Выбор вида и типа транспортных средств.




Существуют такие основные виды транспорта:

– железнодорожный;

– морской;

– внутренний водный (речной);

– автомобильный;

– воздушный;

– трубопроводный.

Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, преимущества и недостатки, которые определяют возможности его использования в логистической системе (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительные логистические характеристики разных видов транспорта

Вид транспорта Преимущества Недостатки Сфера использования
Железнодорожный Высокая провозная и пропускная способность. Независимость от климатических условий, времени года и суток. Относительно низкие тарифы. Высокая скорость доставки на большие расстояния. Ограниченное количество перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Низкая доступность до конечных потребителей. Недостаточно высокая сохранность груза. Практически не ограничена.
Морской Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на далекие расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоемкость перевозок. Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки. Зависимость от географических, навигационных и погодных условий. Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры. Жесткие условия к упаковке. Низкая частота отправок. Практически не ограничена.
Внутренний водный (речной) Высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость. Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки. Зависимость от неравномерности глубины рек и водоемов, навигационных условий. Сезонность работы. Недостаточная надежность перевозок и сохранности груза. Практически не ограничена.
Автомобильный Высокая доступность. Возможность доставки груза «от дверей до дверей». Большая маневренность и гибкость. Высокая скорость доставки груза. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. Высокая сохранность груза, возможность его отправления маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее приемлемого перевозчика. Менее жесткие требования к упаковке товара. Низкая продуктивность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Низкий уровень эксплуатационных показателей. На короткие расстояния (до 300 км)
Воздушный Самая высокая скорость доставки груза. Высокая надежность. Наилучшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок. Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта. Высокая капиталоемкость, материалоемкость и энергоемкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географическая доступность. Практически не ограничена
Трубопроводный Низкая себестоимость. Высокая продуктивность (пропускная способность). Высокая сохранность груза. Низкая капиталоемкость. Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты и т.д.), ограниченная доступность малых объемов транспортируемых грузов. Ограничена номенклатурой грузов.

Выделяют шесть основных факторов, которые влияют на выбор транспорта:

– время доставки;

– частота оправлений груза;

– надежность соблюдения графика доставки;

– способность перевозить различные грузы;

– способность доставлять груз в какую-либо точку территории;

– стоимость перевозок.

Автомобильный тип

· Транспортные средства: различные типы автомобилей — легковые, автобусы, грузовые;

· Пути сообщения: автомобильные дороги, мосты, тоннели, путепроводы, эстакады;

Железнодорожный

· Транспортные средства: локомотивы и вагоны

· Пути сообщения: Железнодорожный путь, мосты, тоннели

Воздушный

· Транспортные средства: самолёты и вертолёты

· Пути сообщения: воздушные коридоры

Трубопроводный

  • Трубы укладывают на земле или под землёй, а также на эстакадах.
  • Движение груза осуществляют насосные или компрессорные станции.

Анализ транспортировки.

Для анализа транспортировки нужны три группы данных: схема транспортной сети, данные о спросе на отгрузку и доставку, характеристики оперативной деятельности. Схема транспортной сети отражает все возможные маршруты и служит основой для любого анализа перевозок. Основные виды транспортировки
1. Унимодальная (одновидовая) транспортировка

Осуществляется одним видом транспорта, например автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункт транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспортировки в такой перевозке являются вид груза, объём отправки, время доставки груза, затраты на перевозки. Например, при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей целесообразнее применять железнодорожный транспорт, при мелкопартийных отправках на короткие расстояния - автомобильный.

2. Смешанная

Осуществляется обычно двумя видами транспорта, например, железнодорожно-автомобильный, речной-автомобильной, морской-железнодорожной и т.п. при этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского 9речного0 порта транспортного узла. Признаками смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса.

3. Комбинированная

Эта перевозка отличается от смешанной наличием более чем двух видов транспорта. Её использование обусловлено структурой логистических каналов снабжения. Когда, например, отправка крупных партий ГП производиться с завода-изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли осуществляется автомобильным транспортом.

4. Интермодальная

Это перевозка груза несколькими видами транспорта, при котором один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов назначения и в зависимости от деления ответственности за перевозку выдаются различные виды транспортных документов.

5. Мультимодальная

В этом случае есть лицо, которое организует перевозку, несёт за неё ответственность на всём пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.

Основные критерии при выборе способа перевозки:
- Минимальные затраты на транспортировку
- Заданное время транзита (доставки груза)
- Максимальная надёжность и безопасность
- Минимальные затраты (ущерб), связанные с запасами в пути
- Мощность и доступность вида транспорта
- Продуктовая дифференциация

Направления анализа транспортировки:
- группировка отправки
- определение частоты и последовательности доставок
- определение за каким т.с. закреплен маршрут и наоборот - за каким маршрутом какой вид транспортного средства
- за каким потребителем закреплен т.с. (какой лучше для этого клиента)
- сроки и иные требования (ответственность, сохранность, уровень тарифов и т.д.) которые будет предъявлять потребитель

44. Системы планирования перевозок. Транспортные маршруты. Тарифы на транспортные услуги.

Транспортные тарифы

 

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов.

Тарифы включают в себя:

- плату, взыскиваемую за перевозку грузов;

- сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

- правила исчисления платы и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должны обеспечивать:

- транспортному предприятию - возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибы-ли;

- покупателю транспортных услуг - возможность покрытия транспортных расходов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.

На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исклю-чительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы - это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также гру-зов для самих железных дорог. Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах данной железной дороги.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

- сдельные на перевозку грузов;

- на повременное пользование грузовыми автомобилями;

- за перегон подвижного состава;

- договорные и др.

На стоимость перевозки автомобильным транспортом оказывают влияние такие факторы, как расстояние перевозки, масса и объемный вес груза, грузоподъемность и тип автомобиля, время использования автомо-биля и др.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынка.

Тарифы

 

Для улучшения системы грузоперевозок на предприятии и повышения эффективности использования по-движного состава может быть предложено такое мероприятие как разработка рационального маршрута движения транспортных средств.

 

Организация движения подвижного состава на маршрутах должна обеспечивать наибольшую производи-тельность и наименьшую себестоимость перевозок. Маршрутом движения называется путь следования по-движного состава при выполнении перевозок. Маршруты бывают маятниковые и кольцевые.

 

Длиной маршрута называется путь, проходимый автомобилем от начального до конечного пункта маршру-та.

 

Оборотом подвижного состава на маршруте называется законченный цикл движения, т.е. движение по всему маршруту с возвращением в начальный пункт, из которого началось движение, с выполнением всех соответствующих операций (погрузка – разгрузка, оформление документов и т.д.).

 

Маятниковым маршрутом называется такой маршрут, при котором движение между двумя пунктами неод-нократно повторяется.

 

Маршрутизация заключается в разработке таких маршрутов движения подвижного состава, которые обеспечивают наилучшее использование пробега автотранспортных средств.

 

Выбор маршрута зависит от дислокации погрузочно-разгрузочных пунктов, рода груза и типа использова-ния подвижного состава. На составление маршрутов оказывает влияние род перевозимых грузов. В ряде случаев даже при наличии встречных грузопотоков порожний пробег подвижного состава неизбежен. Ока-зывает влияние и тип используемого подвижного состава. Так, при применении специализированного по-движного состава (кроме автомобилей–самосвалов) порожний пробег в большинстве случаев также исклю-чить нельзя.

 

Количество груза на определенном маршруте часто не обеспечивает полной загрузки подвижного состава в течение времени работы. Поэтому на практике очень часты случаи, когда в течение смены подвижной со-став используется для перевозки грузов по нескольким заказам.

В качестве критериев выбора наилучшей альтернативы

на перевозку 1 т груза; повышение коэффициента использования пробега.

 

Разрабатывая маршруты, необходимо учитывать, что наиболее целесообразна организация движения по-движного состава по маятниковым маршрутам с обратным не полностью груженым пробегом или с груже-ным пробегом в обоих направлениях. Кольцевые маршруты организуются в тех случаях, когда маятниковые маршруты организовать невозможно.

 

Правильное составление маршрутов обеспечивает достижение наивысшего коэффициента использования пробега, а, следовательно, обеспечивает снижение себестоимости перевозок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: