КАФЕДРА МУЗЕОЛОГИИ И БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫРЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАФЕДРА МУЗЕОЛОГИИ И БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пономарёв Виталий Сергеевич

СЕТЬ ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ: ПРОБЛЕМЫКЛАССИФИКАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ

 

 

Магистерская диссертация

по направлению подготовки 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»

 

К защите допускаю:

 

Декан факультета __________________ / Швецова А.В.

(д.ф.н., проф.) «__­­­­­_»___________ 2017г.

 

Зав. кафедрой

(к.и.н., доцент) __________________ / Севастьянов А.В.

«____»___________ 2017г.

 

Науч. руководитель:

(к.и.н., доцент кафедры) __________________ / И.Ф. Стельмах

«____»___________ 2017г.

 

Симферополь, 2017

 

 

Пояснительная записка на магистерскую квалификационную работу

Пономарёв Виталий Сергеевич

На тему: «СЕТЬ ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ: ПРОБЛЕМЫКЛАССИФИКАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ»

Актуальность темы. Актуальность исследования. Музей – это многофункциональная система, которая направлена на сохранение, изучение и последующее воспроизведение исторической памяти человечества, сам музей как социальный институт уже является ее частью, и его значение сложно переоценить.Музейная сеть Российской Федерации представляет собой не только известные исторические, художественные, литературные музеи, но и значительное количество музеев естественно-исторического направления, основной целью которых является популяризация и сохранение природного наследия. Они органично дополняют музейное пространство страны.Профильная группа естественно-научных музеев, собрания которых документируют процессы, происходящие в природе, взаимодействие природы и общества, а также развитие естественнонаучных дисциплин, определена достаточно точно еще в 80-х годы. С 1992 года Государственным Дарвиновским музеем проводится активная работа по выявлению сети естественно-исторических музеев Российской Федерации и сбору сведений о них. Результатом многолетних трудов явился выпуск сборника, в котором приведены сведения о 424 музейных учреждениях России. Указаны почтовые адреса, номера телефонов, адреса электронной почты и ссылки на сайты. В структуру статей о музеях включена краткая история музея, история формирования естественнонаучной коллекции, отмечены наиболее ценные экспонаты. Описания дополнены иллюстративным материалом.Сеть естественно-исторических музеев Крыма на сегодняшний день не выявлена в полном объеме и в сборник не включена, в то время как Крымский полуостров является в то же время одним из наиболее оригинальных и богатых в природно признанным природным музеем. На полуострове собраны в миниатюре не только многие характерные ландшафты Земли, но и единственные в своем роде географические, геологические, гидрологические, ботанические, зоологические и другие природные памятники. Современная сеть заповедных территорий Крыма насчитывает более 160 объектов, занимающих около 5% площади полуострова. Среди особо охраняемых территорий – 6 природных заповедников (Крымский, Ялтинский, Мыс Мартьян, Карадагский, Казантипский, Опукский – треть имеющихся в стране), 35 ландшафтных, гидрологических, ботанических, орнитологических заказников, 74 памятника природы, 38 парков-памятников садово-паркового искусства и 9 заповедных урочищ.

Естественно-исторические музеи на современном этапе используются как хранилища, образовательные или культурно-досуговые учреждения, также они в значительной степени направлены на научно-исследовательскую деятельность.Материалы естественно-исторических музеев Крымского полуострова активно используются в рамках культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности, служат базой для написания научных работ. Например, для участия в межвузовских студенческих научно-практических конференциях, во Всероссийских научно-практических конференциях, различных конкурсах, олимпиадах.

Целью данной работы является выявление и анализ сети естественно-исторических музеев, а также решение проблем классификации и актуализации музеев указанного профиля в культурном пространстве полуострова и Российской Федерации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить историю создания и развития естественно-исторических музеев Крыма;

- описать и классифицировать сеть естественно-исторических музеев Крыма;

- проанализировать особенности функционирования естественно-исторических музеев Крыма на современном этапе;

- определить проблемы, связанные с актуализацией сети естественно-исторических музеев Крыма в контексте природного наследия полуострова;

– на основе современных тенденций в музейной сфере определить и предложить возможные направления решения проблемы актуализации естественно-исторических музеев полуострова.

Объект исследования: сеть естественно-исторических музеев Крыма.

Предмет исследования: проблемы функционирования системы естественно-исторических музеев в контексте актуализации природного наследия полуострова.

Географические границы исследования определяются территорией Крымского полуострова.

Хронологические границы определяются периодом от возникновения первых естественно-исторических музеев до современности.

Методы исследования:

- историко-хронологический – позволяет выделить периоды создания и развития естественно-исторических музеев;

- метод системно-сравнительного анализа – необходим для анализа и сравнения основных направлений деятельности различных естественно-исторических музеев;

Научная новизна и теоретическая значимость исследования проявились в следующем:

- впервые проанализирована структура сети естественно-исторических музеев Крыма;

- уточнена история становления и развития естественно-исторических музеев Крыма;

- составлены рекомендации по активизации деятельности, направленной на популяризацию и актуализацию естественно-исторических музеев Крыма;

Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы для улучшения деятельности функционирования сети естественно-исторических музеев Крыма.

Апробация результатов исследований осуществлена в рамках V Международной научно-творческой конференции «Искусство и наука третьего тысячелетия» (Симферополь, 2016).

Публикации. Положения магистерской диссертации были опубликованы в статье Пономарев В. С. Естественно-исторические музеи в контексте популяризации природного наследия полуострова в Материалах V Международной научно-творческой конференции «Искусство и наука третьего тысячелетия» в 2016 г.

Структура магистерской дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Основное содержание магистерской дипломной работы.

Во введении обоснованы выбор темы, её актуальность и научное значение, определены объект, предмет, хронологические и географические рамки исследования, сформулированы цели и задачи работы, определены новизна и практическое значение полученных результатов. Указана апробация сделанных выводов.

Первый раздел включает в себя историю появления и развития естественно исторических музеев России с XVIII века до наших дней.

Второй раздел посвящен описанию и анализу сети естественноисторических музеев полуострова. Рассмотрены

Севастопольский Морской Аквариум; Музей морской фауны и флоры Южного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (г. Керчь); Музей природы Карадага (пгт Курортное); Научный Музей Никитского ботанического сада; Музей шедевров природы нашей планеты и ее древностей (пгт Партенит); Школьный Музей естественной истории (г. Керчь); Музей мелиорации (г. Симферополь); Музей Анатомии человека и истории морфологии кафедры нормальной анатомии человека Медицинской академии имени им. С. И. Георгиевского Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (г. Симферополь); Межшкольный краеведческий музей им. Е. Н. Овена (г. Севастополь); Зоологический музей Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского; Музей природы Крымского природного заповедника (г. Алушта).

Третий раздел раскрывает проблемы актуализации естественно-исторических музеев Крыма в контексте истории и культурного развития.

В результате проделанной работы была проанализирована сеть естественно-исторических музеев Крыма, а также проблемы их актуализации. Изучена история и развитие Крымских естественно-исторических музеев. Проведена их классификация, выявлены особенности функционирования естественно-исторических музеев, определены проблемы, а также решения, связанные с актуализацией сети естественно-исторических музеев Крыма в контексте природного наследия полуострова.

В первом разделе были рассмотрены определение категории естественно-исторических музеев Крыма и их развитие в разные периоды истории: дореволюционное развитие, в советское время и современность. Раскрыта роль естественно-исторических музеев в просветительских и образовательных процессах, прослежено образование и развитие естественно-исторических музеев на протяжении истории.

Самым первым был образован Феодосийский краеведческий музей, в 1811 году. Старейшими также считаются Научный Музей Никитского ботанического сада начинает свою историю практически одновременно с самим ботаническим садом, а также Центральный музей Тавриды.

Музеи в то время, комплектовались преимущественно из пожертвований «бескорыстных любителей старины». Однако огромную роль сыграло образование Таврической учёной архивной комиссии, которая собирала сведения о древних исторических памятниках, занималась охраной памятников архитектуры, архивов, составлением археологических карт, сохраняя культурное наследие и помогая комплектовать коллекции музеям.

Изучив материалы по этому разделу можно сделать выводы, что в настоящее время в Крыму функционирует сеть естественно-исторических музеев, представленная 11 учреждениями. Естественно-исторические

музеи несут в себе культурно-просветительскую и образовательную функции, дают возможность посетителю дополучать и расширять свои знания о природных богатствах. Работа в музеях, органично связанных с просветительским и образовательным процессом, создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности посетителей, помогает научиться работе с экспонатами и необходимыми техническими средствами.

Второй раздел содержит характеристику и особенности естественно-исторических музеев Крыма, а также сравнение экспозиционной деятельности естественно-исторических музеев Крыма.

На основе изученных документов по теме второго раздела, можно сделать вывод, что естественно-исторические музеи Крыма можно разделить на два типа: научно-исследовательские и научно-просветительские. Существуют палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и прочие. Соответственно отличается и экспозиция. Экспозиция – это одна из форм музейной коммуникации, на которой строится основная работа в музее. Ведь именно наличие подлинного предмета, возможность его увидеть является отличительной особенностью музея.Третий раздел посвящён основным существующим формам взаимодействия с музейной аудиторией в естественно-исторических музеях Крыма. Кроме того, освещены проблемы актуализации естественно-исторических музеев Крыма в культурном пространстве полуострова и попытки их решения.Для крымских естественно-исторических музеев характерно применение в основном традиционных форм взаимодействия посетителями. Однако, хоть экспозиция – главная несменная форма в работе музеев, естественно-исторические музеи будто бы предназначены для интерактивных методов. Так, наука станет интереснее для детей и смалых лет будет формироваться экологическое воспитание, интерес и любовь к истории и природе.

Безусловно, в естественно-исторических музеях Крыма, используются технологии, однако этого недостаточно. Интерактивность – как метод показа ещё нов для музеев Крымского полуострова. Возможно в будущем, роль таких музеев в культурной жизни в скором времени будет возрастать, т.к. эти музеи актуальны.

В рамках исследования было произведено анкетирование, направленное на выявление актуальности естественно-исторических музеев в Крыму.Жителям города Симферополя было предложено ответить на 9 вопросов. Было опрошено 90 человек. Возраст опрошенных преимущественно 16-35-летнего возраста. Выводы, сделанные в ходе исследования:

· Человек в среднем посещает музей от 1 до 5 раз в год.

· Большая часть опрошенных не знает о Крымских естественно-исторических музеях, а если и слышали, то посещали один-два раза.

· При этом, интерес о естественно-исторических музеях существует и обострён благодаря данному опросу. В будущем, такие музеи должны быть востребованы.

Следует разобраться, почему наблюдается такая ситуация. В Крымских естественно-исторических музеях можно выделить ряд проблем — это недостаточное финансирование музеев данного профиля, а также несогласованность в работе между такими музеями в Крыму, отсутствие коммуникации, что, несомненно, негативно сказывается на их работе.

Для решения финансовой проблемы есть несколько путей решения:

1) привлечение инвесторов;

2) привлечение помощи государства, посредством организации массовых, либо благотворительных мероприятий;

3) привлечение туристов в музеи;

4) и другие.

При достаточном финансовом обеспечении, есть возможность закупки нового оборудования, что повышает интерес к посещению музея. С помощью новых технологий экспонаты могу быть показаны более интересным способом.

Активное включение посетителей в музейное пространство и взаимодействие их с экспонатами ускоряет процесс восприятия информации.

В естественно-исторических и научно-технических познавательных музеях использование интерактивных инсталляций непосредственно в экспозиции может быть уместно и крайне увлекательно для посетителей.

Естественно-научные музеи являются необходимой составляющей жизни современного общества, поскольку выполняют ряд важных функций (проводят научные исследования, формируют фонды коллекций, осуществляют просветительскую и образовательную работу).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: