.

1. Подготовка к песенной деятельности.

2. Песенная деятельность.

V. Подведение итогов урока.

Ход урока:

I Организация учащихся на урок.

Приветствие.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о музыке и литературе.

Слайд 1.

II. Актуализация знаний.

-Что связывает между собой эти два искусства?

-Что такое вокальная музыка?

Слайд 2.

-Какие жанры вокальной музыки мы знаем?

-Что такое инструментальная музыка?

-Какие жанры инструментальной музыки мы знаем?

III. Основной этап урока.

Беседа.

Мы с вами знаем, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы.Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия.

- Как вы думаете, почему?

Совершенно верно. Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками.

В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне

- Что стало бы с песней без стихотворного текста?

Конечно, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё.

Останется самое главное – мелодия.

- А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда?

И получится песня без слов.

2.Слушание и анализ музыкальных произведений:

  • раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса.

Так в музыке возникли жанры, где главной является выразительная песенная мелодия. Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.

(Звучит фрагмент «Вокализа» С.В.Рахманинова)

- Что это за жанр?

Может быть, вы вспомнили и произведение?

- Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке (обычно «а»).

Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.

Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова - это уже концертное произведение.

- Какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение?

- Нужны ли здесь слова?

Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».

-Что такое интонация?

Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.

Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.

(Звучит романс Г.Свиридова)

- Почему композитор назвал своё произведение «Романс»?

- Пел ли здесь кто-нибудь?

- Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку?

Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему звучанию напоминающее переборы гитары.

И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.

· общность жанров песен без слов и баркаролы;

А сейчас мы с вами познакомимся с новым композитором.

Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде.

Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка.

Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте,

-Какие черты песен на воде можно услышать в произведении?

(Звучит «Песня венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.)

- Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке?

Верно. Мы слышим здесь плеск волн, красивую, напевную мелодию.

Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола».

Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?

(Звучит «Баркарола» Ф.Шуберта)

- Так почему романс назван «Баркаролой»?

- Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?

- Что общего между песнями без слов и баркаролой?

Музыкально-ритмическая минутка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: